⇡#Методика тестирования
Монитор Acer Predator XB1 был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Acer Predator XB1 производитель использует четыре предустановленных режима eColor. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и максимально раскрывающий все возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим eColor – стандарт;
- яркость – 80;
- контрастность – 50;
- темп. цвета – тёплый;
- гамма – 2,2;
- Blue Light – выкл.;
- Dark Boost – выкл.;
- Adaptive Contrast – 0;
- OD – нормальный;
- ULMB – выкл.
В ходе ручной регулировки (100 кд/м2 и 6500 К) настройки приняли следующий вид:
- режим eColor – стандарт;
- яркость – 16;
- контрастность – 50;
- темп. цвета – пользователь (99/95/99);
- гамма – 2,2;
- Blue Light – выкл.;
- Dark Boost – выкл.;
- Adaptive Contrast – 0;
- OD – нормальный;
- ULMB – выкл.
Значение параметра «контрастность» не менялось, поскольку на гамма-кривые он не влияет. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все остальные настройки, отвечающие за точность цветопередачи, в положительную сторону на неё не влияли.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме Standard при настройках по умолчанию.
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 |
344 |
0,259 |
1328 |
90 |
318 |
0,24 |
1325 |
80 |
293 |
0,22 |
1332 |
70 |
267 |
0,201 |
1328 |
60 |
240 |
0,181 |
1326 |
50 |
213 |
0,16 |
1331 |
40 |
184 |
0,139 |
1324 |
30 |
155 |
0,116 |
1336 |
20 |
125 |
0,094 |
1330 |
10 |
93 |
0,07 |
1329 |
0 |
60 |
0,045 |
1333 |
Максимальная яркость оказалась на уровне 344 кд/м2, а нижнее значение составило 60 кд/м2. Коэффициент контрастности – 1330:1 в среднем, что на 33 % выше, чем заявлено в технических характеристиках. Очень хороший результат.
Полученный диапазон изменения яркости подсветки является оптимальным для работы и будет достаточен для большинства задач в различных условиях освещения. Проблем с подбором яркости у конечного потребителя не возникнет. А если вдруг у кого-то всё же возникнет желание сделать яркость еще ниже, чем минимальное значение на графике, то можно пожертвовать коэффициентом контрастности ради её снижения до необходимого уровня. Запас у XB1 есть.
⇡#Результаты при стандартных настройках
Цветовой охват монитора Acer XB1 практически полностью перекрывает возможности стандарта sRGB и максимально близок к продемонстрированному моделью-конкурентом ASUS PG279Q. Средством избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 95,9 % и AdobeRGB на 70,4 %. Результат очень хороший для решения подобного рода. Никаких проблем при работе с цветом (естественно, после настройки и калибровки) при таких возможностях дисплея у конечного пользователя не возникнет.
Точка белого настроена на уровне выше среднего. Хорошо различимых паразитных оттенков нет, ведь точки не слишком сильно отстоят от оси Y: все они лежат в пределах границы с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10. Стабильность ЦТ находится на очень высоком уровне.
Монитор Acer Predator XB1 обрадовал качественной заводской установкой гамма-кривых. Особых правок не требуется, да и увидеть изменения от них смогут не многие.
Среднее отклонение цветопередачи монитора – 1,37 единицы DeltaE94, а вот максимальное – 4,39. Первая цифра позволяет подтвердить высокоточную заводскую настройку, а вторая лишь повторно говорит о необходимости использования профиля с точно описанным цветовым охватом монитора. Пока же мы используем стандартный профиль sRGB из набора ОС – с ним лучших результатов не добиться.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
А вот после проведённой калибровки мы добились идеальной цветопередачи.
Цветовой охват дисплея, по данным Argyll CMS, увеличился до 97,9 % sRGB и 72,1 % AdobeRGB, однако заметить на глаз это очень сложно. Результат на уровне профессиональных решений для работы с цветом (среди моделей с обычной, W-LED-подсветкой).
Ручная настройка и калибровка позволили добиться высокой точности установки точки белого без особых паразитных оттенков. При этом стабильность оттенков серого немного снизилась.
Правки, внесённые в LUT видеокарты, оказались минимальными. Гамма-кривые практически не изменились. Фактически после установки нужной яркости и цветовой температуры в случае с XB1 можно обойтись только профилированием — и тогда высокое качество градиентов останется нетронутым.
Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,44 в среднем и 1,48 в максимуме. В итоге мы получили отличную цветопередачу на игровом мониторе буквально за полчаса.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Отдельно рассмотрим специальный режим sRGB, который в теории должен менять настройки монитора с целью добиться максимально возможного соответствия данному цветовому стандарту. При его активации практически все параметры в OSD меню остаются доступными для изменения. Яркость не блокируется и остаётся на уровне режима Standard при настройках по умолчанию.
Треугольник на CIE-диаграмме в этом режиме практически неотличим от того, что мы видели при заводских установках, а цветовой охват оказывается равным 96,1 % sRGB и 70,5 % AdobeRGB. Разница в пределах погрешности измерений.
Точка белого настроена так же, как и в стандартном режиме. Не отличается и стабильность цветовой температуры. Ну и зачем надо было делать этот sRGB Mode?
Полученные гамма-кривые близки к идеалу, но отличий от Standard Mode нет.
Полученные отклонения DeltaE94 мы тоже где-то уже видели. Без комментариев…
⇡#Результаты в режиме ULMB
С режимом ULMB в случае с попавшим в лабораторию 3DNews экземпляром Predator XB1 оказалось не всё гладко. При его активации яркость резко падает (это нормально — он так устроен), однако уже через 10-20 секунд экран становится практически чёрным, а ещё через пять секунд выключается вовсе. Быстро вернуть картинку на экран помогает нажатие любой из управляющих кнопок на самом мониторе, но потом всё повторяется. И так до бесконечности.
Нам удалось провести некоторые тесты, однако говорить об их точности не приходится. Иллюстрациями тому являются два скриншота с результатами выше. Единственное, что мы можем отметить: точность картинки практически не портится (из того, что мы успели оценить), а проявившаяся проблема — не что иное, как брак тестового семпла. Впрочем, мы надеемся (и даже почти уверены в этом), что ничего подобного у розничных экземпляров встречаться не будет.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработке для более наглядного представления равномерности подсветки.
Среднее отклонение от центральной точки составило 8,9 %, максимальное не превысило 18 %. Пока это лучший результат среди игровых WQHD-мониторов с IPS-type-матрицей. Характер отклонений в случае с XB1 классический – затемнены четыре угла и некоторые края панели. Ничего катастрофичного – жить можно.
С равномерностью цветовой температуры дела обстоят несколько хуже, чем у предшественника, но вдвое лучше, чем у ранее протестированного экземпляра ASUS PG279Q.
Разброс значений составил 586 кельвин. Наиболее проблемные области на общем фоне — верхняя правая и нижняя левая области панели. Среднее отклонение от центральной точки составляет 1,8 %, максимальное – 4,9 %. Общий результат – средний.
Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, подтверждает указанные проблемы. Именно там получены максимальные отклонения от референса в 6500 К. Максимальное значение составило 5,3. Среднее же в 2,5 единицы говорит нам о том, что заметных на глаз отклонений ЦТ основная масса потребителей не увидит.
С равномерностью подсветки на чёрном Predator XB1, напротив, повезло не так сильно, как PG279Q. Картина идентична тому, что мы видели на предшественнике монитора, Acer XB270HU.
У полученного экземпляра были заметно высветлены все четыре угла и нижняя область матрицы. Преобладают жёлтый, синий и фиолетовый паразитные оттенки. Подобную неравномерность при высокой яркости экрана можно увидеть при работе в программах с тёмным интерфейсом даже в светлое время суток, не говоря уже о просмотре тёмных сцен в кино и играх в отсутствие внешнего освещения. Сделать проблему менее заметной можно только путём снижения яркости подсветки, но полностью избавиться от засветок не выйдет.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Благодаря 8-битной AHVA-матрице и хорошей настройке монитор Acer Predator XB1 продемонстрировал качественные градиентные заливки, на уровне лучших WQHD-решений с подобной диагональю экрана. После ручных правок основных рабочих параметров качество тоновых переходов не ухудшается.
А вот проведённая калибровка, несмотря на минимальные правки в LUT видеокарты, заметно их меняет. Появляется пять резких переходов в области 10-50 %, наиболее сильно выражены переходы в диапазоне 20-30 %. Преобладает грязно-жёлтый паразитный оттенок.
Инженеры Acer пошли по пути ASUS и сделали XB1 таким же скоростным. Безусловно, скорость отклика матрицы очень высокая для IPS-type-решений, но в основном это достигается за счёт высокой частоты вертикальной развёртки по сравнению со стандартными для 99 % моделей 60 Гц. Скажем сразу – ощутить разницу между 120, 144 и тем более 165 Гц довольно проблематично, и многие просто не смогут этого сделать. К тому же нужна видеокарта соответствующего уровня.
Для простых действий в среде Windows 120 кадров в секунду более чем достаточно, а в современных играх получить стабильный уровень FPS хотя бы в 100 кадров – непросто и ох как недёшево. Так что заявленные 144-165 Гц – скорее маркетинговый ход, чем реальная необходимость. Да и режим ULMB работает только при частоте 120 Гц и ниже.
Между тем качество выполненного разгона OverDrive ниже, чем у главного конкурента от ASUS. В режиме Normal у XB1 наблюдаются заметные артефакты в тестовых сценах, чего про PG279Q мы сказать не могли. При отключении разгона длина шлейфов увеличивается, а пресет Extreme заменяет их такими же по длине шлейфами, но ещё и с артефактами.
Активация ULMB приводит к иному визуальному восприятию происходящего на экране (исключительно при пролистывании, какой-то анимации и прочих действиях). Ощущения такие, как будто работаешь за CRT-дисплеем. Но появляются артефакты, которые в некоторых случаях легко заметить. Возможность управления OD в этом случае блокируется.
Увеличить плавность в играх поможет поддерживаемая технология адаптивной синхронизации G-Sync, работающая во всём диапазоне частот. Здесь лишний раз напомним: для того чтобы воспользоваться всеми возможностями изучаемого дисплея, вам потребуется видеокарта NVIDIA. Причем лучше поновее и попроизводительнее.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора Predator XB1 являются одной из основных отличительных особенностей в сравнении с игровыми TN+Film-моделями, но разницы с Acer XB270HU, ASUS PG279Q и MG279Q нет, поскольку используется схожая по характеристикам AHVA-матрица.
При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, происходит небольшой цветовой сдвиг (color-shift). При взгляде сверху или снизу изменений больше, а проявляются они быстрее, но если сравнивать с TN+Film-мониторами, то можно сказать, что их нет.
От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы типа IPS. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма в тёмном помещении) паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.
На цветных изображениях Glow тоже присутствует, но проявляется в значительно меньшей степени.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Acer Predator XB1 используется защитный слой с качественной полуматовой поверхностью.
Благодаря ей, при стандартных рабочих условиях кристаллический эффект (КЭ) остаётся неразличимым. По визуальным впечатлениям картинке, конечно, далеко до изображения с глянцевого экрана, зато у монитора остаются хотя бы какие-то антибликовые свойства. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) КЭ не усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор полностью избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Less-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: установка оптимальной яркости экрана, правильно подобранное расстояние до монитора, перерывы в работе и так далее.
Активированный режим ULMB приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Так оно и есть: установив частоту вертикальной развёртки в 120 Гц, в ходе измерений мы получили мерцание подсветки экрана на точно такой же частоте — 120 Гц. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ULMB, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное. Для тех, кто с грустью в глазах вспоминает о старых CRT, ULMB-режим – самое то, что нужно. Однако не стоит забывать, что артефакты полностью никуда не исчезают…
⇡#Выводы
В Acer решили не отставать от одного из своих главных конкурентов в нише игровых мониторов – соседей по острову из ASUS. Работая над новинкой Predator XB1, они явно оглядывались на PG279Q, обладающий почти идентичными характеристиками и возможностями. В некоторых моментах они смогли сделать лучше (добавили ещё два USB 3.0, удалось сохранить равномерность ЦТ на адекватных значениях), в других же получилось чуть хуже (качество заводского OverDrive).
Зато второй игровой WQHD-монитор с IPS-type-матрицей у Acer вышел однозначно лучше, чем первый. Мы не знаем розничных цен на XB1 в России, но, отталкиваясь от сумм, запрашиваемых в США (на 200$ дешевле главного конкурента), можно с уверенностью говорить о том, что герой обзора – оптимальный выбор в своём классе. Добавить тут больше нечего.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- современный дизайн самого монитора и меню в стиле серии Predator;
- используется «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками;
- высокое качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
- USB-хаб с четырьмя портами версии 3.0 и встроенная акустическая система (пускай и не очень высокого качества);
- поддержка технологий NVIDIA G-Sync и ULMB;
- качественная заводская настройка;
- отличное качество воспроизведения градиентов;
- высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB в любых режимах и после ручной настройки и калибровки (впрочем, можно обойтись настройкой яркости, ЦТ и сделать только профилирование);
- широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменном уровне контрастности выше заявленного в ТХ (на 33 %);
- безупречная стабильность цветовой температуры оттенков серого;
- очень высокая скорость благодаря поддержке частоты вертикальной развёртки 120-144 Гц;
- возможность разгона панели до 165 Гц — при наличии видеокарты уровня GTX 960+ и везения;
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free), но исключительно до момента включения ULMB (что является нормой);
- незаметный кристаллический эффект и отсутствие Cross-hatching;
- хорошие углы обзора.
Недостатки:
- низкая равномерность подсветки на чёрном поле, заметная в том числе при хорошем освещении;
- заводской разгон OverDrive выполнен хуже, чем у конкурента (не критично, но всё же);
- высокая цена (но ниже, чем у главного конкурента) и низкая доступность (надеемся, что ситуация будет отличаться от таковой с XB270HU).
Особенности:
- в случае нашего тестового экземпляра монитор не удалось заставить нормально работать в режиме ULMB.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.