Сегодня 24 мая 2024

Учёные не нашли причин опасаться столкновения Земли с астероидом Апофис

Астероид Апофис (Apophis, номер 99942), представляющий потенциальную угрозу жизни на Земле, в 2021 году был на ближайшие 100 лет исключён из списка угроз из космоса. Тщательное изучение объекта в течение почти 20 лет с момента обнаружения позволило максимально точно рассчитать его орбиту, которая даже с учётом погрешностей не пересекалась с Землёй. Но совсем угроза не исчезла. Столкновение с другим астероидом способно сбить Апофис с безопасной траектории.

Источник изображения: ИИ-генерация Кандинский 3.0/3DNews

Миссия NASA DART по ударному изменению траектории астероидов с помощью зондов-камикадзе наглядно показала, что астероид способен менять траекторию при столкновении с другим небесным телом. Даже таким небольшим, как 570-кг зонд DART. Если в 340-метровый Апофис массой 61 млн тонн влетит объект подобной ему массы, их траектории, очевидно, изменятся очень и очень сильно.

Под впечатлением миссии DART группа астрономов решила изучить вероятность столкновения с Апофисом любого из других известных астероидов в пространстве его пролёта. В эту область попадает свыше 1,3 млн известных астероидов. Все эти объекты были внесены в модель и изучены с учётом всех погрешностей на предмет вероятного столкновения с Апофисом.

Радарные изображения Апофиса при пролёте рядом с Землёй в 2021 году. Источник изображения: NASA/JPL-Caltech and NSF/AUI/GBO

«Учитывая, насколько близко Апофис пройдет мимо Земли, существует возможный риск того, что отклонение от его текущей траектории может привести Апофис к столкновению с нами, — поясняют авторы работы, опубликованной в журнале Planetary Science. — Гипотетически, столкновение другого астероида с Апофисом может вызвать такое отклонение, что побудило нас изучить этот сценарий, каким бы маловероятным он ни был».

Расчёты показали, что астероиду Апофис никакие столкновения не угрожают, а значит, его орбита останется в рамках индивидуальных для него расчётов и будет неопасна для Земли. Остаётся угроза со стороны ещё неоткрытых астероидов. Но с этим человечество ничего поделать не может. Остаётся только готовиться по мере сил и создавать новые слои планетарной защиты.