Сегодня 03 мая 2024

Экзопланете Вулкан в системе 40 Эридана отказали в существовании — данные наблюдений поняли неправильно

Сегодня учёные разбили сердца поклонникам вселенной «Стартрек». Легендарной планеты Вулкан у звезды 40 Эридана в природе не оказалось, как показало новое исследование. Полученные ранее данные о существовании экзопланеты 40 Eridani b у звезды 40 Эридана A были неправильно поняты. Зато в дальнейшем эта ошибка позволит улучшить методики поиска экзопланет и приведёт к новым открытиям.

Источник изображения: Pixabay

Одним из методов обнаружения экзопланет является способ определения радиальной скорости звезды. Пара из звезды и экзопланеты будет двигаться вокруг общего центра масс. Это означает, что звезда со строгой периодичностью будет двигаться по направлению к нам и от нас, что отразится в её спектре. Спектр по очереди будет уходить в синюю и красную стороны. Из этих данных можно вычислить массу, плотность и орбитальный период экзопланеты. Из предыдущих наблюдений за 40 Eridani b был сделан вывод, что была открыта скалистая суперземля с периодом обращения около 42 суток.

Стройную картинку омрачает тот факт, что на звезде происходят явления, которые могут внести путаницу в интерпретацию данных. Собственное вращение звезды с пятнами на её поверхности выдаёт похожие периодические изменения в спектре, как и изменения, связанные с переменами в радиальной скорости. Дополнительное изучение спектра звезды 40 Эридана A говорит о том, что с большой вероятностью мы имеем дело с активностью звезды, а не с влиянием экзопланеты.

Проверка других звёзд с потенциально открытыми экзопланетами также показала наличие ложных срабатываний при использовании старой и новой методики. В то же время уточнённая методика помогла открыть несколько новых экзопланет. Это тем более важно, что иных методов обнаружения экзопланет земной массы у современной науки практически нет. Одно дело найти экзоюпиттер, и совсем другое скалистую экзоземлю. Её не разглядишь ни в какой телескоп, а метод определения радиальной скорости звезды даёт достаточно данных, чтобы найти невидимые землеподобные экзопланеты.