Крупнейший производитель электромобилей, китайская компания BYD, недавно резко снизила цены на 22 своих модели, что вызвало у конкурентов желание последовать её примеру. Но ситуация на внутреннем рынке КНР близка к критической, а потому возможными методами её исправления заинтересовались даже власти страны, как отмечает CNBC.

Источник изображения: BYD
Во-первых, представители Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) в своём заявлении упомянули действие некоего автопроизводителя, своими действиями повлекшего новую волну снижения цен. Напомним, что некоторые модели BYD в результате действий компании подешевели сразу на 30 %, хотя в массе своей снижение цен было более скромным. «Беспорядочные ценовые войны повышают интенсивность беспощадной конкуренции», — отмечается в заявлении CAAM. Ассоциация призвала участников рынка не стремиться к его монополизации, придерживаться принципов честной конкуренции и не сбывать продукцию по цене ниже себестоимости.
«В ценовых войнах нет победителей, они не оставляют будущего», — говорится в публикации издания People’s Daily, считающегося главным рупором высших политических сил КНР. Власти страны выразили готовность бороться с непродуктивной конкуренцией на рынках и взаимодействовать со всеми заинтересованными ведомствами для достижения этой цели.
Даже контролируя 30 % китайского рынка электромобилей, местный гигант BYD сталкивается с влиянием усиливающейся конкуренции. В прошлом месяце его объёмы продаж выросли только на 14 %, тогда как в апреле годовые темпы роста достигали 19 %. По мнению аналитиков Nomura, самая острая фаза конкуренции на китайском рынке электромобилей ещё впереди, и она способна привести к серьёзной консолидации. Это подразумевает, что мелкие игроки будут уходить с рынка или поглощаться более крупными.
В любом случае, представители автомобильной отрасли Китая признают, что серьёзным образом повлиять на процесс конкуренции сложно. Прочие страны с волнением наблюдают за происходящем на рынке Китая, пытаясь предугадать, как это повлияет на их собственные рынки и автомобильную промышленность. С 2023 года средняя цена экспортируемого из Китая автомобиля непрерывно снижается. На германском направлении она за указанный период снизилась с $30 000 до $21 000. Зато в Мексике наблюдался рост средней цены поступающих на местный рынок китайских машин, с $12 000 до $13 000. Средняя стоимость автомобиля на китайском внутреннем рынке за два года упала на 19 % до $22 900.
Руководство крупного автопроизводителя Great Wall Motor недавно отметило другой тревожный знак: на китайских площадках по продаже подержанных машин стало появляться много предложений поставленных на учёт автомобилей с нулевым пробегом и не самого свежего выпуска. По мнению автопроизводителя, эти машины ставились на учёт при непосредственной заинтересованности отдельных поставщиков, но по факту не эксплуатировались, хотя и считаются подержанными юридически за счёт состоявшейся регистрации. В базах китайских объявлений сейчас можно найти от 3000 до 4000 подобных предложений, и это не очень здоровое явление.
Компания XPeng в подобных условиях предпочитает делать ставку на развитие экспорта своих электромобилей, поскольку считает, что на внутреннем рынке конкуренция в последующие пять лет будет только усиливаться. Не обходится и без амбициозных новичков, которым пока везёт — компания Xiaomi выпускает электромобили от силы год с небольшим, но уже достигла восьмого места в мире по объёмам реализации, а во второй половине текущего года рассчитывает выйти на безубыточность.
Источник: