Сегодня 22 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Core i5-7600K: выбор скупого оверклокера

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Сравнение Kaby Lake с несколькими поколениями предшествующих процессорных дизайнов мы проводили в первоначальном обзоре Core i7-7700K. Поэтому на этот раз ограничимся сопоставлением главного героя, Core i5-7600K, лишь с аналогичным представителем поколения Skylake, Core i5-6600K. Однако, чтобы процессорам Intel было не так скучно на итоговых диаграммах, в компанию к ним мы добавили старший чип AMD – FX-9590, который, как ни странно, сравним с Core i5-7600K по стоимости.

В конечном итоге полный список задействованных в тестовых системах комплектующих получил следующий вид:

      • Процессоры:
        • Intel Core i7-7700K (Kaby Lake, 4 ядра + HT, 4,2-4,5 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-7600K (Kaby Lake, 4 ядра, 3,8-4,2 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + HT, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-6600K (Skylake, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • AMD FX-9590 (Vishera, 8 ядер, 4,7-5,0 ГГц, 8 Мбайт L3).
        • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
        • Материнские платы:
          • ASUS Maximus IX Hero (LGA1151, Intel Z270);
          • ASUS 970 PRO Gaming/Aura (Socket AM3+, AMD 970 + SB950).
          • Память:
            • 2 × 8 Гбайт DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2666C16R).
            • 2 × 8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
            • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 (8 Гбайт/256-бит GDDR5X, 1607-1733/10000 МГц).
            • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
            • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Модели процессоров Core i5 из приведённого выше списка испытывались не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достижим с применяемым нами охлаждением:

            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В;
            • Core i5-7600K при разгоне до частоты 4,8 ГГц с напряжением 1,4 В и сбросом частоты при исполнении AVX-инструкций до 3,8 ГГц;
            • Core i5-6600K при разгоне до частоты 4,5 ГГц с напряжением 1,325 В.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 14393 с использованием следующего комплекта драйверов:

            • Intel Chipset Driver 10.1.1.38;
            • Intel Management Engine Interface Driver 11.6.0.1030;
            • NVIDIA GeForce 376.33 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

            • BAPCo SYSmark 2014 SE – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео), Data/Financial Analysis (обработка архива с финансовыми данными, их статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой модели) и Responsiveness (анализ отзывчивости системы при запуске приложений, открытии файлов, работе с интернет-браузером с большим количеством открытых вкладок, мультизадачности, копировании файлов, пакетных операциях с фотографиями, шифровании и архивации файлов и установке программ).
            • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.2.3509 — тестирование в сцене Time Spy 1.0.

Приложения:

            • Adobe Photoshop CC 2017 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
            • Adobe Photoshop Lightroom 6.8 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
            • Adobe Premiere Pro CC 2017 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
            • Autodesk 3ds max 2017 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920 × 1080 с применением рендерера mental ray стандартной сцены Hummer.
            • Blender 2.78a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
            • WinRAR 5.40 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
            • x264 r2744 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
            • x265 2.2+17 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

            • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
            • Civilization VI. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
            • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
            • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
            • Rise of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Preset = Very High.
            • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = High, Postprocessing Preset = High.
            • Total War: WARHAMMER. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality = Ultra.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Никаких неожиданных откровений здесь нет. Все способные повлиять на скорость работы отличия Core i5-7600K от Core i5-6600K состоят лишь в тактовой частоте, поэтому нет ничего удивительного в том, что преимущество новинки достигает лишь 9-10 процентов – примерно в таких пределах возросла и частота.

В разгоне же до 4,5 ГГц Core i5-7600K чуть отстаёт от Core i5-6600K, и это объясняется различиями в частоте интегрированного северного моста. Зато при комбинированном оверклокинге с применением обратного множителя AVX новинка уверенно обходит Core i5-6600K, что вполне закономерно, поскольку большинство распространённых приложений AVX-инструкции не использует.

Что же касается игровой 3D-производительности, то представление о ней можно почерпнуть из результатов тестов 3DMark.

Рост быстродействия, обусловленный увеличением в семействе процессоров Kaby Lake тактовой частоты, хорошо прослеживается и здесь. Процессорный индекс у Core i5-7600K по сравнению с Core i5-6600K выше на закономерные 8,5 процентов, а по общему показателю, на который влияние оказывает в том числе и мощность графической подсистемы, Core i5-7600K лучше на 2-3 процента. Но это без разгона. В разгоне же до одинаковой частоты различия между процессорами поколений Kaby Lake и Skylake стираются, и лишь дополнительное увеличение частоты с применением обратного множителя AVX позволяет Core i5-7600K выдать более высокие показатели.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

В ресурсоёмких приложениях преимущество Core i5-7600K над Core i5-6600K заметно очень хорошо: здесь оно доходит до 9 процентов. Однако его вновь приходится списать исключительно на разницу в тактовой частоте. И это хорошо видно в результатах, полученных при разгоне: если оба процессора работают на одних и тех же 4,5 ГГц, производительность четырёхъядерных Kaby Lake и Skylake оказывается практически идентичной. Впрочем, ничего другого и не ожидалось.

А вот что кажется несколько неожиданным, так это то, что разгон Core i5-7600K с применением обратного множителя AVX часто оказывается совершенно бессмысленным, а порой даже вредным. Актуальные версии популярных приложений для создания и обработки контента всё активнее и активнее начинают опираться на векторные инструкции, поэтому снижение частоты в момент выполнения AVX-команд часто влечёт за собой негативные последствия. В среднем разгон Core i5-7600K до 4,5 ГГц получается даже более выгодным, чем все попытки выжать из этого CPU дополнительные мегагерцы через ограничение частоты при работе с AVX. Это – важный вывод, и его стоит иметь в виду.

Кроме того, обратить внимание нужно и ещё на один любопытный момент. Kaby Lake – это далеко не Sandy Bridge: разгон современных процессоров не даёт особенно сильного прироста производительности в силу того, что номинальные частоты достаточно близко подобрались к оверклокерскому пределу, до которого можно добраться без применения специальных средств охлаждения. Например, рабочая частота Core i5-7600K всего лишь на 12 процентов ниже, чем выжатые нами в разгоне 4,5 ГГц. Поэтому добраться по производительности до уровня процессоров более высокого класса у представителей серии Core i5 не получается. Core i7-7700K, работающий в номинальном режиме, почти всегда оказывается быстрее, чем разогнанный Core i5-7600K.

#Производительность в играх

С одной стороны, при помощи Core i5-7600K раскрыть потенциал флагманского графического ускорителя GeForce GTX 1080 можно без каких-либо проблем. С другой же – влияние производительности CPU в процессорозависимых играх отрицать нельзя, и Core i7-7700K позволяет получить более высокую частоту кадров. Разница между показателями fps у старших Kaby Lake в сериях Core i7 и Core i5 может доходить до 15-20 процентов. На таком фоне кажется совсем неудивительным и то, что разрыв в игровой производительности есть и между Core i5-7600K и его предшественником, Core i5-6600K. Он достигает 6-8 процентов.

Что же касается разгона, то для него справедливо всё то, что уже было сказано во время тестов в ресурсоёмких приложениях. Хотя разгон Core i5-7600K и даёт заметный эффект, получить с этим процессором производительность уровня Core i7 всё-таки не получится. Игры постепенно начинают адаптироваться к многопоточным средам, и технология Hyper-Threading оказывается далеко не лишней. Появляются и игровые приложения, для которых важна и скорость AVX. Например, в Civilization VI и Hitman разгон с замедлением частоты при исполнении AVX отрицательно сказывается на частоте кадров.

#Энергопотребление

При тестировании Core i7-7700K мы отметили, что, несмотря на все оптимизации в технологии производства, рост частот Kaby Lake всё-таки привёл к некоторому увеличению энергопотребления по сравнению со Skylake. Давайте посмотрим, как обстоит дело в случае Core i5, ведь здесь рабочая частота при смене поколений процессорного дизайна выросла даже сильнее.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На графике ниже приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

В состоянии простоя система с установленным процессором Core i5-7600K снова демонстрирует завидную экономичность. Очевидно, что связать это следует с появлением в процессорах Kaby Lake второй версии технологии Speed Shift. Она передаёт контроль над текущими частотами и напряжениями CPU от операционной системы самому процессору, что позволяет получить более плавную и более отзывчивую реакцию на изменяющиеся условия. В конечном итоге платформа оказывается и более экономичной, так как на исполнение фоновых процессов операционной системы она тратит меньше ресурсов.

При рендеринге в Blender Core i5-7600K и Core i5-6600K демонстрируют схожий уровень потребления. Однако при сравнении аппетитов этих процессоров на одинаковой частоте обнаруживается, что дизайн Kaby Lake действительно стал более энергоэффективным.

А вот как выглядит ситуация с потреблением при максимально возможной нагрузке: в утилите LinX 0.7.0, которая активно использует чрезвычайно энергоёмкие AVX2-инструкции.

При максимальной нагрузке Core i5-7600K при работе в номинальном режиме потребляет немного больше по сравнению со своим предшественником. Однако при разгоне ситуация обратная: в том, что Kaby Lake – действительно более энергоэффективный дизайн, никаких сомнений нет. И это ещё раз подтверждает тот факт, что новые процессоры – не простой разгон, а именно глубокий редизайн, честно выполненный интеловскими инженерами в рамках нового принципа «процесс — архитектура — оптимизация».

#Игровая производительность встроенного графического ядра

Процессоры поколения Kaby Lake, и Core i5-7600K в том числе, получили новое графическое ядро Intel HD Graphics 630, главным нововведением в котором стал усовершенствованный медиадвижок с поддержкой аппаратного кодирования/декодирования видео в новых форматах. Подробно об этом говорилось в обзоре Core i7-7700K, но вопрос 3D-производительности мы при этом не затрагивали. Впрочем, вряд ли это можно было считать большим упущением: HD Graphics 630 основывается на той же самой графической архитектуре, что и HD Graphics 530 из процессоров Skylake, располагает типичным для ядра GT2 набором из 24 исполнительных устройств и работает на аналогичной частоте 1,15 ГГц. Всё это означает, что различия в 3D-производительности встроенных GPU в процессорах Kaby Lake и Skylake должны быть минимальными.

Однако ставить знак равенства между 3D-возможностями HD Graphics 630 и HD Graphics 530 было бы не совсем честно, потому что существует важное различие: графика процессоров Kaby Lake имеет официальную поддержку лишь в Windows 10, а более раннее графическое ядро процессоров Skylake считается совместимым с полным набором операционных систем Microsoft, включая Windows 7 и 8.1.

Впрочем, такая ситуация создана искусственно, и всё дело в том, что для HD Graphics 630 попросту нет нормальной финальной версии драйвера, работающей в Windows 7 и 8.1. Однако в действительности существует несколько бета-версий интеловских драйверов, которые могут обеспечить работу встроенного в Kаby Lake графического ядра в старых версиях Windows. Найти их можно как на сайте самой Intel, так и у производителей материнских плат. И, как показывает практика, проблем с ними не возникает: они нормально поддерживают и 3D-ускорение, и медиафункции, то есть ликвидируют главное различие между версиями HD Graphics из Kaby Lake и Skylake.

Тем не менее мы решили, что при описании скорости работы интегрированного GPU процессора Core i5-7600K полагаться на одни лишь теоретические выкладки было бы не совсем верно, и протестировали его производительность на практике. Участниками такого теста стали:

            • Intel Core i5-7600K: графическое ядро HD Graphics 630, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-6600K: графическое ядро HD Graphics 530, двухканальная DDR4-2666, драйвер версии 15.45.12.4551;
            • Intel Core i5-5676C: графическое ядро Intel Iris Pro Graphics 6200, двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 15.40.28.4501;
            • AMD A10-7890K: графическое ядро R7 Graphics (512SP), двухканальная DDR3-2133, драйвер версии 17.1.2.

Тестирование проводилось в операционной системе Windows 10.

Как хорошо видно из результатов, никаких принципиальных изменений в 3D-производительности графического ядра Kaby Lake действительно не произошло. Да, в игровых тестах Intel Core i5-7600K чуть быстрее, чем Intel Core i5-6600K, но имеющееся различие, по-видимому, обусловлено более высокой скоростью вычислительных ядер CPU. И это означает, что десктопными процессорами с самым мощным встроенным GPU на данный момент продолжают оставаться представители поколения Broadwell, на которые, кстати говоря, в текущем феврале Intel уже прекращает принимать заказы. Новый же Core i5-7600K по производительности интегрированной графики не только сильно уступает Core i5-5675C, но и проигрывает старшему APU компании AMD.

#Выводы

Если вы уже успели прочитать обзор старшего процессора поколения Kaby Lake, Core i7-7700K, то сегодня нам вряд ли удастся сообщить вам что-то новое. Рассмотренный в данном обзоре Core i5-7600K – такой же типичный четырёхъядерный представитель семейства Kaby Lake, только пониже классом, что главным образом выражается в отсутствии в нём технологии Hyper-Threading. И это значит, что рассмотренная новинка представляет собой «улучшенный» Core i5-6600K с увеличенной примерно на 300 МГц тактовой частотой. Исключительно за счёт этого Core i5-7600K и быстрее. Правда, это – не простой узаконенный разгон. База для роста частоты подведена за счёт изменений в технологическом процессе, поэтому тепловыделение и энергопотребление у Kaby Lake отнюдь не выше, чем у предшественников.

Всё это делает Core i5-7600K вполне привлекательной альтернативой Core i7-7700K в тех случаях, когда от процессора требуется четыре полноценных ядра и сравнительно неплохое быстродействие, но есть желание сэкономить или при формировании системы перекинуть часть бюджета с CPU на, например, видеокарту. Core i5-7600K на $97 дешевле старшего представителя в семействе Kaby Lake, но при этом даже в наиболее ресурсоёмких задачах он способен выдавать порядка 75-80 процентов от производительности Core i7-7700K. Этого вполне хватает и для комфортной работы в большинстве распространённых приложений, и для раскрытия потенциала флагманских графических карт в современных играх, что позволяет считать Core i5-7600K достойным выбором для игровой сборки.

Кроме того, Core i5-7600K может выступить интересным объектом для оверклокерских экспериментов. Он обладает полным набором разблокированных множителей и разгоняется как минимум не хуже, чем Core i5-6600K. Однако достичь с Core i5-7600K уровня производительности Core i7-7700K не удаётся даже через разгон. К сожалению, относительный оверклокерский потенциал Kaby Lake не так уж и велик, к тому же с разгоном Core i5-7600K творится что-то не совсем понятное. Существует мнение, что полупроводниковые кристаллы с лучшими частотными характеристиками идут в первую очередь в Core i7-7700K, и пока наш опыт позволяет скорее подтвердить, чем опровергнуть эту гипотезу.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 3 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 4 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 5 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 6 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 8 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 9 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 11 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 11 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 13 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 14 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 4 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 4 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 4 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 6 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 9 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 10 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 10 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 10 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 11 ч.
Arm задаёт новый стандарт для ПК, чтобы навязать конкуренцию x86 11 ч.