⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор Olympus OM-D E-M1: профессиональная «беззеркалка»
⇡#Дисплей видоискатель и интерфейсВнешне видоискатель совершенно неотличим от того, который используется в младшей камере линейки. Тут и наглазник аналогичный, и датчик приближения такой же, однако на самом деле видоискатель совершенно другой, ведь его основная часть — матрица — может похвастаться гораздо большим разрешением: 2 360 тыс. точек против 1 440 тыс. точек у E-M5. Конечно, это не рекордный показатель, ведь есть ещё и Panasonic DMC-GX7, который оборудован видоискателем с разрешением 2 764,8 тыс. точек, но и такое разрешение по нынешним меркам огромно. Заметить отдельные точки совершенно невозможно даже на однотонных белых полях графических элементов меню. Однако у возросшего разрешения есть и недостатки, точнее имеются недоработки программного обеспечения. При работе с камерой появляется впечатление, что интерфейс, заточенный под 1 440 тыс. точек, не адаптировали под возросшее разрешение, из-за чего на косых линиях графических элементов заметны артефакты. Дисплей, как и у младшей модели, поворотный и, разумеется, сенсорный. Однако в новинке используется не OLED-матрица, а ЖК (IPS). Параллельно со сменой типа матрицы возросло разрешение — 1037 тыс. точек против 610 у младшей модели. Дисплей обладает огромными углами обзора, приличным запасом яркости, впечатляющим контрастом, да и на солнце легко читается. В общем, при оценке на глаз никакого проигрыша OLED-матрице. К тому же цветопередача стала чуть точнее, но заметно это только при помощи измерительного комплекса. Возросшее разрешение не привело к искажению графических элементов — тут нет ощущения, что маленькую «шкурку» интерфейса натянули на большее разрешение. Графический пользовательский интерфейс чрезвычайно сильно похож на меню камер серии PEN и младшей модели линейки. В принципе, большинство отличий заключается не столько во внешнем виде, сколько в способе управлении, ведь дополнительных клавиш множество, причём поведение дисков, переключателей и большинства клавиш можно программировать, тем самым затачивая интерфейс под себя. Вдобавок ко всему меню радует мгновенными откликами и минимумом анимации (кстати, вполне плавной и быстрой). Несмотря на огромное количество настроек, всё понятно даже новичку. Правда, в этой бочке мёда есть и ложка дёгтя. Экран камеры сенсорный, но эта особенность очень слабо используется. У конкурентов от Panasonic и Sony гибридное управление настолько развито, что практически любой параметр можно изменить как при помощи клавиш, так и при помощи сенсорного экрана, тогда как в случае камер Olympus основная функция сенсорного экрана — это выбор зоны фокусировки. К тому же в Olympus, видимо, не слышали про жесты — даже для масштабирования снимка приходится для начала вызвать меню управления масштабом. Радует лишь то, что огромное количество дополнительных клавиш позволяет не задумываться о необходимости использования сенсорного управления. Ниже для возможности ознакомления приведено несколько снимков меню. ⇡#Особенности камерыКак и младшая модель линейки, а также «беззеркалки» серии PEN, Olympus OM-D E-M1 не заманивает пользователя множеством разнообразных дополнительных функций вроде съёмки автоматических панорам, но всё же выделиться камере есть чем. Во-первых, это пыле- и брызгозащищённость, а также возможность работы при температуре до -10 градусов Цельсия. Конечно, камере далеко до показателей Nikon 1 AW1, которую можно ронять с двух метров и погружать на глубину 15 метров, но всё же неплохо. К тому же с самого начала продаж для OM-D E-M1 доступен бокс для подводной съёмки. Да и вообще линейка аксессуаров довольно велика. Имеется в камере режим HDR, но настроек тут нет вовсе. Также стоит отметить довольно точный двухосный уровень с удобным отображением. В общем, долой заваленные горизонты! Разумеется, нельзя забывать и о встроенном 5-осном стабилизаторе, который позволяет здорово увеличивать выдержки и тем самым избегать необходимости повышения уровня чувствительности, а соответственно и шумов. Стоит упомянуть режим соединения нескольких снимков в один предустановленный шаблон, причём с возможностью наложения одного из спецэффектов так называемого режима ART. Количество вариантов обработок режима ART такое же, как в камерах серии PEN, — их дюжина, плюс режим ART BKT, при активировании которого снимок обрабатывается всеми 12 фильтрами, разумеется, с раздельным сохранением результатов. Также из особенностей можно отметить двухосный индикатор уровня, который может быть отображён как на дисплее, так и в видоискателе. Ещё одна интересная дополнительная функция — это мультиэкспозиция, но количество экспозиций мизерно — всего две. Модуль Wi-Fi в современной дорогой «беззеркалке» быть попросту обязан, даже если для пользователя данная функция не слищком важна. Есть он и у героя материала, но тут не всё гладко. В отличие от тех же камер Sony или Panasonic, а также Samsung, оборудованных данным модулем, камера не умеет пересылать материал без ПК или смартфона в социальные сети или отправлять на электронную почту. Более того, Olympus OM-D E-M1 просто не умеет отправлять снимки на ПК. Фактически, предусмотрены только две функции передачи данных — это пересылка отснятого материала на смартфон, а также управление при помощи смартфона. Интересно реализована загрузка ПО, необходимого для работы камеры со смартфоном. При активировании модуля беспроводной связи на экране отображает QR-код, считав который можно быстро загрузить необходимый софт — Olympus Image Share. Данная программа, позволяет не только загружать данные на смартфон, но и добавлять к снимкам геометки, а также управлять камерой. Подход весьма интересный, ведь часто у пользователя недешёвой камеры смартфон есть, поэтому нет смысла интегрировать в камеру ещё один GPS-модуль, который не святым духом питается. Конечно, подобная запись геотегов не столь удобна, как в случае встроенного модуля, зато это снижает цену устройства. Да и у конкурентов такой функции нет, а встроенным GPS-приёмником среди «беззеркалок» на момент написания материала мог похвастаться только защищённый Nikon 1 AW1, оборудованный дюймовым сенсором. К сожалению, изменять параметры съёмки при удалённом управлении нельзя, то есть предусмотрена лишь установка таймера автоматического спуска затвора. Впрочем, зачастую большего при удалённом управлении с помощью смартфона и не нужно. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПо скорости подготовки к работе при включении питания «беззеркалки» находятся где-то посередине между компактами и зеркалками. Например, младшая модель линейки OM-D способна сделать снимок уже через 0,36 секунды после включения питания — не рекорд, но весьма неплохо. А вот Olympus OM-D E-M1, к сожалению, оказалась медлительнее почти на секунду — первый снимок камера способна сделать лишь через 1,32 секунды. С большой долей уверенности можно утверждать, что это лишь огрех прошивки, который будет исправлен в ближайшее время. Вот только на тестирование нам попала камера с коммерческой версией прошивки, с которой первые образцы и поступят на прилавок. Изменение фокусного расстояния в «китовом» объективе может производится как в ручном режиме, так и при помощи электронного привода, причём на двух скоростях. На первой скорости трансфокатор проходит от края до края за 1,7 секунды, а на второй, медленной — за 5,49 секунды. Если возникнет необходимость более быстрого перемещения — можно воспользоваться ручным режимом. К сожалению, промежуточных скоростей перемещения трансфокатора, как у гибридных камер Panasonic, дополненных объективом с моторизированным приводом, не предусмотрено. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта съемки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В нашем распоряжении имелся только «китовый» зум-объектив 12-50 мм, с которым и были произведены замеры. Как и в случае младшей модели, скорость фокусировки очень сильно разнится в зависимости от фокусного расстояния. На широком угле Olympus OM-D E-M1 наводится за 0,1 секунды, а на «длинном конце» — за 0,28 секунды. Выбор зоны фокусировки может быть осуществлён автоматически — 35 зон (с покрытием всего кадра 7х5 зон) либо в пределах блока в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Кроме того, предусмотрен и 1-зонный режим — разумеется, с возможностью выбора зоны. Но и это ещё не всё. Стоит напомнить, что экран сенсорный, а это подразумевает возможность простейшего выбора зоны — достаточно просто ткнуть пальцем в необходимую точку на экране. Автофокус работает в четырёх режимах — покадровом, постоянном, а также покадровом с ручной постфокусировкой и следящем режиме. Последний неожиданно ведет себя весьма неплохо — он способен удерживать объекты даже на слабоконтрастном фоне, но только при их медленном перемещении, а вот с ведением юрких небольших животных и птиц он не справляется. Но в любом случае прогресс по сравнению с OD-D E-M5 тут существенный. Разумеется, есть и режим определения лиц. Как лица определяются только лица, либо портеры, причём держит их камера довольно цепко. А вот в плане дополнительных «плюшек» режим определения лиц как был простым, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. Ручной режим фокусировки немного доработан по сравнению с тем, что мы видели в младшей модели, и главным отличием является режим подсветки зон резкости, или же «пикинг». Данной функцией уже трудно кого-то удивить, но у предшественника ее не было. К сожалению, активность подсветки не регулируется, нельзя выбрать и ее цвет — доступен только белый. Разумеется, предусмотрена функция увеличения зоны фокусировки, причём коэффициент масштабирования можно изменять при помощи диска управления (5, 7, 10 и 14 раз). Радует и то, что в режиме покадровой фокусировки с ручной подстройкой помощники в виде увеличения зоны фокусировки и «пикинга» также доступны. Одним из сильнейших преимуществ беззеркальных камер Sony изначально была скорость серийной съёмки — конкуренты поначалу отставали вдвое. Но всё же прогресс не стоит на месте. Не так давно мы тестировали камеру Olympus PEN E-P5, которая способна снимать серии со скоростью 9 кадров в секунду, что уже весьма неплохо. Olympus OM-D E-M1 отстреливает серии со скоростью 10 кадров/с. Именно с такой скоростью способны снимать камеры Sony NEX-6 и NEX-7. Однако важна не только скорость серийной съёмки, но и длительность серий, отснятых с максимальной скоростью, ведь те же 10 кадров/с способен выдать и компакт, но только длительность серии не будет превышать секунды. Скорость и длительность серийной съемки замерялась в трех режимах — в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (SDHC Class 10), фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Результат нас, признаемся, удивил. При сохранении в формате RAW камера смогла отснять на максимальной скорости серию с впечатляющей длительностью в 35 кадров, а при съёмке в JPEG — и вовсе 40 кадров! При использовании RAW+JPEG камера смогла сделать на максимальной скорости 33 кадра, что также является потрясающим результатом. С такими показателями OM-D E-M5 легко обходит продвинутые зеркалки. Стоит отметить, что, например, Sony NEX-7 на скорости 10 кадров/с смогла отснять серии длительностью 12 (RAW), 13 (JPEG) и 11 (RAW+JPEG) кадров. Кроме как разгромным такой счёт не назовёшь. Конкурировать тут может только Nikon 1 V2, но данная камера оборудована гораздо меньшим сенсором, да и разрешение снимков, а следовательно — и размер файлов, существенно меньшее. Разумеется, беззеркальная камера, претендующая на роль конкурента продвинутым зеркалкам, помимо поддержки всех возможных режимов установки экспопары должна удивить ещё чем-то. Одна из таких особенностей — это два дополнительных режима экспозамера. Кроме привычных центрально-взвешенного, точечного и мультизонного доступны режимы «зона тени» и «зона света». Они бывают чрезвычайно удобными в тех случаях, когда классические режимы, причём не только у тестируемой камеры, но и у конкурентов, пасуют. Например, при съёмке тёмных объектов или, скажем, сильно затенённого крупного объекта очень кстати оказывается режим «зона тени». Предусмотрена и функция введения коррекции экспозиции с шагом в треть, половину или одну ступень в диапазоне от -5 до +5 EV. Но тут же всплывает недостаток — шкала отображает компенсацию только в пределах -3…+3 EV, а при использовании большей компенсации её величина отображается лишь цифрами над шкалой. Подобный подход ещё понятен в случае дополнительных сегментных дисплеев, но на ЖК-экране смысла в такой оптимизации нет. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом 2, 3 и 5 кадров с шагом 0,3, 0,7 и 1 EV, а также 7 кадров с шагом 0,3 или 0,7 EV. Однако и это ещё не всё, ведь предусмотрено ещё и ручное управление яркостью тёмных и светлых участков. По сути, это обычная постобработка наподобие интеллектуальной экспозиции, но в ручном режиме. Реализована данная функция весьма интересно. Есть четыре предустановки, параметры которых можно изменять, а также три пользовательские установки. Изменение яркости теней осуществляется при помощи тыльного диска управления, а светлых участков — при помощи переднего диска. Конечно, внести подобные изменения можно в любом графическом пакете при помощи коррекции гамма-кривой, но если же возможности обработки на ПК нет, то данный инструмент может оказаться весьма кстати, ведь не всегда есть возможность расширить динамический диапазон при помощи режима HDR. В целом же при естественном освещении автоматическая установка экспозиции работает довольно точно в большинстве типовых ситуаций — ручная коррекция требуется крайне редко. А вот в лабораторных условиях камера допускает ошибку порядка трети ступени, причём как при флуоресцентном освещении, так и при свете ламп накаливания. Если быть точным, то ошибка достигает -0,35 EV при освещении лампами дневного света, и до -0,37 EV при освещении лампами накаливания. В настройках баланса белого доступно множество предустановленных настроек: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, один пресет для флуоресцентных ламп, вспышка, а также подводная съёмка. Кроме того, предусмотрен режим установки цветовой температуры в довольно широких пределах — от 2 000 до 14 000 K. Для любой предустановки предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M (+/-6 позиций). К сожалению, тонкая настройка спрятана глубоко в основном меню, тогда как у многих конкурентов она доступна непосредственно в быстром меню управления основными параметрами. Разумеется, в камере предусмотрен ручной (три контейнера) и автоматический режимы. Традиционно для беззеркальных камер Olympus доступна функция сохранения тёплых цветов. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|