Сегодня 22 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

Asus A7N266-E на nForce 420D

⇣ Содержание

ASUStek A7N266-E
Чипсет nForce 420D
Форм-фактор ATX
FSB FSB 200/266MHz
Память 3 DDR SDRAM, до 3 Гб PC1600/2100
Процессор AMD Duron/Athlon
Socket A (Socket 462)
HDD UltraDMA/100 IDE
Дополнительно Видео, звук, сеть
Цена: ~170-180$ (Price.Ru)

Обзор этой материнской платы я начну с комплектации :). После извлечения платы из коробки, в глаза сразу бросились диски с двумя играми: "Messiah" и "Star Trek: New Worlds". Не часто материнские платы продаются в комплекте с играми, а я вообще впервые с этим сталкиваюсь. Этому есть вполне разумное объяснение: до сегодняшнего дня мощность интегрированной графики была очень маленькой, совместимость с OpenGL и Direct3D была чисто декларативной. То есть, в хорошие игры просто нельзя было играть - не хватало производительности. И только с появлением плат на чипсете nForce мы реально получаем замену отдельной игровой видеокарте. Забегая вперед скажу, что по скорости видеоядро nForce приблизительно равно скорости GeForce2 MX. Реальная потребность в материнских платах с таким уровнем производительности графического ядра очень неоднозначная. С одной стороны, уже начиная с разрешения 1024х768, многие игры будут серьезно тормозить, а включение 32-х битного цвета вообще сделает полноценную игру невозможной. С другой стороны подавляющее большинство производителей 3х-мерных игр ориентируются на среднего пользователя, который как раз и имеет в своем компьютере видеокарту класса GeForce2 MX. Именно последний аспект вынуждает нас играть в игры на уже устаревшем движке Quake3. При этом тот уровень качества, который демонстрируют 3dmark или демо X-Isle, остается пока недосягаемым для игрока.

В общем так или иначе есть плата и мы ее рассмотрим. А начнем рассмотрение с чипсета.

Чипсет nForce 420D

Плата выполнена на чипсете nVidia nForce 420D. С момента его анонса (середина 2001 года) прошло уже очень много времени, но в наших магазинах платы стали появляться только сейчас. Удивляться тут нечему - nForce, это первый чипсет компании nVidia, которая, как всем известно, занимается в основном производством видеочипов. Но следуя правилу "Бизнес должен расширятся", nVidia вторглась на поле деятельности таких монстров чипсетостроения как Intel, VIA и Sis. Да и зачем терять наработки полученные при создании логики XBox? Уже первая информация о чипсете заставляла покупателей и конкурентов внимательно присмотреться к новичку. А обещано было немало:

Во-первых, на суд публике была представлена технология TwinBank. Ее суть заключается в том, что доступ к памяти осуществляется по двум независимым шинам памяти. При этом каждая шина (64 бита) снабжена своим контроллером памяти, в результате чего достигается 128-й битный доступ к памяти. Как следствие возрастает пропускная способность, которая равняется 4.2 Гбайт/с. Для уменьшения латентности доступа к памяти использована технология DASP (Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor), которая представляет собой кэш третьего уровня с упреждающей выборкой данных.

Во-вторых, были обещаны невиданные доселе интегрированные возможности: встроенное видеоядро, с производительностью аналогичной GeForce2 MX и очень мощное звуковое ядро совместимое с DirectX 8 и с возможностью аппаратного кодирования потока Dolby Digital.

В четвертых, вместо классической связи южного и северного моста шиной PCI, в чипсете nForce использован протокол HyperTransport с пропускной способностью 800Мбайтс. (для сравнения у PCI пропускная способность 133 Мбайт/с). Если посчитать на коленке приблизительные потребности различных компонентов в пропускной способности, то получим такие цифры:

  • Контроллер жестких дисков - 200Мб/сек
  • PCI Bridge - 133Мб/сек
  • Звуковая подсистема - 150Мб/сек (я думаю понятно, что подразумевается APU(Audio Processing Unit), а не убогий AC'97
  • Сетевая карта - 25Мб/сек

Итого: >>500Мбайтсек.

Понятно, что это пиковая (или теоретическая) потребность, но все же становится очевидно, почему производители чипсетов похоронили PCI шину как способ связи мостов.

При таких характеристиках чипсет можно было бы назвать революционным. Некоторые заранее называли nForce наилучшим и за глаза присуждали ему первое место по производительности. Компании Sis и VIA сконцентрировались на улучшении своих чипсетов (в результате получились Sis745 и VIA KT266AKT333), а Intel решил проблему конкуренции просто - он не выдал лицензии nVidia на производство чипсетов для процессоров Pentium4 и Pentium3.

Но, как всем известно, первый блин имеет свойство получаться комом. Отчасти так и получилось. С самого начала nForce преследовали проблемы с южным мостом (или как его назвали в nVidia - MCP). Конкретно проблемы были с реализацией встроенного звука. Причем проблемы были настолько серьезные, что некоторые производители выпустили первые платы с встроенным звуковым чипом другого изготовителя. В частности, первая плата Asustek - A7N266-V имела на борту встроенный звук C-Media 8738.


(обратите внимание на ориентацию сокета и на заднюю панель платы)

Потребовалась не одна ревизия чипсета, прежде чем реализация звуковой подсистемы стала удовлетворять производителей. Даже наша плата имеет разводку под звуковую микросхему C-Media 8738, а это означает, что дизайн PCB разрабатывался еще в то время, когда инженеры nVidia дорабатывали южный мост.

Спецификация чипсета

Северный мост: IGP-128
  • Поддержка процессоров AMD Athlon и Duron;
  • Процессорная шина 200/266 МГц EV-6 DDR;
  • Поддерживаемая память: PC1600/PC2100 DDR SDRAM,133 МГц SDRAM (ECC не поддерживается);
  • Пропускная способность памяти: 4.2Гбайт/с;
  • Максимальный объем ОЗУ 1.5Гбайт;
  • Поддержка AGP 4x.

Южный мост: MCP-D
  • Режимы IDE: ATA-3366100;
  • Количество PCI Masters: 5;
  • Порты USB: 6;
  • Поддержка AC'97;
  • APU: 3d-audio, Dolby Digital 5.1;
  • Дополнительные слоты расширения ACR;
  • 10/100MB Fast Ethernet и 1/10MB HomePNA 2.0.

Северный и южный мост соединены шиной HyperTransport.

Для получения дополнительный доходов и для расслоения рынка на сектора, инженеры nVidia применили свой излюбленный прием. А именно - стали урезать возможности как северного, так и южного моста. В результате появились северный мост IGP-64 с одним контроллером памяти (и, как следствие, одним каналом DDR SDRAM) и южный мост MCP (без суффикса -D), т.е. без встроенного Dolby Digital кодера. В результате мы имеем 4 комбинации северного и южного моста и по идее производителей и потребителей это должно удовлетворить. Но, вспомним, что встроенное графическое ядро занимает больше половины северного моста. Естественно, это отрицательно сказывается на проценте выхода годный чипов. Также вспомним, что есть немалая группа пользователей, которым нужна быстрая плата, но не нужно встроенное видео. Нетрудно было догадаться, что через некоторое время nVidia анонсирует чипсет nForce 415(-D) без встроенного видео. Как следствие, чипсет nForce 415 полностью совместим по выходам со своим предшественником и имеет меньшую цену.

Кстати, подобную ситуацию мы видели с чипсетом Intel 815E. Через некоторое время после его выхода был выпущен чипсет i815EP с отключенным видеоядром.

Итак, с чипсетом все понятно, он крут. Теперь посмотрим насколько хорошо реализованы его возможности в системной плате ASUS A7N266-E.

Спецификация ASUS A7N266-E

    Процессор

  • Поддержка процессоров AMD формата Socket-A (Athlon /Duron)
  • Поддержка частот FSB 200/266MHz

    Чипсет nForce 420D

  • Северный мост NVIDIA™ IGP-128
  • Южный мост NVIDIA™ MCP-D (built-in Dolby Digital Encoder)

    Системная память

  • Наличие трех 184-контактных слота для DDR SDRAM DIMM
  • Технология TwinBank

    Слоты расширения

  • Слот AGP Pro, поддерживающий режим 4-x
  • Пять 32-х битных PCI Bus Master слотов
  • 1 слот ACR (Communication and Networking Riser)

    Возможности для разгона

  • Изменение частоты FSB от 100 до 172 Мгц
  • Изменение напряжения на процессоре и Vmem, изменение множителя

    Интегрированный звук/видео/сеть

  • Встроенный шестиканальный звук
  • Встроенный Dolby Digital 5.1 кодер
  • Встроенное видеоядро класса GeForce 2 MX
  • Поддержка сети на основе чипа Realtek RTL8100L

    Интегрированный UltraDMA/100 IDE контроллер

  • 2 канала UltraDMA/100/66/33 Bus Master IDE (с поддержкой до 4 ATAPI-устройств)
  • Поддержка LS-120 / ZIP / ATAPI CD-ROM

    BIOS

  • 2MBit Flash ROM
  • Award Phoenix с поддержкой Enhanced ACPI, DMI, Green, PnP Features и Trend Chip Away Virus

    Разное

  • Один порт для FDD, два последовательных и один параллельный порты, порты для PS/2 мыши и клавиатуры
  • Индикатор питания на плате и Warning LED
  • STR (Suspend to RAM)

    Мониторинг

  • Отслеживание температуры процессора и чипсета, напряжения, скорости вращения вентиляторов с помощью собственной системы мониторинга.
  • Технология ASUS C.O.P

    Поддержка USB

  • Два встроенных порта USB и четыре дополнительных порта USB

    Управление питанием

  • ACPI/APM
  • Пробуждение от клавиатуры,сети, USB

    Питание

  • Стандартный 20-и пиновый разъем питания ATX (ATX-PW)

    Размер

  • ATX форм-фактор, 245мм x 305мм (9.6" x 12")

Коробка

В коробке было обнаружено
  • Материнская плата;
  • CD диск с ПО и драйверами;
  • Игры Messiah и Star Trek: New Worlds;
  • ATA-66 шлейф, ATA-33 шлейф, FDD шлейф;
  • Руководство пользователя + краткое описание платы;
  • Планка с 2-мя дополнительными портами USB;
  • Планка с COM портом;
  • Задняя панель для корпуса;
  • Дополнительная ACR звуковая карта

Диск с драйверами и ПО содержит практически стандартный набор утилит от Asus (AsusHotKey, Asus PCProbe, AsusUpdate) и набор драйверов от NVidia.

Руководство пользователя содержит очень подробную информацию, необходимую для установки и настройки платы. Впрочем, для Asus это характерно. Единственное - не понравилась тонкая бумага, на которой напечатано руководство. Как-то несолидно для платы стоимостью 180$ иметь такую дешевую на вид книжку.

Отдельно отмечу ACR плату. У нас впервые появилась возможность задействовать ACR слот, который долгое время являлся предметом насмешек различных обозревателей (некоторые, особо цинично называли его перевернутым PCI :)).

Беря плату в руки

По традиции обзор платы начинаю с сокета.

Расположен он достаточно близко к краю платы, что может быть недостатком в тесных корпусах. На первый взгляд в сокете нет термодатчика. Это наводит на мысль, что на плате реализована поддержка внутреннего термодиода в процессорах Athlon XP. Однако, на проверку оказалось, что термодатчик все же есть (просто он маленький, и на фото его трудно различить). Еще одним доводом в пользу поддержки внутреннего термодиода является то, что на плате реализована технология C.O.P (CPU Overheating Protection). Как написано в руководстве пользователя, как только температура процессора Athlon XP превышает 95град.C, система автоматически выключается. Впрочем, процессора Athlon XP у меня нет, и проверить данное утверждение я не могу.

При использовании остальных процессоров получаем ситуацию, когда термодатчик довольно далеко расположен от ядра процессора. Это плохо, т.к. при резком нагревании процессора (например, остановился вентилятор) воздух внутри сокета не успеет нагреться и процессор может сгореть.

Свободного места вокруг сокета очень много, думаю, любые крупногабаритные кулеры могут быть с легкостью установлены на плату.

На северном мосту платы есть вентилятор, что указывает на внимание, с которым Asus относится к оверклокерам. Кроме того встроенное видеоядро выделяет значительное количество тепла, и отсутствие активного охлаждения может отрицательно сказатся на стабильности работы. Вентилятор оборудован тахометром, а это дает возможность управлять его скоростью вращения. Кулер подключается к соответствующему разъему (NB_FAN), который находится около AGP слота. Всего же на плате 3 разъема для подключения вентиляторов. Один зарезервирован для процессорного кулера (CPU_FAN; находится около первого слота DIMM), другой CHA_FAN находится около последнего слота DIMM.

На AGP слот обращаем особое внимание. Во-первых, это AGP Pro слот, а значит мы имеем возможность использовать профессиональные видеокарты с повышенными требованиями к питанию. И, во-вторых, слот поддерживает только AGP 4x видеокарты с напряжением 1.5V . Если на плату установлена видеокарта, не удовлетворяющая этим требованиям, то загорится специальный красный светодиод (так называемый Warning LED), расположенный между AGP и первый PCI слотом.

На плате есть и еще один светодиод - PLED. Он зеленого цвета и расположен рядом со слотами DIMM. Нетрудно догадаться, что он предназначен для индикации наличия питания на слотах памяти. Так оно и оказалось. Более того, светодиод загорался сразу же после подключения компьютера к сети, тогда как на большинстве других плат соответствующий светодиод горит только в состоянии stand-by.


приятно отметить довольно большие размеры этих светодиодов.

Тут же расположен разъем питания и разъемы для подключения IDE шлейфов. Не самое удачное расположение - кабели питания мешают устанавливать IDE шлейфы. Кроме того, кабели и шлейфы затрудняют доступ к перемычке VDDR, ответственной за установку напряжения на памяти. Кстати, по умолчанию перемычка стояла в положении 2.6V, что согласно руководству пользователя является значением по умолчанию. Опять мы сталкиваемся с ситуацией, когда производители завышают штатные напряжения с целью повышения стабильности работы. Причем, особо часто этим грешит именно Asustek.
Чуть сбоку расположен разъем для подключения дисковода. Вполне удобное месторасположение, не то что на плате A7V266-E.

Возвращаясь к слотам памяти, можно заметить, что один слот несколько отодвинут от остальных. Помню, когда появились первые фотографии референс-плат на чипсете nForce, обозреватели многих сайтов высказали предположение, что этот слот предназначен исключительно для встроенного видеоядра.

На самом деле первый слот отодвинут c целью наглядной демонстрации того, что nForce содержит два независимых контроллера памяти. Итак, слот DIMM1 относится к первому контроллеру памяти, а слоты DIMM2 и DIMM3 - ко второму. Отсюда следует, что наиболее правильной конфигурацией памяти будет расположение модулей памяти в первом и втором (или третьем) слоте DIMM. В этом случае ширина ширина шины памяти равна 128бит, и в работе участвуют оба контроллера памяти. Если на плате установлен только один модуль памяти, то естественно ширина шины памяти урезается вдвое (т.е. становится 64бит) и один контроллер памяти отключается. Кроме этого в руководстве пользователя четко описана процедура и правила установки памяти. Итак, пользователям рекомендуется устанавливать модули памяти в следующей последовательности: DIMM1,DIMM2,DIMM3. Не рекомендуется устанавливать модуль памяти в DIMM3 при свободном DIMM1, и не использовать двухсторонний модуль памяти в DIMM3.

На что только не пойдешь ради увеличения пропускной способности - начинаешь читать мануал :))

Теперь поговорим о возможностях расширения.
На плате установлено 5 PCI слотов и один ACR слот. А так как в комплекте с платой идет ACR звуковая карта, то можно сказать, что данная конфигурация аналогична 6 PCI. Кроме этого, мы имеем возможность подключить внешние устройства к 4-м дополнительным портам USB в дополнение к двум установленным на задней панели платы. В комплекте с платой идут только 2 дополнительных порта, выполненные в виде жесткой планки. Сами разъемы расположены позади ACR слота. Какой-либо разводки под райд контроллер на плате не обнаружено.

Задняя панель выглядит следующим образом:

Во-первых, отмечаем разъем RJ45 для сети, отсутствие разъема COM2 - на его месте расположен выход на монитор. Впрочем, COM2 никуда не пропал, просто он выполнен в виде жесткой планки, устанавливаемой вместо одной из карт расширения. Разъем для его подключения находится в углу платы (недалеко от биоса), и в результате соответствующий кабель тянется через весь корпус. Кроме того, на задней панели отсутствуют аудиовыходы - но, оно и понятно - все аудиовыходы находятся на ACR карте (заметим, что game-порт остался). Перечислим аудиовыходы на ACR плате: выход на передние колонки, на задние колонки, на центральный канал и сабвуфер, микрофон, коаксиальный цифровой S/PDIF.

Такая нестандартная конфигурация явилась причиной того, что в комплекте с платой поставляется соответствующая заглушка на заднюю панель корпуса.

Отметим, что несмотря на то, что чипсет nForce имеет поддержку сети, для ее реализации на плате A7N266-E использована дополнительная микросхема Realtek RTL8100L. Такой подход трудно объяснить. Может быть, кроме проблем со звуком, первые экземпляры южного моста имели проблемы и с сетью. И инженеры Asus решили перестраховаться и реализовали уже проверенное техническое решение.

Обычно я тестирую встроенную звуковую подсистему следующим образом, - звук есть? {Да/Нет} :). Поскольку считаю встроенный звук класса AC'97 годным только для простейших звуковых сигналов. Однако, на этот раз разработчики наобещали много интересных возможностей и практически сравнили встроенный звук с внешней звуковой картой стоимостью 50$-100$. Скажу сразу, качество звука меня разочаровало, оно однозначно проигрывало звукой карте Creative Live!. Плюс ко всему возникли проблемы с драйверами.

Заканчивая говорить о возможностях расширения, замечу, что к плате нельзя подключить Asus iPanel. Вообще странно видеть отсутствие этой функции на такой дорогой плате. Кроме этого нет возможности подключить считыватели карт формата Secure Digital и Memory Stick.

Для технически ориентированной аудитории привожу схему джамперов на плате:

Кроме того, в углу платы установлена микросхема Super IO ITE IT8703F-A и собственная микросхема аппаратного мониторинга ASUS AS99127F.
В результате - материнская плата умеет отслеживать значения 3-х датчиков температуры (считая внешний) и обороты трех вентиляторов.

Поддержки внешнего термодатчика есть (правда, его самого нет в комплекте с платой). Разъем для его подключения называется JTPWR и расположен рядом с микросхемой ASIC.

Рядом расположена микросхема BIOS, кстати, сам биос выполнен на основе Award Phoenix. Отметим, что референс-плата от nVidia также была выполнена на этом биосе, в результате чего можно предположить, что программисты Asus не слишком утруждали себя при модификации биоса.

К сожалению, на плате не установлен чип от Winbond (например, W83791SD) для реализации технологии Asus POST Reporter. В результате мы лишились возможности получать голосовые сообщение при возникновении проблем при запуске системы.

Встроенное видеоядро

Как я уже говорил, в северный мост чипсета nForce встроено видеоядро класса GeForce2 MX. Собственно поэтому северный мост и назвали IGP, что расшифровывается как Integrated Graphics Processor. Подробно говорить о нем я не буду, т.к. на нашем сайте достаточно информации о GeForce2. Напомню только основные параметры:

Тактовая частота: 175 МГц. Ядро содержит 2 пиксельных конвейера, по 2 текстурных модуля на каждом. Ядро имеет аппаратный блок T&L. Есть поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной фильтрации и поддержка полноэкранного сглаживания методом суперсэмплинга. И, наконец, возможна реализация функций вывода на TV с помощью специальной карты расширения, устанавливающейся в слот AGP.

Замечу только, что качество 2D ничем не отличается от внешней видеокарты (сравнение было с картой Elsa Gladiak MX). Отметим интересный пункт в биосе - Internal Graphic Overclocking, с помощью которого мы имеем возможность разрешить/запретить разгон видеоядра. Что касается объема памяти, выделяемое под нужды видео, то оно может изменяться пользователем. Доступные значения - 8,16 и 32Мбайт.

Как мы помним, у плат GeForce2 основным препятствием роста производительности является малая пропускная способность памяти. Теоретически подобной проблемы не должно существовать у встроенного видеоядра nForce, поскольку максимальная пропускная способность шины памяти, при использовании технологии TwinBank, составляет 4Гбайт /сек.

Для сравнения у карты GeForce2 MX200 пропускная способность шины памяти составляет ~1.5Гбайт /сек., а у карты GeForce2 MX400 ~2.5Гбайт /сек.

Однако заметим, что эта пропускная способность может быть достигнута только при использовании 2 планок памяти, то есть тогда, когда в работе участвуют оба контроллера памяти. И не будем забывать, что шина памяти используется еще и процессором. И поскольку в разных задачах на графическую подсистему и процессор ложится разная степень нагрузки, то трудно предсказать, насколько велик окажется выигрыш в скорости по сравнению с внешней видеокартой класса MX.

Разгон и стабильность

Стабильность работы у платы Asus A7N266-E оказалась на высоте. Практически при круглосуточной работе сбоев не было. Впрочем, удивляться тут нечему. Платы компании Asustek всегда имели репутацию одних из самых надежных плат. Правда, отметим использование 2-х фазной схемы питания, хотя на референс-плате от nVidia используется 3х-фазная схема. Однако, это никак не повлияло на стабильность работы как в штатных, так на повышенных частотах.

Что касается разгона, то вспомним, что чипсет nForce 420 - это первый продукт nVidia в области разработки чипсетов. Поэтому трудно требовать от платы высоких результатов разгона. Несмотря на это плата показала себя с хорошей стороны - стабильность работы хорошая вплоть до частоты FSB 152Mhz.

Теперь более подробно о разгоне.
Во-первых, диапазон изменения частоты FSB находится от 100 до 172MHz. Причем, стоит отметить, что изменение происходит не с шагом 1Mhz, как мы уже привыкли, а с шагом 2, иногда - 3 MHz. Самое интересное, что при этом частота на шине PCI остается неизменной и равной 33MHz.

Другими словами, даже при самом жестоком разгоне процессора вся периферия (например, винчестеры) будет работать в штатном режиме. А ведь очень часто, оценив возможности по разгону платы, пользователь устанавливает штатные (или немного повышенные) частоты, с целью сохранения частоты PCI близкой к номиналу (33MHz) для надежной (и долговечной) работы периферии. Впрочем, проверить реальную частоту на шине PCI не представляется возможным.

Далее, мы имеем возможность повысить напряжение на процессоре. Доступные значения - от 1.675V до 1.850V с шагом 0.025V. Выбор напряжения осуществляется с помощью блока перемычек VID1-VID4. Также с помощью блока перемычек BSEL0, BSEL1 мы можем установить соотношение между частотами CPU и памяти. Лучше всего это проиллюстрировать.

В этом же блоке перемычек есть джампер JEN (JumperFree EnableDisable), который отвечает за выбор параметров работы платы либо с помощью установок биоса, либо через перемычки. Вообще замечу, что пользоваться перемычками очень неудобно, а когда плата установлена в тесном корпусе - просто неприятно. Тем более, что большинство производителей перешли на более удобный способ - блоки dip-переключателей. Впрочем, это дело вкуса.

Кроме того мы можем повысить напряжение на памяти. Это делается с помощью перемычки VDDR, манипулируя которой можно установить 2.5V, 2.6V(по умолчанию), 2.7V. Возможность изменить напряжение на цепи ввода-вывода (Vio) или на шину AGP (Vagp) я, к сожалению, не нашел.
Теперь поговорим о возможностях разгона через биос. С его помощью мы можем изменить множитель процессора от 5 до 12.5 . В ранних ревизиях A7N266 присутствовал блок перемычек, отвечающий за установку множителя, но на нашей плате от него осталась только разводка, да табличка с возможными значениями.

А вот что касается разгона памяти (точнее будет сказать настройки таймингов), то тут нас ждет непонятный сюрприз.

Все настройки памяти сведены в один пункт SDRAM CAS Latency, который может принимать следующие значения: (default), 2.0T(Normal), 2.5T(Normal), Auto(Turbo), 2.0T(Turbo), 2.5T(Turbo). Что подразумевается под этими значениями можно только догадываться. Понятно, что цифры 2.0 и 2.5 это и есть CAS Latency, а вот что понимать под Normal и Turbo не говорится ни в описании платы, ни на сайте Asus.

И напоследок замечу, что чипсет nForce имеет возможность асинхронно тактовать процессор и память, а на плате A7N266-E пользователь имеет возможность установить соотношение частоты FSB и памяти. Доступные значения: 1:1 и 4:3. Последнее соотношение можно использовать тогда, когда основным препятствием дальнейшего разгона является память.

Что касается разгона встроенной графики, то тут ситуация следующая: разгону поддается только частота ядра с помощью стандартной панели драйвера Detonator. А вот увеличить частоту памяти невозможно, т.к. напомню, графическое ядро использует для своих нужд системную память. Естественно, при увеличении тактовой частоты видеоядра, производительность графической подсистемы увеличивается незначительно. Причина кроется в особенностях архитектуры GeForce 2, производительность которого наиболее чувствительна именно к тактовой частоте памяти (а следовательно к пропускной способности памяти).

Производительность

Сравнивать производительность платы Asus A7N266-E будем с довольно популярной платой Epox 8KHA+ на чипсете VIA KT266A. Конечно, хорошо бы включить в тестирование результаты какой-либо платы на VIA KT333, но эти платы только-только появились в наших магазинах. Вообще раздел "Производительность" должен быть очень интересным, поскольку я хочу затронуть такие вопросы как "Какова производительность встроенного видеоядра?" и "Какая разница в производительности между использованием одного и двух модулей памяти."

В тестовой системе было использовано следующее оборудование:

  • Процессор AMD Athlon 1 ГГц (266 МГц FSB);
  • Видеокарта Elsa Gladiak на чипе NVidia MX 32Mb (NVIDIA Detonator XP v28.32);
  • Видеокарта Suma на чипе NVidia GeForce2 GTS 32Mb (NVIDIA Detonator v6.31);
  • Звуковая карта Genius Live 5.1;
  • Звуковая карта Creative Live 5.1;
  • Жесткий диск IBM DTLA 307030 30Gb;
  • 1х256 Мбайт PC2100 DDR SDRAM, производства Samsung;
  • 2х128 Мбайт PC2100 DDR SDRAM, также производства Samsung;
  • Корпус InWin506 с блоком питания PowerMan 250W;
  • Операционная система Windows 2000 English SP1
Во-первых посмотрим на результаты синтетических тестов.

В качестве синтетических тестов были выбраны ставший уже привычным тест Sisoft Sandra и совершенно новый тест PCMark2002 от MadOnion. Большинство из представленных результатов так или иначе зависят от пропускной способности. В результате система на чипсете nForce превосходит KT266A. Также стоит отметить, что система, в которой установлен только один модуль памяти, демонстрирует незначительное отставание от системы с двумя модулями. А если отставание незначительно в синтетических тестах, то в реальных приложениях его вообще не должно быть.

Переходим к реальным приложениям.

Отметим два момента. Первое - разница в производительности по сравнению с KT266A очень мала, и визуально не заметна. Второе - производительность системы на nForce с одним и двумя модулями в реальных приложениях одинакова. Последнее означает, что практической пользы от технологии TwinBank на сегодняшний момент нет. Причина этому проста - процессор Athlon рассчитан на работу с обычной шиной памяти, которая обладает пропускной способностью лишь в 2.1 ГБайт/с.

Теперь посмотрим как ведет себя nForce в игровых приложениях.

И опять мы видим одинаковые результаты у системы с одним и двумя модулями памяти. Особенно показателен тест Quake3, который очень чувствительно относится к малейшим изменениям пропускной способности шины памяти.

И, наконец, посмотрим на производительность встроенного видеоядра. Тестирование происходило с одним и двумя модулями памяти.

Во-первых, тесты OpenGL приложений. Замечаем практически идентичную производительность A7N266-E с внешней видеокартой по сравнению с платой на KT266A. А вот при использовании интегрированного графического ядра мы получаем двоякую ситуацию. В случае установки 2-х модулей памяти, когда реально работает механизм TwinBank, производительность встроенной графики превосходит внешнюю видеокарту GeForce2 MX. А вот при установке только одного модуля памяти, когда работает только один контроллер памяти, отставание от GeForce2 MX довольно ощутимо.

Переходим к Direct3D тестам, а имеенно к MadOnion 3DMark2001.

Совершенно аналогичная картина: при использовании 2-х модулей встроенная графика лидирует, при установке одного модуля - проигрывает GeForce2 MX. Грубо говоря, производительность интегрированной графики с 2-мя модулями аналогично внешней видеокарте GeForce2 MX400, а с одним модулем - GeForce2 MX200. Отметим самое главное. Только при использовании интегрированного графического ядра мы получаем ощутимую пользу от технологии TwinBank. Причем, разница довольно большая и видна на глаз. И, если планируется активное использование встроенной графики, то использование 2-х модулей памяти строго рекомендуется. А если встроенную графику использовать не планируется, то наверно покупать плату на чипсете nVidia nForce смысла не имеет - производительность с внешней видеокартой полностью аналогична платам на VIA KT266A.

Выводы

Во-первых - цена. Как и большинство других продуктов компании Asustek, плата имеем достаточно высокую стоимость (порядка 180$). С другой стороны за эту сумму мы получаем плату с самым мощным интегрированным видеоядром (драйверы уже давно вылизаны) и самым мощным аудиоядром (драйверы еще сыроваты). Кроме того не забудем о встроенной поддержки сети.

Но высокая цена, не всегда будет высокой. Через какое-то время, под давлением новых плат на более производительных наборах логики, цена на плату будет снижаться. И в определенный момент плата A7N266-E займет на рынке то место, которое сейчас занимает плата класса Asus A7S-VM. То есть плата с максимальной степенью интеграции и высокой производительностью.

Заключение

Плюсы:
  • Поддержка Dolby Digital 5.1;
  • Отличная комплектация;
  • Хорошая производительность;
  • Высокая стабильность и надежность.

Минусы:

  • Низкое качество встроенного звука;
  • Высокая цена;
  • Большое количество перемычек и мелкие недостатки дизайна PCB.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 51 мин.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 3 ч.
Миллионер с зарплатой сантехника: выяснилось, сколько зарабатывает глава OpenAI 4 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 4 ч.
Роскомнадзор с декабря начнёт блокировать сайты за публикацию научной информации о VPN 4 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 5 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 7 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 7 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 9 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 10 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 2 ч.
SpaceX рассказала, почему затопила ракету Super Heavy во время последнего запуска Starship 3 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 5 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 6 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 7 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 7 ч.
HPE готова ответить на любые вопросы Минюста США по расследованию покупки Juniper за $14 млрд 7 ч.
Thermaltake представила компактный, но вместительный корпус The Tower 250 для игровых систем на Mini-ITX 9 ч.
Флагманы Oppo Find X8 и X8 Pro на Dimensity 9400 стали доступны не только в Китае — старший оценили в €1149 9 ч.
«ВКонтакте» выросла до 88,1 млн пользователей — выручка VK взлетела на 21,4 % на рекламе 10 ч.