В прошлом году правительство РФ запустило программы по стимулированию установки зарядных станций для электромобилей и ввело субсидии на покупка таких авто. Теперь же инвесторы в зарядную инфраструктуру жалуются на высокую стоимость присоединения к электросетям и отмечают, что развитие рынка тормозит не отсутствие зарядок, а слишком маленький парк электромобилей.
Упомянутая программа получила одобрение до обострения ситуации на Украине и ухода из России иностранных автоконцернов. Ещё в 2021 году была принята концепция развития электротранспорта, в рамках которой такие авто должны занять 15 % рынка к 2030 году. По данным «Автостата», на российском рынке присутствует всего 20,7 тыс. электромобилей по состоянию на 2023 год. По данным Минэкономики, на рынке РФ присутствует свыше 24 тыс. электромобилей, причём отмечается, что количество транспортных средств такого типа за прошлый год увеличилось на 42 %.
Количество зарядных станций в России, в том числе «домашних», составляет 7,5 тыс. Зарядные станции бывают «медленные» и «быстрые». Последние способны восполнить запас энергии менее чем за час. По информации Green Drive, в настоящее время в России 1,2 тыс. «быстрых» зарядных станций, а темпы роста их количества заметно опережают увеличение автопарка электромобилей. В PUNKT E отметили, что созданной к настоящему моменту зарядной инфраструктуры уже достаточно для существующего парка электромобилей.
В России господдержка электротранспорта фактически началась в прошлом году. В рамках федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль» в прошлом году в эксплуатацию были введены 439 «быстрых» зарядных станций в 12 пилотных регионах, в основном в Крыму, Московской, Ленинградской и Нижегородской областях. Максимальная субсидия по этой программе составляет 60 % стоимости станции, но не более 1,86 млн рублей. Субсидия на техническое присоединение к электросетям составляет 30 %, но не более 900 тыс. рублей. В этом году количество зарядных станций, установленных в рамках этой программы, планируется увеличить вдвое, до 872 штук. В дополнение к этому были запущены субсидии на покупку электромобилей через льготный лизинг и автокредитование. В этом году максимальный размер субсидий был сокращён до 625 тыс. рублей, тогда как в прошлом году покупатели могли получить льготу до 925 тыс. рублей.
Рекомендованная цена зарядной станции, за которую оператор получит государственную субсидию, равна 3,1 млн рублей. Однако в реальности стоимость станции может оказаться выше. Так в КРЭТ (входит в состав «Ростеха», более 200 станций) отметили, что их станции, по которым предоставляется гарантия работы на 5 лет, стоят 3,6 млн рублей. В корпорации ПСС (более 400 станций, из них более 130 по субсидии) сообщили, что клиенты часто хотят получить станцию с дополнительными параметрами, гарантией и сервисом, из-за чего их стоимость вырастает примерно до 4 млн рублей.
Минпромторг неоднократно переосмысливал технические требования к субсидируемым зарядным станциям. Например, министерство не сразу определилось, должен ли обязательно присутствовать коннектор стандарта GB/T, используемый в китайских электромобилях, выпускаемых на местный рынок. В итоге это требование осталось несмотря на то, что машины с такими коннекторами в страну попадают только в рамках параллельного импорта из Китая.
Отмечается, что одним из главных препятствий для развития зарядной инфраструктуры является стоимость подключения к сетям. В этом году были отменены льготы на техническое присоединение, из-за чего стоимость услуги резко выросла до 3-4 млн рублей. По данным источника, Минэнерго планирует повысить предельный размер субсидий на компенсацию этих затрат. Также ожидается, что в скором времени операторы смогут получить субсидию на покрытие расходов на техническое присоединение зарядных хабов — комплексов станций мощностью более 150 кВт. Операторы также отмечают нехватку доступных электросетевых мощностей. Например, такая проблема остро стоит в Москве, где уже введены в эксплуатацию 399 зарядных станции.
В дальнейшем регулирование может охватить программное обеспечение для зарядных станций. В настоящее время Минцифры по поручению правительства разрабатывает соответствующие требования. По данным источника, станции должны будут поддерживать протокол Open Charge Point Protocol, а операторы — Open Charge Point Interface. Речь идёт о двух открытых протоколах, первый из которых позволяет удалённо отслеживать и управлять станцией, в том числе отслеживать зарядные сессии, а второй обеспечивает соединение между операторами станций и сервиса, позволяя клиентам заряжать электромобили в разных сетях.
По данным холдинга «РусГидро», зарядные станции на Дальнем Востоке уже вышли на операционную рентабельность, однако текущего уровня загрузки недостаточно для окупаемости инвестиций. В Sitronics Group подсчитали, что зарядные станции окупаются за 5-7 лет. Быстрее станция может окупиться при занятости около 30 % времени, чего в настоящее время не наблюдается. В «Россетях» отметили, что сейчас операторы фактически субсидируют тариф, предоставляя клиентам возможность зарядки по цене в 12-25 рублей за 1 кВт·ч, тогда как рентабельность при нынешнем уровне загрузки была бы обеспечена при тарифе в 300 рублей за 1 кВт·ч. В компании считают, что ситуация со временем изменится, если количество электромобилей продолжит расти.
Источник: