С Михалом Лисецким (Michal Lisiecki) мы беседуем уже не в первый раз. 3DNews познакомился с ним в 2002 году, в то время, когда он еще работал в компании VIA, так же менеджером по маркетингу в Европе. С тех пор Лисецкий перешел на работу в ATI, а затем попал в AMD и в 2010 году уже давал нам интервью про платформу Fusion в той же должности, что и сейчас.
В этот раз разговор также крутился вокруг APU, гетерогенных процессоров, сочетающих в одном кристалле CPU и графическое ядро. Но тогда APU от AMD в лице семейства Brazos производили впечатление лишь недорогой интегрированной платформы для компактных ноутбуков и нетбуков. Сейчас эта идея воспринимается со всей серьезностью. На рынке мобильных устройств продолжается экспансия планшетов, появился класс ультратонких ноутбуков и даже смартфоны по возможностям и вычислительной мощности все плотнее приближаются к полноценным компьютерам. Для всех этих устройств CPU с мощной интегрированной графикой подходит как нельзя кстати. С другой стороны, разработчики ПО для десктопных ОС уже присмотрелись к возможности ускорения программ за счет встроенного или дискретного графического процессора.
AMD сейчас задает вектор развития APU. В 2011 году была выпущена полная линейка гибридных процессоров для компьютеров всех классов: от десктопов до планшетов. Приведем в качестве иллюстрации наши уже знаменитые матрешки. Михалу они тоже очень понравились.
Поговорим о том, как устроена эта схема сейчас и как AMD планирует ее развивать. Михал — не технический специалист, и про тонкие особенности процессорных архитектур не было сказано ничего, зато с вопросами типа «Когда?», «Почему?» и «А может быть?» мы обратились по верному адресу. Наш собеседник сразу взял инициативу в свои руки и устроил небольшую презентацию, из которой мы узнали даже больше, чем рассчитывали.
Михал: Около года назад мы выпустили наши первые APU, семейство Brazos. К концу года мы продали уже 30 миллионов APU, и Brazos оказался самой успешной платформой для ноутбуков из всех, которые мы когда-либо выпускали. За последний год мы отправили партнерам больше экземпляров Brazos, чем какого бы то ни было другого мобильного процессора.
В целом в прошлом году произошла наиболее быстрая смена платформ в истории AMD. В четвертом квартале, когда мы начали поставки чипов Llano, наших «мейнстримовых» APU, они дали 60% прибыли от нашего процессорного бизнеса.
3DNews: А можно сразу прямой вопрос: удалось ли платформе Brazos побить по продажам Intel Atom?
Михал: Я не знаю. Сейчас у меня нет таких данных. Вероятно, в будущем мы еще сделаем такой анализ. Ясно одно: по производительности мы уверенно превосходим Atom.
(Михал показывает слайд со схемой рынка мобильных устройств. К сожалению, взять копию презентации нам не разрешили.)
Это данные по Западной Европе (понимаю, что вам была бы интереснее российская статистика). Вот сегмент ноутбуков. Мы видим, что со временем эта категория расщепляется на собственно традиционные ноутбуки и ультратонкие.
Ультратонкие — это наш термин для того, что конкурирующая компания называет ультрабуками. Мы определяем ультратонкий ноутбук как устройство с корпусом толщиной 21 мм или меньше и малым временем загрузки, но не накладываем дополнительных жестких ограничений на конфигурацию, как это делает наш конкурент. Вы ведь знаете, что не у всех есть 1000—1200 долларов на полноценный ультрабук. Это хороший рынок, но объем поставок в нем не может быть большим, пока мы не приблизим цены к стоимости традиционных массовых моделей. В идеале у человека, стоящего в магазине перед полкой с ноутбуками, должен быть выбор между 14- или 15-дюймовым ноутбуком с оптическим приводом или ультратонкой моделью в корпусе толщиной 20 мм и без оптического привода, но тем не менее с приличной производительностью. А разница цен должна уложиться в 100 долларов.
Trinity отличается от Llano в первую очередь новым ядром х86 под названием Piledriver. В чипе их будет два или четыре. А еще — графическим блоком семейства Radeon HD 7000. Будут выпущены как десктопные, так и мобильные варианты Trinity, но с точки зрения архитектуры между ними нет разницы, только в энергопотреблении. TDP для основной массы мобильных чипов составит 35 Вт, но для ультратонких ноутбуков мы приготовили специальную версию с TDP 17 Вт.
(Лисецкий принес с собой прототип ноутбука на базе Trinity. Мощности машинки оказалось вполне достаточно, чтобы играть в DiRT 3 с максимальными настройками и применять фильтры обработки видео на лету.)
А вот платформа для нетбуков, Brazos 2, не столь отличается от первой версии с архитектурной точки зрения, но приобрела новые возможности — поддержку USB 3.0 и SATA 3.
3DNews: Кстати, на платформе Llano сейчас производят только 14- и 15-дюймовые ноутбуки. Появятся ли 13-дюймовые модели?
Михал: Не могу сказать, какой производитель это точно сделает, но уверен, что мы обязательно увидим 13-дюймовые решения в продуктовых линейках во второй половине года. Это будут ультратонкие ноутбуки на платформе Trinity.
3DNews: Еще вопрос про Llano. В течение года мы видели много ноутбуков на этой платформе с одними и теми же процессорами, графикой и емкостью батареи, но они сильно различались по времени автономной работы. Почему?
Михал: Понимаете, чтобы достичь большого времени автономной работы, нужно выполнить много оптимизаций на уровне OEM и ODM (original design manufacturer). Многие производители просто продают не полностью оптимизированные системы. Чтобы с этим бороться, мы уже расширили возможности нашей технической поддержки, но все еще не можем охватить 100% дизайнов. Но вы видите, насколько мы уже продвинулись вперед по части времени работы. Большинство систем вполне конкурентоспособны в этом отношении.
(Михал возвращается к схеме.)
Растет доля планшетных компьютеров, и через три года увеличится вдвое. Мы тоже интересуемся этим рынком, особенно в связи с будущим выходом Windows 8, или, говоря корректно, будущей операционной системы Microsoft. Windows 8 как бы имеет два слоя. Первый — touch-интерфейс. Все архитектуры, включая Intel и ARM, смогут обеспечить для него примерно одинаковую производительность. Но когда вы попадаете в реальный Windows, даже маломощный APU обеспечивает приличную графику, воспроизведение HD-видео, флеш-игры и работу типичных офисных приложений. Все это будет бегать на нашей новой платформе Hondo лучше, чем на какой бы то ни было.
3DNews: Вы упомянули ARM. В последнее время было несколько свидетельств в пользу возможного сотрудничества AMD с ARM. Есть ли какие-либо планы, связанные с этой архитектурой?
Михал: Боюсь, что не могу об этом говорить. Я просто не знаю об этом достаточно много. Но на ближайшее время очевидно, что мы выходим на мобильный рынок с платформой х86. Разумеется, Windows 8 изменит условия игры, так как она будет работать не только на х86, но и на архитектуре ARM тоже. Кроме того, среди планшетов появляются новые форм-факторы. Поэтому мы внимательно наблюдаем за ARM, но сейчас делаем ставку на x86-платформу Hondo. Ее TDP составляет всего 4,5 Вт, что хорошо подходит для этого сегмента.
3DNews: Будет ли графика в Hondo и Brazos 2 основана на ахитектуре Graphics Core Next?
Михал: Нет, она происходит от предыдущего поколения GPU, Northern Islands.
3DNews: Посмотрите на нашу схему платформы Fusion. Почему все так сложно? Кажется, здесь слишком глубокая иерархия категорий, чтобы можно было легко ее запомнить.
Михал: Я думаю, что для наших покупателей номенклатура вполне комфортна. У нас есть серии A4/A6 и A8 как три ключевых продукта. Ниже есть серии E и C. А то, что находится за чертой, имеет значение только в цепи поставки, но не для конечного пользователя. То есть на последнюю колонку с цифровым индексом ему смотреть не обязательно. Главное — серия: C, E и A. Кстати, А означает AMD, а Е — Essential или Entry.
В целом я согласен, что все это немного сложно. Но мы думаем, что это все равно проще, чем несколько таких брендов, как Sempron, Athlon, Turion и т.д.
А вот эти кодовые имена (Lynx, Sabine, Brazos. — прим. 3DNews.) не предназначены для конечного пользователя. Кроме того, у нас есть очень четкая граница между серией Е, c одной стороны, и A — с другой. А серии C и Z вообще не относятся к платформе Vision, а называются HD Internet. Их вы встретите только в нетбуках и планшетах.
3DNews: То есть мы ошиблись, поместив серию С в семейство Vision?
Михал: Да. То, что я только что рассказывал, применимо и к десктопным моделям. Есть серии E и A, а сверху — FX, названная в честь самого успешного процессора AMD (Athlon 64 FX. — прим. 3DNews.).
3DNews: Вопрос, который нам наиболее интересен: собирается ли AMD прекратить конкуренцию с Intel в десктопном High-end? Что на самом деле значит известное заявление от представителя AMD о том, что конкуренция больше не будет такой, какой она была в последние годы?
Михал: О да, это заявление широко обсуждали. И тем не менее: мы будем продолжать борьбу в секторе High-end. Ядро Piledriver ляжет в основу нового поколения процессоров FX. Мы определенно не собираемся сдавать сектор для энтузиастов, хотя нет сомнений, что ситуация на рынке сейчас сильно меняется.
3DNews: AMD начала выпускать брендированные планки оперативной памяти. Почему вы это сделали и планируете ли выпуск других компонентов, например, материнских плат?
Михал: Сейчас мы не планируем расширяться в этом направлении. Оперативная память стала для нас наиболее важным компонентом системы в связи с графическими возможностями APU. Ядра CPU и GPU используют общий контроллер памяти, и, чтобы графические возможности раскрывались наиболее полно, нам нужна память, которая лучше всего совместима с контроллером. Любая память будет с ним работать, но мы хотим выбрать наиболее подходящий вариант.
3DNews: Сейчас выпуск новых версий CPU и GPU от AMD не синхронизирован. Прошло уже много времени между дебютом архитектуры GCN и будущим обновлением линейки APU, в которых она будет внедрена. Планируете ли вы как-то совместить разработку GPU и CPU, чтобы интегрированные продукты выпускались в то же время, что и дискретная графика?
Михал: Как я понимаю, ваш вопрос состоит из двух частей. Первая часть относится к синхронизации релизов интегрированных и дискретных GPU. Но мы не могли бы выпустить, например, GCN как в APU, так и в дискретных картах одновременно. Графическое ядро вначале должно быть апробировано как отдельный чип. И как только это произошло, мы сразу же начинаем его продавать в дискретных адаптерах. Но в APU оно не может попасть сразу же, так как процесс разработки довольно сложный. То есть на деле процессы разработки уже синхронизированы, просто требуется дополнительное время на то, чтобы поместить новое графическое ядро в чип APU.
Вторая часть вопроса относится к тому, какой стратегии мы следуем, определяя время для запуска новых продуктов. Сейчас мы делаем два релиза в год. Главный запуск обычно происходит в середине года, это запуск процессорной платформы. И есть второй релиз — обновление платформы с помощью новых GPU, которое происходит в начале года. Например, в январе 2012 года мы обновили платформу FX с помощью графических адаптеров Radeon HD 7000, а затем запускаем новую платформу где-то в середине года. Думаю, что наши покупатели как раз таки обрадуются, что не приходится использовать платформу в одном и том же состоянии долгое время, получая обновление раз в год. Так что на самом деле нет никакой необходимости запускать обе вещи в одно время. Два цикла запуска дают преимущество.
3DNews: Планируете ли вы продавать партнерам лицензии на использование ваших IP-cores (готовые блоки для создания микросхем)?
Михал: Этот вопрос далеко за рамками моей компетенции. Но что касается использования сторонних IP-cores в наших собственных продуктах, то такую возможность мы рассматриваем. Мы можем сочетать наши и сторонние IP-cores как строительные блоки в архитектуре APU для создания кастомизированных решений для неких специфических задач. Но какие это будут компоненты и от каких поставщиков — об этом пока говорить слишком рано.
3DNews: Спасибо за беседу.