Процессоры и память

Обзор процессора Core i3-12100: стодолларовый Alder Lake

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Как уже говорилось, у Core i3-12100 сейчас нет прямых конкурентов, поэтому в сравнение с ним были вовлечены старые четырёхъядерные процессоры Core i3-10100 и Ryzen 3 3300X. Кроме того, мы не забыли и про шестиядерный и шестипоточный Ryzen 5 3500X, который всё ещё можно встретить в продаже по сравнительно невысокой цене. Остальные же участники тестов – процессоры заведомо более высокого класса, превосходящие Core i3-12100 как по числу ядер, так и по числу исполняемых потоков. Тем не менее сравнение с ними всё равно представляет определённый интерес, поскольку микроархитектура Golden Cove делает ядра четырёхъядерного Alder Lake мощнее ядер процессоров всех прочих семейств.

С учётом сказанного в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3500X (Matisse, 6 ядер, 3,6-4,1 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3300X (Matisse, 4 ядра + SMT, 3,8-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11400 (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 2,6-4,4 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10400 (Comet Lake, 6 ядер + HT, 2,9-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-12100 (Alder Lake, 4P-ядра + HT, 3,3-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10100 (Comet Lake, 4 ядра + HT, 3,6-4,3 ГГц, 6 Мбайт L3).
    • Процессорный кулер: Noctua NH-D15S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix B660-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel B660, DDR5 SDRAM);
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590);
    • ASUS ROG Strix Z690-A Gaming WiFi D4 (LGA1700, Intel Z690, DDR4 SDRAM);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690, DDR5 SDRAM).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы Intel) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. LGA1200- и Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR4-3600 и DDR5-6000.

Тесты выполнялись в системе с максимально быстрой видеокартой GeForce RTX 3090 с тем, чтобы производительность графической подсистемы не ограничивала сверху быстродействие сравниваемых процессоров, и результаты, полученные в игровых приложениях, максимально иллюстрировали предельные возможности CPU, а не что-то ещё.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 511.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) – тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Проверку всех процессоров мы начинаем с тестирования в PCMark 10 – этот бенчмарк позволяет понять, как они справляются с обычной повседневной работой в распространённых приложениях. И полученные результаты не дают причин усомниться в прогрессивности Core i3-12100. Как и другие представители семейства Alder Lake, этот процессор обладает прекрасной однопоточной производительностью, благодаря чему в офисных и интернет-приложениях система на его основе демонстрирует лучшую отзывчивость, нежели системы на процессорах более старых семейств.

Но в сценарии PCMark 10 Digital Content Creation ситуация немного отличается. В нём речь заходит о быстродействии при создании и обработке цифрового контента, и в этом случае шестиядерный Ryzen 5 5600X выглядит интереснее, чем Core i3-12100. Но в то же время шестиядерному Core i5-11400 и уж тем более Core i5-10400 выиграть у четырёхъядерного Alder Lake не удаётся.

Несколько иную картину рисует околоигровой тест 3DMark CPU Profile. В нём моделируется некое эталонное игровое окружение (физическая среда и действия абстрактных неигровых персонажей) с использованием многопоточных возможностей процессоров. В этом случае Core i3-12100 проигрывает большему числу соперников. Фактически быстрее четырёхъядерного Alder Lake оказываются любые шестиядерники, за исключением разве только Ryzen 5 3500X, в котором отключена поддержка SMT. И даже в том случае, если нагрузка искусственно ограничивается восемью потоками, Core i3-12100 всё равно проигрывает и Ryzen 5 5600X, и Core i5-11400.

Мораль здесь очень простая: в нагрузках, которые предполагают распараллеливание, шесть старых ядер лучше, чем четыре новых, и микроархитектурного превосходства Golden Cove недостаточно, чтобы Core i3-12100 получил возможность сражаться на равных с младшими шестиядерниками AMD и Intel прошлого поколения.

#Производительность в приложениях

При взгляде на производительность Core i3-12100 в ресурсоёмких приложениях сразу же бросается в глаза его заметное превосходство над прошлым младшим четырёхъядерником Intel – процессором Core i3-10100. Хотя эти CPU имеют близкие тактовые частоты и способны исполнять восемь потоков одновременно, представитель семейства Alder Lake быстрее примерно на треть. Причём это преимущество обусловлено главным образом более современной микроархитектурой, а не, например, поддержкой DDR5 SDRAM, поскольку, как показывают тесты, Core i3-12100 почти не выигрывает от быстрой памяти нового поколения.

Однако такого прироста производительности для качественного рывка всё равно не хватает. Core i3-12100 оказывается медленнее процессоров с шестью вычислительными ядрами, которые основаны на более старых микроархитектурах Cypress Cove, Skylake, Zen 3 и Zen 2. Но в то же время лишённый поддержки SMT шестиядерный процессор Ryzen 5 3500X, как и четырёхъядерный Ryzen 3 3300X, бюджетному процессору Intel заметно уступает. И это значит, что, несмотря на все но, в своей весовой категории Core i3-12100 – очень сильное предложение.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Использование процессора с четырьмя вычислительными ядрами в современной игровой системе – это в некотором роде компромиссное решение. Среди современных игр становится всё больше таких, которые получают заметный выигрыш при переходе с четырёх на шесть ядер, и микроархитектура Golden Cove не всегда способна компенсировать недостаток параллелизма в Core i3-12100. Именно поэтому в ряде случаев лучшую частоту кадров способен обеспечить не главный герой обзора, а Core i5-11400 поколения Rocket Lake. Однако справедливости ради нужно заметить, что случаев, чтобы Core i3-12100 проиграл по частоте кадров более старому шестиядернику — Core i5-10400, не наблюдается. Кроме того, его игровая производительность выглядит лучше, чем способен предложить «народный» Ryzen 5 3600X, что открывает перед Core i3-12100 неплохие перспективы, особенно в свете его относительной дешевизны.

Иными словами, общее правило выбора процессора для недорогой игровой системы выглядит так: новый Core i3-12100 быстрее старых процессоров с шестью ядрами образца 2019 – начала 2020 года, но хуже шестиядерников прошлого поколения семейств Rocket Lake и Zen 3. Этот принцип распространяется на случаи использования Core i5-12100 как с DDR5, так и с DDR4, но более современная память может увеличить средний FPS примерно на 5 %.

При этом если сравнивать игровую производительность четырёхъядерного Core i3-12100 с производительностью шестиядерного Core i5-12400, то отставание младшего процессора совсем не кажется катастрофичным. Два дополнительных ядра добавляют к среднему уровню FPS всего лишь около 12 %. Правда, при этом есть отдельные игры, где разрыв гораздо серьёзнее. К их числу относится, например, Cyberpunk 2077, Hitman 3, Serious Sam: Siberian Mayhem и Watch Dogs Legion.

#Выводы

Большинство энтузиастов относится к процессорам семейства Core i3 как к компромиссным решениям, серьёзно рассматривать которые стоит лишь тогда, когда бюджет, выделенный на сборку системы, серьёзно ограничен. Однако в сегодняшних реалиях всё уже далеко не так и Core i3-12100 трудно назвать дешёвым вариантом. Но это не делает его непривлекательным, поскольку ничего доступнее по цене и лучше по производительности купить всё равно невозможно: Core i3-12100 на голову превосходит все представленные на рынке четырёхъядерные альтернативы. В приложениях он быстрее, чем Ryzen 3 3300X, как минимум на 15 %, и чем Core i3-10100 – как минимум на 35 %. В играх же уровень превосходства над четырёхъядерниками прошлых поколений ещё существеннее.

В то же время, несмотря на то, что Core i3-12100 относится к числу процессоров с прогрессивной архитектурой ядер Alder Lake, противопоставить его шестиядерным решениям прошлых поколений получается далеко не всегда. Так, Core i5-11400 и Ryzen 5 5600X годичной давности оказываются явно быстрее, чем Core i3-12100, и в ресурсоёмких задачах, и в некоторых современных играх, которые, как и приложения для создания и обработки контента, уже не всегда готовы довольствоваться четырьмя ядрами. Следовательно, если закрыть глаза на вопрос цены, то при выборе между Core i3-12100 и младшими шестиядерниками семейств Zen 3 и Rocket Lake предпочтительнее всё-таки оказываются последние.

Однако при сопоставлении Core i3-12100 с более ранними Core i5-10400 и Ryzen 5 3600 всё оказывается уже не так однозначно. Шесть ядер со старыми микроархитектурами могут лучше проявить себя в решении ресурсоёмких задач по работе с медиаконтентом, но в игровых системах современный четырёхъядерный Alder Lake оказывается быстрее.

Очевидно, окончательное решение в пользу того или иного процессора всегда принимается с учётом полной стоимости платформы. И к этому вопросу Core i3-12100 позволяет подойти с завидной гибкостью. Его вполне можно использовать с DDR4-памятью, которая если и ограничивает его производительность, то не слишком заметно. Кроме того, энергоэффективность процессорного дизайна Alder Lake даёт возможность комплектовать Core i3-12100 как «бюджетными» LGA1700-материнскими платами на базе системной логики H610, так и довольно непритязательными системами охлаждения.

В конечном итоге на базе Core i3-12100 вполне можно собрать конфигурацию, которая не потребует каких-то заоблачных финансовых вложений, но при этом благодаря четырём полноценным ядрам с самой быстродействующей на данной момент микроархитектурой Golden Cove будет неплохо справляться с повседневными задачами и играми. Кроме того, систему на Core i3-12100 при удачном стечении обстоятельств можно будет модернизировать в дальнейшем – платформа LGA1700 ещё долго не утратит своей актуальности.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Слухи: Ubisoft отменила июньское тестирование Skull & Bones из-за низкого качества игры 10 мин.
Симулятор управления космической колонией RimWorld доберётся до консолей в следующем месяце 44 мин.
Райский ролевой экшен Fallen Angel появится на Nintendo Switch 47 мин.
Ретроприключение Arcade Paradise предложит сделать из прачечной зал игровых автоматов 51 мин.
Square Enix поделилась новыми подробностями Switch-версии NieR: Automata и рассказала о продажах игры 56 мин.
Первое платное дополнение к Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin выйдет в июле 2 ч.
Представители «1С-Битрикс» опровергли слухи о наличии в системе уязвимости, позволяющей взламывать сайты 3 ч.
Новая статья: Blood West — вор на мрачном западе. Предварительный обзор 10 ч.
Банк России готов легализовать майнинг криптовалют, но только для их продажи за рубежом 11 ч.
Ubisoft показала два новых трейлера и раскрыла композиторов тактического приключения Mario + Rabbids Sparks of Hope 12 ч.