Сегодня 23 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Core i5-12600K: этот процессор быстрее Core i9-11900K

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Поскольку Core i5-12600K – уникальный по своему позиционированию процессор, который с точки зрения цены относится к решениям среднего уровня, но по характеристикам способен замахнуться на позиции флагманов, в сравнительное тестирование нам пришлось вовлечь максимальное число соперников – начиная от процессоров Core i5 и Ryzen 5 прошлых поколений и заканчивая флагманскими решениями. При этом сам Core i5-12600K мы тестировали дважды – как с новой DDR5-памятью, так и с DDR4 SDRAM, которая всё ещё позволяет заметно сэкономить при сборке новой системы.

В состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 5950X (Vermeer, 16 ядер + SMT, 3,4-4,9 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 5900X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,7-4,8 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3950X (Matisse, 16 ядер + SMT, 3,5-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3900XT (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,5-5,3/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-11900K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,5-5,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7-5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-12700K (Alder Lake, 8P+4E-ядер + HT, 3,6-5,0/2,7-3,8 ГГц, 25 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-11700K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11600K (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 3,9-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10600K (Comet Lake, 6 ядер + HT, 4,1-4,8 ГГц, 12 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590);
    • ASUS ROG Strix Z690-A Gaming WiFi D4 (LGA1700, Intel Z690);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы AMD) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. LGA1200- и Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR4-3600 и DDR5-6000.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 511.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) – тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 - тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, увеличиваемом в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Тест PCMark 10 даёт представление о скорости работы процессоров в обычных условиях, в которых их используют среднестатистические пользователи. Иными словами, речь идёт об офисных приложениях, интернет-активности, работе с электронной почтой, видеоконференциях, редактировании фотографий и несложной обработке видео. И во всех этих случаях Core i5-12600K смотрится очень уверенно. С точки зрения выбранного бенчмарка он справляется с повседневными задачами не хуже, чем любой из процессоров Core i9 поколений Rocket Lake и Comet Lake, а старшие процессоры Ryzen 9 c 12 и 16 ядрами опережают его лишь в единственном сценарии, связанном с созданием и обработкой мультимедийного контента.

В то же время от моделей Alder Lake с большим числом ядер Core i5-12600K отстаёт при любом виде нагрузки. Но действительно заметным это отставание становится лишь в наиболее тяжёлом сценарии создания контента (Digital Content Creation), в то время как в повседневных задачах разница в производительности не так высока.

Не слишком заметно расходятся результаты Core i5-12600K при работе с DDR5- и DDR4-памятью. Более того, PCMark 10 не позволяет даже однозначно понять, какой конкретно тип памяти предпочтителен для Alder Lake – в зависимости от сценария лучшую производительность обеспечивает то один, то другой вариант.

Тест 3DMаrk CPU Profile оценивает теоретическую игровую производительность, симулируя поведение большого числа управляемых ИИ внутриигровых объектов. Это – новый многопоточный бенчмарк, в котором активно используются наборы векторных инструкций SSE3 и AVX2. Для сравнения процессоров мы опираемся на два показателя – максимальную производительность при полной загрузке CPU работой и на производительность при восьмипоточной нагрузке, которая характерна для большинства современных DirectX 12-игр.

С точки зрения максимальной производительности Core i5-12600K можно сопоставить с Core i7-11700K и Ryzen 7 5800X. Новый 10-ядерный процессор, построенный по схеме 6P+4E, действительно способен конкурировать с имеющимися на рынке восьмиядерниками и даже превосходить их. Но до флагманов Core i9-11900K и Core i9-10900K он всё-таки не дотягивает, по крайней мере так считает 3DMark.

Зато если смотреть на сравнение процессоров при восьмипоточной игровой нагрузке, результат Core i5-12600K уверенно смещается в верхнюю часть диаграммы. В этом случае 10-ядерный Alder Lake оказывается быстрее всех без исключения процессоров семейств Zen 2, Zen 3, Rocket Lake и Comet Lake. И такое убедительное превосходство Core i5-12600K говорит не только о прогрессивности микроархитектуры Golden Cove, но и заодно о неплохом уровне быстродействия ядер Gracemont, поскольку в случае восьмипоточной нагрузки у десятиядерного процессора к работе привлекаются шесть производительных и два энергоэффективных ядра. Впрочем, процессоры Core i7-12700K и Core i9-12900K, которые имеют возможность отправить все восемь потоков на ядра Golden Cove, опережают Core i5-12600K на довольно заметные 20-25 %.

#Производительность в приложениях

Как уже неоднократно говорилось, Alder Lake – серьёзный шаг вперёд. Но Core i5-12600K иллюстрирует это утверждение, пожалуй, даже лучше, чем его собратья более высокого класса. Несмотря на то, что он относится к среднему уровню и стоит менее $300, его производительность в ресурсоёмких задачах оказывается выше, чем у флагманов Intel прошлых поколений. В частности, в нашем наборе тестов Core i5-12600K превосходит Core i9-11900K и Core i9-10900K в десяти задачах из двенадцати. Попутно он демонстрирует преимущество и перед Ryzen 7 5800X: восьмиядерный процессор AMD выигрывает у Core i5-12600K лишь в одном случае из двенадцати. Получается, что в «тяжёлых» приложениях быстрее десятиядерного Alder Lake серии Core i5 могут быть только процессоры с двенадцатью или шестнадцатью ядрами.

Однако вместе с этим между Сore i5-12600K и старшими Alder Lake сохраняется существенный разрыв. Несмотря на то, что Сore i5-12600K имеет почти такую же, как у Core i7, ядерную формулу, нехватка в нём двух ядер Golden Cove приводит к отставанию от Core i7-12700K и Core i9-12900K усреднённо на 21 и 40 % соответственно.

Что же касается DDR4 SDRAM, то её использование «портит» быстродействие Core i5-12600K не слишком сильно. В среднем старый тип памяти вызывает лишь 4-процентное снижение производительности. Правда, есть и исключения: архиватор 7-zip работает в системе с DDR5 быстрее на целых 17 %, но этот пример – единственный.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Как бы хорошо ни выглядел Core i5-12600K в ресурсоёмких приложениях, его главный козырь – игровая производительность. Нагрузка, создаваемая современными играми, отлично ложится на ядерную формулу 6P+4E, и Core i5-12600K оказывается лишь немного медленнее флагманских Alder Lake. По частоте кадров в играх он отстаёт от старшего Core i9-12900K в среднем лишь на 6 %. И это значит, что Core i5-12600K, наряду с флагманскими Alder Lake, имеет полное право носить звание лучшего в своём классепроцессора для игр.

Действительно, с точки зрения игровой производительности Core i5-12600K в паре с DDR5-6000 оказывается быстрее любого другого процессора семейств Zen 2, Zen 3, Rocket Lake и Comet Lake. По среднему FPS рассматриваемый Core i5-12600K превосходит Core i9-11900K на 9 %, Core i9-10900K – на 13 %, а Ryzen 9 5950X – на 7 %. Всё это отображено на приведённой ниже диаграмме, построенной по результатам тестов в 12 современных играх.

Отдельно стоит отметить довольно небольшое различие в производительности Core i5-12600K при использовании DDR5 и DDR4 SDRAM. Иными словами, память более старого стандарта вполне может применяться в игровых LGA1700-системах ради оптимизации их цены – в этом нет ничего страшного.

Впрочем, нагрузка в различных играх довольно разнородна, и в них порой можно увидеть совсем другую картину. Например, в Chernobylite и Serious Sam: Siberian Mayhem память стандарта DDR4 позволяет получить более высокую производительность. А такие игры, как Chernobylite и Shadow of the Tomb Raider, благоволят процессорам Ryzen, и в них Core i5-12600K проигрывает не только Ryzen 7 5800X, но и даже Ryzen 5 5600X. Но в то же время в нашем тестовом наборе не нашлось ни одной игры, где Core i5-12600K уступал бы флагманским процессорам Intel прошлых поколений. И это – ещё один пример, показывающий, насколько Alder Lake опережают своих предшественников.

#Выводы

Core i5-12600K – нетипичный представитель серии Core i5. В отличие от прочих Core i5 — как прошлых, так и нынешнего поколений — этот процессор обладает не шестью, а десятью вычислительными ядрами, шесть из которых относится к производительной микроархитектуре Golden Cove, а четыре – к энергоэффективной Gracemont. Это позволяет ему выполнять 16 потоков одновременно и делает его конкурентом не шестиядерных Core i5 и Ryzen 5, а процессоров более высокого класса – восьмиядерников Core i7 и Ryzen 7. Intel вполне могла бы выделить Core i5-12600K в отдельную подгруппу Core i6 – и это было бы совершенно справедливо, поскольку остальные Core i5 даже в семействе Alder Lake не имеют такого количества ядер и не обладают гибридной архитектурой.

При этом противопоставление Core i5-12600K восьмиядерникам отнюдь не выставляет его в невыгодном свете. Напротив, он начинает казаться ещё более выдающимся предложением, поскольку при цене менее $300 предлагает производительность выше, чем у существенно более дорогих процессоров прочих семейств Intel и AMD.

Факты, установленные в сравнительном тестировании Core i5-12600K, таковы: с точки зрения средней производительности он безоговорочно превосходит флагманские модели семейств Comet Lake и Rocket Lake, причём это касается как игр, так и рабочих ресурсоёмких приложений. Процессоры AMD Ryzen 5000-й серии с шестью и восемью ядрами также пасуют перед мощью Core i5-12600K – представитель семейства Alder Lake уверенно превосходит их при любых вариантах нагрузок. При этом в приложениях для создания и обработки контента «полупрофессиональные» Ryzen 9 5900X и 5950X выступают всё-таки лучше Core i5-12600K благодаря большему количеству вычислительных ядер. Однако это совершенно не касается игр: в них Core i5-12600K оказывается быстрее любого современного процессора AMD.

На этом месте вполне можно было бы остановиться и объявить Core i5-12600K идеальным по сочетанию цены и производительности вариантом для игровых систем, который к тому же способен предложить достойный уровень быстродействия в вычислительных приложениях. Но умолчать о том, что наряду с отличной производительностью этот процессор выделяется и поразительной энергоэффективностью, было бы нечестно.

Дело в том, что Core i5-12600K кардинально отличается от старших собратьев семейства Alder Lake и имеет довольно скоромные энергетические аппетиты. Максимальный уровень энергопотребления, зафиксированный во время тестирования в реальных приложениях, составил всего 120 Вт – это не только ниже потребления сходных по производительности процессоров Intel прошлых поколений, но и меньше, чем в реальности требуют для своей работы процессоры AMD с тепловым пакетом 95 Вт. Таким образом, Core i5-12600K можно присудить чемпионский титул не только с точки зрения удельной производительности на доллар, но и по удельной производительности на ватт. Причём во втором случае его преимущество перед альтернативами окажется не менее впечатляющим.

С практической точки зрения это означает, что для Core i5-12600K вовсе не нужны громоздкие системы охлаждения и материнские платы с монструозными схемами питания. Вполне подойдут и сравнительно недорогие комплектующие, которые раньше комбинировать с процессорами такого класса никому не пришло бы в голову. И кстати, сэкономить при сборке системы на базе Core i5-12600K можно и на этапе выбора памяти. Как показали тесты, этот процессор прекрасно обходится DDR4 SDRAM – да, производительность получается чуть ниже, чем при использовании DDR5-памяти, но разница составляет единицы процентов, поэтому экономия может быть вполне оправданна.

В конечном итоге остаётся признать, что Intel удалось создать действительно уникальный процессор, не имеющий на данный момент достойных альтернатив в своём ценовом сегменте. Выбирать для конфигураций среднего уровня, особенно если речь идёт про игровые сборки, что-то отличное от Core i5-12600K попросту неразумно – любой другой вариант будет существенно хуже и по производительности, и по энергопотреблению. Поэтому Core i5-12600K получает от нас заслуженную награду «Лучшая покупка», а в последующих обзорах мы постараемся проверить, распространяются ли лавры старшего Core i5 на младшие процессоры серии, в первую очередь — Core i5-12400.

 
← Предыдущая страница
Лучшая покупка
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 41 мин.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 2 ч.
Илон Маск представил концепцию DOGE: массовые сокращения госаппарата США и упрощение госрегулирования 2 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 6 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 7 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 13 ч.
Главный конкурент OpanAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 14 ч.
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 15 ч.
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 15 ч.
Ubisoft рассказала о возможностях и инновациях стелс-механик в Assassin's Creed Shadows — новый геймплей 16 ч.