Сегодня 03 мая 2024

Учёный открыл астероид за несколько часов до того, как тот взорвался в небе над Берлином

В восьмой раз в истории учёным удалось обнаружить астероид (или метеороид) перед тем, как он вошёл в земную атмосферу. Небольшое небесное тело взорвалось в небе над пригородом Берлина в ночь на 21 января, а учёные узнали о его приближении за несколько часов.

Источник изображения: twitter.com/YWNReporter

Астероид, которому присвоили название 2024 BXI, обнаружил астроном Криштиан Шарнецки (Krisztián Sárneczky), работающий на наблюдательной станции Пискештетё при обсерватории Конкоя в Будапеште (Венгрия). Он открыл объект при помощи 60-сантиметрового телескопа Шмидта примерно за три часа до его входа в атмосферу. Вскоре после этого NASA представило развёрнутый прогноз того, где и когда упадёт объект. «К западу от Берлина недалеко от Ненхаузена в 1:32 по Центральноевропейскому времени (3:32 мск) мелкий астероид распадётся на безобидный огненный шар. Наблюдатели увидят его, если будет ясно!», — сообщило американское агентство в соцсети X.

Источник изображения: twitter.com/SquigglyVolcano

По оценкам учёных, на момент взрыва размер 2024 BXI составлял около одного метра — вероятно, несколько его обломков долетели до Земли. За последние годы Шарнецки открыл несколько сотен астероидов и был первым, кто обнаружил объект 2022 EB5 за два часа до того, как тот вошёл в атмосферу Земли. В обнаружении 2024 BXI ему помогли данные обсерватории Конкоя. Это редкая удача. По оценкам Европейского космического агентства, до сих пор не открыты 99 % околоземных астероидов диаметром менее 30 м: чем меньше объект, тем ближе он должен подлететь к Земле, чтобы быть обнаруженным. В некоторых случаях астероиды могут скрываться в ярком солнечном свете, как было, например, с метеоритом, который взорвался над Челябинском в 2013 году.

Космические агентства разных стран сейчас работают над новыми технологиями сканирования неба на наличие астероидов, прежде чем те вступят в контакт с Землёй. В 2027 году NASA планирует запустить спутник NEO Surveyor, а в 2030 году или позже в космос отправится европейский аппарат NEOMIR. В 2025 году начнёт полноценную работу Обсерватория им. Веры Рубин (Vera C. Rubin Observatory) в Чили. Руководитель отдела исследований Солнечной системы при обсерватории Марио Юрич (Mario Jurić) напомнил, что за 200 лет человечество открыло 1,2 млн астероидов — и за первые полгода работы нового телескопа этот показатель, возможно, удвоится.