Цифровой автомобиль

Автодайджест №125

⇣ Содержание

#Автомобильные технологии

Очередную попытку создать превентивную систему безопасности пытаются предпринять в Детройте. Основана она на создании автомобильного социума. Благодаря постоянной поддержке связи друг с другом бортовые интеллектуальные установки смогут вовремя предупредить водителя о приближении к опасному участку дороги. Таким образом, главная задача новейшей разработки компании General Motors — своевременное информирование человека. Такая система не сможет самостоятельно избежать столкновения или сделать автомобиль прочнее, но, по расчетам Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA — National Highway Traffic Safety Administration), даже такое относительно простое нововведение позволит снизить аварийность на дорогах на 81%!

Использование новой технологии безопасности, которая пока не получила официального названия, подразумевает установку компактного приемопередатчика на приборной панели или ветровом стекле. Он будет способен обмениваться информацией с подобными устройствами благодаря стандарту связи малой дальности Dedicated Short-Range Communications (DSRC). Расстояние оповещения — примерно 400 метров. Алгоритм работы перспективной новинки прост и логичен: обнаруживший опасность прибор тут же рассылает оповещение всем автомобилям, находящимся в радиусе действия сигнала. Экстренным случаем может считаться резкое нажатие на тормоз, крутой поворот или простая пробка. На небольшом экране аппарата могут высвечиваться даже действующие сигналы светофоров, если они оборудованы поддерживаемым протоколом связи.

Подход General Motors к технологиям безопасности автомобилей уникален тем, что американцы сосредотачиваются на послепродажном рынке. Дополнительным устройством можно оборудовать любой автомобиль, вне зависимости от марки и года выпуска. Аппарат размером с GPS-навигатор не займет много места на панели, да и стоимость его вполне можно сделать выгодной как покупателю, так и производителю. Обратная сторона медали — обязательное наличие аналогичных передатчиков в соседних машинах. Необходимо учитывать, что для полноценного функционирования разрабатываемой специалистами General Motors технологии требуется набор некой критической массы, после чего использование предупреждающих мер станет действенным методом борьбы с автомобильными катастрофами. Получается, что вне зависимости от эффективности работы связанной системы отдельно взятый прибор не сможет повлиять на безопасность его владельца. Один в поле не воин.

В разработке GM есть еще один любопытный момент. Старший научный сотрудник Дон Гримм уверен, что описанную технологию в полном объеме можно перенести и на простые смартфоны. Используя лишь одно специальное приложение, гаджеты встанут на стражу автомобильной безопасности. В этом случае информацию с их дисплеев можно будет перевести на большой штатный экран автомобиля, если таковой присутствует. В остальном весь функционал описанного выше устройства будет сохранен. Американцы не уточняют, каким образом будет осуществляться взаимосвязь с бортовой системой автомобиля и общение смартфонов друг с другом. Ожидается, что новая система станет доступной в текущем десятилетии.

К 2020 году General Motors планирует сделать дороги безопаснее не только благодаря относительно простым и доступным дополнительным устройствам и смартфонам, но и с помощью автономных автомобилей. Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан в 2007 году, когда совместно с профессорами Университета Карнеги — Меллон был создан внедорожник Chevrolet Tahoe с автономным управлением. На одном из этапов соревнований «самоходных установок» Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA — Defence Advanced Research Projects Agency) в том же году этот автомобиль занял первое место. На 100-километровом участке Tahoe без участия человека смог справиться с предписаниями светофоров, обгонами, проездом перекрестков и парковкой. Возможно, этот опыт станет хорошим примером того, как технологии из области военных разработок попадают в гражданские автомобили. Уже в 2015 году General Motors обещает научить свои передовые модели частично справляться с вопросами дорожного управления, а к 2020 году в новых Chevrolet и Cadillac водитель не понадобится вовсе.

Сегодня радары, сенсоры, камеры и системы спутниковой навигации используются во многих современных автомобилях, в том числе и выпускаемых под брендами General Motors. Как это нередко бывает, технологические подробности остались секретом американских инженеров. Обнадеживает лишь то, что уже через три года на рынке должны появиться первые полуавтономные автомобили, и GM в разработке этого направления отнюдь не одинока.

От технологий безопасности перейдем к развлечениям. Эти две сферы автомобильной жизни связаны теснее, чем может показаться изначально. Чем больше внимания требует мультимедийная установка, тем выше риск попасть в дорожно-транспортное происшествие. Решение этой проблемы — создание удобных интерфейсов управления, что в эпоху сенсорных дисплеев стало насущной проблемой. Нередко к штатной установке требуется подключить внешнее устройство для расширения функционала или доступа к мобильной библиотеке мультимедиа. В центре новостей автомобильных технологий не раз появлялось объединение Car Connectivity Consortium. Его целью является создание универсального интерфейса общения мобильного телефона с мультимедийной установкой автомобиля. Впервые об этом заговорили Volkswagen и Nokia летом 2010 года. Позже команда стала расширяться, в нее начали активно вступать как автомобильные компании, так и производители мобильной техники. Осенью этого года известный ранее Terminal Mode перерос в Nokia Car Mode, а сам протокол назвали MirrorLink. Теперь его поддержкой официально обзавелся развлекательный центр Toyota Entune, представленный на CES 2011. В Европе эта система получила название Touch Life и благодаря популярности Nokia в Старом Свете была просто обязана подружиться с телефонами финского производителя.

Информация о совместимости Nokia и поддерживающих MirrorLink штатных автомобильных систем не изменилась. Обязательным требованием является наличие на борту смартфона с операционной системой Symbian Belle, релиз которой состоялся относительно недавно. Сегодня она доступна на моделях Nokia 701, Nokia 700, Nokia 603, Nokia 600, а обновиться до Belle можно обладателям ранее выпущенных Nokia N8, Nokia E7, Nokia C7, Nokia X7 и Nokia C6-01. В будущем ожидается добавление поддержки первого и последнего аппарата на Meego, Nokia N9, но в силу невысокой популярности этого смартфона его вклад будет незначительным.

Владельцам Apple iPhone, использующим версию программного обеспечения iOS 4 и выше, рекомендуется скачать бесплатное приложение Application Launcher, позволяющее соединять их устройство с Toyota Touch Life. Оно не скопирует интерфейс телефона на большой экран, но позволит запускать ряд нужных в дороге программ, среди которых можно отметить систему навигации Garmin StreetPilot, интернет-радио AUPEO! и Stitcher. Доступ к социальным онлайн-сервисам Facebook и Twitter обеспечат еще несколько приложений. Не у дел остались лишь владельцы аппаратов, основанных на Android, а ведь именно эта система с каждым годом захватывает все большую часть мобильного рынка.

Новая мультимедийная система Touch Life с поддержкой протокола MirrorLink уже появилась на мини-вэне Verso-S и пикапе Hilux. Вскоре она продолжит свое шествие и станет доступной на большинстве моделей Toyota.

Чтобы рассказать о следующей технологии будущего, нам понадобится окунуться на секунду в прошлое. Порой всего один автомобиль являет миру такое количество технических инноваций, что их хватило бы на десяток менее важных моделей. В 1984 году был выпущен Mercedes-Benz W124, один из самых легендарных автомобилей в истории. Помимо огромного количества существенных технических новинок, предвестник современного E-Класса обладал одной довольно любопытной особенностью — единственным дворником. При таком, казалось бы, низкобюджетном решении нововведение оказалась крайне эффективным: столько полезной площади не могла очистить даже пара скребков. В одном из своих будущих автомобилей Mercedes-Benz задействует еще одну технологию, связанную с очисткой ветрового стекла. Но сначала о «железе».

Появившийся в 50-х годах родстер Mercedes-Benz SL по сей день остается иконой автомобилестроения. Но аббревиатура, изначально обозначающая на немецком языке Sport Leicht (спортивный и легкий) давно перестала быть истиной. Современное купе, не менявшееся кардинально с 2003 года, весит около двух тонн! Вернуть историческую справедливость немцы собираются уже в следующем поколении автомобиля. Кузов нового Mercedes-Benz SL будет на 89% состоять из алюминия, а его итоговый вес составит 254 кг, на 110 кг меньше используемого сейчас. По предварительным оценкам итоговая масса SL 500 сократится на 125 кг, а младшая модификация SL 350 скинет сразу 140 кг. Помимо крылатого металла, в конструкции родстера будет использован еще более легкий магний. Стойки крыши сделают из сверхпрочной стали.

С алюминиевым кузовом Mercedes-Benz SL точно научится летать! Но если применение этого металла в дорогих спортивных автомобилях постепенно становится обыденностью, то система очистки ветрового стекла в этом родстере совершенно точно будет уникальной. Мы привыкли, что разбрызгиватели омывающей жидкости расположены на капоте или прямо перед стеклом, иногда сверху него. Но в будущем Mercedes-Benz SL сопла будут встроены непосредственно в сами стеклоочистители! Это скажется практически на всех аспектах работы системы. Основное преимущество заключается в лучшем обзоре дороги. Если при «классическом» способе разбрызгивания струя воды обильно поливает ветровое стекло, в результате чего в течение определенного времени водитель теряет контроль над ситуацией, то в инновационной системе жидкость будет выходить из каркаса стеклоочистителя, после чего сразу смоется щеткой. Технологию нарекли именем Magic Vision Control.

Дополнительные плюсы использования Magic Vision Control нетрудно предугадать. Поскольку омывающая жидкость будет распыляться непосредственно перед стеклоочистителем, сама щетка будет проходить только по смоченному стеклу. Это наверняка положительно скажется на ее продолжительности жизни и позволит более быстро и качественно убирать грязь. Немцы предусмотрели несколько режимов работы своей уникальной системы. Magic Vision Control будет учитывать погодные условия, скорость движения и даже положение складываемой крыши. Например, летом будет задействовано минимальное количество воды, ведь его будет достаточно для удаления легкого налета пыли. В холодное время года порции омывающей жидкости значительно увеличатся, что позволит более эффективно бороться с солегрязевой снежной массой. Зимой умный родстер автоматически активирует подогрев всей системы орошения. Теплыми окажутся даже стеклоочистители! Положительная температура жидкости в бачке будет поддерживаться при помощи выделяемого двигателем внутреннего сгорания тепла. Но если столбик термометра пробьет вниз отметку -20 градусов Цельсия, то автоматически включится электрический подогреватель. Между -20 и -5 градусами установка будет работать в энергосберегающем режиме.

Сопла разбрызгивателя в Mercedes-Benz SL расположатся по обе стороны от щетки. Это пригодится при открытом верхе: чтобы не обрызгать водителя и пассажира, Magic Vision Control автоматически уменьшит давление жидкости при подъеме стеклоочистителя и увеличит во время его опускания. В этом автомобиле система очистки ветрового стекла сложнее, чем ДВС большинства современных машин.

Сейчас Mercedes-Benz SL завершает предсерийные дорожные испытания. Мировая премьера намечена на начало Международного автосалона в Детройте, который пройдет в январе грядущего года.

#Концепты

Мало кто из производителей автомобилей может позволить себе выпускать модель 10 лет подряд. В современной истории отрасли такие случаи попросту единичны. Один из самых ярких примеров — кроссовер Volvo XC90. Совсем скоро он справит свой 10-летний юбилей, первый выпуск состоялся в 2002 году. Надо признать заслугу шведов, сумевших сделать столь удачного долгожителя, ведь и сегодня XC90 пользуется стабильным спросом. Но подработка на «пенсии» — вынужденная мера Volvo. Компании не хватает материальных ресурсов для своевременного выпуска обновлений, каждый автомобиль задерживается на конвейере сверх положенного. Наконец-то появилась первая ласточка, если не предвещающая скорое появление преемника, то дающая представление о его внешности. Эти четыре компьютерных эскиза отличаются друг от друга, но выполнены в схожем стиле.

Все изображения изготовлены калифорнийской дизайн-студией Volvo. Это четыре взгляда на будущее XC90. Лицо будущего бестселлера изображено лишь на одном из рисунков. Очевидно, оно не потеряет своего высокоинтеллектуального выражения, но «очки» получат новую оправу. Огромная решетка, тонкие фары и практически плоский капот недвусмысленно намекают на концепт седана Volvo Universe, появившийся в апреле текущего года. Несмотря на явные различия трех вариаций кормы, все они имеют ряд общих черт. Во-первых, Volvo XC90 сохранит расположение задних фонарей на стойках крыши. Во-вторых, на компьютерных снимках четко выделена рельефная горизонтальная линия, протянувшаяся вдоль всего борта. Благодаря этим элементам можно сделать вывод, что главный кроссовер шведской компании не откажется от своих наиболее ярких визуальных элементов.

Размышлять о технической начинке внедорожного флагмана Volvo можно лишь на уровне гипотез. Автомобиль наверняка построят на архитектуре Scalable Platform Architecture (SPA), пока известной лишь по концепту Universe. В ней заложена возможность масштабирования в очень широких границах, что позволяет использовать платформу на максимальном количестве моделей. Править бал на Volvo XC90 будут турбированные 4-цилиндровые бензиновые и дизельные двигатели. Наступит это только в 2013 году.

Пока Volvo с трудом запускает по одной модели в несколько лет, внутри Toyota продолжается бесконечное размножение автомобилей. На этот раз представлен лишь концепт, но он должен поступить в продажу уже в 2015 году. Вслед за расширением ряда гибридных моделей японцы начнут наступление в несколько ином секторе традиционно «зеленых» автомобилей — речь идет о водородных транспортных средствах.

По своей форме и размерам Toyota FCV-R практически копирует основной гибрид компании — Prius. Общая длина кузова составляет 4,75 метра, ширина — 1,79 метра, высота — 1,51 метра. Величина колесной базы и вовсе совпадает до миллиметра: ровно 2700 мм. Эти данные наводят на мысль о том, что водородный FCV-R будет базироваться на платформе Prius, но пока это лишь догадки. Концепт выполнен в кузове 5-дверного хэтчбека с сильно заваленной задней стойкой крыши и огромным задним свесом, что приближает автомобиль к фастбеку. Использованный в FCV-R стиль футуристичен, он не находит поддержки в настоящем поколении автомобилей Toyota.

Водород в топливном баке Toyota FCV-R будет храниться под давлением 70 МПа. Его общий объем не сообщается, но максимального запаса хватит для поездки на расстояние до 700 км. Остальные характеристики концепта остались в тени. Возможно, свет на них прольет презентация Toyota FCV-R в Токио, которая пройдет в начале декабря.

Помимо выпущенных под собственным брендом концептов, Toyota Motor Corporation привезет в столицу Японии проекты своих дочерних предприятий. Необычно много новинок представит Daihatsu. Одной из них станет городской автомобильчик с говорящим именем Pico. Как и многие современные концепты, он позиционируется в качестве нового вида транспорта, промежуточного звена между субкомпактами и мотоциклами. При размерах чуть больше сигаретной пачки эта кроха выбросит в окружающую среду углекислого газа меньше, чем ее водитель и единственный пассажир — это 100-процентный электрокар.

По длине, ширине и высоте Daihatsu Pico уступает даже Smart Fortwo: 2,4 метра, 1 метр и 1,53 метра соответственно. При этом колесная база составляет 1,83 метра, что меньше «смартовской» лишь на 3 сантиметра. Так как ширина Pico — ровно метр, уместиться бок о бок водитель и пассажир уже не могут, два сиденья расположатся друг за другом. Внешне Pico выглядит довольно консервативно и скромно, хотя некоторые визуальные элементы достойны особого внимания. В концепте нет дверей в привычном понимании, их роль исполняет защитная планка, открывающаяся в стиле шлагбаума. Именно эта особенность значительно ограничивает сферу использования Daihatsu Pico. Эксплуатация крошечного автомобильчика становится возможной только в уголках Земли с отменным климатом, где всегда тепло и практически отсутствует сезон дождей. Вдоль планок-шлагбаумов проходит широкая светодиодная полоса. Спереди и сзади она выполняет функцию фар и фонарей, а на всей остальной площади могут появляться предупреждающие сообщения для других участников движения, в том числе пешеходов.

Daihatsu Pico весит 400 кг, в качестве движущей силы используется компактный электромотор. Полная зарядка химических аккумуляторов происходит за 2 часа. После этого можно отправляться в поездку, но ее протяженность не превысит 50 км. Максимальная скорость тоже сугубо городская — 50 км/ч.

Концепт Daihatsu Pico производит вполне неплохое впечатление. В отличие от большинства современных пикоконцептов, он не выглядит чересчур вычурно. Добавить сюда полноценные двери — и хоть завтра на конвейер. Существенным достоинством японских компакт-каров является расположение руля по центру приборной панели. Проблем с их эксплуатацией в России точно не возникнет!

Следующий концепт с логотипом Daihatsu разительно отличается от Pico. Если первый можно сравнить с сигаретной пачкой, то второй — минимум с коробкой от обуви. Подражание здесь достигло угрожающих масштабов. Все без исключения визуальные элементы переполнены прямыми углами. Посаженый на маленькие колесики параллелепипед вообще трудно принять за автомобиль. Оставим пока в стороне вопросы аэродинамики, пассивной безопасности и обзорности и попытаемся представить себя в такой коробчонке.

Вдоль оси OX концепт Daihatsu FC Sho Case растянулся на 3,39 метра, по двум другим измерениям он насчитал 1,47 и 1,9 метра. Если сравнить эту коробку с одним из самых маленьких автомобилей из страны в форме сапога, Fiat 500, то получится, что несуразный с виду японец на 15 см короче и на 42 см выше итальянского метросексуала. Здесь необходимо учесть разную философию автомобилей, ведь главная задача Daihatsu FC Sho Case — перемещение максимального количества груза в минимальном автомобиле. Все техническое оборудование, включая водородные батареи, электромотор и управляющую электронику, расположилось под совершенно плоским полом. Четыре кресла и даже руль можно сложить, чтобы обеспечить максимальную грузовместимость. Но в этом случае Daihatsu FC Sho Case не превратится в неподвижный контейнер для всякой всячины, ведь разработчики предусмотрели возможность дистанционного управления.

Единственная дверь Daihatsu FC Sho Case открывается, как дверца кухонного шкафчика. Возможно, именно им и вдохновлялись японские дизайнеры, когда проектировали столь необычный концепт. Предпочтения другой группы фантазеров в Daihatsu менее сконцентрированы. Им хотелось создать и родстер, и гоночный карт, и хэтчбек, и кроссовер. Они так и не пришли к общему мнению, поэтому пришлось делать Daihatsu D-X, в котором сплелись все четыре ипостаси.

На самом деле столь широкой специализацией Daihatsu D-X обязан своему пластиковому кузову. Именно он позволяет менять внешний вид как перчатки. По примеру двух предыдущих концептов Daihatsu D-X получился очень компактным. В образе родстера его длина не превышает 3,4 метра, ширина недотягивает и до полутора, а высота и вовсе смешная — всего 1,27 метра. Но если пластиковый кузов еще можно снять или надеть, то как быть с сугубо техническими ограничениями каждого из четырех видов автомобилей? Кроссовер априори должен обладать большим дорожным просветом, а гоночный родстер обязан буквально прижаться днищем к асфальту. Этот момент японцы никак не комментируют. Отмечается лишь, что под капотом Daihatsu D-X вне зависимости от направления использования столь разнопланового транспортного средства будет установлен высокофорсированный 2-цилиндровый двигатель объемом 0,66 литра, оснащенный турбонаддувом.

Примечательной чертой Daihatsu D-X являются огромные колесные арки из некрашеного черного пластика и спортивный профиль. Даже здесь японцам удалось совместить несовместимое.

В сфере мини-вэнов компания Volkswagen является одним из лидеров с 1950 года. Именно тогда началось производство ставшего легендой Volkswagen T1. Сегодня Volkswagen Transporter T5 не ассоциируется со свободой и хиппи, а количество седины в волосах среднего покупателя значительно увеличилось. После рестайлинга 2009 года мордочка строгого мини-вэна еще больше насупилась, акцент продолжил смещаться в сторону корпоративного клиента. Серьезных попыток омолодить модель немцы не предпринимали. Лишь в 2001 году в Детройте был представлен проект Volkswagen Microbus Concept, которому так и не суждено было увидеть мир. Немного более компактный Volkswagen Bulli презентовали в текущем году, спустя 10 лет после Microbus Concept, но его стиль был сохранен. Теперь нам показали eT!, являющийся дальнейшим развитием идеи.

В отличие от Microbus Concept и Bulli, Volkswagen eT! — транспорт для грузовых перевозок. Чтобы создать идеальный автомобиль курьерской службы, специалисты позвали на помощь сотрудников Университета искусств в Брауншвейге и работников почтовой службы Deutsche Post AG, являющейся одним из крупнейших потребителей легких коммерческих автомобилей в Германии. Поскольку eT! на данном этапе остается простым концептом, полет фантазии не был ограничен рамками реальности. Хотя все использованные в этом автомобиле технологии наверняка станут доступными в ближайшем будущем, сегодня они еще способны удивлять.

Как и следовало ожидать, в Volkswagen eT! нет привычного двигателя внутреннего сгорания. Вместо него инженеры установили четыре вмонтированных в колеса электродвигателя. Такое решение позволяет не только сделать автомобиль предельно эффективным, но и освободить максимальное количество места для груза, что в случае с коммерческим транспортным средством крайне важно. С пассажирской стороны Volkswagen eT! расположилась пара сдвижных дверей с электроприводом, которые при открытии заезжают «друг в друга». Задние створки распашные, но и здесь не обошлось без эргономичного сюрприза: над крышей фургона выдвигается небольшой козырек, защищающий курьера от капризов погоды.

В салоне Volkswagen eT! все подчинено единственной цели — максимально быстрой и комфортной доставке корреспонденции. Кресло водителя здесь единственное, но управлять мини-вэном можно и с пассажирской стороны. Для этого предназначен компактный джойстик. С его помощью можно будет более точно припарковать автомобиль для погрузки, при этом даже не касаясь руля. Но Volkswagen eT! способен ездить и вовсе без человека. Благодаря встроенной команде «Follow me» фургон будет следовать за почтальоном буквально по пятам. Предусмотрены также и иные сценарии полуавтоматического управления транспортным средством, многие из которых можно активировать голосом.

Ведущий специалист отдела электрического транспорта Volkswagen AG Рудольф Кребс уточнил, что «в действительности eT!, в отличие от электрического Golf или Up!, вряд ли в ближайшее время появится в продаже. Тем не менее уже сегодня мы рассматриваем перспективы рынка электрических коммерческих автомобилей на вторую половину десятилетия». Как и Microbus Concept 10 лет назад, Volkswagen eT! остается красивой игрушкой.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥