Сегодня 21 апреля 2024

Первая обнаруженная космическая «корова» оказалась ещё загадочнее, чем считали учёные

С 2018 года появился новый подкласс сверхновых — «коровы» (cow). Объект был открыт орбитальным рентгеновским телескопом NuSTAR и получил порядковый номер AT2018cow. Так случайно совпало, что на момент его открытия пришлась очередь вполне человеческой аббревиатуры cow, а сам объект оказался настолько уникальным, что все последующие открытия таких же сверхновых стали называть «коровами». И первая «корова» смогла удивить ещё раз!

Взрыв сверхновой в представлении художника. Источник изображения: Phil Drury/University of Sheffield)

Взрыв сверхновой AT2018cow в представлении художника. Источник изображения: Phil Drury/University of Sheffield)

Группа астрофизиков из Университета Шеффилда в Великобритании изучила данные по сверхновой AT2018cow, полученные в разных диапазонах длин волн с упором на оценку их поляризации. Работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Оказалось, что взрыв и разброс вещества звезды в процессе рождения сверхновой AT2018cow был не сферическим, как утверждает общепринятая теория эволюции звёзд, а плоским.

Это оказалось настолько невероятным явлением, что его невозможно толком объяснить, особенно в сочетании с тем, что вспышка AT2018cow и сопровождающие её процессы (яркость, температура и длительное послесвечение) были на порядок мощнее всех ранее увиденных взрывов сверхновых.

На первый взгляд существует два объяснения «плоского» взрыва сверхновой AT2018cow: либо звезда сформировала колоссальный диск вещества ещё до взрыва, либо родившаяся после взрыва нейтронная звезда или чёрная дыра оказались настолько массивными, что не отпустили от себя сброшенную оболочку и сформировали диск аккреции — падающего на ядро или в дыру вещества. Удивительно, но такого не наблюдалось в случае последующего обнаружения четырёх новых «коров». Все новые «коровы» взрывались «шариками».

«О взрывах FBOT [«коров»] известно очень мало — они просто не ведут себя так, как должны вести себя взрывающиеся звезды, они слишком яркие и слишком быстро эволюционируют. Проще говоря, они странные, а новое наблюдение делает их ещё более странными», — сказал ведущий автор работы астрофизик Джастин Маунд (Justyn Maund).

Открытие подобной аномалии — это вызов земной науке и возможность сделать шаг в новом направлении. В следующем году, как ожидается, начнёт работать Обсерватория им. Веры Рубин с огромнейшей матрицей. Этот обзорный телескоп среди прочих наблюдений будет способен фиксировать множество переходных событий, включая поиск сверхновых и «коров» в частности. Поток новых данных поможет разобраться с явлениями, которые сегодня ставят учёных в тупик, и это время не за горами.