Появление в начале этого месяца в индийской телекомпании Odisha TV новой ведущей Lisa на базе искусственного интеллекта вызвало неоднозначную реакцию у аудитории. Кто-то в отзывах назвал ИИ-бот «новаторским», а кто — «роботизированным» и «безэмоциональным». В свою очередь, глава телеканала Джаги Мангат Панда (Jagi Mangat Panda) объявила дебют первой ведущей новостей с ИИ «вехой в телевещании и цифровой журналистике».
Реалистично выглядящая Lisa в тёмно-бордовом сари читает гороскопы и сообщает новости спорта и прогноз погоды. Панда пояснила, что цель появления на телеканале ведущей новостей с ИИ заключалась в том, чтобы использовать бот для выполнения рутинной работы и высвободить персонал для «более творческой работы, чтобы предоставлять более качественные новости».
Вместе с тем появление Lisa и других новостных ботов вызвало в Индии дебаты о будущем СМИ в стране. Тенденция использования ИИ-ведущих новостей наблюдается и в других азиатских странах, от Китая до Юго-Восточной Азии, тем самым меняя облик новостного вещания. ИИ является мощным инструментом для охвата аудитории в Индии, где говорят на сотнях языков. Ранее базирующаяся в Дели India Today Group представила первую в стране ведущую новостей с ИИ Sana, которая помимо чтения новостей на английском языке, хинди и бангла, сообщала прогноз погоды и вместе с другими журналистами вела программы на 75 языках.
Новые ИИ-ведущие используют алгоритмы машинного обучения, которые анализируют данные из новостных статей и видео. Как сообщается на правительственном веб-сайте INDIAai, ИИ-ведущий «собирает, отслеживает и классифицирует то, что сказано и кто это сказал, а затем преобразует эти данные в полезную и актуальную информацию».
Менеджеры телеканалов утверждают, что ИИ-ведущие являются благом для отрасли, потому что они позволяют сократить расходы, предоставлять каналам новости на нескольких языках, распространённых в Индии, и обрабатывать огромные объёмы данных с феноменальной скоростью. Также с ними не бывает проблем, которыми славятся известные своими капризами «звёздные» ведущие.
С другой стороны, критики утверждают, что ИИ-технологии могут подорвать доверие к СМИ, так как ИИ-ботам не хватает навыков и опыта журналистов-людей. Кроме того, внедрение виртуальных ведущих новостей вызвало опасения по поводу сокращения рабочих мест, несмотря на заверения компаний, что роботы-ведущие никогда не заменят людей.
Несмотря на споры, использование ИИ в работе редакций, похоже, будет только расти. Согласно опросу, опубликованному в мае Всемирной ассоциацией издателей новостей, 49 % новостных служб по всему миру используют такие ИИ-инструменты, как ChatGPT.
Матин Ахмад (Mateen Ahmad), доцент исследовательского центра массовых коммуникаций университета Jamia Millia Islamicia в Нью-Дели заявил, что любая новая технология поначалу вызывает страх. Он отметил, что кинопродюсеры когда-то опасались, что анимация заменит фильмы с участием людей, «но этого не произошло». Подобные опасения возникли и в издательской индустрии, когда начал набирать популярность интернет.
«Дело в том, что для любой работы, связанной с творчеством, люди незаменимы. Их никогда не заменят чат-боты с ИИ», — утверждает Ахмад. Он выразил мнение, что новостные боты, наоборот, «создадут больше рабочих мест в отрасли при обновлении контента».
Источник: