⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор камеры Leica Q2 Monochrom: 50 оттенков серого
Обычно при написании обзоров фототехники я ставлю себе цель помочь читателю разобраться, принять решение о выборе той или иной камеры. В случае с Leica Q2 Monochrom ситуация объективно другая. Едва ли многие читатели этой статьи открыли ее с чисто утилитарными целями. Сейчас я выступаю в роли привилегированного пользователя, который может поделиться своим опытом работы с довольно уникальным инструментом с аудиторией, которая, скорее всего, не разделит этот опыт. Продукция компании Leica в целом не очень заточена под среднего потребителя (и по причине дороговизны, и в силу специфичности), а такие камеры, как Q2, и вовсе имеют очень узкую целевую аудиторию. Обычно, когда я рассказывала знакомым, что за аппарат держу в руках, я слышала отклики в стиле «Да-а-а-а, экзотично!» или «Кто-то покупает такие камеры?». В среде увлеченных фотолюбителей, возможно, понимания концепта продукта будет больше, а все же средний покупатель фототехники нацелен на то, чтобы его камера давала максимальный КПД и каждый вложенный рубль себя оправдал. Камера ради эстетического удовольствия или особой пластичности картинки – это роскошь, поэтому и писать о Q2 хочется как о предмете роскоши, а не с чисто прагматичных позиций – шумы такие-то, объем буфера такой-то. Но сначала — все-таки сухая информация о том, что собой представляет Leica Q2 Monochrom. Это компактный элегантный фотоаппарат, который внешне не кричит о своей дороговизне. Несъемный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 28 мм: для пейзажа вроде бы уже не хватает угла обзора, для портретов крупным планом – еще слишком большие искажения. Съемка только в монохроме, в лучшем случае с тонировкой. Полнокадровая матрица с высоким разрешением –47,3 мегапикселя. Внезапно есть автофокус, что для Leica совсем нехарактерно. Возможность съемки видео – тоже неожиданно. Объективные преимущества: отсутствие цветных фильтров на сенсоре позволяет добиться удивительной резкости и детализации снимков. Также мы можем ожидать впечатляющих показателей работы на высоких значениях светочувствительности.
⇡#Дизайн и эргономикаLeica верна концепции минимализма как снаружи, так и конструктивно. Это один из тех аппаратов, которые позволяют максимально концентрироваться на самом содержании съемки, а не на бесконечных технических аспектах. Внешне Q2 Monochrom похожа на свою цветную «коллегу», Leica Q2. Разница в деталях: Leica Q2 Monochrom имеет более тонкий черный или нейтральный серый корпус. Здесь нет фирменного красного логотипа компании, что концептуально поддерживает монохромную тему. Надписи на объективе и шкале выдержки серые и белые на черном, а название камеры выгравировано вокруг горячего башмака. Фотокамера выглядит стильно, надежно, но при этом – не броско. У непосвященного человека вряд ли возникнут подозрения о ее высокой цене. Камера оснащена пыле- и влагозащитой, что очень важно при съемке в сложных погодных условиях. Ее габариты - 130 × 80 × 91,9 мм, вес с аккумулятором – 734 грамма. Не совсем крошка, но очень небольшая камера, с которой комфортно провести весь день. Эргономических отличий от цветной версии здесь нет. Камера минималистична, не пестрит большим количеством органов управления, и в этом есть определенное удовольствие: больше внимания самому процессу, меньше – бесконечным кнопкам и настройкам. С боков нет никаких портов или разъемов для подключения камеры к другим устройствам – в этом смысле Leica Q2 Monochrom консервативна и даже архаична. На передней панели мы видим фиксированный объектив 28 мм F1.7. На объективе есть переключатель на режим макросъемки, а также переключатель с автоматического фокуса на ручной. Сверху камеры расположен рычаг включения-выключения камеры, кнопка спуска затвора, диск выбора выдержки, управляющее колесо и «горячий башмак». На задней панели камеры расположен четырехпозиционный контроллер, фиксированный сенсорный экран с диагональю 3 дюйма, а также кнопки воспроизведения, меню и функций. Кнопку Fn можно настроить под наиболее востребованную опцию. Кнопка возле видоискателя отвечает за выбор цифрового зума, что, на мой взгляд, очень удобно. Обратите также внимание на удобное углубление под большой палец – оно здорово добавляет комфорта в работе. Снизу расположен слот для SD-карты, резьба для штатива и батарейный отсек. Камера поддерживает работу с картами памяти SD/SDHC/SDXC. Для оптимальной скорости работы рекомендуются карты памяти UHS II. Вот, собственно, и все. Простота работы – одна из важных концептуальных составляющих камеры. ⇡#Дисплей и видоискательВажное отличие Leica Q2 Monochrom от другой монохромной камеры, M10 Monochrom, состоит в том, что здесь используется не оптический, а электронный видоискатель. Соответственно, мы сразу видим кадр не цветным, а черно-белым, что (по крайней мере, мне) существенно помогает. Разрешение видоискателя составляет 3,68 млн точек, охват кадра — 100%, соотношение сторон — 4:3. Диапазон настроек для диоптрий – от +3 до -4. В камере есть датчик для автоматического переключения между видоискателем и экраном при поднесении к глазу. Задний дисплей, разумеется, также монохромный, его размер – 3 дюйма, разрешение около 1,04 млн пикселей. Дисплей оснащен сенсорной поверхностью, что позволяет фокусироваться касанием пальца. В основном меню сенсорное управление не доступно. Никакой поворотной конструкции здесь нет – дисплей статичный. На мой взгляд, это минус, хотя такая конструкция и кажется максимально надежной и позволяет сокращать габариты камеры. Но возможность наклонить экран, чтобы снимать из неудобных положений либо не привлекая к себе лишнего внимания, все же ценна. Тем более что Leica Q2 Monochrom отлично подходит для съемки всяких жанровых сценок. К качеству же самой картинки на дисплее претензий у меня нет – она четкая и «живая». ⇡#ИнтерфейсМеню Leica Q2 Monochrom также поддерживает общий дух минимализма. Здесь нет бесконечного количества страниц и вкладок, как в большинстве современных камер. Только самое необходимое. Интерфейс в целом также повторяет Q2, за вычетом пунктов, которые касаются цветовых настроек. Всего здесь пять страниц, пункты расположены вертикально, раскрываются в отдельных окнах. Разумеется, меню полностью русифицировано. Интерфейс камеры Leica Q2 Monochrom
⇡#Камера в работеВ прошлом году мне довелось тестировать другой монохромный аппарат Leica – M10 Monochrom, и, безусловно, опыт работы с Q2 похож. Но не идентичен. Самая очевидная разница – наличие автофокуса, что очень ускоряет процесс съемки. При этом у M10 съемная оптика, что значительно расширяет арсенал фотографа, но, поскольку я ее тестировала с единственным объективом 35 мм, в этом смысле для меня также не было большой разницы. Можно сказать, что я прониклась идеей съемки в монохроме. Но воспринимаю ее скорее как квест с искусственными ограничениями: чем меньше у фотографа выразительных средств, тем тщательнее приходится выискивать сюжеты для съемки. Если мы откроем, скажем, в инстаграме подборку фотографий, сделанных на монохромные камеры Leica, мы увидим поразительно цельную ленту: если не знать, что это все разные фотографы, можно предположить, что мы смотрим аккаунт одного человека. Минималистичные архитектурные зарисовки с прямыми линиями, маленькие силуэты людей на фоне драматичного неба/города, портреты колоритных персонажей с улиц с морщинами и тяжелым взглядом, полосы яркого света на бетонных стенах. В общем, высокое искусство фотографии, а не какие-нибудь там коммерческие кадры розовощеких младенцев или «оттюнингованных» красоток в будуаре. В чем тут секрет – в том, что на другие камеры арт не снимается, или в том, что, взяв в руки «лейку», волей-неволей начинаешь творить концептуальное искусство; или, может, в восприятии этих камер именно как пути достижения именно таких результатов, для которых их и покупают? Думайте сами. Меня, честно, это в некотором роде забавляет: ведь инструмент – это всего лишь инструмент, и, если мне захочется поснимать черно-белый минимализм, я сделаю это на любую камеру. И уверена, что в подавляющем числе зритель не отличит, на что сделано фото, и даже не задумается об этом (не берем в расчет особую когорту фотоэнтузиастов, которые любят рассматривать каждый кадр под лупой, сосредотачиваясь далеко не на его художественных достоинствах). С другой стороны, инструмент так или иначе направляет. На разные камеры хочется снимать немного разное и немного по-разному, и чем специфичнее инструмент, тем в итоге более неожиданным может оказаться результат для самого творца. С Leica Q2 Monochrom мне было комфортно: я искренне наслаждалась нашим маленьким совместным приключением, не жалея о его конечности. Мой мир цветной, поэтому я никогда не предпочту монохромную камеру, но мне было интересно увидеть другие грани красоты благодаря необычному аппарату в руках. На этом закончим лирическую часть и перейдем к более утилитарной. ⇡#Съемка в JPEGСложно судить, рассчитана ли Leica Q2 Monochrom больше на съемку в JPEG или в RAW, но смело можно сказать, что при удачном выборе сюжета и настроек какая-либо коррекция кадрам уже не требуется. Резкость и детализация снимков – важная особенность камеры. И действительно, этого у Q2 не отнять. Резкость по краям кадра чуть ниже, чем в центре, но, на мой взгляд, это не критично и не бросается в глаза, если не рассматривать фото под микроскопом. ⇡#ТонированиеДля тех, кому хочется разнообразия в процессе съемки, производитель предусмотрел возможность тонирования снимка. Доступны три оттенка: сепия, голубой и селен – и две степени их воздействия – сильная и слабая. ⇡#ФильтрыПожалуй, одним из самых интересных моментов в работе с Leica Q2 Monochrom была возможность протестировать ее с цветными фильтрами. Три новых цветных фильтра E49 – зеленый, желтый и оранжевый – были специально разработаны для этой камеры. Благодаря фильтрам можно влиять на контрастность изображения, делая темнее или светлее определенные оттенки. При съемке пейзажных кадров для обзора я часто использовала оранжевый фильтр, чтобы добавить выразительности небу. Действительно существенную разницу мы можем наблюдать только в некоторых парах фото, в остальных случаях фильтры не внесли таких уж заметных корректировок в изображение. Стоит ли свеч игра с постоянной сменой фильтров, или проще внести корректировки при обработке – сказать затрудняюсь. Это несколько муторно, хотя по-своему захватывающе. ⇡#КропКак мы уже знаем, на камере установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием, что, конечно, ограничивает при построении композиции. При необходимости, скажем, снять крупным планом объекты, к которым невозможно приблизиться физически, все, что нам остается, – это обрезать кадр. Можно делать это постфактум в редакторе, но для удобства производитель предусмотрел возможность формировать границы кадра в момент съемки, выбирая нужный формат с помощью кнопки на задней панели. Благодаря цифровому зуму камера подходит для съемки в формате JPEG с кропом на 35, 50 или 75 мм, соответственным образом меняя разрешение конечного снимка. При этом исходный DNG-файл сохраняется с учетом полного разрешения матрицы. В реальной практике это оказалось довольно удобно, и для фотографов, которые планируют съемку в формате JPEG, функция точно не бесполезная. Большое разрешение матрицы позволяет получать снимки высокого качества даже с большим кропом. Единственный момент, который меня смутил, – при съемке в режиме цифрового зума изображение на экране кажется некачественным, размытым. При этом при просмотре готового снимка видно, что с качеством все в порядке. ⇡#МакроПри съемке положение объектива можно переключать со стандартного на «макро». В этом случае мы можем фокусироваться с более близкого расстояния (17 см). Конечно, здесь не идет речь о специализированной макросъемке, портретах насекомых крупным планом и тому подобном. Режим лишь может выручить в ситуации, когда хочется снять более крупный план, не прибегая к кропу.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|