Поставщики решений для кибербезопасности фиксируют значительный рост в начале года числа фишинговых сайтов, маскирующихся под порталы официальных брендов. Как правило, они преобладают в поисковой выдаче над официальными ресурсами, поскольку мошенники используют инструменты поисковой оптимизации для увеличения рейтинга сайта. Такие атаки помимо финансовых потерь могут привести к взлому официального сайта организации.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Positive Technologies, представленное на ПМЭФ-2023, в первом квартале 2023 года число инцидентов, связанных с кибербезопасностью, увеличилось в годовом выражении на 10 % и на 7 % по сравнению с предыдущим кварталом. «Наиболее частыми последствиями успешных кибератак на организации стали утечки конфиденциальной информации — 51 % инцидентов, причём во втором неполном квартале их число уже превысило первый квартал на 4 %», — расскзал директор экспертного центра безопасности Positive Technologies Алексей Новиков.
Также был отмечен значительный рост (16 % год к году) вредоносной рекламы в поисковых системах, то есть таргетированной выдачи фишинговых сайтов под видом официальных брендов. Для опережения выдачи мошеннического ресурса над законным злоумышленники применяли метод поисковой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO), пояснили в Positive Technologies.
«Злоумышленники внедряют во вредоносные сайты ключевые слова и используют популярные темы, поисковые системы считывают это и выдают вредоносный сайт раньше, чем оригинальную страницу», — сообщили исследователи, добавив, что этот тренд будет актуальным на протяжении всего 2023 года на всех популярных поисковых сервисах.
SEO-спам — использование неэтичных методов для увеличения рейтинга сайта в поисковой выдаче — применяется мошенниками сейчас постоянно, подтвердила руководитель направления мониторинга и аналитики Innostage Ксения Рысаева, отметив, что фишинговые сайты могут также содержать вредоносные программы для заражения компьютеров посетителей. «Инструмент распространения вредоносных ресурсов через оптимизацию поисковой выдачи эксплуатирует психологию пользователей, которые интуитивно выбирают первые строки в результатах поиска», — добавил технический руководитель направления анализа защищённости центра инноваций Future Crew компании МТС Red Алексей Кузнецов.
По словам руководителя отдела продвижения продуктов компании «Код безопасности» Павла Коростелева, от подобных атак скорее всего могут пострадать сайты небольших онлайн-бизнесов, которые используются в качестве визитки, а не инструмента заработка.
Директор АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова выделила три ключевых негативных последствия такого вида мошенничества: во-первых, потеря части доходов, во-вторых, значительные репутационные издержки, и в-третьих, есть риск взлома IT-системы бизнеса, если клиент передал личные данные, со всеми вытекающими последствиями.
Источник: