Сегодня 08 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Минтранс РФ решил, кто будет виноват в ДТП с беспилотными авто

Минтранс разработал законопроект, в котором устанавливаются правила и разграничивается ответственность в области высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) — машин с автопилотом. Об этом сообщили «Ведомости», в распоряжении которых оказался экземпляр документа.

 Источник изображений: «Яндекс»

Источник изображений: «Яндекс»

Законопроект устанавливает основные термины в области ВАТС, а также разграничивает права и обязанности всех участников отрасли: автопроизводителей и автовладельцев, сервисных центров и операторов; регламентируются операторский контроль и порядок допуска ВАТС на дороги общего пользования. В случае ДТП ответственность может возлагаться на разных участников цепочки.

Если авария произошла из-за того, что ПДД нарушил сам беспилотный автомобиль, то ответственность возлагается на его производителя. Если владелец ВАТС нарушил требования руководства по эксплуатации или без разрешения изготовителя внёс изменения в конструкцию машины, то ответственным за ДТП становится владелец. Ответственным может оказаться и авторизованный сервисный центр, если ДТП было спровоцировано некачественным техобслуживанием или ремонтом автомобиля либо если он пренебрёг установкой обязательных обновлений ПО. Наконец, виновником может быть объявлен оператор дистанционной поддержки, если инцидент случился из-за невыполнения им своих должностных обязанностей.

Документ включает требования и ограничения по эксплуатации ВАТС, а также устанавливает обязанности для разработчиков, производителей, владельцев и водителей машин с автопилотом, операторов дистанционной поддержки и сервисных центров. Предусматриваются требования, предъявляемые к ремонту и техобслуживанию ВАТС.

 Источник изображений: «Яндекс»

Законопроект разрабатывался при участии бизнес-сообщества, в нём учтены действующие нормы и правила эксплуатации беспилотных машин, рассказали в Минтрансе. В правительство документ ещё не направлялся — сейчас ведётся работа с производителями, экспертами и профильными ведомствами с целью установить основные аспекты регулирования, в том числе требования к безопасности и операторскому контролю, вопросы сертификации, телематики и интеграции с инфраструктурой.

Когда система автопилота на легковом, грузовом автомобиле или автобусе достигает определённого уровня, к таким транспортным средствам начинают применяться единые правила, сообщили в Минтрансе; ведётся также работа по включению в регулирование беспилотных трамваев. В окончательном виде закон о ВАТС «позволит нам перейти к постоянному использованию беспилотного транспорта и даст возможность запустить автомобили без водителя в кабине уже в 2027 г.», заявили в ведомстве.

Нормативы для беспилотного транспорта начали разрабатывать в 2021 году. С 2022 года в 38 регионах введены в действие экспериментальные правовые режимы (ЭПР), в рамках которых тестируются беспилотные грузоперевозки и роботакси. 14 июня 2023 года по трассе М11 «Нева» пошли первые беспилотные грузовики — в проекте участвуют Natcar (входит в «Камаз»), Navio (ранее — «Сберавтотех»), «Автодор», а также «Магнит», Х5 Logistics, Wildberries и другие субъекты — всего 14 компаний. Общий пробег беспилотного транспорта составил 23 млн км, совершены более 100 000 поездок на роботакси. В октябре минувшего года «Яндекс» выпустил беспилотные грузовики на трассу М4 «Дон» из Москвы до Тулы; в апреле 2025 года ВАТС стали курсировать по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) в Московской области; на очереди — трасса М12 «Восток» в 2026 году.

Закон о ВАТС устранит правовой вакуум в отношении беспилотного транспорта, введёт само его понятие и позволит «быстро, точно и законно установить виновного», говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Не менее сложно будет выработать механизмы реализации распределения прав и обязанностей. Появление ВАТС в правовом поле потребует внесения изменений в ряд действующих законов, не адаптированных под беспилотный транспорт: необходимо выработать процедуру допуска ВАТС на дороги общего пользования, требования к защите ПО автопилота и к дорожной инфраструктуре. Придётся договориться с силовыми ведомствами, которые могут рассматривать беспилотный транспорт как возможный источник опасности. Найти решение особо острых вопросов помогут международный опыт участников отрасли и российские наработки, считают эксперты, хотя ни в одной стране мира нет принятого на федеральном уровне и протестированного на практике единого законодательного подхода. Регулирование должно быть гибким и учитывать быстрые перемены технологического ландшафта — сейчас в России разумно чередуются практическая и законодательная фазы внедрения ВАТС.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Самое большое дополнение в истории Crusader Kings 3 не заставит себя долго ждать — дата выхода и новый трейлер All Under Heaven 3 мин.
Изгнанные Маском без выходного пособия топ-менеджеры Twitter добились «справедливости» через суд 14 мин.
Ninja Gaiden 4, Baldur’s Gate, новая игра от создателей Psychonauts и многое другое: Microsoft раскрыла первые новинки Game Pass после подорожания 55 мин.
«Билайн Big Data & AI» и IVA Technologies займутся совместной разработкой ИИ-продуктов 2 ч.
«Интернет — не свалка для негатива»: в китайских соцсетях массово банят пессимистов 2 ч.
Еврокомиссия выделит €1 млрд на внедрение ИИ в десяти отраслях 3 ч.
Демоны, титаны и невообразимые ужасы: новый геймплейный трейлер Painkiller показал, почему в чистилище веселее с друзьями 3 ч.
Российский рынок IaaS и PaaS отметился 30-проценным ростом с начала года 4 ч.
Beeline Cloud представил комплексное решение для работы с «1С» в защищённом облаке 6 ч.
Разработчик Baldur’s Gate 3 бросил тень на план Илона Маска «сделать игры снова великими» с помощью ИИ 7 ч.
Synology отменила запрет на жёсткие диски WD и Seagate в своих новых NAS 27 мин.
Sennheiser представила наушники HDB 630 — «первый беспроводной продукт для аудиофилов» 37 мин.
AOC представила 27- и 32-дюймовые игровые мониторы на Fast IPS с разрешением до 4K и частотой до 320 Гц 2 ч.
Дженсен Хуанг «удивился» условиям сделки между AMD и OpenAI, но назвал её «хитрым ходом» 2 ч.
Сатья Наделла, Дженсен Хуанг и Майкл Делл спасли нового главу Intel от быстрой отставки 2 ч.
Google намерена построить до шести ЦОД рядом с остановленной АЭС DAEC в Айове, которую хотят перезапустить 3 ч.
Струйно-перовскитные технологии Ricoh снимут Японию с иглы зависимости от китайских солнечных панелей 3 ч.
Samsung получит шанс взять реванш над SK hynix благодаря сделке OpenAI и AMD 3 ч.
Китайские поставщики кремниевых пластин скоро начнут вытеснять мировых лидеров 4 ч.
Не Windows, а золото: из старых британских ПК, лишённых обновлений Microsoft, можно извлечь драгметаллы на £1,8 млрд 4 ч.