Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Core i3-12100: стодолларовый Alder Lake

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Как уже говорилось, у Core i3-12100 сейчас нет прямых конкурентов, поэтому в сравнение с ним были вовлечены старые четырёхъядерные процессоры Core i3-10100 и Ryzen 3 3300X. Кроме того, мы не забыли и про шестиядерный и шестипоточный Ryzen 5 3500X, который всё ещё можно встретить в продаже по сравнительно невысокой цене. Остальные же участники тестов – процессоры заведомо более высокого класса, превосходящие Core i3-12100 как по числу ядер, так и по числу исполняемых потоков. Тем не менее сравнение с ними всё равно представляет определённый интерес, поскольку микроархитектура Golden Cove делает ядра четырёхъядерного Alder Lake мощнее ядер процессоров всех прочих семейств.

С учётом сказанного в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3500X (Matisse, 6 ядер, 3,6-4,1 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3300X (Matisse, 4 ядра + SMT, 3,8-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11400 (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 2,6-4,4 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10400 (Comet Lake, 6 ядер + HT, 2,9-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-12100 (Alder Lake, 4P-ядра + HT, 3,3-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-10100 (Comet Lake, 4 ядра + HT, 3,6-4,3 ГГц, 6 Мбайт L3).
    • Процессорный кулер: Noctua NH-D15S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix B660-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel B660, DDR5 SDRAM);
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590);
    • ASUS ROG Strix Z690-A Gaming WiFi D4 (LGA1700, Intel Z690, DDR4 SDRAM);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690, DDR5 SDRAM).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы Intel) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. LGA1200- и Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR4-3600 и DDR5-6000.

Тесты выполнялись в системе с максимально быстрой видеокартой GeForce RTX 3090 с тем, чтобы производительность графической подсистемы не ограничивала сверху быстродействие сравниваемых процессоров, и результаты, полученные в игровых приложениях, максимально иллюстрировали предельные возможности CPU, а не что-то ещё.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 511.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) – тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Проверку всех процессоров мы начинаем с тестирования в PCMark 10 – этот бенчмарк позволяет понять, как они справляются с обычной повседневной работой в распространённых приложениях. И полученные результаты не дают причин усомниться в прогрессивности Core i3-12100. Как и другие представители семейства Alder Lake, этот процессор обладает прекрасной однопоточной производительностью, благодаря чему в офисных и интернет-приложениях система на его основе демонстрирует лучшую отзывчивость, нежели системы на процессорах более старых семейств.

Но в сценарии PCMark 10 Digital Content Creation ситуация немного отличается. В нём речь заходит о быстродействии при создании и обработке цифрового контента, и в этом случае шестиядерный Ryzen 5 5600X выглядит интереснее, чем Core i3-12100. Но в то же время шестиядерному Core i5-11400 и уж тем более Core i5-10400 выиграть у четырёхъядерного Alder Lake не удаётся.

Несколько иную картину рисует околоигровой тест 3DMark CPU Profile. В нём моделируется некое эталонное игровое окружение (физическая среда и действия абстрактных неигровых персонажей) с использованием многопоточных возможностей процессоров. В этом случае Core i3-12100 проигрывает большему числу соперников. Фактически быстрее четырёхъядерного Alder Lake оказываются любые шестиядерники, за исключением разве только Ryzen 5 3500X, в котором отключена поддержка SMT. И даже в том случае, если нагрузка искусственно ограничивается восемью потоками, Core i3-12100 всё равно проигрывает и Ryzen 5 5600X, и Core i5-11400.

Мораль здесь очень простая: в нагрузках, которые предполагают распараллеливание, шесть старых ядер лучше, чем четыре новых, и микроархитектурного превосходства Golden Cove недостаточно, чтобы Core i3-12100 получил возможность сражаться на равных с младшими шестиядерниками AMD и Intel прошлого поколения.

#Производительность в приложениях

При взгляде на производительность Core i3-12100 в ресурсоёмких приложениях сразу же бросается в глаза его заметное превосходство над прошлым младшим четырёхъядерником Intel – процессором Core i3-10100. Хотя эти CPU имеют близкие тактовые частоты и способны исполнять восемь потоков одновременно, представитель семейства Alder Lake быстрее примерно на треть. Причём это преимущество обусловлено главным образом более современной микроархитектурой, а не, например, поддержкой DDR5 SDRAM, поскольку, как показывают тесты, Core i3-12100 почти не выигрывает от быстрой памяти нового поколения.

Однако такого прироста производительности для качественного рывка всё равно не хватает. Core i3-12100 оказывается медленнее процессоров с шестью вычислительными ядрами, которые основаны на более старых микроархитектурах Cypress Cove, Skylake, Zen 3 и Zen 2. Но в то же время лишённый поддержки SMT шестиядерный процессор Ryzen 5 3500X, как и четырёхъядерный Ryzen 3 3300X, бюджетному процессору Intel заметно уступает. И это значит, что, несмотря на все но, в своей весовой категории Core i3-12100 – очень сильное предложение.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Использование процессора с четырьмя вычислительными ядрами в современной игровой системе – это в некотором роде компромиссное решение. Среди современных игр становится всё больше таких, которые получают заметный выигрыш при переходе с четырёх на шесть ядер, и микроархитектура Golden Cove не всегда способна компенсировать недостаток параллелизма в Core i3-12100. Именно поэтому в ряде случаев лучшую частоту кадров способен обеспечить не главный герой обзора, а Core i5-11400 поколения Rocket Lake. Однако справедливости ради нужно заметить, что случаев, чтобы Core i3-12100 проиграл по частоте кадров более старому шестиядернику — Core i5-10400, не наблюдается. Кроме того, его игровая производительность выглядит лучше, чем способен предложить «народный» Ryzen 5 3600X, что открывает перед Core i3-12100 неплохие перспективы, особенно в свете его относительной дешевизны.

Иными словами, общее правило выбора процессора для недорогой игровой системы выглядит так: новый Core i3-12100 быстрее старых процессоров с шестью ядрами образца 2019 – начала 2020 года, но хуже шестиядерников прошлого поколения семейств Rocket Lake и Zen 3. Этот принцип распространяется на случаи использования Core i5-12100 как с DDR5, так и с DDR4, но более современная память может увеличить средний FPS примерно на 5 %.

При этом если сравнивать игровую производительность четырёхъядерного Core i3-12100 с производительностью шестиядерного Core i5-12400, то отставание младшего процессора совсем не кажется катастрофичным. Два дополнительных ядра добавляют к среднему уровню FPS всего лишь около 12 %. Правда, при этом есть отдельные игры, где разрыв гораздо серьёзнее. К их числу относится, например, Cyberpunk 2077, Hitman 3, Serious Sam: Siberian Mayhem и Watch Dogs Legion.

#Выводы

Большинство энтузиастов относится к процессорам семейства Core i3 как к компромиссным решениям, серьёзно рассматривать которые стоит лишь тогда, когда бюджет, выделенный на сборку системы, серьёзно ограничен. Однако в сегодняшних реалиях всё уже далеко не так и Core i3-12100 трудно назвать дешёвым вариантом. Но это не делает его непривлекательным, поскольку ничего доступнее по цене и лучше по производительности купить всё равно невозможно: Core i3-12100 на голову превосходит все представленные на рынке четырёхъядерные альтернативы. В приложениях он быстрее, чем Ryzen 3 3300X, как минимум на 15 %, и чем Core i3-10100 – как минимум на 35 %. В играх же уровень превосходства над четырёхъядерниками прошлых поколений ещё существеннее.

В то же время, несмотря на то, что Core i3-12100 относится к числу процессоров с прогрессивной архитектурой ядер Alder Lake, противопоставить его шестиядерным решениям прошлых поколений получается далеко не всегда. Так, Core i5-11400 и Ryzen 5 5600X годичной давности оказываются явно быстрее, чем Core i3-12100, и в ресурсоёмких задачах, и в некоторых современных играх, которые, как и приложения для создания и обработки контента, уже не всегда готовы довольствоваться четырьмя ядрами. Следовательно, если закрыть глаза на вопрос цены, то при выборе между Core i3-12100 и младшими шестиядерниками семейств Zen 3 и Rocket Lake предпочтительнее всё-таки оказываются последние.

Однако при сопоставлении Core i3-12100 с более ранними Core i5-10400 и Ryzen 5 3600 всё оказывается уже не так однозначно. Шесть ядер со старыми микроархитектурами могут лучше проявить себя в решении ресурсоёмких задач по работе с медиаконтентом, но в игровых системах современный четырёхъядерный Alder Lake оказывается быстрее.

Очевидно, окончательное решение в пользу того или иного процессора всегда принимается с учётом полной стоимости платформы. И к этому вопросу Core i3-12100 позволяет подойти с завидной гибкостью. Его вполне можно использовать с DDR4-памятью, которая если и ограничивает его производительность, то не слишком заметно. Кроме того, энергоэффективность процессорного дизайна Alder Lake даёт возможность комплектовать Core i3-12100 как «бюджетными» LGA1700-материнскими платами на базе системной логики H610, так и довольно непритязательными системами охлаждения.

В конечном итоге на базе Core i3-12100 вполне можно собрать конфигурацию, которая не потребует каких-то заоблачных финансовых вложений, но при этом благодаря четырём полноценным ядрам с самой быстродействующей на данной момент микроархитектурой Golden Cove будет неплохо справляться с повседневными задачами и играми. Кроме того, систему на Core i3-12100 при удачном стечении обстоятельств можно будет модернизировать в дальнейшем – платформа LGA1700 ещё долго не утратит своей актуальности.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 7 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 12 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 14 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 15 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 15 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 16 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 17 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 22 ч.
Американских субсидий на сумму $6,75 млрд удостоятся Samsung, Texas Instruments и Amkor 23 ч.
Власти США готовятся ввести санкции против китайской компании Sophgo, подозреваемой в снабжении чипами Huawei 24 ч.