Сегодня 26 февраля 2024

В молодой Вселенной «Джеймс Уэбб» обнаружил галактики, похожие на Млечный Путь, что ломает представление об эволюции галактик

Космическая обсерватория «Джеймс Уэбб» снова помогла сделать открытие, которое заставит учёных заново пересмотреть эволюцию галактик. На удалении 11 млрд световых лет (или на этапе 25 % жизни Вселенной) обнаружены галактики, похожие на нашу. Это спиральные галактики с перемычкой, в которых звездообразование идёт наиболее активным образом. Такие галактики легко формируются в поздней Вселенной, и увидеть их так рано стало неожиданностью.

Слева снимок галактики «Хабблом», справа — «Джеймсом Уэббом». Источник изображений: NASA/CEERS/University of Texas at Austin

Слева снимок галактики EGS-23205 «Хабблом», справа — «Джеймсом Уэббом». Источник изображений: NASA/CEERS/University of Texas at Austin

Согласно гипотезе, в спиральных галактиках с перемычкой, у которых рукава начинаются не из ядра, а на достаточно большом удалении от него, перемычки служат для перекачки газа к центру галактики. Это порождает на порядок, а то и два порядка большее звездообразование, чем в обычных спиральных галактиках. Довольно далеко от момента Большого взрыва это не удивительно, там достаточно материала для возникновения подобных процессов и объектов, но для ранней Вселенной такое не укладывалось в предложенные модели эволюции.

Группа астрофизиков из Техасского университета в Остине на сделанных «Джеймсом Уэббом» снимках смогла чётко идентифицировать две спиральные галактики с перемычкой на удалении 10,7 (EGS-23205) и 11 (EGS-24268) млрд световых лет от нас. Ранее изображение галактики EGS-23205 было сделано «Хабблом», но на снимке перемычки не проявились. Только полученное «Джеймсом Уэббом» повторное изображение этой галактики позволило без сомнения выделить у неё перемычки.

Снимки шести древних спиральных галактик с перемычкой, включая две новые галактики ещё более древние

Снимки шести древних спиральных галактик с перемычкой, включая две новые галактики, ещё более древние

«Джеймс Уэбб» снова дал учёным пищу для ума, а ведь это только первые снимки. Аппарат ещё не делал снимки глубокого поля с экспозицией на несколько суток. Всё это будет в текущем году, который только-только начался. Нас ждёт даже не море, а океан открытий в астрономии.