После томительных лет застоя — когда лучшей видеокартой по совокупности характеристик и цены, которую графическое подразделение AMD могло предложить своим поклонникам, оставался неоднократно перемаркированный и переработанный Radeon RX 480/580/590 — «красные» набрались сил для того, чтобы спустить с конвейера по-настоящему современный, перспективный и разносторонний чип Navi 10 на базе совершенно новой архитектуры RDNA. В то время как младший кристалл Navi 14 не оставил после себя столь же яркого впечатления в десктопных продуктах, а обещанный «большой Navi» остается обещанием, Navi 10 сам по себе позволил AMD сформировать крепкую продуктовую линейку. Недавним пополнением в ней стал Radeon RX 5600 XT, отличившийся удачным отношением быстродействия к цене и вместе с тем — выдающейся энергоэффективностью.
Однако в верхнем ценовом эшелоне перед кремнием Navi стоит другая задача — любой ценой показать максимальный уровень производительности перед лицом своего главного соперника, GeForce RTX 2070 SUPER. Последний был рожден специально для того, чтобы противостоять Radeon RX 5700 XT, а первый раунд борьбы между RTX 2070 SUPER с одной стороны и партнерскими вариантами RX 5700 XT (тогда еще довольно слабыми) с другой остался за NVIDIA. Теперь настал черед более развитых продуктов на чипах AMD, которые и по запасу быстродействия, и по цене подпирают GeForce RTX 2070 SUPER. GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT — одна из интригующих моделей второй волны, с трехслотовой системой охлаждения, резко повышенными рабочими частотами и прочими регалиями «премиального» продукта. Ну что ж, комплект бенчмарков, ваттметр и шумомер наготове — пора тестировать и разгонять.
⇡#Технические характеристики, цены
Radeon RX 5700 XT обладает полностью функциональным чипом Navi 10 и наибольшим энергопотреблением среди всех ускорителей AMD нового поколения. Как следствие, его графический процессор работает на достаточно консервативных по меркам новаторского техпроцесса 7 нм тактовых частотах. Так, базовая частота GPU в эталонной версии RX 5700 XT составляет 1605 МГц, а Boost Clock (частота оппортунистического авторазгона при легкой нагрузке) — 1905 МГц. В свою очередь, Game Clock (средняя проектная частота в играх, аналогом которой у NVIDIA является… Boost Clock) у флагмана выставлена на уровне 1755 МГц. Плата GIGABYTE поднимает все перечисленные параметры не меньше чем на сотню мегагерц — вплоть до 1770/1905/2010. Но это при условии, что активирован самый «производительный» из двух вариантов BIOS. В отличие от самой AMD, которая избавилась от дублирующей прошивки в референсных вариантах ускорителей начиная еще с Radeon VII, GIGABYTE открывает выбор между двумя наборами спецификаций: OC BIOS с уже описанными параметрами и так называемым тихим, в котором диапазон между Base Clock и Boost Clock составляет 1690–1945 МГц. Как видите, даже в последнем случае GIGABYTE не лишает видеокарту хотя бы номинального заводского разгона. Единственное, о чем хотелось бы предупредить потенциальных покупателей AORUS (и любых других ускорителей на чипах AMD с двойным BIOS), — это то, что смена прошивки даже при положенным образом обесточенной системе не всегда вступает в силу. В подобной ситуации полезно деактивировать GPU в диспетчере устройств Windows и затем включить обратно.
Производитель | AMD | GIGABYTE |
Модель |
Radeon RX 5700 XT |
AORUS Radeon RX 5700 XT |
Графический процессор |
Название |
Navi 10 XT |
Navi 10 XT |
Микроархитектура |
RDNA |
RDNA |
Техпроцесс, нм |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
Число транзисторов, млн |
10 300 |
10 300 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Game Clock / Boost Clock |
1 605/ 1755/1 905 |
1 770/ 1905/2 010 |
Шейдерные ALU |
2 560 |
2 560 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
160 |
160 |
Блоки операций растеризации (ROP) |
64 |
64 |
Оперативная память |
Разрядность шины, бит |
256 |
256 |
Тип микросхем |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) |
1 750 (14 000) |
1 750 (14 000) |
Объем, Мбайт |
8 096 |
8 096 |
Шина ввода/вывода |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
Производительность |
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) |
9 754 |
10 291 |
Производительность FP64/FP32 |
1/16 |
1/16 |
Производительность FP16/FP32 |
2/1 |
2/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с |
448 |
448 |
Вывод изображения |
Интерфейсы вывода изображения |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
TBP/TDP, Вт |
225 |
Н/Д |
Розничная цена (США, без налога), $ |
399 (рекоменд.) |
От 423 (newegg.com) |
Розничная цена (Россия), руб. |
29 499 (рекоменд.) |
От 29 247 (market.yandex.ru) |
Однако вернемся к характеристикам GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT. Хотя графический процессор производитель разогнал (притом довольно агрессивно, если идет речь о параметрах OC BIOS), пропускная способность оперативной памяти тут соответствует референсному уровню 14 Гбит/с. RX 5700 XT мог бы извлечь немало выгоды из более скоростных 16-гигабитных чипов, но даже в «премиальных» устройствах класса GIGABYTE AORUS они все еще не попадаются — либо конструкторы не видят в том необходимости, либо (что весьма вероятно) контроллеры GDDR6 в составе Navi 10 просто не тянут нужные тактовые частоты даже с поправкой на более расслабленные тайминги.
Как бы то ни было, выдающиеся спецификации AORUS уже позволяют ускорителю претендовать на заведомо более высокий уровень производительности, нежели у многочисленных реализаций Radeon RX 5700 XT экономкласса, не говоря уже о перемаркированных референсных версиях, через которые проходит нижняя граница ценовой зоны этой модели. Как следствие, и по стоимости AORUS не чета шумному и сравнительно медленному референсу. В то время как последний уже можно отыскать на площадках newegg.com и market.yandex.ru ниже рекомендованной цены — от $389 без налога и 21 990 руб. с НДС соответственно, за AORUS Radeon RX 5700 XT продавцы требуют не меньше $423 или 29 247 руб. Однако, отмечу справедливости ради, аналогичные по обвязке версии RX 5700 XT под конкурирующими марками — ASUS ROG Strix и SAPPHIRE NITRO+ — как правило, стоят еще дороже продукта GIGABYTE, а тактовые частоты GPU у них либо абсолютно такие же, ли ненамного выше. Важно и то, что, в отличие от перечисленных соперников, AORUS хотя бы не пересекает периметр территории, занятой GeForce RTX 2070 SUPER (последний нынче продается за сумму от 33 218 руб.).
⇡#Конструкция
Во внешнем виде GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT есть сходство с более доступной моделью GAMING OC того же производителя, которую мы протестировали в числе первых устройств на базе Navi 10, а в процессе разборки мы обнаружим между ними еще больше общих черт. Но это еще не повод для разочарования: в устройство GAMING OC компания заложила все элементы, необходимые для качественного охлаждения и питания Radeon RX 5700 XT с умеренным заводским разгоном, а в AORUS осталось только продолжить начатое и поработать над декоративными элементами, неуместными в бюджетных продуктах.
Так, радиатор системы охлаждения AORUS тоже обдувается тремя крыльчатками диаметром 82 мм, а центральный вентилятор вращается в противоположном направлении от боковых — таким образом, как утверждают все производители, использующие подобную схему, снижается турбулентность воздушного потока. При низком тепловыделении GPU и температуре в пределах 60 °C кулер работает в полностью пассивном режиме. Другая конструктивная особенность, способствующая охлаждению печатной платы, — это настоящая металлическая пластина, прикрепленная к обратной стороне. В отличие от пластиковых имитаций, которые нередко встречаются в бюджетных версиях тех или иных графических ускорителей и в действительности только препятствуют отводу тепла, алюминиевый backplate прижат через термопрокладки к элементам питания на обратной стороне PCB, а также горячим зонам текстолита напротив GPU и микросхем оперативной памяти.
И наконец, еще одно внешнее отличие «премиального» продукта от карт серии GAMING состоит в наличии RGB-подсветки: горит логотип AORUS на борту корпуса и две полоски рядом с гнездами вентиляторов. Оттенок и режим работы подсветки, естественно, можно изменять при помощи фирменного ПО и синхронизировать с подсветкой других компонентов системы — при условии, что их тоже сделала фирма GIGABYTE.
GIGABYTE Radeon RX 5700 в родственной модификации GAMING OC неплохо справляется с отводом тепла от чипа Navi 10 при сдержанном разгоне. AORUS создан для высших достижений, и для этого понадобилось водрузить на кристалл GPU более эффективный радиатор. Инженеры GIGABYTE взяли от модели GAMING OC общую конструкцию теплорассеивателя, но, во-первых, теперь он намного толще, а сама видеокарта занимает в корпусе три полных слота расширения. Во-вторых, пять теплотрубок, находящихся в прямом контакте с чипом, заменили шестью, и, наконец, увеличили плотность оребрения. Дополнительные выступы радиатора прижаты к дросселям и силовым каскадам регулятора напряжения. А вот задачу охлаждения оперативной памяти выполняет не вызывающая особенного доверия алюминиевая пластина. Путь у AORUS более крупный радиатор, чем у GIGABYTE GAMING OC, микросхемам GDDR6 это едва ли помогает, когда вентиляторы СО работают на сниженных оборотах (с «тихим» BIOS или в условиях андерволтинга), ведь площадь контакта между пластиной и основанием радиатора по-прежнему слишком мала. Впрочем, API новых графических процессоров AMD позволяет следить за состоянием здоровья чипов RAM в реальном времени, и в ходе тестов на энергопотребление мы проследим за этим особенно внимательно.
⇡#Печатная плата
Как мы уже заметили в начале обзора, GIGABYTE AORUS относится к числу самых развитых и активно разогнанных модификаций Radeon RX 5700 XT, но среди них это вовсе не самая дорогая модель. На чем-то производитель был обязан сэкономить, и это явно не система охлаждения и не декоративная подсветка. Должно быть, это оснастка печатной платы, подумали мы. Так и есть, регуляторы напряжения, обслуживающие GPU и RAM, здесь не представляют собой ничего особенного по сравнению с типичным VMR массовых разновидностей RX 5700 XT. GIGABYTE взяла за основу для AORUS ту же печатную плату, которая используется в доступной модели GAMING OC, и не стала менять компоненты системы питания. Только вместо одного из силовых разъемов, шестиконтактного, установили восьмиконтактник.
Графический процессор здесь подключен к семи силовым каскадам Alpha & Omega AOZ5332QI с номинальным током 50A, которые управляются контроллером International Rectifier IR 35217. Две таких же микросхемы под надзором ON Semiconductor NCP81022 питают чипы оперативной памяти. Для сравнения: референсная печатная плата Radeon RX 5700 XT укомплектована таким же набором силовых каскадов, но по 70 А каждый. Впрочем, это еще совсем не значит, что экономия идет во вред разгонному потенциалу GPU. Просто AMD в случае с эталонной PCB, как обычно, набрала компонентов с большим запасом номинальной мощности и максимальным КПД, чтобы гарантировать тогда еще достаточно сырому продукту беспроблемное начало жизни. На практике, когда и с охлаждением VRM под кулером открытой конструкции полный порядок, все это уже не требуется.
Чипы оперативной памяти в AORUS рассчитаны на стандартную для RX 5700 XT пропускную способность в 14 Гбит/с на контакт шины. Зато это чипы производства Micron, которые, судя по всем нашим результатам, разгоняются лучше, нежели аналогичные микросхемы от Samsung.
Еще одна особенность платы AORUS, которая сразу бросается в глаза даже без демонтажа системы охлаждения, — это нехарактерно щедрый набор внешних интерфейсов. Мы довольно часто замечаем, что три разъема DisplayPort не очень-то полезны для средне- и низкобюджетных ускорителей, а вот дополнительный HDMI всегда придется кстати. На видеокарте GIGABYTE есть сразу три штуки того и другого типа, причем, как выяснилось, контроллер дисплея в чипе Navi 10 может задействовать все шесть выходов одновременно. Вот только необходимое быстродействие, чтобы играть таким образом, Radeon RX 5700 XT не даст никакой разгон.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата |
ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair Hydro Series H115i |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор |
NEC EA244UHD |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
Все видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.2.1 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 442.19 |
Синтетические тесты 3D-графики |
Тест |
API |
Разрешение |
Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike 1.1 |
DirectX 11 (feature level 11_0) |
1920 × 1080 |
Выкл. |
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme |
2560 × 1440 |
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra |
3840 × 2160 |
3DMark Time Spy 1.1 |
DirectX 12 (feature level 11_0) |
2560 × 1440 |
3DMark Time Spy Extreme 1.1 |
3840 × 2160 |
Игры |
Игра (в порядке даты выхода) |
API |
Настройки, метод тестирования |
Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
3840 × 2160 |
Far Cry 5 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Strange Brigade |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra |
AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
SMAA 4x |
SMAAT2x |
Forza Horizon 4 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + FXAA |
FXAA |
Assassin's Creed Odyssey |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA High (TAA) |
AA High (TAA) |
Battlefield V |
DirectX 12 |
OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA High |
TAA High |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл., Shading Rate 100% |
TAA |
TAA |
DiRT Rally 2.0 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA |
TAA |
Tom Clancy's The Division 2 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra (TAA) |
AA Ultra (TAA) |
Total War: THREE KINGDOMS |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA High |
TAA High |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.
Исключением в этой методике являются четыре игры со встроенным бенчмарком — DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Forza Horizon 4 и Red Dead Redemption 2. Бенчмарк Far Cry 5 сам по себе записывает в файл количество кадров в отдельную секунду теста — среднее значение FPS и 1-й процентиль рассчитываются по этих числам, а не времени рендеринга отдельных кадров. Бенчмарк DiRT Rally 2.0 записывает только среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Forza Horizon 4 не выводит никаких параметров быстродействия в файл и также сообщает итоговые значения средней и минимальной кадровой частоты. Наконец, бенчмарк Red Dead Redemption 2 регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра JUNTEK VAT-1050. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.
В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER FE (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER FE (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16, а также GeForce RTX Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT может работать в двух режимах в зависимости от микропрограммы, активированной переключателем на PCB: Silent и OC. Тем не менее даже «тихий» BIOS обеспечивает видеокарте чуть более высокие рабочие частоты по сравнению с референсной версией Radeon RX 5700 XT. Так, в игре Crysis 3, которая до сих пор разогревает GPU лучше любых современных проектов, частота ядра стабилизировалась на уровне 1857 против 1795 МГц у эталонной платы. Вместе с тем «тихая» прошивка полностью оправдывает свое название: даже при интенсивной нагрузке уровень шума лежит в пределах 27 дБА (ниже фонового уровня жилого помещения), невзирая на сравнительно высокое (под 250 Вт) энергопотребление устройства.
К качеству охлаждения графического процессора также нет ни малейших претензий, а вот температура чипов GDDR6 в тихом режиме вплотную подступает к предельно допустимым 100 °C — и это на открытом тестовом стенде, а не в тесном компьютерном корпусе. Алюминиевая рамка, накрывающая микросхемы оперативной памяти в AORUS Radeon RX 5700 XT, прикручена к основному радиатору, но, судя по всему, от этого не слишком много толку, когда крыльчатки кулера вращаются на низких оборотах. Таким образом, бороться за энергоэффективность ускорителя GIGABYTE путем андерволтинга не имеет никакого смысла: в «тихом» режиме устройство и без того работает практически бесшумно, а чипы памяти уже стоят на грани перегрева.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1690/1945 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Silent BIOS |
1857 |
1879 |
2090 |
1,071 |
1,193 |
1230 (30%) |
НД |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
OC BIOS |
1959 |
1978 |
2090 |
1,144 |
1,200 |
1799 (43%) |
НД |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (+110 МГц, 14800 Мбит/с, 8 Гбайт) |
OC BIOS, +99 % TDP, +23 мВ vCore |
2131 |
2139 |
2200 |
1,223 |
1,225 |
1801 (43%) |
НД |
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Термопаста ARCTIC MX-2 |
1631 |
1652 |
1750 |
0,950 |
0,987 |
1465 (30%) |
НД |
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Термопаста ARCTIC MX-2 |
1795 |
1819 |
2009 |
1,074 |
1,175 |
2102 (43%) |
НД |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER FE (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
|
1812 |
1845 |
1980 |
0,967 |
1,030 |
1756 (48%) |
1754 (47%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER FE (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
|
1881 |
1890 |
1980 |
1,026 |
1,037 |
1721 (47%) |
1721 (47%) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) |
|
1735 |
1810 |
1911 |
0,963 |
1,012 |
2377 (50%) |
НД |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Как бы то ни было, андерволтинг GPU — довольно тривиальная задача для квалифицированного пользователя, и даже референсные модификации Radeon RX 5700 XT, самые дешевые на рынке, становятся гораздо экономнее и тише за счет пониженного напряжения питания. Другое дело — разгон, с прицелом на который и был сконструирован AORUS RX 5700 XT. Даже тех настроек, которые зашиты в оверклокерскую версию микропрограммы, хватает, чтобы резко нарастить вычислительный потенциал графического процессора Navi 10. Под требовательной игровой нагрузкой OC BIOS обеспечивает стабильные частоты около 1959 МГц, а это уже на 163 МГц выше по сравнению с параметрами эталонной платы. Модификации Radeon RX 5700 XT с кулером попроще, чем у AORUS, останавливаются на отметке 1,95 ГГц даже в условиях пользовательского разгона, да и то лишь ценой высоких температур или высокого уровня шума. Кулер GIGABYTE, напротив, охлаждает компоненты платы (и GPU, и, что особенно важно, чипы RAM) даже лучше, нежели в «тихом» режиме, и остается довольно тихим — пусть уже и не настолько, как с прошивкой Silent, но, по крайней мере, видеокарта создает лишь ненамного больше шума, чем аналогичные по быстродействию ускорители GeForce в модификации Founders Edition (не говоря уже о Radeon RX 5700 XT с турбинной конструкцией СО). А ведь по электрической мощности RX 5700 XT с агрессивным заводским разгоном даже нельзя поставить рядом с GeForce RTX 2060 или 2070 SUPER. 277 Вт в Crysis 3 — это, как ни крути, весьма серьезное энергопотребление для видеокарты, рассчитанной на игры в разрешении 1440p.
Естественно, мы не могли упустить возможность подвергнуть AORUS Radeon RX 5700 XT дальнейшему разгону, и GIGABYTE нас не разочаровала, чего не скажешь о программном обеспечении AMD. После первой волны партнерских продуктов мы нечасто занимались обзорами новых образцов RX 5700 и RX 5700 XT, и оказалось, что с тех пор в драйвере 5000-й серии что-то опять сломалось. Наш образец AORUS позволил зафиксировать предельную частоту GPU на уровне 2200 МГц за счет умеренного программного вольтмода (с 1,2 до 1,225 В), вот только результаты тестов быстродействия оказались обескураживающе низкими. Как выяснилось, дело вот в чем: любое сколько-нибудь ощутимое превышение штатного резерва мощности — будь то за счет прямого изменения тактовых частот, напряжения питания GPU или одним ползунком TDP в окне WattMan — вызывает громадные колебания тактовой частоты оперативной памяти.
Судя по всему, очередной досадный баг обосновался в драйверах AMD давно — по меньшей мере он уже присутствует в ноябрьских релизах Radeon Software, — но после битых суток бесплодных экспериментов мы все-таки нашли временное решение. Если вы столкнулись с подобной проблемой, просто прекратите пользоваться WattMan, и от греха подальше советуем воздержаться даже от того, чтобы включать в нем пользовательский режим без всяких дальнейших изменений: сбросьте настройки в состояние по умолчанию, иначе существует риск, что частота GDDR6 начнет плавать. Благо видеокарта успешно разгоняется при помощи стороннего ПО (нам помогла утилита MSI Afterburner), но уже со следующим важным условием: нельзя трогать скорость вращения вентиляторов СО. К слову, устройство GIGABYTE тут совершенно ни при чем — абсолютно то же самое происходит с референсным Radeon RX 5700 XT.
Как видите, драйверы для чипов Navi, изначально полные багов, все еще далеки от идеала, а тот факт, что скорость вращения вентиляторов теперь мистическим образом увязана с тактовой частотой чипов RAM, накладывает ограничения на пользовательский оверклокинг видеокарт со слабыми системами охлаждения. К счастью, GIGABYTE AORUS это никоим образом не касается. Для того чтобы лимит мощности не ограничивал авторазгон GPU, мы увеличили его в два раза при помощи утилиты MorePowerTool и софтверных таблиц PowerPlay и в результате добились устойчивых частот около 2131 МГц. Подавляющему большинству аналогичных ускорителей такие достижения даже не снились, а вот AORUS справился даже без регулировки скорости вращения вентиляторов. Пришлось закрыть глаза на высокую температуру GPU, RAM и силовых каскадов регулятора напряжения, но опять-таки в том виноват драйвер, а не видеокарта. К тому же, ну как можно жаловаться на температуру в том случае, когда энергопотребление платы переваливает за 350–400 Вт, но формально все еще нет перегрева — и это при использовании фабричного профиля вращения вентиляторов!
Пусть графический процессор Navi 10 при определенных условиях не уступает в энергоэффективности чипам Turing от NVIDIA (как уже доказал Radeon RX 5600 XT), AMD, в отличие от конкурента, не чинит препятствий безумным экспериментам. В теории оверклокинг AORUS может зайти и дальше, но покорение частот за пределами 1,5 ГГц связано с лавинообразным ростом питающего напряжения и мощности. А главное, не пропадут ли даром труды инженеров GIGABYTE, которые подготовили устройство к столь агрессивному разгону? Ведь у новых графических процессоров AMD, помимо вечно сырого программного обеспечения, есть еще одно больное место — это трудности с масштабированием реального быстродействия при тактовых частотах за пределами 1,8 ГГц, вызванные, скорее всего, дефицитом пропускной способности оперативной памяти. Последний отчасти компенсируется разгоном чипов GDDR6, но, увы, микросхемы Micron, распаянные на плате AORUS, не смогли преодолеть границу в 14 800 Гбит/с, о которую, как правило, и разбивается оверклокинг памяти на современной графической платформе AMD — уже в силу ограничений контроллеров RAM, интегрированных в кремний Navi 10.
⇡#3DMark
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Бенчмарки в небольшом по современным стандартам разрешении 1080p подтвердили те наблюдения, которые мы сделали во всех предыдущих материалах, касающихся того, как быстродействие Radeon RX 5700 XT масштабируется вместе с его тактовыми частотами. Заводской разгон GIGABYTE AORUS производит внушительное впечатление на бумаге, но большинство игр к нему совершенно не чувствительны. 3 % FPS — вот и весь средний выигрыш по частоте смены кадров, на который позволяет рассчитывать видеокарта в сравнении с эталонным образцом RX 5700 XT. Пользовательский оверклокинг графического процессора, сопряженный с увеличенной пропускной способностью оперативной памяти, уже более эффективен. По-прежнему существуют игры, производительность которых осталась не затронута разгоном, но в среднем он добавил еще 5 % FPS, а если сравнивать с референсной версией RX 5700 XT, то получится 8 %.
Это все еще обескураживающе низкий результат, полученный ценой чрезвычайно высокого энергопотребления, зато теперь AORUS не уступает в играх GeForce RTX 2070 SUPER и с запасом превосходит любимый в народе GeForce GTX 1080 Ti. О видеокартах попроще — RTX 2060 SUPER и Radeon RX 5700 без приставки XT — нечего и говорить: даже без разгона плата GIGABYTE опережает их на 12 и 15 % FPS соответственно.
⇡#Игровые тесты (2560 × 1440)
Трудности с масштабированием реального быстродействия при увеличении тактовых частот, которые испытывает Radeon RX 5700 XT, при экранном разрешении 1080p отчасти (но лишь отчасти) объясняются пресловутой процессорозависимостью, которая уже поднимает голову на уровне быстродействия RX 5700 XT или RTX 2070 SUPER. Если убрать этот фактор из уравнения, перейдя к разрешению 1440p, то фабричный оверклокинг GIGABYTE AORUS выглядит более перспективно, особенно в комбинации с пользовательским. При штатных тактовых частотах ускоритель на 5 % превосходит по средней кадровой частоте эталонную версию RX 5700 XT, а дальнейший разгон обеспечивает еще 4 %. Увы, последняя цифра по-прежнему не гарантирована в каждой отдельно взятой игре. Требования к пропускной способности оперативной памяти в 1440p только возрастают, а из-за того, что абсолютный фреймрейт неизбежно ниже, чем в 1080p, вариативной измерений можно запросто съесть все дивиденды, полученные в особенно упрямых проектах.
Тем не менее относительно базового уровня быстродействия, который олицетворяет референсный образец Radeon RX 5700 XT, за счет предельного разгона AORUS был достигнут 10-процентный рост FPS. Позиция ускорителя GIGABYTE по отношению к соперникам также немного изменилась. Без разгона он на 16 % опережает базовую модификацию Radeon RX 5700, на 13 % — GeForce RTX 2060 SUPER и на 2 % — GTX 1080 Ti. В свою очередь, с пользовательским разгоном наступает долгожданный паритет между AORUS и GeForce RTX 2070 SUPER.
⇡#Результаты игровых тестов и цены
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (+110 МГц, 14800 Мбит/с, 8 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
56 / 67 |
59 / 72 |
49 / 59 |
55 / 67 |
53 / 64 |
57 / 70 |
64 / 74 |
Battlefield V |
TAA High |
111 / 135 |
130 / 151 |
114 / 135 |
112 / 134 |
111 / 133 |
124 / 148 |
127 / 150 |
Borderlands 3 |
TAA |
84 / 94 |
90 / 99 |
64 / 74 |
82 / 90 |
58 / 66 |
70 / 79 |
72 / 81 |
DiRT Rally 2.0 |
MSAA 4x + TAA |
89 / 111 |
94 / 118 |
76 / 94 |
84 / 105 |
65 / 92 |
76 / 106 |
79 / 104 |
Far Cry 5 |
TAA |
115 / 139 |
115 / 141 |
103 / 120 |
118 / 137 |
104 / 123 |
115 / 137 |
124 / 139 |
Forza Horizon 4 |
MSAA 4x + FXAA |
110 / 129 |
115 / 134 |
95 / 112 |
108 / 127 |
91 / 107 |
110 / 129 |
96 / 114 |
Metro Exodus |
TAA |
29 / 54 |
29 / 54 |
26 / 47 |
28 / 53 |
27 / 45 |
32 / 55 |
28 / 47 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
40 / 44 |
41 / 46 |
34 / 38 |
37 / 43 |
32 / 38 |
39 / 45 |
37 / 41 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
58 / 77 |
55 / 79 |
49 / 66 |
56 / 74 |
56 / 73 |
68 / 87 |
65 / 83 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
122 / 169 |
127 / 178 |
104 / 146 |
118 / 163 |
126 / 162 |
147 / 192 |
133 / 175 |
Tom Clancy's The Division 2 |
TAA Ultra |
76 / 93 |
79 / 97 |
63 / 77 |
71 / 87 |
65 / 79 |
80 / 96 |
73 / 88 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
37 / 51 |
39 / 52 |
33 / 45 |
36 / 50 |
44 / 54 |
51 / 62 |
47 / 60 |
Макс. |
|
|
+12% |
0% |
0% |
+6% |
+22% |
+18% |
Средн. |
|
|
+5% |
−13% |
−3% |
−11% |
+4% |
+0% |
Мин. |
|
|
0% |
−21% |
−6% |
−30% |
−16% |
−14% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (1770/2010 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT (+110 МГц, 14800 Мбит/с, 8 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1805 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER (1470/1650 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (1605/1770 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
48 / 57 |
45 / 56 |
41 / 48 |
45 / 53 |
49 / 56 |
50 / 59 |
54 / 61 |
Battlefield V |
TAA High |
100 / 117 |
102 / 123 |
86 / 105 |
95 / 114 |
87 / 105 |
100 / 122 |
101 / 122 |
Borderlands 3 |
TAA |
59 / 65 |
62 / 69 |
49 / 56 |
55 / 62 |
41 / 46 |
49 / 55 |
49 / 56 |
DiRT Rally 2.0 |
MSAA 4x + TAA |
66 / 80 |
71 / 85 |
57 / 68 |
63 / 75 |
52 / 67 |
62 / 79 |
61 / 77 |
Far Cry 5 |
TAA |
92 / 105 |
99 / 111 |
80 / 90 |
88 / 100 |
80 / 89 |
93 / 102 |
94 / 103 |
Forza Horizon 4 |
MSAA 4x + FXAA |
84 / 100 |
88 / 104 |
73 / 86 |
82 / 98 |
71 / 85 |
85 / 100 |
80 / 93 |
Metro Exodus |
TAA |
25 / 45 |
26 / 44 |
22 / 39 |
25 / 43 |
22 / 36 |
27 / 45 |
23 / 39 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
35 / 38 |
37 / 40 |
30 / 33 |
33 / 36 |
28 / 33 |
34 / 38 |
32 / 35 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
40 / 51 |
43 / 54 |
34 / 44 |
39 / 49 |
39 / 48 |
47 / 58 |
45 / 56 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
96 / 124 |
101 / 131 |
82 / 108 |
91 / 118 |
96 / 118 |
114 / 141 |
99 / 121 |
Tom Clancy's The Division 2 |
TAA Ultra |
56 / 64 |
59 / 68 |
46 / 53 |
52 / 60 |
48 / 56 |
59 / 67 |
53 / 60 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
28 / 36 |
29 / 38 |
25 / 32 |
27 / 35 |
31 / 37 |
37 / 44 |
34 / 42 |
Макс. |
|
|
+6% |
−10% |
−2% |
+3% |
+22% |
+17% |
Средн. |
|
|
+4% |
−14% |
−5% |
−12% |
+4% |
−2% |
Мин. |
|
|
−2% |
−17% |
−7% |
−29% |
−15% |
−14% |
⇡#Выводы
GIGABYTE AORUS Radeon RX 5700 XT — это, без всяких сомнений, одна из наиболее скоростных партнерских версий RX 5700 XT, что есть на рынке. Получить от чипа Navi 10 ощутимо более высокую производительность «из коробки» уже вряд ли возможно в принципе, а главное, AORUS не требует для этого каких-либо усилий и экспериментов со стороны владельца, за исключением активации нужного варианта BIOS. По быстродействию ускоритель достиг важной психологической отметки, поравнявшись с GeForce GTX 1080 Ti, и стоит в одном шаге от RTX 2070 SUPER. Radeon RX 5700 XT превращается в довольно горячую и прожорливую видеокарту в результате разгона — не важно, фабричного или пользовательского, — но для AORUS и это не проблема. Профиль работы кулера в «оверклокерском» BIOS гарантирует всем компонентам платы безупречно качественное охлаждение и при этом умеренный уровень шума.
Альтернативная прошивка и вовсе делает видеокарту практически бесшумной, не требуя поступиться ни одним FPS игровой производительности по сравнению с более дешевыми модификациями RX 5700 XT, ведь даже в тихом режиме AORUS не обходится без заводского разгона. Жаль только, что охлаждение чипов оперативной памяти в таком случае оставляет желать лучшего — при низких оборотах вентиляторов от этой проблемы, по всей видимости, страдает большинство реализаций RX 5700 XT (да и видеокарты на чипах NVIDIA наверняка тоже, но об этом мы не знаем по причине закрытой телеметрии).
Дальнейший оверклокинг Radeon RX 5700 XT сверх параметров, заложенных производителем, — сомнительное занятие с практической точки зрения, но ради спортивного интереса и нескольких процентов дополнительной производительности GIGABYTE AORUS позволяет установить такие тактовые частоты, которые просто не светят массовым вариантам RX 5700 XT с кулером попроще. Тогда по игровому быстродействию устройство вплотную смыкается с GeForce RTX 2070 SUPER, а тепловой поток в 350 Вт — неизбежный побочный эффект разгона, когда чипу Navi 10 приходится работать далеко за пределами оптимального диапазона питающего напряжения, — система охлаждения AORUS по-прежнему без труда рассеивает даже при штатной скорости вращения вентиляторов.
У мощных «премиальных» видеокарт, которые дают возможность целиком раскрыть потенциал графического процессора и даже выйти за пределы того, на что рассчитывал чипмейкер, есть свой шарм, неотразимый для нас, энтузиастов разгона. Увы, соседство в бенчмарках с GeForce RTX 2070 SUPER приводит к тому, что и по розничной цене конкурирующие устройства оказались в непосредственной близости друг от друга, а ведь и сам RTX 2070 SUPER не лишен разгонного потенциала. Не говоря уже о трассировке лучей в реальном времени, которая RTX 2070 SUPER, в отличие от младших моделей NVIDIA, вполне по силам даже в таких требовательных играх, как Metro Exodus и Control. Стоит ли AORUS доплаты за высокие тактовые частоты и тихую работу (он запросто может оказаться тише, чем не настолько хорошо сконструированные версии RTX 2070 SUPER), решать покупателям, но мы в любом случае не могли отпустить ускоритель GIGABYTE из редакции 3DNews без заслуженной медали «Выбор оверклокера» (и, надо бы добавить, фаната AMD).
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.