Сегодня 04 мая 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Индустрия звука. Сентябрь-2004

⇣ Содержание

WaveArts Power Suite

Появление брэнда WaveArts на рынке звукового программного обеспечения у меня ассоциируется с двумя программными продуктами - HMI InMotion 3D (5.1) и DirectX-плагином WaveArts WaveSurround. InMotion позволяла создавать пространственные картины со множестом звуковых объектов локализованных в различных частях заданного пространства. Можно было создавать звуковые анимационные картины, например, человек открывает дверь, входит, слева звучит музыка, прямо зазвонил телефон и так далее.3D-эффект присутствовал не совсем явно, но в наушниках картина слушалась достаточно неплохо по тому времени. Плагин WaveSurround позволяет расширить стереопространство за счет задержек в прямых и перекрестных каналах при прослушивании на обычных акустических системах. То есть, загрузив данный плагин можно виртуально изменить расположение колонок относительно слушателя. Данная идея потом много раз повторялась (например, Waves StereoImager), но у ее истоков стояла именно WaveArts.

Следующей ключевой программой от данного разработчика стал модуль реверберации MasterVerb. В нем был применен уникальный алгоритм реверберации, учитывающий специфику распространения отраженных звуковых волн в различных типах акустических пространств с учетом их частотных составляющих. Нужно отметить, что результаты обработки в MasterVerb отличались от полученных в других программах своей мягкостью и прозрачностью. В результате, программу стали рекомендовать не только для целей мастеринга, но и вообще как обычный эффект-процессор при сведении и обработке. Некоторое время назад в создании пресетов к одной из версий MasterVerb приняли участие специалисты и обозреватели известного журнала "Sound On Sound".

Другой плагин TrackPlug включает одновременно 10-полосный эквалайзер и компрессор/гейт. Он предназначен для обработки треков при сведении. И хотя, алгоритмы звучат достаточно стандартно, TrackPlug отличается низкой загрузкой CPU, поэтому его можно использовать в любой мультитрековой программе даже на маломощных компьютерах. Нужно отметить, что он не получил широкого распространения, поскольку вовремя спохватились сами разработчики программ многодорожечной записи и вставили подобные модули для каждого из треков в своем ПО.

После MasterVerb и TrackPlug выпускается PowerCouple - компиляция из двух предыдущих плагинов, имеющая меньшую цену, чем, если бы вы покупали все по раздельности. И на данный момент можно говорить о двух новинках - модуле финальной обработки FinalPlug и многополосной компрессии MultiDynamics.

FinalPlug - это модуль максимайзера с возможностями перехода на различные разрядности с алгоритмом дитеринга. MultiDynamics - шестиполосный компрессор/экспандер/гейт, де-эссер и специальный алгоритм сглаживания.

Power Suite


Итак, все описанные выше мной программы WaveArts сейчас объединены в единый пакет, именуемый PowerSuite, а на самом деле это просто последние версии TrackPlug, MasterVerb, MultiDynamics, WaveSurround и FinalPlug оптом и за меньшую цену. Заострить внимание следует на словосочетании "последние версии", поскольку некоторым программам уже по пять лет и более, и вы можете встретить их описания с различными характеристиками и для разных стандартов (например, 16/44,1 и только для DirectX-платформы и т.п.). На самом деле, это 24 бита/192 КГц, стандарты DirectX, VST, MAS, Audio Units и RTAS.

При таких высоких параметрах звуковых характеристик неизменным условием остается низкая загрузка CPU и малые требования к другим аппаратным мощностям компьютера. Скачать PowerSuite можно на сайте разработчика: www.wavearts.com. Демо-версия полноценно работает в течение первых 30 дней после установки.

Waves L3 Multimaximizer


Во многом благодаря продукции Waves Inc. было введено новое значение слову "максимайзер". До этого времени под таким названием скрывался психоакустический прибор производства BBE, предназначенный для мастеринга. Когда же вышел в свет лимитер Waves L1 Ultramaximizer, представляющий из себя не устройство психакустики, а процессор динамической обработки, то он приобрел большую популярность и стал применяться повсеместно - название "максимайзера" стало закрепляться за ним. После этого, компания Waves выпустила версию L2, успех которой рос по нарастающей, и уже в сентябре 2004 года анонсировала L3, который может стать одним из главных событий на рынке звукового ПО этой осени.

Что же такое L3? На самом деле это уже два программных прибора, первый из которых называется L3 Ultramximizer (замена L2), а второй - L3 Multimaximizer (продвинутая многополосная версия). Чем же отличается L3 Multimaximizer от конкурентов?

Применена запатентованная технология Peak Limiting Mixer™ (PLMixer™), позволяющая психоакустическим образом производить обработку пяти частотных полос, согласовывая настройки для каждой из них в соответствии с общей звуковой картиной (например, производится автоматическое управление взаимоотношениями балансов). Полосные лимитеры используют фильтры с линейной фазой, что соответствует сейчас профессиональным стандартам качества современного звукопроизводства. Все это является встроенным в модуль L3 Multimaximizer.

Tascam GigaStudio 3.0


Большей части устоявшихся компьютерных музыкантов программа GigaStudio знакома еще под названием Gigasampler и именем ее разработчика NameSys. На самом деле данная разработка тогда приобрела просто огромную популярность по двум существенным причинам. Первая - Gigasampler "прошивалась" в систему Windows как одно из основных MIDI-устройств наряду с обычными MPU-401 или другими стандартными General MIDI-синтезаторами (эмуляцией) и могла их заменять. При этом, в программе, возможно было создавать свои звуки-инструменты и использовать все это в обычных MIDI-редакторах. Подключаемых плагинов-инструментов (VSTi, DXi) тогда еще практически и не разрабатывалось.

Вторая существенная причина огромной популярности Gigasampler - использование сэмплерных библиотек собственного формата, совместимого с другими, например, банками AKAI (при дополнительной конвертации), которые тогда имелись в большом количестве и использовались в профессиональной музыкальной технике. Это нововведение делало из обычного РС с достаточно скромными параметрами хороший универсальный программный сэмплер. А если сравнить графические возможности программного обеспечения ПК с небольшими монохромными ЖК-дисплеями студийных сэмплеров, то использование Gigasampler выглядело намного эргономичнее.

Через некоторое время произошло несколько перетрубаций - Gigasampler была переименована в GigaStudio и получила нового хозяина в лице Tascam/Teac.

GigaStudio 3.0


Новая и весьма долгожданная версия 3.0 появилась в трех модификациях: Orchestra, Ensemble и Solo, с поддержкой сэмплов 24 бита/96 КГц. Программа позволяет создавать и использовать практически неограниченную полифонию, зависящую только от количества носителей информации, их объема и скорости чтения, аппаратных ресурсов РС. Например, нам доступна 385-голосная полифония на базе процессора P4 - 2.8 ГГц (примерно в два раза больше, чем это было возможно в GigaStudio 2.5). Интерфейс также претерпел некоторые изменения.

Микшер программы рассчитан на 128 каналов или до 32 групп фэйдеров. На каждый канал предусмотрено по 4-полосному эквалайзеру и одному компрессору, при этом возможно подключение внешних эффект-процессоров стандарта VST. Для совместимости с большинством современного ПО предусмотрена поддержка и другого значимого технологического стандарта - протокола ReWire, используемого для коммутации аудио/MIDI потоков между различными программами и рабочими станциями.


Банков звуков для GigaStudio выпущено достаточно много (в GS 3.0 могут загружаться сэмплы по 3-4 Гб), причем в новой версии можно самостоятельно создавать очень сложные звуковые текстуры, а сами разработчики уже позаботились о том, чтобы натуральные инструменты типа пианино или гитары были исполнены на должном уровне - поставляются как готовые банки. В этом плане с компанией сотрудничает множество фирм и независимых саундпродюсеров. В частности с версией Orchestra поставляется самая популярная на сегодня Vienna GigaSymphony sample library (giga-разновидность Vienna Symphonic Library).

В завершение

У GigaStudio до сих пор осталось очень много поклонников. В основном, эта программа популярна среди классических музыкантов, которым просто нужны качественные звуки хорошего живого рояля, пианино, скрипки, гитары. Вместе с тем, GigaStudio осталась очень требовательной к ресурсам компьютера, и существует где-то между новыми VST-инструментами и сложным ПО, связанным с физическим моделированием. Отдельная ниша - это не так плохо, особенно когда все сделано на качественном уровне.

Новинка - Steinberg Cubase SX3


Наиболее распространенной на территории бывшего СССР является продукция компании Steinberg. Поэтому в этом обзоре мы рассмотрим новые возможности Cubase SX3.


Cubase входит в основную тройку мощных разработок от Steinberg (Cubase, Nuendo и WaveLab). Это одна из самых старых на рынке программ в области многодорожечной записи для Мас и РС-платформ, поэтому поддержка VST-эффектов и инструментов самых новейших стандартов, ASIO-драйверов, а также практически всех современных технологий очевидна. Хотя теперь Cubase - не просто аудио/MIDI-рекордер, но и мощная многоканальная рабочая станция с возможностью сэмплинга, виртуальная студия синтеза, ремиксинга, озвучивания видео и т.п. На сегодня она является одной из самых подготовленных программ в области реализации коммутации с внешними аппаратными устройствами - эффект-процессорами, множеством MIDI-интерфейсов.

Графический интерфейс SX3


Ощущений от графического интерфейса Cubase SX3 всего несколько, хотя ожидалось больше. Первое - новаций не очень много, но интерфейс стал гораздо удобнее. Второе - для качественной и бес проблемной работы лучше использовать ПК с двумя мониторами (дисплеями). С одним достаточно много мороки, поскольку интерфейс остался многооконным и перегруженным, не спасает и большое разрешение экрана. Это, кстати, проблема не только Cubase SX3, но и множества других программ (Nuendo, Saw Studio, Samplitude и т.п.). И ее решение очевидно пока только так - использование двух мониторов.

Важный момент!

Cubase SX3 - это первая и пока единственная из всех версий Cubase, полноценно поддерживающих 64-разрядные ОС и размер оперативной памяти до 4 Гб. В анонсе программы от 9 марта была сказано, что реализована интеграция с Microsoft Windows XP 64-bit Edition и 64-битными процессорами уровня AMD Opteron.

Основные добавленные возможности


Для тех, кто работает с профессиональным аудио на современном уровне, очень понятна существующая на сегодня проблема с перегрузкой CPU и графических интерфейсов. Для улучшения ситуации в Cubase SX3 предусмотрена новая специальная функция "замораживания" (Freeze), которая позволяет "выключать" из рабочего процесса неиспользуемые плагины, аудио-треки, дополнительные каналы и так далее. Это делает возможным существенно разгрузить центральный процессор.

Есть и еще одна интересная функция, выполненная в виде отдельного модуля, - Dummy Plug-in, действие которой объяснить достаточно просто. Допустим, мы переносим файл проекта из одной системы в другую, или с одной рабочей станции на другую. Список плагинов на обеих может не совпадать. Dummy Plug-in при таком переносе "удаляет" несуществующие плагины, но, если вы захотите перейти на оригинальную систему обратно, данный модуль восстанавливает ситуацию и возвращает все в исходное состояние.

Эти две функции являются интересными и новыми для всего профессионального ПО в целом. Если говорить непосредственно о программных процессорах обработки, то в комплекте с SX3 их больше, чем ранее, при этом добавлены два новых MIDI-плагина: Context Gate и Arpache SX.

Отдельно стоит выделить такую новацию в SX3 как добавление специального модуля AudioWarp, предназначенного для изменения питча/стретча по типу того, как мы могли это ранее наблюдать в Sony Pictures Digital ACID. Причем, осуществлена поддержка и банков звуков от ACID, которые вставляются в текущий файл проекта соответственно темпу. Steinberg и Yamaha совместно разработали новый протокол для интеграции программно/аппаратных интерфейсов именуемый Studio Connections. Соответственно ему реализована полноценная интеграция с профессиональными устройствами 01X, 02R96, DM2000, MOTIF ES(Multi), MOTIF ES (Voice), SPX2000.

В завершение

Судя по выставкам и событиям, октябрь окажется не менее насыщенным сентября. Поэтому стоит несколько перенести планы выходов материалов, и "Звуковая индустрия" следующего месяца выйдет отдельно от ежемесячного материала по ПО. На рынке независимых разработчиков также творится нечто типа "бума".

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Квартальные продажи HDD приблизились к 30 млн штук, а Western Digital вышла в лидеры 4 ч.
Спрос на первый российский микроконтроллер на базе RISC-V оказался очень высоким 4 ч.
Разработано бактерицидное покрытие из меди для сенсорных экранов, и оно прозрачное 6 ч.
Virgin Galactic назначила новый суборбитальный полёт на 8 июня — несмотря на происшествие в прошлый раз 8 ч.
Первый пилотируемый полёт корабля Boeing Starliner состоится 6 мая, подтвердили в NASA 9 ч.
В первом квартале выручка от реализации смартфонов достигла сезонного максимума, объём поставок вырос на 6 % 12 ч.
В юбилейной публикации блога AMD слова «искусственный интеллект» упоминались 23 раза 13 ч.
Ученые создали светофильтр на 2D-полупроводнике, который прокачал недорогую камеру и открыл новый путь к оптическим компьютерам 20 ч.
Защищённые смартфоны «Ростеха» AYYA T1 начали собирать в России на предприятии «Ростелекома» 20 ч.
Смартфоны Sony Xperia 1 VI и Xperia 10 VI с олдскульным дизайном показались на изображениях в преддверии анонса 23 ч.