Авторы:
Владимир Романченко, Дмитрий Софронов.
Не прошло и полгода… Нет, не так. Прошло ровно полгода плюс один день, и компания AMD официально анонсировала новое поколение 3D графики под общим названием
семейство ATI Radeon HD 3800. Сегодня закончилось время перебирания слухов о чипах с рабочим названием RV670XT и пришло время ознакомиться с официальной информацией непосредственно из первых рук. Более того, сегодня мы можем предоставить нашим читателям не только подробности о новой архитектуре Radeon HD 3800 и её сравнение с предшествовавшей серией Radeon HD 2000, но также имеем возможность оценить производительность реального образца на новом чипе в реальных приложениях.
На сегодняшний день в новом семействе Radeon HD 3800 представлено два новых графических процессора - Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850. Пусть вас не смущают непривычные цифровые индексы чипов. Дело в том, что с этого поколения GPU компания AMD объявила о переходе к новому принципу маркировки: первая цифра в этом индексе означает поколение, вторая – семейство процессоров, а две последних остаются на маркировку вариантов в серии соответственно производительности чипа, чем больше его производительность, тем больше двузначное число.
Таким образом, в маркировке, к примеру, Radeon HD 3870, первая цифра означает третье поколение архитектуры унифицированных шейдеров (Unified Shader) (второе поколение - чипы ATI Radeon HD 2900, а первое было реализовано в чипе Xenos для игровой приставки XBOX 360); вторая цифра - семейство (можно предположить, что если есть "8", то почему бы потом не появиться чему-нибудь вроде "5", "6" или "3", с шинами памяти разной ширины и/или "урезанными" версиями ядра), а две последние цифры - возможность для манёвра внутри семейства.
Можно сказать, что таким образом компания AMD одним махом решает два вопроса. Во-первых, избавляется от всех этих многочисленных добавочных индексов вроде XT, Pro, в которых, честно говоря, последнее время путаются даже специалисты. Во-вторых, приводит узнаваемость графических чипов к аналогии с маркировкой CPU, где подобная система у AMD принята на вооружение несколько раньше и уже успела доказать свою практичность. Похоже, маркетологи AMD в этот раз потрудились на славу.
А что же инженеры-разработчики? Если вкратце, ключевыми нововведениями в новом поколении графических чипов Radeon HD 3800, отличающими их от прежнего поколения R600, можно назвать переход к нормам более прецизионного техпроцесса 55 нм при одновременном уменьшении общего количества транзисторов; появление поддержки технологии DirectX 10.1, шины PCI Express 2.0 и конфигураций ATI CrossFireX. Помимо этого в новом поколении чипов представлен значительно доработанный в рамках ATI Avivo HD унифицированный видео декодер UVD+ (Unified Video Decoder), а также – впервые для настольных ПК, реализована энергосберегающая технология ATI PowerPlay.
Это – действительно вкратце. Чтобы ключевые нововведения серии Radeon HD 3800 и её отличия от предшественников выглядели нагляднее, приведём их в виде сравнительной таблицы.
Основные характеристики графических процессоров AMD ATI Radeon |
Графический процессор |
Radeon HD 3870 |
Radeon HD 3850 |
Radeon HD 2900 XT |
Транзисторов |
666 млн. |
700 млн. |
Технологический процесс |
55 нм |
80 нм |
Количество потоковых (stream) процессоров |
320 |
Количество текстурных модулей |
16 |
Количество буферов рендеринга |
16 |
Тактовая частота ядра |
775 МГц и более |
670 МГц |
740 МГц |
Тактовая частота памяти |
2,25 ГГц |
1,66 ГГц |
1,65 ГГц |
Производительность (Multiply-Add) |
497+ GigaFLOPS |
428 GigaFLOPS |
475 GigaFLOPS |
Поддержка системной шины |
PCI Express 2.0
PCI Express x16 |
PCI Express x16 |
Поддерживаемая версия DirectX |
10.1 |
10 |
Блок аппаратной тесселяции |
Есть |
UVD |
Есть |
Нет |
Технология ATI PowerPlay |
Есть |
Нет |
Вот теперь можно переходить непосредственно к детальному изучению новшеств семейства Radeon HD 3800, и прежде всего следует отметить, что ключевые характеристики архитектуры графических процессоров RV670 остались без особых изменений. Основа графического ядра – та же унифицированная шейдерная архитектура. В её основе – так называемый dispatch-процессор, распределяющий потоки задач на 64 суперскалярных потоковых процессора, каждый из которых в свою очередь содержит пять независимых дискретных потоковых модуля обработки и модуль ветвлений; в сумме – уже известные нам по предыдущей архитектуре 320 шейдерных унифицированных процессора в 5-компонентных модулях SPU (Streaming Processing Unit), обеспечивающие обработку до 5 инструкций класса Multiply-Add за такт, плюс, один из процессоров может обрабатывать более сложные команды (SIN/COS/LOG). Динамика баланса загрузки вертексными, геометрическими и пиксельными операциями обеспечивается автоматически аппаратным планировщиком.
Полная аналогия с R600 также наблюдается в плане наличия тех же текстурных модулей, отвечающих за выборку текстурных и вертексных данных – их также четыре, в каждом по четыре модуля выборки и четыре модуля адресации, итого по 16 каждых; имеется то же количество ROP – их также 16. Аналогия также просматривается в организации двухуровневого кэша L1 и L2. Подробнее почитать об основных положениях архитектуры можно в нашей майской статье
Radeon HD2900XT – неоправдавшиеся надежды и фундаментальные инновации, а мы с вами продолжим разговор об инновациях этой осени.
Подводя итог рассказу о ядре ATI Radeon HD 3800, остаётся сказать, что его "по-тактовая" производительность заявлена на эквивалентном уровне с ATI Radeon HD 2900. Отдельно отмечу лишь, что дизайн нового ядра имеет 256-битный интерфейс памяти со внутренней 512-битной кольцевой шиной. Действительно, предыдущее ядро имело вдвое более широкий 512-битный интерфейс памяти со внутренней 1024-битной кольцевой шиной, однако такое снижение внутренней и внешней производительности контроллера памяти компенсировано в RV670 другими изменениями. Да, 8-канальный 64-битный режим организации памяти для этого чипа недоступен, но отсутствие 4-канального 64-битного режима с лихвой окупается производительным 8-канальным 32-битным режимом, вкупе с более высокими тактовыми частотами памяти у старших карт нового семейства чипов, плюс усовершенствованиями арбитражной логики контроллера памяти.
Именно здесь хотелось бы вспомнить о значительном уменьшении количества транзисторов: в новом ядре RV670 их 666 млн. по сравнению с 700 млн. в ядре R600. То есть, меньше примерно на 34 млн. при сохранении функциональности и даже реализации ряда новшеств. Нами на этапе тестирования в качестве рабочей гипотезы выдвигалась даже мысль о том, что инженеры AMD надумали отказаться от использования в чипе модуля аппаратной тесселяции. В принципе, отказ от аппаратной тесселяции, имеющий смысл лишь при поддержке производителями игр и наличии её в обязательном листе требований Microsoft DirectX, на данном этапе был бы оправдан, однако программируемый модуль тесселяции в новом ядре присутствует, и вопрос столь резкого сокращения количества транзисторов при явном приросте функциональности так и остался открытым.
По крайней мере, специалисты из AMD утверждают, что таковы последствия удачного редизайна архитектуры. Да, действительно, за полгода, прошедшие с момента анонса R600, инженеры AMD потратили с толком на устранение узких мест архитектуры, но не только. Среди ключевых изменений архитектуры мы уже упоминали переход на новые производственные нормы технологического процесса - 55 нм. Если бы не было никаких иных изменений, сам по себе такой редизайн с предыдущего 80 нм техпроцесса неплохой шаг по снижению энергопотребления новых GPU.
В AMD также "упирают" на факт реализации в ядре RV670 технологии энергосбережения PowerPlay, однако новой её можно назвать только для "настольных" графических чипов, поскольку она дебютировала ещё раньше в ряде решений для мобильных ПК, таких как ATI Mobility Radeon HD 2300, HD 2400, HD 2600. Напомню, что технология ATI PowerPlay обеспечивает снижение тактовой частоты при снижении нагрузки и даже "обесточивает" временно неиспользуемые элементы чипа. Таким образом, значительное уменьшение TDP чипов семейства Radeon HD 3800 по сравнению с предшественниками всё же необходимо ставить в заслугу комбинации перехода на новый 55 нм техпроцесс TSMC с удачной реализацией борьбы с токами утечки, а также редизайну чипа и включению всех заложенных в архитектуру энергосберегающих возможностей.
Подчёркивая нововведения, реализованные в семействе ATI Radeon HD 3800, необходимо упомянуть о поддержке DirectX 10.1, соответственно, с поддержкой Shader Model 4.1. Это первое и достаточно серьёзное обновление DirectX 10 официально ожидается с появлением Windows Vista SP1, ориентировочно в первом квартале 2008 года. Список дополнительных возможностей DirectX 10.1 достаточно велик, появятся расширенные функции программирования, работы с освещённостью, антиалиазингом и пр. Ко всем этим нововведениям, в отличие от предыдущих поколений, карты на Radeon HD 3800 готовы, дело теперь за производителями игр и приложений.
Следующая серьёзная инновация, которая, правда, для подавляющего большинства из нас ещё только в планах – это переход на шину PCI Express 2.0. Надо полагать, что в полной аналогии с ещё памятной (и до сих пор не закончившейся) миграцией с шины AGP 8x, по мере появления системных плат с шиной PCI Express 2.0, будет формироваться спрос на соответствующие графические карты. В этом плане чипы Radeon HD 3800 к такой миграции готовы.
Более актуальным уже сегодня явлением можно назвать реализацию в чипах семейства Radeon HD 3800 более совершенной технологии ATI Avivo HD с универсальным видео декодером UVD (Universal Video Decoder). Вариант UVD/UVD+, интегрированный в чипах Radeon HD 3800, обеспечивает полноценное аппаратное декодирование HD сигнала форматов H.264 и VC-1(VC-1 декодировала ещё прежняя версия UVD), что наиболее актуально для разгрузки CPU во время воспроизведения современного HD DVD/Blu-ray видео.
Видеокарты на новых чипах, помимо прочих традиционных возможностей вывода, обладают интегрированным интерфейсом HDMI с поддержкой HDCP, при этом реализована полноценная поддержка HDMI дисплеев с высоким разрешением – защищённый контент можно воспроизводить на экранах разрешением до 2560x1600.
Наконец, технология
ATI CrossFireX - возможность поддержки до четырёх (двух, трёх) видеокарт семейства Radeon HD 3800 на единой системной плате, с поддержкой до 8 мониторов; с согласованным управлением производительностью, режимом Extended Desktop и прочими интересностями. В качестве примера работы с 8 мониторами приведём ролик с демонстрацией Microsoft Flight Simulator.
Ради справедливости нужно отметить, что подробнее (да и предметнее) о ATI CrossFireX стоит говорить уже после появления всех платформенных компонентов для такой работы. Тем не менее, уже сейчас стоит упомянуть такие интересные новшества как, например, "разлочивание" GPU посредством ATI Catalyst; режимы защиты и отката на безопасные режимы; возможность ручной установки тактовых частот ядра и памяти, а также функцию автоконфигурирования для "безопасного" разгона в стабильных пределах. Кстати, конфигурация ATI CrossFireX уже с помощью ATI Catalyst 7.10 обеспечивает в режиме "Compatible AFR" работу как с DirectX 9, так и с DirectX 10 приложениями.
Вот, пожалуй, и вся информация теоретического плана, которой хотелось поделиться до перехода к практическим испытаниям реальной видеокарты в реальных приложениях. Наряду с ребрендингом логотипов ATI, анонсированным сегодня, остаётся упомнить мельком проскочившее в новых спецификациях наименование Radeon HD 3870 X2, что позволяет надеяться нам на появление в следующем году графических карт со сдвоенным чипом.
Довершающим штрихом этого вступления, пожалуй, представим вашему вниманию сравнительную табличку с характеристиками видеокарт на новых чипах, начало поставок которых обещано уже с сегодняшнего числа.
Основные характеристики графических карт на чипах семейства ATI Radeon 3800 |
Графический процессор |
Radeon HD 3870 |
Radeon HD 3850 |
Шина памяти |
256 бит |
Тактовая частота и тип памяти |
1,2 ГГц GDDR4 |
900 МГц GDDR3 |
Объём памяти |
512 Мб |
256 (512) Мб |
Форм-фактор |
2 слота |
1 слот |
Разъём питания |
6-контактный PCIe |
Пиковое энергопотребление карты |
105 Вт |
95 Вт |
Типовой шум |
34 дБА |
31 дБА |
Интерфейсы |
2x Dual-link DVI с HDCP (HDMI + аудио через адаптер) + HDTV Out |
Режим ATI CrossFireX |
2, 3 или четыре карты |
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.