В конце предыдущей части этого материала мы остановились на одной из самых популярных программ для производства многоканального звука 5.1 для DVD - Sony Pictures Digital Vegas 4.0. Сейчас мы завершим рассмотрение этого продукта, а также уделим внимание другим, не менее значительным явлениям на рынке музыкального ПО, а именно Emersys Maven3D, Steinberg Cubase и Steinberg Nuendo.
Немного практики с Vegas
Vegas 4.0 - это продвинутый современный редактор многодорожечной записи и сведения, который из-за своей простоты и профессиональности очень часто используется на радиостанциях и телевизионных каналах для производства звука и рекламных роликов.
Но теперь эта программа может как никогда помочь и обычным пользователям - в создании своего DVD. Эта идея настолько понравилась разработчикам, что Vegas выпускается совместно с другой программой от того же производителя - DVD Architect, название которой говорит само за себя.
Пример:
Исходные данные:
У нас есть сведенный видео-файл, музыкальные файлы речь и сэмплы.
Открываем новый проект. File>New.
![](/documents/7186/0001p001.gif)
Устанавливаем следующие параметры:
- Master Bus Mode (вид виртуального выхода) - 5.1 Surround.
- Number of stereo busses - по усмотрению.
- Sample Rate (частота дискретизации) - 96 КГц (можно и другие).
- Bit Depth (разрядность) - 24 (можно и другие).
- Resample quality (качество ресэмплинга) - Preview, Good, Best.
- Enable low-pass filter on LFE (surround projects only) (включение фильтра среза для низких частот на LFE-канале (только для surround-проектов) - вкл/выкл.
- Cutoff frequency for low-pass filter (частота среза для низкочастотного фильтра) - выбираем 80 Гц (for Dolby consumer/DVD).
- Low-pass filter quality (качество исполнения низкочастотного фильтра для LFE) - Preview, Good, Best.
- Recorded files folder (папка для записанных файлов) - указываем.
После нажатия кнопки ОК загружается новый пустой проект.
Рабочий интерфейс Vegas разделен на три основные части, а именно (1) главное меню и меню "горячих" кнопок, (2) рабочая мультитрековая область и (3) многофункциональный блок вспомогательных окон.
Если с первыми двумя все понятно, то имеет смысл остановиться на третьем.
![](/documents/7186/0002p002.jpg)
Как мы видим, в нем находится мультимедийный вариант проводника (Explorer) с возможностями предпросмотра и доступа к основным свойствам файлов, триммер (Trimmer) для выделения фрагментов из них (например, в проекте нам нужно использовать не целый файл, а только его некоторый фрагмент), Media Pool - база данных по загруженным в проект файлам и видео-примочки, которых мы не будем касаться.
Помимо этого загружаются микшер, экран для видео, surround panner, база данных по плагинам. Все окна работают в режиме "закладок", при этом могут закрываться и выноситься за пределы этого многофункционального блока.
Таким образом, из окна Explorer мы загружаем видео-файл путем переноса указателем мыши в рабочую мультитрековую область (drag'n'drop).
![](/documents/7186/0003p003.jpg)
Если этот видеофайл содержал звуковые данные, то программа отделит их от изображения и вынесет на другую дорожку.
Таким же образом мы загружаем и звуковые файлы. При этом есть несколько тонкостей, которые отображены на следующем рисунке.
![](/documents/7186/0004p004.jpg)
К каждому аудиотреку можно подключить большое количество эффектов (DirectX-плагинов). По умолчанию там уже установлены компрессор, эквалайзер и шумоподавитель. Для производства DVD их рабочих характеристик вполне достаточно.
При желании можно подключить любые другие эффекты и процессоры обработки. Каждый из параметров подгружаемых модулей (а на рисунке мы видим, что для шумоподавителя Sonic Foundry это уровень, атака, затухание и переключение в режим by-pass) можно вынести на автоматизированное управление по огибающим (envelopes). Это очень удобно.
И, в принципе, связки из этих эффектов будет вполне достаточно.
Одним из ключевых модулей программы является Surrond Panner, который лучше вам оставить для самостоятельного изучения. Единственное что хочется отметить - это как производится переключение на LFE-канал и зачем нам нужно было указывать параметры низкочастотного фильтра.
![](/documents/7186/0005p005.jpg)
Дело в том, что в Vegas нет такой удобной возможности как в Nuendo отделять LFE-канал из общего сигнала. Поэтому все приходится делать вручную. В принципе это и достаточно удобно - захотел добавить низкочастотный призвук только для одного из звучащих файлов - сдублируй его в LFE-канале программы. На этом пока все, если есть вопросы - присылайте!
Emersys Maven 3D Professional
Maven 3D - программа от корейских производителей, очень близко стоящая по функциональности к Vegas, только с одним исключением - она рассчитана только для работы с многоканальным либо 3D-звуком. Ее можно использовать как обычный мультитрек (программу многодорожечной записи) в стерео, но это будет не столь функциональным, как в предыдущем случае.
![](/documents/7186/0006Maven3d.jpg)
Как видно из иллюстрации Maven 3D и Vegas интерфейсно также очень похожи - есть проводники, скользящие панели. Но у Maven3D есть явное преимущество, а именно, специальная утилита по настройке акустической системы.
![](/documents/7186/0007speaker-setup.jpg)
С ее помощью вы можете настроить не только звук в наушниках или стерео-системах, но и воспользоваться при инсталляции многоканальных систем. Кстати, на сайте разработчика дополнительно можно скачать несколько бесплатных утилит для настройки системы.
Модуль управления панорамой в 5.1 и 3D также отличается своей универсальностью. Дело в том, что их предусмотрено сразу несколько и для разных случаев.
![](/documents/7186/0008surround-panning3.jpg)
Например, в варианте обычного 3D, разработчики попытались не только обеспечить горизонтальный вариант звукового поля, но и вертикальный.
![](/documents/7186/0009Sound-Image.jpg)
Остальные функции программы:
- Встроенные алгоритмы создания трехмерных звуковых картин.
- Поддержка функции HRTF.
- Пространственное панорамирование.
- Поддержка 5.1.
- 64 трека. Возможна одновременная запись всех 64 треков.
- Поддержка 24 битных файлов. Автоматический ресэмплинг.
- ASIO 2.0, SMPTE, DirectX, DMO, VST, Windows Media Audio 9 и 9 Pro.
- AAC Encoder (MPEG-2 AAC) (опционально).
- AC-3 Encoder (Dolby Digital) (опционально).
- Импорт видео.
- Импорт CD, поддержка CD различных типов.
- Автоматизированное управление по огибающим (envelopes).
- Загрузка/выгрузка видео-файла, импортирование аудио из него, синхронизация с текущим проектом.
Кодеры пространственного звука Dolby и DTS покупаются к программе отдельно и примерно стоят до $400.
Steinberg Nuendo 2.x + Surround Edition
![](/documents/7186/0010nuendo.jpg)
Steinberg Nuendo - это, пожалуй, самая профессиональная программа для РС-платформы, в которой можно делать многоканальный звук. При этом сейчас Nuendo используют только в студиях уровня Pro для производства кино, современной музыки и т.п. И дело не только в том, что программой поддерживаются самые высокие качественные характеристики звука и практически все современные технологии (VST, DirectX, ReWire, ASIO). Большую роль играет особая организация работы с многоканальным звуком. 5.1 - это только частный случай, поскольку программа поддерживает все нынеизобретенные технологии, начиная от моно, стерео и Dolby Pro Logic и заканчивая 10.2.
Плюс добавим два ключевых момента:
- Аудио-треки в программе могут быть не только моно и стерео, как во всем стандартном звуковом ПО, но и сразу 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1 и т. п.
- С программой поставляется специальный набор масштабируемых Surround-плагинов. Как максимум они рассчитаны на одновременную обработку до 8 каналов. Среди них Surround Panner, модули динамической обработки, эквализации, реверберации, конверторы, а также специальный плагин MixerDelay, который позволяет установить параметры задержек между каналами, что позволит вам настроить свою акустическую систему вплоть до идеальной.
- Среди поставляемого набора можно найти специальные модули для работы с LFE-каналом: LFE Splitter (выделение), LFE Combiner (позволяет уравновесить отношение уровеня LFE к уровням остальных каналов).
В принципе, еще раз повторюсь, что Nuendo - это профессиональный продукт для профессионалов. И если у вас стоит задача просто сделать звук для DVD в домашних условиях, то проще воспользоваться менее мощными приложениями, описанными выше либо менее нагруженной программой Steinberg Cubase SX.
Steinberg Cubase SX 2.x
![](/documents/7186/0011cubase001.jpg)
Как видно из рисунка Cubase SX очень сильно похож на Nuendo. Бытует мнение, что это просто облегченная версия последнего. Что касается реализации работы с 5.1, то SX вполне достаточно для того, чтобы создать качественную озвучку для кино, игры либо создать ощущение пространства заложив в 5.1 стерео-музыкальный трек.
Многоканальные Surround-плагины обработки также существуют как и в Nuendo, правда в меньшем количестве.
![](/documents/7186/0012cubase002.jpg)
Есть многоканальный дитеринг, и модуль Surround Pan. Максимально возможная конфигурация многоканальной системы для Cubase ограничивается 6.0 (музыка и кино).
![](/documents/7186/0013cubase003.jpg)
На рисунке показан модуль Surround Pan в трех режимах Standart, Position, Angle, являющийся стандартным модулем для всех программ семейства Cubase/Nuendo.
Программа поддерживает импортирование видео-файлов, а также возможен экспорт многоканального звука в стандарты 5.1 (кодеры покупаются отдельно).
Промежуточные итоги
Итак, мы достаточно бегло рассмотрели основные РС-продукты для качественной реализации многоканального звука для DVD. Что хочется отметить… Кроме Steinberg никто не предлагает модули многоканальной обработки, и это плохо. С другой стороны, профессиональная многоканальность предусматривает громоздкий рабочий процесс, а пользователям нужен "молоток". В этом нет равных продукции Sony Pictures Digital. Я поэтому и уделил Vegas чуть больше внимания, поскольку все становится очевидным сразу же после первого взгляда. Maven 3D больше всего подходит для создания звуковых спецэффектов, чему способствует достаточно простой интерфейс и множество фирменных пресетов обработки.
В общем, работать с 5.1 сейчас можно и нужно.