Фото и видео

Обзор зеркальной фотокамеры Sony a99 II: большой брат

#Управление, дисплей, видоискатель

Главные достоинства управления Sony a99 остались на месте: множество клавиш быстрого доступа (в меню нужно заходить нечасто), в большинстве случаев удачное местоположение – причем кнопки разной формы (какие-то гладкие, какие-то с углублениями, какие-то с рельефом), в разных углублениях, расположенные временами под углом. Через два-три дня активного использования камеры запоминаешь на ощупь, где что, и смотреть на маркировки уже нет необходимости.

 
 

Большая часть кнопок и селекторов – программируемая, их функции в разных режимах можно менять в меню. Но остались и те же недостатки – селекторные диски утоплены глубоко в корпус, пользоваться ими неудобно, а тот самый джойстик, использующийся для смены точки фокусировки, навигации по меню и переключения кадров, очень тугой и неотзывчивый. Привыкнуть к нему за почти месяц тестирования у меня так и не получилось, регулярно приходилось мучиться в простейших ситуациях. Также мне не понравилось положение кнопки пуска видео – к ней необходимо тянуться большим пальцем, а при нажатии камера ощутимо дергается, что заметно на записи.

Логика интерфейса не изменилась – это характерные для Sony быстрое меню в виде занимающей часть экрана матрицы и основное меню с горизонтальной навигацией. Переключаться можно как между отдельными закладками, так и по разделам. Все довольно просто, логично и грамотно организовано.

Но весьма удивило и то, что вместе с интерфейсом не изменился и экранчик – все тот же ЖК с диагональю три дюйма и разрешением 1229 тыс. точек, с возможностью регулировать его наклон по вертикали и отклонять вбок. В принципе, его яркости и разрешения вполне достаточно для контроля за съемкой и просмотра снимков, но отсутствие сенсорной поверхности в 2017 году все-таки удивляет. Задавать точку фокусировки одним нажатием или мгновенно выбирать параметры в меню? Нет, не слышал. Хотя Sony как раз, по идее, славится своим свежим и прогрессивным подходом к созданию фототехники в пику Canon и Nikon, страдающим традиционализмом, но эти два колосса уже давно идут на уступки и вставляют сенсорные дисплеи даже в свои профессиональные камеры. Странное решение, Sony, странное.

На экран Live View (собственно, Live View — единственно возможный вариант визирования, поскольку здесь нет оптического видоискателя) можно вывести гистограмму, сетку, виртуальный горизонт и зебру для иллюстрирования пересвеченных и недосвеченных зон (это особенно полезно при съемке видео), а также основные параметры съемки. При желании на главный экран можно поставить лишь основную информацию о настройках, оставив дело построения кадра только за видоискателем.

На верхней панели находится сегментный дисплей – монохромный, с желтой подсветкой. Обязательный элемент уважающей себя полноразмерной профессиональной или полупрофессиональной камеры.

Видоискатель по своему типу остался неизменным – это OLED с диагональю 0,5 дюйма и разрешением 2 359 000 точек с 100%-м покрытием кадра. Но вместо увеличения 0,71х мы имеем дело с 0,78х, а мерцание практически исключено. Пользоваться видоискателем Sony a99 II комфортно не только при естественном освещении, но и в помещениях с лампами накаливания – там, где раньше были серьезные проблемы. Наглазник комфортный, есть диоптрийная коррекция и сенсор, реагирующий на приближение.

#Функциональность и автофокус

В Sony a99 II используется тот же сенсор, что и в нашумевшей Sony a7R II, – полный кадр (36 × 24 мм), 42,4 мегапикселя, отсутствие низкочастотного фильтра, задняя подсветка. Работает он здесь в связке с процессором BIONZ X последнего поколения, который, сразу скажу, обеспечивает отсутствие видимого муара на снимках и видео.

Камера включается в работу медленнее, чем средняя зеркалка, – с момента поворота выключателя до момента, когда можно снимать, проходит не меньше секунды. Еще один тонкий момент – время, которое требуется Sony a99 II на подготовку карты памяти. Камера создает на ней папки с датой съемки, что удобно при сортировке фотографий, но не очень удобно, если вам необходимо сделать кадр прямо сейчас, а это у вас первое включение аппарата за день. Камере потребуется примерно 5-10 секунд, чтобы подготовиться.

Скорость серийной съемки – до 12 кадров в секунду со следящей (!) фокусировкой при съемке JPEG и 11,5 кадра в несжатом RAW. Для камеры с разрешением более чем в 40 мегапикселей такой показатель кажется просто невероятным. Тем не менее все действительно работает именно так. Конечно, для нормальной отработки такой скорости необходима достойная карта памяти. Я тестировал аппарат с карточкой SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II. С ее использованием длина серии при съемке RAW+JPEG ограничилась 20-22 кадрами. Напомню, что прошлая a99 позволяла снимать со скоростью 6 кадров в секунду, а буфер переполнялся уже на 14 кадрах. Съемка в JPEG ограничена в первую очередь скоростью карты памяти – в данном случае до первого «заедания» удавалось снять 80-85 кадров. Для сочетания текущих разрешения и скорости это очень хорошие показатели. Другое дело, что на обработку отснятой серии у Sony a99 II уходит около сорока секунд, в течение которых можно просматривать отснятый материал, но нельзя снимать и менять настройки.

В Sony a99 II используется очень интересная система автофокуса. К 399 фазовым датчикам, размещенным прямо на матрице и покрывающим большую часть кадра, добавлен отдельный модуль с 79 датчиками, из которых 15 – крестового типа. Напомню, что в a99 использовался модуль с 15 точками, работавший в сочетании с 102 датчиками на матрице. Вся эта мощь может использоваться исключительно с объективами авторства Sony – сторонняя оптика, созданная даже специально под байонет Sony A, получит поддержку только 79 точек. Они  в любом случаеобеспечивают отличную скорость и цепкость, но есть тонкий момент – покадровый автофокус становится в этом режиме недоступным на диафрагмах ниже ƒ/3,5 при серийной фотосъемке на максимальной скорости. Ограничение не самое критичное, но его надо иметь в виду.

Впрочем, я тестировал камеру только с оригинальной оптикой (16-35mm ƒ/2,8 и 135mm ƒ/1,8) — и высказываться о поведении камеры могу только в этих условиях. По скорости работы к фокусировке a99 II не может быть претензий: камера  наводится на резкость мгновенно – и с покадровым, и со следящим фокусом, а также адекватно реагирует на перемещения объектов. Настраивать точки фокусировки весьма удобно — доступно формирование групп и переход от центральной зоны к периферийным. Но идеальной систему автофокуса Sony a99 II я назвать не могу – есть ошибки даже при работе со статичными объектами и фокусировке по одной точке. Камера время от времени допускает небольшие, но хорошо заметные на снимках большого формата промахи по глубине. При съемке серии со следящей фокусировкой они становятся заметны еще лучше. Получить полную серию без единого «смазанного» по фокусу кадра сложно, особенно если работать по одной точке. Если же доверить полное управление фокусировкой камере, которая задействует весь спектр доступных датчиков, ситуация слегка улучшится.

При работе с видео, впрочем, автофокус в любом случае проявляет себя слабо – ерзает, ведет себя неуверенно, настойчиво «просит» перевести камеру в режим ручного наведения на резкость. При мануальной фокусировке доступны увеличение зоны резкости и подсветка границ объектов в этой зоне (с регулировкой по степени и цвету).

Камера замеряет экспозицию по матрице, используя 1200 зон, – с большинством ситуаций она справляется корректно, не пересвечивая или недосвечивая кадр. В Sony a99 II логичным образом отсутствует встроенная вспышка – это было бы откровенное излишество для камеры подобного уровня.

В аппарате используется 5-осевой внутрикамерный стабилизатор, который в данном случае позволяет работать по стандартному правилу: знаменатель выдержки соответствует фокусному расстоянию, умноженному на два. Снимать с рук на действительно длинных выдержках при использовании камеры со столь высоким разрешением я все-таки не советую – микросмаз на фотографиях заметен даже при соотношении выдержки и фокусного расстояния «один к одному». И это притом, что вибрации из-за подъема зеркала и движения передней шторки затвора тут исключены: зеркало попросту фиксировано, а шторка электронная.

 

Sony a99 II оснащена модулями Wi-Fi, NFC, и Bluetooth, дающими возможность управлять камерой со смартфона, быстро передавать снимки без проводов на мобильное устройство и распечатывать их на принтере, поддерживающем Wi-Fi. NFC используется для быстрого соединения камеры и смартфона, без ввода пароля и распознавания QR-кода (второй способ контакта). Bluetooth не позволяет передавать кадры на смартфон в фоновом режиме (как это реализовано, например, в системе Nikon Snapbridge) — здесь модуль используется исключительно для привязки к снимкам геометок со смартфона. Встроенного GPS-модуля камера лишилась.

#Видеосъемка

При создании камер Sony традиционно делает довольно мощный акцент на видеосъемке — и, пожалуй, это сейчас единственная компания, всерьез соперничающая с Panasonic в данной сфере: по глубине настройки, по возможностям, по формату и битрейту. У a99 II c этим тоже все хорошо: поддержка форматов XAVC S, AVCHD и MP4 с разрешением до 3840 × 2160 точек (частота — до 30 кадров в секунду), профили S-Log2 и S-Log3 с расширенным динамическим диапазоном (до 14 ступеней экспозиции, причем на экране можно отображать «нормальную» картинку за счет режима Gamma Assist), возможность снимать замедленное видео с разрешением Full HD (до 120 кадров в секунду в формате NTSC).

 

Битрейт — до 100 Мбит/с в 4К и до 50 Мбит/с в Full HD. Есть разъемы как для микрофона, так и для наушников, доступна трансляция по HDMI, можно подключить внешнее питание.

 

Пример кропа Super 35 при фото. Слева – полный кадр, справа – Super 35

Интересная особенность Sony a99 II – режим Super 35. При его активировании область кадра сужается до кропа 1,5 (соответствует стандарту APS-C) при формате 16:9, но съемка ведется без объединения пикселей, неизбежного при использовании всей поверхности сенсора. В результате, несмотря на суженную область съемки, четкость картинки повышается.

Первый пример видеосъемки на Sony a99 II

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 616 Мбайт)  

Автофокус, как и в случае с фотосъемкой, производит двойственное впечатление. С одной стороны, охват зоны очень хорош, следящая фокусировка действительно работает. С другой — во-первых, он доступен только в программном режиме (P), во-вторых, не работает при диафрагме, открытой больше чем на ƒ/3,5. Ну и в-третьих, как я уже писал выше, фокусировка  при видеосъемкеработает не слишком надежно, ерзанье неизбежно.

Второй пример видеосъемки на Sony a99 II

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 524 Мбайт) 

При использовании ручной фокусировки (очень удобной за счет focus peaking) видео, снятое на Sony a99 II, производит очень сильное впечатление. Камера прекрасно приспособлена для этой задачи.

#Фотосъемка

Sony a99 II не в последнюю очередь выпущена для поддержки легендарного байонета Sony (Minolta) A, который, казалось, уже уходит в прошлое из-за бурного развития байонета E. Но поддержку его на плаву только за счет переходников Sony, видимо, посчитала несправедливой – все-таки под него создано очень много оптики, причем очень хорошей.

 

Слева – Sony a99 II и 16-35mm ƒ/2.8, справа – Sony a99 II и 135mm ƒ/1.8

В данном случае на тест вместе с камерой попали объективы Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*16-35mm ƒ/2.8 ZA SSM (первая версия) и Sony Carl Zeiss Sonnar T*135mm ƒ/1.8 ZA. Два прекрасных образца «цейссовских» линз, к которым, пожалуй, можно предъявить только одну претензию – цена высоковата: 100 тысяч за 16-35mm и 126 тысяч за 135mm. По качеству сборки и картинки к этим объективам, конечно, никаких вопросов. Разве что реализация переключателя между ручной и автоматической фокусировкой на зум-объективах Sony Carl Zeiss мне по-прежнему кажется крайне неудачной.

Камера на тестирование поступила изрядно потрепанная, что не сказалось на ее рабочем состоянии, но, несомненно, отразилось на внешнем виде. Также на матрице оказалась грязь, с очисткой от которой сама камера справиться не смогла. Это не проблема при постобработке снимков, но мы выкладываем только необработанные оригиналы, поэтому просим сделать на это скидку.

Sony a99 II интересна тем, что создатели предусмотрели для нее не только стандартный набор режимов из P/A/S/M, но и полный автомат. Это большая редкость для профессиональной аппаратуры. Кроме того, на селекторе можно найти режим автоматической склейки панорам и три пользовательских сценария.

Программные возможности типичны для камер Sony: расширение динамического диапазона в JPEG (Dynamic Range Optimizer), брекетинг по экспозиции, цифровой зум за счет уменьшения разрешения снимка (в данном случае еще более эффективный, допустим кроп в 1,4 и 2 раза), программная коррекция артефактов оптики — затенения, хроматических аберраций, дисторсии (набор зависит от конкретного объектива).

Есть «творческие стили» – обычная цветовая коррекция снимков, допустимая как в JPEG, так и в RAW. Примеры выше.

На месте и фирменные «эффекты рисунка» – программное изменение JPEG с наложением различных фильтров. Их число, впрочем, невелико в сравнении с тем, что можно найти в младших камерах Sony. Примеры опять-таки выше.

Мне очень понравилось не только то, как камера экспонирует снимки, но и то, как она работает с балансом белого – отчасти это обратная сторона слишком «холодного» JPEG, но снимки выглядят сбалансированными и при дневном освещении, и при свете ламп накаливания.

 

ISO 64

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 245600

 

ISO 51200

 

ISO 102400

Скачать RAW-файлы (723 Мбайт)

Использование того же сенсора, что на Sony a7R II, позволяло рассчитывать примерно на те же результаты. Что же, ожидания оказались оправданными – камера, несмотря на огромное разрешение, выдает гладкую картинку на светочувствительности вплоть до ISO 3200. Выше шумы становятся неизбежными, но сам их характер не раздражает, на ISO 6400 шумы заметны только при сильном приближении или печати в большом разрешении.

   

Слева направо: от выключенного шумодава до максимального на ISO 6400

Причем камера вполне справляется с шумоподавлением в JPEG, позволяя получать достойное изображение вплоть до ISO 12800. Из RAW, соответственно, при аккуратной работе в редакторе, можно «вытянуть» картинку с той же светочувствительностью. На ISO 25600 шумы становятся назойливыми, но детализация падает не критично, а лишние цветовые вкрапления не появляются.

 
 
 
 

Слева – внутрикамерный JPEG, справа – файл, «вытянутый» из RAW по вкусу

Качество картинки Sony a99 II, если говорить о RAW-файлах, которые в первую очередь и интересуют целевую аудиторию камеры, не вызывает ни малейших нареканий. Прекрасная детализация, лучший среди конкурентов динамический диапазон обеспечивают очень высокую пластичность картинки: «вытягивать» изображение из RAW здесь – одно удовольствие. С внутрикамерным JPEG же есть заметные проблемы по цветопередаче, традиционно для Sony бледной и не слишком точной.

Скачать первую часть RAW-файлов (1,14 Гбайт)

Скачать вторую часть RAW-файлов (1,26 Гбайт)

#Автономная работа

Стабильно слабое место всех беззеркальных или, как в этом случае, «полузеркальных» фотокамер – необходимость держать включенным либо дисплей, либо электронный видоискатель за неимением оптического. Это не лучшим образом сказывается на времени автономной работы. Sony a99 II здесь выступает еще относительно неплохо за счет довольно крупного аккумулятора (NP-FM500H, 11,5 Вт·ч или 1600 мА·ч при 7,2 В) и неплохой оптимизации, но сравнивать с зеркальными конкурентами камеру, конечно, очень сложно.

По методике CIPA заявлено 490 кадров до полностью разряженной батарейки – этой цифре можно верить. Реальная продолжительность съемки на a99 II зависит от характера работы, температурных условий, активности использования Wi-Fi. На съемочный день, например, свадебного фотографа одной батарейки, безусловно, не хватит. Наверняка даже и двух. Так что профессионалам рекомендую в обязательном порядке покупать дополнительную батарейную ручку.

При съемке в студии можно использовать источник постоянного тока. А вот зарядка по USB недоступна.

#Заключение

Sony a99 II, вышедшая еще в прошлом году, уверенно заняла нишу, в которую теперь вторглась Nikon D850. До этого она была такая одна – универсальная камера, сочетающая в себе огромное разрешение, неплохую работу на высоких ISO и действительно быструю серийную съемку с мощной системой автофокуса.

Тем не менее выпустить «абсолютное оружие» у Sony не получилось – причем речь не о габаритах a99 II, здесь модель как раз адекватна рынку, где в конкурентах у нее по-прежнему только огромные зеркалки. Во-первых, разветвленная и удачная по замыслу система управления дополнена неудачным навигационным джойстиком и слегка перегруженного основного меню. Во-вторых, теоретически превосходная система автофокуса показала несколько слабых мест: например, неуверенную работу при видеосъемке и работающий с огрехами следящий автофокус. В-третьих, время автономной работы ожидаемо не блестящее.

Ну и наконец, объективы Sony (в том числе и для байонета A) остаются самыми дорогими на рынке – и этот фактор продолжает для многим быть главным ограничителем при выборе системы.

Но по качеству съемки в RAW, скоростным способностям и функциональности Sony a99 II – настоящий монстр.

Достоинства:

  • большое разрешение и лучший в классе динамический диапазон;
  • хорошая работа на высоких ISO;
  • пыле- и влагозащищенный корпус;
  • высокая скорость серийной съемки (до 12 кадров в секунду);
  • быстрый и цепкий автофокус в покадровом режиме;
  • отличные возможности при видеозаписи;
  • Wi-Fi + NFC;
  • встроенный стабилизатор.

Недостатки:

  • не совсем удачное управление;
  • поддержка карт памяти ограниченного скоростного класса (UHS I);
  • огрехи в следящем автофокусе и неуверенная работа автофокуса при видеосъемке;
  • посредственная цветопередача в JPEG;
  • отсутствие сенсорной поверхности экрана;
  • не очень долгое время автономной работы.
 
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...