Сегодня 21 февраля 2024

Американские учёные расширили границы безошибочной работы квантовых компьютеров

Центральной задачей для создания практически ценных квантовых вычислений является подавление ошибок. Сегодня цена этого подавления представляется запредельной. На каждый логический кубит, включённый в алгоритм, необходимо использовать до 1000 физических кубитов. На днях группа учёных из США показала, что накладные расходы можно значительно снизить, что обещает широкие перспективы для квантовых вычислений.

Источник изображения: ИИ-генерация Кандинский 3.0/3DNews

Коллектив из Гарварда под руководством бывшего выпускника МФТИ профессора Михаила Лукина — одного из ведущих в мире учёных по квантовым системам — показал работу безошибочных квантовых алгоритмов на 48 логических кубитах на массиве из 280 физических кубитов. Используя управление на логическом уровне и зонированную архитектуру в реконфигурируемых массивах нейтральных атомов, система показала сочетаемость в себе высокой надёжности двухкубитных вентилей, произвольную подключаемость, а также полностью программируемые вращения с одним кубитом.

Созданный в лаборатории Гарварда квантовый компьютер группы Лукина использует дефекты в кристаллических структурах. Это могут быть искусственные алмазы, куда помещаются сверхохлаждённые атомы рубидия. Программирование таких систем осуществляется с помощью лазерных пинцетов. Сначала атомы заселяют в дефекты случайным образом, а затем «программируют» массив, перемещая атомы в те дефекты, которые включены в схему для запуска алгоритма (симуляции).

схема получения двумерных матриц из нейтральных атомов, (b)-(d) получение структур с разным расположение возбужденных атомовИсточник изображения:

Схема получения двумерных матриц из нейтральных атомов, и формирование структур с разным расположение возбужденных атомов. Источник изображения: Nature

На серии алгоритмов разной сложности группа Лукина показала, что сверхизбыточное использование физических кубитов для каждого логического кубита, в общем-то, не нужно. Чтобы вычисления проходили с удовлетворительной точностью, может хватить до 7 физических кубитов на один логический, о чём они рассказали в работе, опубликованной 6 декабря в журнале Nature.

Эти результаты намекают на появление квантовых вычислений с исправлением ошибок скорее раньше, чем позже. Это приведёт к открытию приложений и подтолкнёт к сдвигу в решении как проблем, так и возможностей в сфере квантовых расчётов.