Сегодня 22 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

ASUS AT3IONT-I - основа медиацентра на базе Atom + ION

⇣ Содержание

#Тестирование

Наши постоянные читатели уже знакомы с характеристиками и возможностями процессора Intel Atom 330, устройства на базе которого мы неоднократно рассматривали. Тем не менее, приведем основные характеристики процессора, чипсета NVIDIA ION и встроенного в него графического ядра еще раз.

Процессор Intel Atom 330 содержит два физических ядра и поддерживает технологию Intel HyperThreading, то есть в сумме четыре вычислительных потока. Рабочая частота процессора равна 1,6 ГГц, а частота шины FSB - 133 МГц (533 МГц QDR).

Удивительно, но утилита CPU-Z решила, что материнская плата ASUS AT3IONT-I не имеет графического интерфейса, хотя, как мы могли в этом ранее убедиться, это не так - на плате имеется полноценный слот PCI-Express 2.0 16x.

Чипсет NVIDIA ION поддерживает оперативную память до режима DDR3-1066 включительно. Как видите, автоматически установилась именно эта частота, причем тайминги памяти были выставлены согласно информации, записанной в SPD-модуле:

Что касается встроенного в чипсет графического ядра, то здесь тоже без изменений:

Имеется 16 универсальных шейдерных процессоров и 4 блока ROP, поддерживается 64-битный интерфейс работы с оперативной памятью, выделяемой на нужды графического ядра. Частотная формула имеет вид 450/1100/1066 МГц для ядра, шейдеров и памяти, соответственно. Отметим, что поддержка технологии NVIDIA Physx не заявлена. Впрочем, большой беды в этом нет, потому что на этом интегрированном ядре если и получится играть в современные игры, то только в режимах минимального качества графики.

#Температурный режим

Как уже отмечалось, материнская плата ASUS AT3IONT-I использует полностью пассивное охлаждение, поэтому было очень интересно было посмотреть, как радиатор справится с температурами компонентов. Поскольку процессор Intel Atom 330 отличается невысоким энергопотреблением, основное внимание было приковано к чипсету, температуру которого мы снимали с помощью утилиты GPU-Z.

Как видите, в режиме рабочего стола частота видеядра сбрасывается до уровня 200 МГц, однако это не помешало чипсету прогреться до 60°С. Конечно, отчасти в этом виновата небывалая жара, но и результат вполне ожидаемый. Теперь давайте посмотрим что будет, если попытаться "прогреть" видеядро с помощью утилиты MSI Kombuster.

Под нагрузкой частота GPU поднялась до положенных ей 450 МГц, а температура видеоядра достигла 70°С. Впрочем, при повседневной эксплуатации видеядро вряд ли будет испытывать такие стрессовые нагрузки. Отметим, что мы получили эти результаты при тестировании на открытом стенде, когда не было ни малейшего дуновения в сторону материнской платы.

Разумно будет предположить, что при помещении материнской платы в корпус ситуация с температурами компонентов может усугубиться, но это только в том случае, если корпус не оборудован ни единым кулером. Даже небольшой обдув радиатора приводит к резкому понижению температуры чипсета, что показывает эффективность его конструкции. Достаточно было положить на радиатор тихоходный кулер со скоростью вращения 1300 об/мин, после чего температуры процессора и чипсета не поднимались выше 40°С.

Дальнейшее тестирование проводилось именно в таком режиме. Кстати, благодаря дополнительному охлаждению удалось немного разогнать как процессор, так и графическое ядро. Возможности BIOS в плане разгона невелики, но они есть - в таблице ниже указаны диапазон и шаг изменения доступных параметров.

Параметр Диапазон изменения (шаг)
Частота шины FSB 133 - 500 МГц (1 МГц)
Частота памяти 400 - 1800 МГц DDR (1 МГц)
Частота GPU 450 - 999 МГц (1 МГц)
Частота шейдерного блока 1200 - 2000 МГц (1 МГц)
Напряжение на памяти 1.21 - 2.47 В (0.02 В)
Напряжение на чипсете 1.0 - 1.1 В (0.05 В)
Напряжение CPU Vcore 1.1 - 1.2 В (0.05 В)
Напряжение CPU VTT 1.1 - 1.15 В (0.05 В)

Как видите, диапазон регулировки напряжений очень мал, буквально одна-две ступени, и не превышает 10%. По этой причине мы выкрутили все напряжения на максимум, а частоту оперативной памяти вручную установили как DDR3-1066, благо чипсет NVIDIA ION допускает асинхронный режим работы.

Поскольку коэффициент умножения процессора Intel Atom 330 фиксирован, изменить его частоту можно только с помощью частоты системной шины. В принципе, плата запускалась и при частоте CPU равной 2,4 ГГц, и даже пру раз смогла загрузить Windows, но стабильности, разумеется, не было. В итоге, частота CPU, на которой удалось пройти тесты, составила 2,25 ГГц. Давайте посмотрим, как это сказывается на производительности системы. Ну а насчет разгона графического ядра и его дополнительных возможностей мы поговорим чуточку позже.

#Производительность

Сначала, по традиции, приведем результаты тестирования в синтетическом пакете Everest Ultimate.

Как известно, процессор Intel Atom представляет собой до предела урезанное решение, по сравнению с обычными "собратьями". Причем часть ограничений введена искусственно, чтобы избежать конкуренции с наименее производительными продуктами собственного модельного ряда компании. Одним из таких ограничений является низкая частота FSB - всего 133 МГц. Первый же тест показывает, что ее увеличение очень положительно сказывается на производительности подсистемы памяти.

Разумеется, заметно уменьшается и латентность подсистемы памяти.

Тест Everest PhotoWorxx также чувствителен к скорости работы с оперативкой, поэтому и здесь наблюдается почти полуторакратный прирост результатов.

Далее идет ряд тестов, которые в наибольшей степени зависят от скорости CPU, поэтому везде наблюдается закономерное увеличение результатов. Отметим, что мы тестировали с активированной технологией HyperThreading.

А вот встроенный тест архиватора WinRar довольно слабо реагирует на увеличение частоты процессора и системной шины - всего 10% прироста производительности, по сравнению с 40% в предыдущих тестах.

Теперь посмотрим, что дает разгон интегрированного в чипсет NVIDIA ION графического ядра. Как уже говорилось, штатные частоты составляют 450/1200 МГц для основных блоков и шейдеров, соответственно. Объем оперативной памяти, резервируемый для нужд графики, по умолчанию равен 256 Мб. Нам удалось разогнать встроенное видеоядро до частот 700/1400 МГц, что довольно неплохо. Также мы вручную увеличили количество "видеопамяти" - до 512 Мб.

Отметим, что при разгоне графического ядра процессор работал на штатной частоте 1,6 ГГц, хотя, из-за его слабости, это может стать фактором, ограничивающим производительность графической подсистемы. Впрочем, это легко будет увидеть - в таком случае разгон видеоядра не изменит результатов тестов.

Тем не менее, прирост производительности очевиден - около 25%.

Конечно, игра Crysis является чрезмерно тяжелым приложением для такой системы и даже на самых "легких" настройках качества графики комфортный FPS недостижим. Одако в защиту платформы NVIDIA ION в целом и материнской платы ASUS AT3IONT-I в частности, скажем, что игры "попроще" шли, в общем, нормально. Например, в Counter Strike Condition Zero при игре на интернет-сервере с 20-ю другими игроками не наблюдалось каких-либо лагов, фризов и тому подобных неприятностей, способных повлиять на рост ваших фрагов.

Мы намеренно взяли эти крайние случаи - Crysis и первый Counter Strike, и не стали тестировать в других играх. Уровень производительности встроенного видеоядра и без того вполне понятен, а разгон не приносит каких-то особых откровений. Основное предназначение платформы ASUS AT3IONT-I - не игры, а домашний медиацентр. И здесь возможность аппаратного декодирования видео, включая Full HD, будет как нельзя кстати.

На диаграмме ниже приведен процент загрузки процессора при воспроизведении видеофильмов, записанных в различных форматах и с помощью разных видеокодеков. Тестирование проводилось с помощью последней версии пакета кодеков K-Lite и проигрывателя Media Player Classic, идущего в комплекте. Для сравнения приведены результаты как с использованием аппаратного декодирования, так и без него.

Как видите, при воспроизведении фильмов, записанных в формате DVD и XviD, особой разницы нет. Однако уже при воспроизведении ролика, сжатого с помощью кодека x264, наблюдается значительное снижение процента загрузки процессора при включении аппаратного декодирования видео с помощью встроенного видеоядра. С воспроизведением Full HD-рипов процессор Intel Atom просто не справился, поскольку даже при 100%-й загрузке частота кадров была примерно вдвое меньше нормальной. При этом включение аппаратного декодирования резко снизило загрузку CPU, а видео воспроизводилось совершенно гладко, без пропусков и дрожания кадров.

Отметим, что в этом тесте технология HyperThreading была отключена, чтобы избежать искажения результатов, поскольку при декодировании "тяжелого" видеоконтента силами CPU от дополнительных виртуальных вычислительных потоков пользы совершенно не было, и процент загрузки был завышен. В то же время, при декодировании "легкого" видеоконтента результаты оказывались заниженными.

Но это еще не все. Пока мы тестировали, Adobe Flash Player успел обновиться до версии 10.1, и теперь при воспроизведении flash-видеороликов поддерживается аппаратное ускорение воспроизведения с помощью GPU. В случае рассматриваемой платформы это может оказаться весьма актуальным. Давайте проверим.

В качестве образца мы использовали ролик "Asteroid Impact (HD)". На момент тестирования его можно было посмотреть в следующих форматах - 360p, 720p и 1080p. При воспроизведении в этих трех режимах качества мы и измеряли процент загрузки центрального процессора. Отметим, что замеры проводились как при активации технологии Hyper Threading, так и без нее. Аналогично и для аппаратного декодирования с помощью GPU.

Как видно из диаграммы, собственными силами процессор Intel Atom 330 успешно справляется с воспроизведением видеороликов до формата 720р включительно. С роликами в формате 1080р загрузка CPU достигает 100%, однако изображение дергается и подтормаживает, не спасают ни два физических ядра, ни два дополнительных вычислительных потока, обусловленные наличием HyperThreading. Помощь приходит в виде аппаратного декодирования видеопотока с помощью GPU, интегрированного в чипсет - в этом случае загрузка центрального процессора составляет максимум 20%, а значит у него остается достаточно ресурсов для более быстрого отклика на действия пользователя.

#Выводы

Сама по себе материнская плата ASUS AT3IONT-I очень похожа на другие подобные решения, основанные на платформе Intel Atom + NVIDIA ION. Но если рассматривать комплект в целом, то инженерам ASUS удалось сделать действительно удобный и законченный продукт, при этом оставив потенциальному покупателю возможность создать собственную уникальную конфигурацию, отвечающую его требованиям. Фактически, к ASUS AT3IONT-I остается только добавить оперативную память и жесткий диск нужного объема, а также подобрать корпус, который впишется именно в вашу домашнюю обстановку. Набор драйверов позволит без труда настроить систему, а идущие в комплекте фирменные утилиты позволят создать медиацентр, способный воспроизводить видео любого формата в самом высоком качестве. Берите в руки пульт ДУ, прилагаемый в комплекте, и поудобнее устраивайтесь на диване, бегать к компьютеру, чтобы нажать на паузу, например, больше нет никакой необходимости.

Согласно Яндекс.Маркет, цена материнской платы ASUS AT3IONT-I находится в диапазоне от 4300 до 5300 рублей. Много это или мало, решать вам. В принципе, за эту же цену можно купить недорогую материнскую плату с интегрированной в чипсет графикой и какой-нибудь младший процессор в линейке. По производительности такая связка наверняка обойдет Intel Atom, но получится ли в итоге такое же компактное и бесшумное решение - еще вопрос. Для версии Deluxe, включающей пульт ДУ, нашлось лишь одно предложение по цене около 7000 рублей, что уже довольно дорого.

 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 5 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 7 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 8 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 9 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 10 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 11 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 13 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 13 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 15 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 17 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 2 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 6 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 6 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 7 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 9 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 12 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 12 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 12 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 13 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 13 ч.