Процессоры и память

Обзор процессора Core i5-7600K: выбор скупого оверклокера

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Сравнение Kaby Lake с несколькими поколениями предшествующих процессорных дизайнов мы проводили в первоначальном обзоре Core i7-7700K. Поэтому на этот раз ограничимся сопоставлением главного героя, Core i5-7600K, лишь с аналогичным представителем поколения Skylake, Core i5-6600K. Однако, чтобы процессорам Intel было не так скучно на итоговых диаграммах, в компанию к ним мы добавили старший чип AMD – FX-9590, который, как ни странно, сравним с Core i5-7600K по стоимости.

В конечном итоге полный список задействованных в тестовых системах комплектующих получил следующий вид:

      •    Процессоры:
        • Intel Core i7-7700K (Kaby Lake, 4 ядра + HT, 4,2-4,5 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-7600K (Kaby Lake, 4 ядра, 3,8-4,2 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + HT, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-6600K (Skylake, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • AMD FX-9590 (Vishera, 8 ядер, 4,7-5,0 ГГц, 8 Мбайт L3).
        • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
        • Материнские платы:
          • ASUS Maximus IX Hero (LGA1151, Intel Z270);
          • ASUS 970 PRO Gaming/Aura (Socket AM3+, AMD 970 + SB950).
          • Память:
            • 2 × 8 Гбайт DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2666C16R).
            • 2 × 8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
            • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 (8 Гбайт/256-бит GDDR5X, 1607-1733/10000 МГц).
            • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
            • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Модели процессоров Core i5 из приведённого выше списка испытывались не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достижим с применяемым нами охлаждением:

            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В;
            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,8 ГГц с напряжением 1,4 В и сбросом частоты при исполнении AVX-инструкций до 3,8 ГГц;
            • Core i5-6600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 14393 с использованием следующего комплекта драйверов:

            • Intel Chipset Driver 10.1.1.38;
            • Intel Management Engine Interface Driver 11.6.0.1030;
            • NVIDIA GeForce 376.33 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

            • BAPCo SYSmark 2014 SE – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео), Data/Financial Analysis (обработка архива с финансовыми данными, их статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой модели) и Responsiveness (анализ отзывчивости системы при запуске приложений, открытии файлов, работе с интернет-браузером с большим количеством открытых вкладок, мультизадачности, копировании файлов, пакетных операциях с фотографиями, шифровании и архивации файлов и установке программ).
            • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.2.3509 — тестирование в сцене Time Spy 1.0.

Приложения:

            • Adobe Photoshop CC 2017 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
            • Adobe Photoshop Lightroom 6.8 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
            • Adobe Premiere Pro CC 2017 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
            • Autodesk 3ds max 2017 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920 × 1080 с применением рендерера mental ray стандартной сцены Hummer.
            • Blender 2.78a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
            • WinRAR 5.40 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
            • x264 r2744 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный [email protected] AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
            • x265 2.2+17 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

            • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
            • Civilization VI. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
            • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
            • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
            • Rise of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Preset = Very High.
            • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = High, Postprocessing Preset = High.
            • Total War: WARHAMMER. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality = Ultra.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Никаких неожиданных откровений здесь нет. Все способные повлиять на скорость работы отличия Core i5-7600K от Core i5-6600K состоят лишь в тактовой частоте, поэтому нет ничего удивительного в том, что преимущество новинки достигает лишь 9-10 процентов – примерно в таких пределах возросла и частота.

В разгоне же до 4,5 ГГц Core i5-7600K чуть отстаёт от Core i5-6600K, и это объясняется различиями в частоте интегрированного северного моста. Зато при комбинированном оверклокинге с применением обратного множителя AVX новинка уверенно обходит Core i5-6600K, что вполне закономерно, поскольку большинство распространённых приложений AVX-инструкции не использует.

Что же касается игровой 3D-производительности, то представление о ней можно почерпнуть из результатов тестов 3DMark.

Рост быстродействия, обусловленный увеличением в семействе процессоров Kaby Lake тактовой частоты, хорошо прослеживается и здесь. Процессорный индекс у Core i5-7600K по сравнению с Core i5-6600K выше на закономерные 8,5 процентов, а по общему показателю, на который влияние оказывает в том числе и мощность графической подсистемы, Core i5-7600K лучше на 2-3 процента. Но это без разгона. В разгоне же до одинаковой частоты различия между процессорами поколений Kaby Lake и Skylake стираются, и лишь дополнительное увеличение частоты с применением обратного множителя AVX позволяет Core i5-7600K выдать более высокие показатели.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

В ресурсоёмких приложениях преимущество Core i5-7600K над Core i5-6600K заметно очень хорошо: здесь оно доходит до 9 процентов. Однако его вновь приходится списать исключительно на разницу в тактовой частоте. И это хорошо видно в результатах, полученных при разгоне: если оба процессора работают на одних и тех же 4,5 ГГц, производительность четырёхъядерных Kaby Lake и Skylake оказывается практически идентичной. Впрочем, ничего другого и не ожидалось.

А вот что кажется несколько неожиданным, так это то, что разгон Core i5-7600K с применением обратного множителя AVX часто оказывается совершенно бессмысленным, а порой даже вредным. Актуальные версии популярных приложений для создания и обработки контента всё активнее и активнее начинают опираться на векторные инструкции, поэтому снижение частоты в момент выполнения AVX-команд часто влечёт за собой негативные последствия. В среднем разгон Core i5-7600K до 4,5 ГГц получается даже более выгодным, чем все попытки выжать из этого CPU дополнительные мегагерцы через ограничение частоты при работе с AVX. Это – важный вывод, и его стоит иметь в виду.

Кроме того, обратить внимание нужно и ещё на один любопытный момент. Kaby Lake – это далеко не Sandy Bridge: разгон современных процессоров не даёт особенно сильного прироста производительности в силу того, что номинальные частоты достаточно близко подобрались к оверклокерскому пределу, до которого можно добраться без применения специальных средств охлаждения. Например, рабочая частота Core i5-7600K всего лишь на 12 процентов ниже, чем выжатые нами в разгоне 4,5 ГГц. Поэтому добраться по производительности до уровня процессоров более высокого класса у представителей серии Core i5 не получается. Core i7-7700K, работающий в номинальном режиме, почти всегда оказывается быстрее, чем разогнанный Core i5-7600K.

#Производительность в играх

С одной стороны, при помощи Core i5-7600K раскрыть потенциал флагманского графического ускорителя GeForce GTX 1080 можно без каких-либо проблем. С другой же – влияние производительности CPU в процессорозависимых играх отрицать нельзя, и Core i7-7700K позволяет получить более высокую частоту кадров. Разница между показателями fps у старших Kaby Lake в сериях Core i7 и Core i5 может доходить до 15-20 процентов. На таком фоне кажется совсем неудивительным и то, что разрыв в игровой производительности есть и между Core i5-7600K и его предшественником, Core i5-6600K. Он достигает 6-8 процентов.

Что же касается разгона, то для него справедливо всё то, что уже было сказано во время тестов в ресурсоёмких приложениях. Хотя разгон Core i5-7600K и даёт заметный эффект, получить с этим процессором производительность уровня Core i7 всё-таки не получится. Игры постепенно начинают адаптироваться к многопоточным средам, и технология Hyper-Threading оказывается далеко не лишней. Появляются и игровые приложения, для которых важна и скорость AVX. Например, в Civilization VI и Hitman разгон с замедлением частоты при исполнении AVX отрицательно сказывается на частоте кадров.

#Энергопотребление

При тестировании Core i7-7700K мы отметили, что, несмотря на все оптимизации в технологии производства, рост частот Kaby Lake всё-таки привёл к некоторому увеличению энергопотребления по сравнению со Skylake. Давайте посмотрим, как обстоит дело в случае Core i5, ведь здесь рабочая частота при смене поколений процессорного дизайна выросла даже сильнее.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На графике ниже приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

В состоянии простоя система с установленным процессором Core i5-7600K снова демонстрирует завидную экономичность. Очевидно, что связать это следует с появлением в процессорах Kaby Lake второй версии технологии Speed Shift. Она передаёт контроль над текущими частотами и напряжениями CPU от операционной системы самому процессору, что позволяет получить более плавную и более отзывчивую реакцию на изменяющиеся условия. В конечном итоге платформа оказывается и более экономичной, так как на исполнение фоновых процессов операционной системы она тратит меньше ресурсов.

При рендеринге в Blender Core i5-7600K и Core i5-6600K демонстрируют схожий уровень потребления. Однако при сравнении аппетитов этих процессоров на одинаковой частоте обнаруживается, что дизайн Kaby Lake действительно стал более энергоэффективным.

А вот как выглядит ситуация с потреблением при максимально возможной нагрузке: в утилите LinX 0.7.0, которая активно использует чрезвычайно энергоёмкие AVX2-инструкции.

При максимальной нагрузке Core i5-7600K при работе в номинальном режиме потребляет немного больше по сравнению со своим предшественником. Однако при разгоне ситуация обратная: в том, что Kaby Lake – действительно более энергоэффективный дизайн, никаких сомнений нет. И это ещё раз подтверждает тот факт, что новые процессоры – не простой разгон, а именно глубокий редизайн, честно выполненный интеловскими инженерами в рамках нового принципа «процесс — архитектура — оптимизация».

#Игровая производительность встроенного графического ядра

Процессоры поколения Kaby Lake, и Core i5-7600K в том числе, получили новое графическое ядро Intel HD Graphics 630, главным нововведением в котором стал усовершенствованный медиадвижок с поддержкой аппаратного кодирования/декодирования видео в новых форматах. Подробно об этом говорилось в обзоре Core i7-7700K, но вопрос 3D-производительности мы при этом не затрагивали. Впрочем, вряд ли это можно было считать большим упущением: HD Graphics 630 основывается на той же самой графической архитектуре, что и HD Graphics 530 из процессоров Skylake, располагает типичным для ядра GT2 набором из 24 исполнительных устройств и работает на аналогичной частоте 1,15 ГГц. Всё это означает, что различия в 3D-производительности встроенных GPU в процессорах Kaby Lake и Skylake должны быть минимальными.

Однако ставить знак равенства между 3D-возможностями HD Graphics 630 и HD Graphics 530 было бы не совсем честно, потому что существует важное различие: графика процессоров Kaby Lake имеет официальную поддержку лишь в Windows 10, а более раннее графическое ядро процессоров Skylake считается совместимым с полным набором операционных систем Microsoft, включая Windows 7 и 8.1.

Впрочем, такая ситуация создана искусственно, и всё дело в том, что для HD Graphics 630 попросту нет нормальной финальной версии драйвера, работающей в Windows 7 и 8.1. Однако в действительности существует несколько бета-версий интеловских драйверов, которые могут обеспечить работу встроенного в Kаby Lake графического ядра в старых версиях Windows. Найти их можно как на сайте самой Intel, так и у производителей материнских плат. И, как показывает практика, проблем с ними не возникает: они нормально поддерживают и 3D-ускорение, и медиафункции, то есть ликвидируют главное различие между версиями HD Graphics из Kaby Lake и Skylake.

Тем не менее мы решили, что при описании скорости работы интегрированного GPU процессора Core i5-7600K полагаться на одни лишь теоретические выкладки было бы не совсем верно, и протестировали его производительность на практике. Участниками такого теста стали:

            • Intel Core i5-7600K: графическое ядро HD Graphics 630, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-6600K: графическое ядро HD Graphics 530, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-5676C: графическое ядро Intel Iris Pro Graphics 6200, двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 15.40.28.4501;
            • AMD A10-7890K: графическое ядро R7 Graphics (512SP), двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 17.1.2.

Тестирование проводилось в операционной системе Windows 10.

Как хорошо видно из результатов, никаких принципиальных изменений в 3D-производительности графического ядра Kaby Lake действительно не произошло. Да, в игровых тестах Intel Core i5-7600K чуть быстрее, чем Intel Core i5-6600K, но имеющееся различие, по-видимому, обусловлено более высокой скоростью вычислительных ядер CPU. И это означает, что десктопными процессорами с самым мощным встроенным GPU на данный момент продолжают оставаться представители поколения Broadwell, на которые, кстати говоря, в текущем феврале Intel уже прекращает принимать заказы. Новый же Core i5-7600K по производительности интегрированной графики не только сильно уступает Core i5-5675C, но и проигрывает старшему APU компании AMD.

#Выводы

Если вы уже успели прочитать обзор старшего процессора поколения Kaby Lake, Core i7-7700K, то сегодня нам вряд ли удастся сообщить вам что-то новое. Рассмотренный в данном обзоре Core i5-7600K – такой же типичный четырёхъядерный представитель семейства Kaby Lake, только пониже классом, что главным образом выражается в отсутствии в нём технологии Hyper-Threading. И это значит, что рассмотренная новинка представляет собой «улучшенный» Core i5-6600K с увеличенной примерно на 300 МГц тактовой частотой. Исключительно за счёт этого Core i5-7600K и быстрее. Правда, это – не простой узаконенный разгон. База для роста частоты подведена за счёт изменений в технологическом процессе, поэтому тепловыделение и энергопотребление у Kaby Lake отнюдь не выше, чем у предшественников.

Всё это делает Core i5-7600K вполне привлекательной альтернативой Core i7-7700K в тех случаях, когда от процессора требуется четыре полноценных ядра и сравнительно неплохое быстродействие, но есть желание сэкономить или при формировании системы перекинуть часть бюджета с CPU на, например, видеокарту. Core i5-7600K на $97 дешевле старшего представителя в семействе Kaby Lake, но при этом даже в наиболее ресурсоёмких задачах он способен выдавать порядка 75-80 процентов от производительности Core i7-7700K. Этого вполне хватает и для комфортной работы в большинстве распространённых приложений, и для раскрытия потенциала флагманских графических карт в современных играх, что позволяет считать Core i5-7600K достойным выбором для игровой сборки.

Кроме того, Core i5-7600K может выступить интересным объектом для оверклокерских экспериментов. Он обладает полным набором разблокированных множителей и разгоняется как минимум не хуже, чем Core i5-6600K. Однако достичь с Core i5-7600K уровня производительности Core i7-7700K не удаётся даже через разгон. К сожалению, относительный оверклокерский потенциал Kaby Lake не так уж и велик, к тому же с разгоном Core i5-7600K творится что-то не совсем понятное. Существует мнение, что полупроводниковые кристаллы с лучшими частотными характеристиками идут в первую очередь в Core i7-7700K, и пока наш опыт позволяет скорее подтвердить, чем опровергнуть эту гипотезу.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥