⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата |
ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair Hydro Series H115i |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор |
NEC EA244UHD |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.2.1 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 442.19 |
Синтетические тесты 3D-графики |
Тест |
API |
Разрешение |
Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike 1.1 |
DirectX 11 (feature level 11_0) |
1920 × 1080 |
Выкл. |
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme |
2560 × 1440 |
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra |
3840 × 2160 |
3DMark Time Spy 1.1 |
DirectX 12 (feature level 11_0) |
2560 × 1440 |
3DMark Time Spy Extreme 1.1 |
3840 × 2160 |
Игры |
Игра (в порядке даты выхода) |
API |
Настройки, метод тестирования |
Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
3840 × 2160 |
Far Cry 5 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Strange Brigade |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra |
AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
SMAA 4x |
SMAAT2x |
Forza Horizon 4 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + FXAA |
FXAA |
Assassin's Creed Odyssey |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA High (TAA) |
AA High (TAA) |
Battlefield V |
DirectX 12 |
OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA High |
TAA High |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл., Shading Rate 100% |
TAA |
TAA |
DiRT Rally 2.0 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA |
TAA |
Tom Clancy's The Division 2 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra (TAA) |
AA Ultra (TAA) |
Total War: THREE KINGDOMS |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA High |
TAA High |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.
Исключением в этой методике являются четыре игры со встроенным бенчмарком — DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Forza Horizon 4 и Red Dead Redemption 2. Бенчмарк Far Cry 5 сам по себе записывает в файл количество кадров в отдельную секунду теста — среднее значение FPS и 1-й процентиль рассчитываются по этих числам, а не времени рендеринга отдельных кадров. Бенчмарк DiRT Rally 2.0 записывает только среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Forza Horizon 4 не выводит никаких параметров быстродействия в файл и также сообщает итоговые значения средней и минимальной кадровой частоты. Наконец, бенчмарк Red Dead Redemption 2 регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра JUNTEK VAT-1050. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.
В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER FE (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER FE (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16, а также GeForce RTX Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT может работать в двух режимах в зависимости от микропрограммы, активированной переключателем на PCB: Silent и OC. Тем не менее даже «тихий» BIOS обеспечивает видеокарте чуть более высокие рабочие частоты по сравнению с референсной версией Radeon RX 5700 XT. Так, в игре Crysis 3, которая до сих пор разогревает GPU лучше любых современных проектов, частота ядра стабилизировалась на уровне 1857 против 1795 МГц у эталонной платы. Вместе с тем «тихая» прошивка полностью оправдывает свое название: даже при интенсивной нагрузке уровень шума лежит в пределах 27 дБА (ниже фонового уровня жилого помещения), невзирая на сравнительно высокое (под 250 Вт) энергопотребление устройства.
К качеству охлаждения графического процессора также нет ни малейших претензий, а вот температура чипов GDDR6 в тихом режиме вплотную подступает к предельно допустимым 100 °C — и это на открытом тестовом стенде, а не в тесном компьютерном корпусе. Алюминиевая рамка, накрывающая микросхемы оперативной памяти в AORUS Radeon RX 5700 XT, прикручена к основному радиатору, но, судя по всему, от этого не слишком много толку, когда крыльчатки кулера вращаются на низких оборотах. Таким образом, бороться за энергоэффективность ускорителя GIGABYTE путем андерволтинга не имеет никакого смысла: в «тихом» режиме устройство и без того работает практически бесшумно, а чипы памяти уже стоят на грани перегрева.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1690/1945 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Silent BIOS |
1857 |
1879 |
2090 |
1,071 |
1,193 |
1230 (30%) |
НД |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
OC BIOS |
1959 |
1978 |
2090 |
1,144 |
1,200 |
1799 (43%) |
НД |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (+110 МГц, 14800 Мбит/с, 8 Гбайт) |
OC BIOS, +99 % TDP, +23 мВ vCore |
2131 |
2139 |
2200 |
1,223 |
1,225 |
1801 (43%) |
НД |
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Термопаста ARCTIC MX-2 |
1631 |
1652 |
1750 |
0,950 |
0,987 |
1465 (30%) |
НД |
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Термопаста ARCTIC MX-2 |
1795 |
1819 |
2009 |
1,074 |
1,175 |
2102 (43%) |
НД |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER FE (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
|
1812 |
1845 |
1980 |
0,967 |
1,030 |
1756 (48%) |
1754 (47%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER FE (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
|
1881 |
1890 |
1980 |
1,026 |
1,037 |
1721 (47%) |
1721 (47%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) |
|
1735 |
1810 |
1911 |
0,963 |
1,012 |
2377 (50%) |
НД |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Как бы то ни было, андерволтинг GPU — довольно тривиальная задача для квалифицированного пользователя, и даже референсные модификации Radeon RX 5700 XT, самые дешевые на рынке, становятся гораздо экономнее и тише за счет пониженного напряжения питания. Другое дело — разгон, с прицелом на который и был сконструирован AORUS RX 5700 XT. Даже тех настроек, которые зашиты в оверклокерскую версию микропрограммы, хватает, чтобы резко нарастить вычислительный потенциал графического процессора Navi 10. Под требовательной игровой нагрузкой OC BIOS обеспечивает стабильные частоты около 1959 МГц, а это уже на 163 МГц выше по сравнению с параметрами эталонной платы. Модификации Radeon RX 5700 XT с кулером попроще, чем у AORUS, останавливаются на отметке 1,95 ГГц даже в условиях пользовательского разгона, да и то лишь ценой высоких температур или высокого уровня шума. Кулер GIGABYTE, напротив, охлаждает компоненты платы (и GPU, и, что особенно важно, чипы RAM) даже лучше, нежели в «тихом» режиме, и остается довольно тихим — пусть уже и не настолько, как с прошивкой Silent, но, по крайней мере, видеокарта создает лишь ненамного больше шума, чем аналогичные по быстродействию ускорители GeForce в модификации Founders Edition (не говоря уже о Radeon RX 5700 XT с турбинной конструкцией СО). А ведь по электрической мощности RX 5700 XT с агрессивным заводским разгоном даже нельзя поставить рядом с GeForce RTX 2060 или 2070 SUPER. 277 Вт в Crysis 3 — это, как ни крути, весьма серьезное энергопотребление для видеокарты, рассчитанной на игры в разрешении 1440p.
Естественно, мы не могли упустить возможность подвергнуть AORUS Radeon RX 5700 XT дальнейшему разгону, и GIGABYTE нас не разочаровала, чего не скажешь о программном обеспечении AMD. После первой волны партнерских продуктов мы нечасто занимались обзорами новых образцов RX 5700 и RX 5700 XT, и оказалось, что с тех пор в драйвере 5000-й серии что-то опять сломалось. Наш образец AORUS позволил зафиксировать предельную частоту GPU на уровне 2200 МГц за счет умеренного программного вольтмода (с 1,2 до 1,225 В), вот только результаты тестов быстродействия оказались обескураживающе низкими. Как выяснилось, дело вот в чем: любое сколько-нибудь ощутимое превышение штатного резерва мощности — будь то за счет прямого изменения тактовых частот, напряжения питания GPU или одним ползунком TDP в окне WattMan — вызывает громадные колебания тактовой частоты оперативной памяти.
Судя по всему, очередной досадный баг обосновался в драйверах AMD давно — по меньшей мере он уже присутствует в ноябрьских релизах Radeon Software, — но после битых суток бесплодных экспериментов мы все-таки нашли временное решение. Если вы столкнулись с подобной проблемой, просто прекратите пользоваться WattMan, и от греха подальше советуем воздержаться даже от того, чтобы включать в нем пользовательский режим без всяких дальнейших изменений: сбросьте настройки в состояние по умолчанию, иначе существует риск, что частота GDDR6 начнет плавать. Благо видеокарта успешно разгоняется при помощи стороннего ПО (нам помогла утилита MSI Afterburner), но уже со следующим важным условием: нельзя трогать скорость вращения вентиляторов СО. К слову, устройство GIGABYTE тут совершенно ни при чем — абсолютно то же самое происходит с референсным Radeon RX 5700 XT.
Как видите, драйверы для чипов Navi, изначально полные багов, все еще далеки от идеала, а тот факт, что скорость вращения вентиляторов теперь мистическим образом увязана с тактовой частотой чипов RAM, накладывает ограничения на пользовательский оверклокинг видеокарт со слабыми системами охлаждения. К счастью, GIGABYTE AORUS это никоим образом не касается. Для того чтобы лимит мощности не ограничивал авторазгон GPU, мы увеличили его в два раза при помощи утилиты MorePowerTool и софтверных таблиц PowerPlay и в результате добились устойчивых частот около 2131 МГц. Подавляющему большинству аналогичных ускорителей такие достижения даже не снились, а вот AORUS справился даже без регулировки скорости вращения вентиляторов. Пришлось закрыть глаза на высокую температуру GPU, RAM и силовых каскадов регулятора напряжения, но опять-таки в том виноват драйвер, а не видеокарта. К тому же, ну как можно жаловаться на температуру в том случае, когда энергопотребление платы переваливает за 350–400 Вт, но формально все еще нет перегрева — и это при использовании фабричного профиля вращения вентиляторов!
Пусть графический процессор Navi 10 при определенных условиях не уступает в энергоэффективности чипам Turing от NVIDIA (как уже доказал Radeon RX 5600 XT), AMD, в отличие от конкурента, не чинит препятствий безумным экспериментам. В теории оверклокинг AORUS может зайти и дальше, но покорение частот за пределами 1,5 ГГц связано с лавинообразным ростом питающего напряжения и мощности. А главное, не пропадут ли даром труды инженеров GIGABYTE, которые подготовили устройство к столь агрессивному разгону? Ведь у новых графических процессоров AMD, помимо вечно сырого программного обеспечения, есть еще одно больное место — это трудности с масштабированием реального быстродействия при тактовых частотах за пределами 1,8 ГГц, вызванные, скорее всего, дефицитом пропускной способности оперативной памяти. Последний отчасти компенсируется разгоном чипов GDDR6, но, увы, микросхемы Micron, распаянные на плате AORUS, не смогли преодолеть границу в 14 800 Гбит/с, о которую, как правило, и разбивается оверклокинг памяти на современной графической платформе AMD — уже в силу ограничений контроллеров RAM, интегрированных в кремний Navi 10.
⇡#3DMark
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Бенчмарки в небольшом по современным стандартам разрешении 1080p подтвердили те наблюдения, которые мы сделали во всех предыдущих материалах, касающихся того, как быстродействие Radeon RX 5700 XT масштабируется вместе с его тактовыми частотами. Заводской разгон GIGABYTE AORUS производит внушительное впечатление на бумаге, но большинство игр к нему совершенно не чувствительны. 3 % FPS — вот и весь средний выигрыш по частоте смены кадров, на который позволяет рассчитывать видеокарта в сравнении с эталонным образцом RX 5700 XT. Пользовательский оверклокинг графического процессора, сопряженный с увеличенной пропускной способностью оперативной памяти, уже более эффективен. По-прежнему существуют игры, производительность которых осталась не затронута разгоном, но в среднем он добавил еще 5 % FPS, а если сравнивать с референсной версией RX 5700 XT, то получится 8 %.
Это все еще обескураживающе низкий результат, полученный ценой чрезвычайно высокого энергопотребления, зато теперь AORUS не уступает в играх GeForce RTX 2070 SUPER и с запасом превосходит любимый в народе GeForce GTX 1080 Ti. О видеокартах попроще — RTX 2060 SUPER и Radeon RX 5700 без приставки XT — нечего и говорить: даже без разгона плата GIGABYTE опережает их на 12 и 15 % FPS соответственно.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.