Сегодня 20 июля 2024

Учёные нашли пару невидимых ультрахолодных звёзд, которые очень быстро вращаются друг вокруг друга

Американские учёные сообщили об обнаружении двойной звёздной системы, состоящей из двух ультрахолодных карликовых звёзд, которые находятся так близко друг к другу, что их период обращения составляет менее земных суток. Кроме того, эти звезды невидимы человеческому глазу.

Источник изображения: newatlas.com

Ультрахолодные карлики — это звезды с относительно низкими температурами, составляющими не более 2430 °C. Бо́льшая часть их света излучается в инфракрасном диапазоне, то есть для человеческого глаза они невидимы. Система имеет номер LP 413-53AB — астрономам она известна уже не один десяток лет, но всегда считалась системой с одной звездой. Астрофизик Северо-Западного университета (США) Чжи Чун Сюй (Chih-Chun Hsu) изучил систему более внимательно. В этом ему помог алгоритм собственной разработки, предназначенный для моделирования звёзд по их спектральным данным — учёный обнаружил, что спектральные линии перемещаются в противоположных направлениях и распадаются на пары. Это указывает на то, что в системе две звезды, расположенные чрезвычайно близко друг к другу.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, астрофизик начал работу в обсерватории Кека на Гавайях, и его команда увидела, в период с марта 2022 по январь 2023 гг. система очень быстро менялась. «Большинство двойных систем, которые мы наблюдаем, имеют периоды обращения в несколько лет. Измерения проводятся раз в несколько месяцев. И собрать пазл можно лишь через некоторое время. В этой системе мы видели, как спектральные линии расходятся в реальном времени. Удивительно наблюдать, как нечто во Вселенной происходит в человеческом масштабе времени», — прокомментировал окрытие соавтор исследования профессор Адам Бургассер (Adam Burgasser).

Наблюдения показали, что LP 413-53AB состоит из пары ультрахолодных карликов, дистанция между которым составляет всего 1 % расстояния от Земли до Солнца, а их период обращения вокруг друг друга составляет всего 17 часов. Орбиты этих звёзд являются самыми низкими из всех обнаруженных двойных систем и одними из самых низких среди всех известных небесных объектов. Астрономы предполагают, что звёзды подошли друг к другу естественным образом или имели третьего компаньона, который впоследствии был выброшен, что сблизило две оставшиеся. Низкие орбиты — не единственный рекорд, установленный этой системой: большинству ультрахолодных карликов «всего» 40 млн лет, тогда как возраст этой пары оценивается в несколько миллиардов, что сравнимо с возрастом нашего Солнца. Исследование этой системы поможет обнаружить и другие двойные системы, пока неизвестные науке.