Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Core i5-7600K: выбор скупого оверклокера

⇣ Содержание

Наше первое знакомство с процессорами семейства Kaby Lake состоялось больше месяца тому назад. Тогда мы протестировали флагманскую модель в линейке и пришли к выводу, что Intel решила предложить почти то же самое, что и раньше (см. Skylake), но с оптимизированной кривой «напряжение питания — частота». Иными словами, отличий в микроархитектуре у новых процессоров нет, зато есть усовершенствованная производственная технология 14+ нм, которая позволяет получать полупроводниковые кристаллы с лучшей энергетической эффективностью и возросшим частотным потенциалом. Именно благодаря этому обновлённая линейка Core и имеет какой-то смысл. Процессоры, входящие в неё, получили более высокую производительность, оставшись в рамках привычных тепловых пакетов. В нашем первоначальном обзоре мы говорили об этом применительно к представителю класса Core i7. Но на самом деле похожее ускорение затронуло все модели Core седьмого поколения. И сегодня мы посмотрим на то, что теперь может предложить потребителям компания Intel в более приземлённом ценовом сегменте, к которому принадлежат LGA1151-процессоры класса Core i5. Как и среди Core i7, в этом классе есть своя свежая оверклокерская модель, Core i5-7600K, и именно она стала главным героем второго обзора Kaby Lake на 3DNews.

Исторически десктопные процессоры Core i5 – одни из самых обсуждаемых продуктов компании Intel. Дело в том, что отличия Core i5 от Core i7 не столь очевидны. Всё крутится вокруг того, что младшее семейство лишено поддержки технологии виртуальной многопоточности Hyper-Threading, но при этом, как и старшее, продолжает располагать четырьмя вычислительными ядрами. Формально это может стать причиной достаточно серьёзной разницы в производительности, однако на самом деле проявляется она лишь в немногих случаях – в тех приложениях, которые могут создавать более четырёх равноправных потоков. Как показывает практика, приложений такого рода не так много, и относятся они главным образом к профессиональным инструментам для создания или обработки цифрового контента. В большинстве же задач, решаемых среднестатистическими пользователями, в том числе и в играх, толку от Hyper-Threading практически нет. Цена же процессоров Core i5 по сравнению с Core i7 при этом значительно ниже. Например, тот же Core i5-7600K дешевле, чем Core i7-7700K, почти на $100, которые с успехом можно пустить на покупку более мощной графической карты, большего объёма памяти или SSD-накопителя. Поэтому процессоры Core i5 вполне могут показаться куда более рациональным базисом для LGA1151-платформы.

И до недавних пор именно так всё и было: старший Core i5 традиционно выступал одним из лучших вариантов для игрового компьютера по соотношению цены и производительности. Однако с выходом последних поколений процессоров Intel немного подкрутила характеристики старших представителей в сериях Core i7 и Core i5, и теперь отдавать предпочтение Core i7 есть смысл не только отъявленным максималистам. Дело в том, что, начиная примерно с середины 2014 года, когда на рынок пришла линейка Devil’s Canyon, представители серии Core i7 приобрели дополнительный плюс: их номинальные частоты по сравнению с Core i5 стали заметно выше. Такая ситуация наблюдается и сейчас: разрыв в рабочих частотах старших Core i7 и Core i5 – порядка 300 МГц, что на самом деле не так уж и мало.

Конечно, на это можно возразить, что старшие Core i7 и Core i5 – это CPU с разблокированными множителями, которые очень легко разогнать, и потому превосходство в номинальных частотах – лишь мнимое преимущество. Но практика показывает, что не всё так просто. Core i7 почему-то и разгоняются лучше своих младших собратьев, хотя по логике должно быть наоборот. Действительно, Core i5 не поддерживают технологию Hyper-Threading, поэтому на одинаковой частоте они должны выделять меньше тепла и, следовательно, должны без проблем покорять более далёкие частотные рубежи. Однако на деле получается так, что Core i7 в разгоне могут работать на частоте в среднем на 100 МГц большей, чем у аналогичных Core i5, – об этом говорит и наш опыт, и статистика, собираемая на оверклокерских форумах. В чём тут дело, с полной уверенностью сказать тяжело, но очень похоже, что Intel для старшего семейства намеренно выбирает более удачные полупроводниковые кристаллы.

Получается, что микропроцессорный гигант всеми силами пытается переориентировать Core i5 таким образом, как будто это – компромиссное предложение для тех, кому полноценный Core i7 не по карману. Насколько справедливо такое отношение и действительно ли современные Core i5 из поколения Kaby Lake уже не могут рассматриваться в качестве полноценной замены для Core i7? В настоящем обзоре мы попробуем аргументированно ответить на этот вопрос.

#Core i5-7600K в подробностях

Старшая модель в обновлённой линейке LGA1151-процессоров Core i5, в которую пришёл дизайн Kaby Lake, – оверклокерский CPU с разблокированными множителями. Но данная модификация, получившая наименование Core i5-7600K, отличается от прочих Core i5 нового поколения не только этим. Она к тому же имеет более высокие, чем у собратьев, тактовые частоты и превосходит по этой характеристике «обычный» Core i5-7600 на весомые 300 МГц. Однако такое преимущество отражается на тепловыделении. Core i5-7600K – единственный представитель в серии Core i5, который отнесён к тепловому пакету 91 Вт. Все же остальные CPU этого класса вписываются либо в 65-ваттный тепловой пакет, либо, если речь идёт об энергоэффективных процессорах T-серии, – в 35-ваттный.

Частотные характеристики у Core i5-7600K лучше и по сравнению с его предшественником из поколения Skylake. Номинальные частоты Core i5-6600K лежали в диапазоне 3,5-3,9 ГГц (в зависимости от нагрузки). Новинка же на 300 МГц быстрее: её номинальная частота установлена в 3,8 ГГц, а в турборежиме этот процессор может разгоняться до 4,2 ГГц. Поднять тактовые частоты позволил улучшенный техпроцесс 14+ нм, который Intel освоила в рамках новой стратегии «процесс — архитектура —оптимизация», сменившей принцип «тик-так» как минимум на то время, пока компания не придёт к использованию в производственном процессе EUV-литографии (со сверхжёстким ультрафиолетовым излучением). Оптимизация в структуре 14-нм транзисторов (расширение промежутков между затворами и увеличение высоты рёбер каналов), выполненная без внесения изменений в разрешающую способность техпроцесса, открыла дополнительный частотный потенциал. И в Core i5-7600K, как и в Core i7-7700K, он пошёл в дело.

По скриншоту диагностической утилиты CPU-Z видно, что типичной частотой Core i5-7600K, на которой этот процессор работает при полной нагрузке на все вычислительные ядра, является 4,0 ГГц. В случае же, если нагрузка носит однопоточный характер, срабатывает авторазгон до 4,2 ГГц, определённый технологией Turbo Boost 2.0. Обратите внимание, VID (номинальное напряжение) нашего тестового процессора установлено в 1,215 В, и это позволяет говорить о том, что прирост частоты в семействе Kaby Lake произошёл без какого-либо увеличения энергетических аппетитов. Иными словами, мы действительно имеем дело с оптимизацией дизайна, а не с банальным заводским разгоном Skylake.

Тем не менее большинство характеристик Core i5-7600K совпадает с оными у Core i5-6600K. Как и раньше, перед нами – четырёхъядерный процессор с отключённой технологией Hyper-Threading и с уменьшенным до 6 Мбайт кешем третьего уровня. Если учесть это, совершенно неудивительно, что процессоры семейства Kaby Lake полностью совместимы с любыми вариантами платформы LGA1151 – для старых материнок на базе наборов логики сотой серии требуется лишь обновление BIOS. Даже официальная цена Core i5-7600K установлена в те же $242, что и для его предшественника. А это значит, что сегодня покупать Core i5-6600K уже нет никакого смысла, ведь Core i5-7600K предлагает большую производительность за те же деньги.

Core i5-7600KCore i5-6600K
Кодовое имя

Kaby Lake

Skylake

Время анонса

Q1, 2017

Q3, 2015

Ядра/потоки

4/4

4/4

Технология Hyper-Threading

Нет

Нет

Базовая частота, ГГц

3,8

3,5

Максимальная частота в турборежиме, ГГц

4,2

3,9

Разблокированный множитель

Есть

Есть

TDP, Вт

91

91

HD Graphics

630

530

Частота графического ядра, МГц

1150

1150

L3-кеш, Мбайт

6

6

Поддержка DDR4, МГц

2400

2133

Поддержка DDR3L, МГц

1600

1600

Технологии vPro/VT-d/TXT

Только VT-d

Только VT-d

Расширения набора инструкций

AVX 2.0

AVX 2.0

Упаковка

LGA1151

LGA1151

Цена

$242

$242

Как и все другие CPU с суффиксом K в названии, Core i5-7600K – полностью разгоняемый процессор. На материнских платах на базе наборов логики Z170 и Z270 его частота может быть увеличена выше паспортных значений как посредством изменения коэффициента умножения, так и повышением частоты BCLK. В этом отношении Core i5-7600K тоже похож на Core i5-6600K. Но не стоит думать, что во всём, помимо тактовой частоты, Core i5-7600K аналогичен родственному процессору поколения Skylake.

Во-первых, для Core i5-7600K заявлена совместимость с DDR4-2400 SDRAM, о которой ранее не говорилось. Это значит, что Intel немного «подтянула» характеристики встроенного в процессор контроллера памяти, что на практике может выражаться в более гладкой работе оверклокерских модулей DDR4-памяти на высоких частотах. Например, мировой рекорд по разгону DDR4 SDRAM до частоты 5260 МГц установлен именно с процессором семейства Kaby Lake.

Во-вторых, Core i5-7600K, как и все остальные Kaby Lake, имеет несколько иную по сравнению с процессорами Skylake частоту встроенного северного моста. Применительно к рассматриваемому CPU она составляет 3,8 ГГц, в то время как номинальная частота северного моста Core i5-6600K была синхронизирована с частотой процессорных ядер. Этой особенностью, в частности, объясняется тот факт, что в сложных комплексных тестах, проводимых при разгоне до одинаковой частоты, Kaby Lake слегка отстают от своих предшественников, несмотря на то, что никаких различий в микроархитектуре между ними нет.

И в-третьих, Core i5-7600K обладает более новым интегрированным графическим ядром Intel HD Graphics 630. Впрочем, в 3D-части оно полностью соответствует прошлому ядру HD Graphics 530: это ровно такая же графика уровня GT2 с 24 исполнительными устройствами и частотой 1,15 ГГц. Рост же индекса в названии GPU обусловлен исключительно новыми мультимедийными возможностями, направленными на аппаратное ускорение обработки 4K-видео. Подробности можно почерпнуть в обзоре Core i7-7700K , но главные особенности – это появившаяся поддержка декодирования H.265 Main10 и VP9 в разрешении 2160p, а также поддержка кодирования в формат VP9.

#Разгон

Наша история разгона Core i5-7600K – это сплошное разочарование. Первые тесты представителей семейства Kaby Lake стали источником весьма смелых ожиданий: ещё бы, те образцы, которые микропроцессорный гигант раздал обозревателям для обзоров, легко брали немыслимые для процессоров прошлых поколений рубежи. Например, попавший в нашу лабораторию образец Core i7-7700K без проблем работал на частоте 4,8 ГГц, а некоторым нашим коллегам удавалось покорить и психологически важный пятигигагерцевый рубеж. Но тестовый экземпляр Core i5-7600K, который был куплен нами в обычном розничном магазине, к вожделенной отметке в 5,0 ГГц не смог подойти даже близко. И это, похоже, совсем не случайность. Ещё во времена Devil’s Canyon и Skylake мы стали замечать, что процессоры с отключённой технологией Hyper-Threading разгоняются совсем не лучше собратьев из семейства Core i7. С выходом Kaby Lake эта закономерность только усугубилась. Поэтому если вы хотите получить максимальную частоту, то лучше сразу ориентируйтесь на более дорогой Core i7-7700K. Для Core i5-7600K, судя по всему, Intel использует худшие по частотным свойствам полупроводниковые кристаллы. Кроме того, очень похоже, что первые партии полупроводниковых кристаллов Kaby Lake, которые пошли в том числе и в образцы для прессы, имели лучший частотный потенциал. Иначе объяснить произошедшее будет совсем непросто.

А случилось то, что тестовый Core i5-7600K смог разогнаться лишь до частоты 4,5 ГГц, то есть примерно так же, как разгоняются не самые удачные процессоры Core i5 поколения Skylake.

Для обеспечения стабильной работы в таком состоянии и безошибочного прохождения тестирования в LinX 0.7.0 напряжение питания потребовалось увеличить до 1,325 В. С более низким напряжением возникали ошибки. Однако даже при таком весьма умеренном росте напряжения температуры штурмовали предельные отметки: нагрев самого горячего ядра доходил до 96 градусов. Совершенно очевидно, что ни о каком дальнейшем разгоне речь здесь уже идти не могла.

Таким образом, наш опыт с серийным Core i5-7600K позволяет как минимум говорить о том, что лучший разгон Kaby Lake по сравнению с Skylake – далеко не непреложная истина. И вполне возможны ситуации, когда оверклокерский потенциал Core i5-7600K может оказаться даже хуже, чем у его предшественника.

Впрочем, Core i5-7600K, как и Core i7-7700K, обладает новой функцией, которая позволяет выкрутиться и из такой ситуации: AVX Offset. Суть в том, что самое высокое тепловыделение вызывают AVX-инструкции, и именно их исполнение чаще всего приводит к перегреву вычислительных ядер. Для нейтрализации такого избирательного нагрева процессоры семейства Kaby Lake предоставляют возможность временно сбавлять тактовую частоту в момент обработки сложных векторных команд. Эта функция доступна через BIOS материнских плат и реализована в виде дополнительного отрицательного множителя, который применяется к частоте процессора в тех случаях, когда он сталкивается с AVX-инструкциями. В результате, пожертвовав производительностью в не слишком распространённых приложениях, опирающихся на AVX-команды, пользователь может получить лучший разгон процессора в остальных случаях.

Чтобы проверить всё сказанное на практике, мы попробовали исправить положение с крайне ограниченным разгоном тестового Core i5-7600K при помощи применения «обратного множителя AVX» 10х. Иными словами, мы настроили процессор таким образом, чтобы его частота при работе с AVX-командами временно снижалась на 1000 МГц, что должно было позволить избавиться от перегрева в наиболее проблемных по энергоёмкости задачах. И это помогло: не провоцируя перегрев, напряжение питания получилось поднять существенно выше 1,325 В, благодаря чему предельная частота тестового Core i5-7600K вполне ожидаемо отодвинулась дальше – до 4,8 ГГц.

Важный нюанс: при проверке разгона в случае применения «обратного множителя AVX» рассчитывать на привычные современные утилиты проверки стабильности смысла нет. Все они активно используют AVX-инструкции, поэтому процессор будет работать в них в ослабленном режиме – на сниженной частоте. Чтобы учесть этот момент, мы пользовались старой версией LinX 0.6.4: она работает с SSE4, но AVX не задействует.

Стабильная работа на частоте 4,8 ГГц потребовала увеличить напряжение питания до 1,4 В. Максимальный нагрев ядер процессора в таких условиях не превышал 80 градусов. Понятно, что такой режим был бы совершенно недопустим в том случае, если бы в нагрузке присутствовали AVX-команды. Но при работе с ними частота снижалась до 3,8 ГГц, и поэтому никаких признаков перегрева не возникало. Иными словами, появление в Kaby Lake «обратного множителя AVX» действительно позволяет получить более-менее пристойный разгон даже в совсем безнадёжных случаях.

В целом же все трудности с оверклокингом Core i5-7600K, с которыми нам довелось столкнуться, можно смело списывать на термоинтерфейс, который Intel закладывает между процессорным кристаллом и закрывающей его медной (никелированной) теплораспределительной крышкой. Площадь четырёхъядерного кристалла Kaby Lake с графикой GT2 составляет порядка 125 мм2. Это – очень небольшая поверхность, и эффективный съём с неё тепла – один из ключевых факторов, влияющих на конечный результат разгона. Однако в случае процессоров в LGA1151-исполнении Intel экономит на качественной термопасте, а используемый полимерный термоинтерфейс с плотностью теплового потока, идущего от разогнанного Kaby Lake, явно не справляется.

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Сравнение Kaby Lake с несколькими поколениями предшествующих процессорных дизайнов мы проводили в первоначальном обзоре Core i7-7700K. Поэтому на этот раз ограничимся сопоставлением главного героя, Core i5-7600K, лишь с аналогичным представителем поколения Skylake, Core i5-6600K. Однако, чтобы процессорам Intel было не так скучно на итоговых диаграммах, в компанию к ним мы добавили старший чип AMD – FX-9590, который, как ни странно, сравним с Core i5-7600K по стоимости.

В конечном итоге полный список задействованных в тестовых системах комплектующих получил следующий вид:

      • Процессоры:
        • Intel Core i7-7700K (Kaby Lake, 4 ядра + HT, 4,2-4,5 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-7600K (Kaby Lake, 4 ядра, 3,8-4,2 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + HT, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-6600K (Skylake, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • AMD FX-9590 (Vishera, 8 ядер, 4,7-5,0 ГГц, 8 Мбайт L3).
        • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
        • Материнские платы:
          • ASUS Maximus IX Hero (LGA1151, Intel Z270);
          • ASUS 970 PRO Gaming/Aura (Socket AM3+, AMD 970 + SB950).
          • Память:
            • 2 × 8 Гбайт DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2666C16R).
            • 2 × 8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
            • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 (8 Гбайт/256-бит GDDR5X, 1607-1733/10000 МГц).
            • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
            • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Модели процессоров Core i5 из приведённого выше списка испытывались не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достижим с применяемым нами охлаждением:

            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В;
            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,8 ГГц с напряжением 1,4 В и сбросом частоты при исполнении AVX-инструкций до 3,8 ГГц;
            • Core i5-6600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 14393 с использованием следующего комплекта драйверов:

            • Intel Chipset Driver 10.1.1.38;
            • Intel Management Engine Interface Driver 11.6.0.1030;
            • NVIDIA GeForce 376.33 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

            • BAPCo SYSmark 2014 SE – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео), Data/Financial Analysis (обработка архива с финансовыми данными, их статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой модели) и Responsiveness (анализ отзывчивости системы при запуске приложений, открытии файлов, работе с интернет-браузером с большим количеством открытых вкладок, мультизадачности, копировании файлов, пакетных операциях с фотографиями, шифровании и архивации файлов и установке программ).
            • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.2.3509 — тестирование в сцене Time Spy 1.0.

Приложения:

            • Adobe Photoshop CC 2017 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
            • Adobe Photoshop Lightroom 6.8 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
            • Adobe Premiere Pro CC 2017 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
            • Autodesk 3ds max 2017 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920 × 1080 с применением рендерера mental ray стандартной сцены Hummer.
            • Blender 2.78a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
            • WinRAR 5.40 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
            • x264 r2744 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
            • x265 2.2+17 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

            • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
            • Civilization VI. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
            • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
            • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
            • Rise of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Preset = Very High.
            • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = High, Postprocessing Preset = High.
            • Total War: WARHAMMER. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality = Ultra.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Никаких неожиданных откровений здесь нет. Все способные повлиять на скорость работы отличия Core i5-7600K от Core i5-6600K состоят лишь в тактовой частоте, поэтому нет ничего удивительного в том, что преимущество новинки достигает лишь 9-10 процентов – примерно в таких пределах возросла и частота.

В разгоне же до 4,5 ГГц Core i5-7600K чуть отстаёт от Core i5-6600K, и это объясняется различиями в частоте интегрированного северного моста. Зато при комбинированном оверклокинге с применением обратного множителя AVX новинка уверенно обходит Core i5-6600K, что вполне закономерно, поскольку большинство распространённых приложений AVX-инструкции не использует.

Что же касается игровой 3D-производительности, то представление о ней можно почерпнуть из результатов тестов 3DMark.

Рост быстродействия, обусловленный увеличением в семействе процессоров Kaby Lake тактовой частоты, хорошо прослеживается и здесь. Процессорный индекс у Core i5-7600K по сравнению с Core i5-6600K выше на закономерные 8,5 процентов, а по общему показателю, на который влияние оказывает в том числе и мощность графической подсистемы, Core i5-7600K лучше на 2-3 процента. Но это без разгона. В разгоне же до одинаковой частоты различия между процессорами поколений Kaby Lake и Skylake стираются, и лишь дополнительное увеличение частоты с применением обратного множителя AVX позволяет Core i5-7600K выдать более высокие показатели.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

В ресурсоёмких приложениях преимущество Core i5-7600K над Core i5-6600K заметно очень хорошо: здесь оно доходит до 9 процентов. Однако его вновь приходится списать исключительно на разницу в тактовой частоте. И это хорошо видно в результатах, полученных при разгоне: если оба процессора работают на одних и тех же 4,5 ГГц, производительность четырёхъядерных Kaby Lake и Skylake оказывается практически идентичной. Впрочем, ничего другого и не ожидалось.

А вот что кажется несколько неожиданным, так это то, что разгон Core i5-7600K с применением обратного множителя AVX часто оказывается совершенно бессмысленным, а порой даже вредным. Актуальные версии популярных приложений для создания и обработки контента всё активнее и активнее начинают опираться на векторные инструкции, поэтому снижение частоты в момент выполнения AVX-команд часто влечёт за собой негативные последствия. В среднем разгон Core i5-7600K до 4,5 ГГц получается даже более выгодным, чем все попытки выжать из этого CPU дополнительные мегагерцы через ограничение частоты при работе с AVX. Это – важный вывод, и его стоит иметь в виду.

Кроме того, обратить внимание нужно и ещё на один любопытный момент. Kaby Lake – это далеко не Sandy Bridge: разгон современных процессоров не даёт особенно сильного прироста производительности в силу того, что номинальные частоты достаточно близко подобрались к оверклокерскому пределу, до которого можно добраться без применения специальных средств охлаждения. Например, рабочая частота Core i5-7600K всего лишь на 12 процентов ниже, чем выжатые нами в разгоне 4,5 ГГц. Поэтому добраться по производительности до уровня процессоров более высокого класса у представителей серии Core i5 не получается. Core i7-7700K, работающий в номинальном режиме, почти всегда оказывается быстрее, чем разогнанный Core i5-7600K.

#Производительность в играх

С одной стороны, при помощи Core i5-7600K раскрыть потенциал флагманского графического ускорителя GeForce GTX 1080 можно без каких-либо проблем. С другой же – влияние производительности CPU в процессорозависимых играх отрицать нельзя, и Core i7-7700K позволяет получить более высокую частоту кадров. Разница между показателями fps у старших Kaby Lake в сериях Core i7 и Core i5 может доходить до 15-20 процентов. На таком фоне кажется совсем неудивительным и то, что разрыв в игровой производительности есть и между Core i5-7600K и его предшественником, Core i5-6600K. Он достигает 6-8 процентов.

Что же касается разгона, то для него справедливо всё то, что уже было сказано во время тестов в ресурсоёмких приложениях. Хотя разгон Core i5-7600K и даёт заметный эффект, получить с этим процессором производительность уровня Core i7 всё-таки не получится. Игры постепенно начинают адаптироваться к многопоточным средам, и технология Hyper-Threading оказывается далеко не лишней. Появляются и игровые приложения, для которых важна и скорость AVX. Например, в Civilization VI и Hitman разгон с замедлением частоты при исполнении AVX отрицательно сказывается на частоте кадров.

#Энергопотребление

При тестировании Core i7-7700K мы отметили, что, несмотря на все оптимизации в технологии производства, рост частот Kaby Lake всё-таки привёл к некоторому увеличению энергопотребления по сравнению со Skylake. Давайте посмотрим, как обстоит дело в случае Core i5, ведь здесь рабочая частота при смене поколений процессорного дизайна выросла даже сильнее.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На графике ниже приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

В состоянии простоя система с установленным процессором Core i5-7600K снова демонстрирует завидную экономичность. Очевидно, что связать это следует с появлением в процессорах Kaby Lake второй версии технологии Speed Shift. Она передаёт контроль над текущими частотами и напряжениями CPU от операционной системы самому процессору, что позволяет получить более плавную и более отзывчивую реакцию на изменяющиеся условия. В конечном итоге платформа оказывается и более экономичной, так как на исполнение фоновых процессов операционной системы она тратит меньше ресурсов.

При рендеринге в Blender Core i5-7600K и Core i5-6600K демонстрируют схожий уровень потребления. Однако при сравнении аппетитов этих процессоров на одинаковой частоте обнаруживается, что дизайн Kaby Lake действительно стал более энергоэффективным.

А вот как выглядит ситуация с потреблением при максимально возможной нагрузке: в утилите LinX 0.7.0, которая активно использует чрезвычайно энергоёмкие AVX2-инструкции.

При максимальной нагрузке Core i5-7600K при работе в номинальном режиме потребляет немного больше по сравнению со своим предшественником. Однако при разгоне ситуация обратная: в том, что Kaby Lake – действительно более энергоэффективный дизайн, никаких сомнений нет. И это ещё раз подтверждает тот факт, что новые процессоры – не простой разгон, а именно глубокий редизайн, честно выполненный интеловскими инженерами в рамках нового принципа «процесс — архитектура — оптимизация».

#Игровая производительность встроенного графического ядра

Процессоры поколения Kaby Lake, и Core i5-7600K в том числе, получили новое графическое ядро Intel HD Graphics 630, главным нововведением в котором стал усовершенствованный медиадвижок с поддержкой аппаратного кодирования/декодирования видео в новых форматах. Подробно об этом говорилось в обзоре Core i7-7700K, но вопрос 3D-производительности мы при этом не затрагивали. Впрочем, вряд ли это можно было считать большим упущением: HD Graphics 630 основывается на той же самой графической архитектуре, что и HD Graphics 530 из процессоров Skylake, располагает типичным для ядра GT2 набором из 24 исполнительных устройств и работает на аналогичной частоте 1,15 ГГц. Всё это означает, что различия в 3D-производительности встроенных GPU в процессорах Kaby Lake и Skylake должны быть минимальными.

Однако ставить знак равенства между 3D-возможностями HD Graphics 630 и HD Graphics 530 было бы не совсем честно, потому что существует важное различие: графика процессоров Kaby Lake имеет официальную поддержку лишь в Windows 10, а более раннее графическое ядро процессоров Skylake считается совместимым с полным набором операционных систем Microsoft, включая Windows 7 и 8.1.

Впрочем, такая ситуация создана искусственно, и всё дело в том, что для HD Graphics 630 попросту нет нормальной финальной версии драйвера, работающей в Windows 7 и 8.1. Однако в действительности существует несколько бета-версий интеловских драйверов, которые могут обеспечить работу встроенного в Kаby Lake графического ядра в старых версиях Windows. Найти их можно как на сайте самой Intel, так и у производителей материнских плат. И, как показывает практика, проблем с ними не возникает: они нормально поддерживают и 3D-ускорение, и медиафункции, то есть ликвидируют главное различие между версиями HD Graphics из Kaby Lake и Skylake.

Тем не менее мы решили, что при описании скорости работы интегрированного GPU процессора Core i5-7600K полагаться на одни лишь теоретические выкладки было бы не совсем верно, и протестировали его производительность на практике. Участниками такого теста стали:

            • Intel Core i5-7600K: графическое ядро HD Graphics 630, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-6600K: графическое ядро HD Graphics 530, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-5676C: графическое ядро Intel Iris Pro Graphics 6200, двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 15.40.28.4501;
            • AMD A10-7890K: графическое ядро R7 Graphics (512SP), двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 17.1.2.

Тестирование проводилось в операционной системе Windows 10.

Как хорошо видно из результатов, никаких принципиальных изменений в 3D-производительности графического ядра Kaby Lake действительно не произошло. Да, в игровых тестах Intel Core i5-7600K чуть быстрее, чем Intel Core i5-6600K, но имеющееся различие, по-видимому, обусловлено более высокой скоростью вычислительных ядер CPU. И это означает, что десктопными процессорами с самым мощным встроенным GPU на данный момент продолжают оставаться представители поколения Broadwell, на которые, кстати говоря, в текущем феврале Intel уже прекращает принимать заказы. Новый же Core i5-7600K по производительности интегрированной графики не только сильно уступает Core i5-5675C, но и проигрывает старшему APU компании AMD.

#Выводы

Если вы уже успели прочитать обзор старшего процессора поколения Kaby Lake, Core i7-7700K, то сегодня нам вряд ли удастся сообщить вам что-то новое. Рассмотренный в данном обзоре Core i5-7600K – такой же типичный четырёхъядерный представитель семейства Kaby Lake, только пониже классом, что главным образом выражается в отсутствии в нём технологии Hyper-Threading. И это значит, что рассмотренная новинка представляет собой «улучшенный» Core i5-6600K с увеличенной примерно на 300 МГц тактовой частотой. Исключительно за счёт этого Core i5-7600K и быстрее. Правда, это – не простой узаконенный разгон. База для роста частоты подведена за счёт изменений в технологическом процессе, поэтому тепловыделение и энергопотребление у Kaby Lake отнюдь не выше, чем у предшественников.

Всё это делает Core i5-7600K вполне привлекательной альтернативой Core i7-7700K в тех случаях, когда от процессора требуется четыре полноценных ядра и сравнительно неплохое быстродействие, но есть желание сэкономить или при формировании системы перекинуть часть бюджета с CPU на, например, видеокарту. Core i5-7600K на $97 дешевле старшего представителя в семействе Kaby Lake, но при этом даже в наиболее ресурсоёмких задачах он способен выдавать порядка 75-80 процентов от производительности Core i7-7700K. Этого вполне хватает и для комфортной работы в большинстве распространённых приложений, и для раскрытия потенциала флагманских графических карт в современных играх, что позволяет считать Core i5-7600K достойным выбором для игровой сборки.

Кроме того, Core i5-7600K может выступить интересным объектом для оверклокерских экспериментов. Он обладает полным набором разблокированных множителей и разгоняется как минимум не хуже, чем Core i5-6600K. Однако достичь с Core i5-7600K уровня производительности Core i7-7700K не удаётся даже через разгон. К сожалению, относительный оверклокерский потенциал Kaby Lake не так уж и велик, к тому же с разгоном Core i5-7600K творится что-то не совсем понятное. Существует мнение, что полупроводниковые кристаллы с лучшими частотными характеристиками идут в первую очередь в Core i7-7700K, и пока наш опыт позволяет скорее подтвердить, чем опровергнуть эту гипотезу.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 3 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 5 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 10 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 11 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 18 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 23 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 21-12 15:47