⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Ты помнишь, как все начиналось?
Для софтверной индустрии 1997-й стал годом не на шутку обострившейся конкуренции на рынке операционных систем, особенно в корпоративном сегменте, где лоб в лоб столкнулись и вступили в отчаянную схватку две программные платформы — Unix и Windows NT. На тот момент ассортимент Unix-систем был очень широк — от небольших рабочих станций и персональных компьютеров до мощных высокопроизводительных серверов, сравнимых с мейнфреймами. Очень популярен Unix был в академической среде. Однако благодаря агрессивной маркетинговой политике Microsoft, ОС Windows NT удалось отбить пальму первенства и потеснить в области настольных систем и серверов младшего класса позиции не только Unix, но и довольно востребованной в то время в сетях малых и средних организаций Novell NetWare. О масштабах экспансии Microsoft на рынок ПО в 1997 году можно судить по количеству релизов программной продукции софтверного гиганта. Компания выпустила на российский рынок локализованную версию Windows NT 4.0 Workstation, представила третий комплект дополнений и исправлений для этой платформы, начала продажи пакета офисных приложений Office 97, презентовала Windows CE 2.0 для наладонных компьютеров и встраиваемых систем и продемонстрировала широкой аудитории первую публичную бета-версию ОС Windows 98, аккумулировавшей в себе все, что было наработано за два года развития Windows 95. Важной вехой в развитии семейства продуктов Microsoft, отражающей нацеленность компании на рынок сетевых ОС масштаба предприятия, стал выпуск Windows NT Server 4.0 Enterprise Edition для крупных корпоративных заказчиков и BackOffice Small Business Server для малого бизнеса. Вспоминая события двадцатилетней давности, нельзя обойти стороной Linux, реализованный на тех же модульных принципах, стандартах и соглашениях, что были заложены в Unix в течение 1970- и 1980-х годов. Впервые появившись в 1991 году и пройдя путь от научной разработки до полноценной ОС, к 1997-му эта платформа достигла определенной зрелости и стала занимать все более заметные позиции в областях, связанных с исследовательской и инженерно-конструкторской деятельностью, а также в сегменте малого бизнеса. Большую роль в популяризации Linux сыграли открытость программного кода системы, поддержка различных архитектур, нетребовательность к ресурсам вычислительных машин и наличие многочисленной армии энтузиастов, вносивших свой посильный вклад в развитие системы. Огромное влияние на выход Linux на широкий рынок оказали компании Caldera и Red Hat, выпустившие коммерческие версии ОС и наглядно продемонстрировавшие потенциал Open Source-решений. Был 1997-й богат и на новости, связанные с Apple Computer (так до 2007 года называлась знаменитая компания из Купертино). Именно в это время Apple Computer выпускает новую версию платформы Mac OS 8 с поддержкой файловой системы HFS+, улучшенной поддержкой мультизадачности, усовершенствованным графическим интерфейсом, встроенными средствами для работы в Интернете и прочими доработками, а в руководстве самой компании происходят значимые изменения, связанные с возвращением на пост генерального директора американской корпорации Стива Джобса, спасшего «яблочную» империю от банкротства и предопределившего развитие IT-индустрии на многие годы вперед. Раз уж речь зашла об операционных системах, не лишним будет помянуть добрым словом эпохальную платформу OS/2, отметившую в 1997 году десятилетний юбилей и до сих пор живущую в умах и сердцах ностальгирующей публики. Призванная вытеснить DOS с персональных компьютеров, «полуось» изначально разрабатывалась в партнерстве со специалистами Microsoft, однако спустя три года сотрудничеству между именитыми компаниями пришел конец, и IBM пришлось взять на себя ответственность за дальнейшее развитие продукта. Для своего времени OS/2 была прогрессивной и надежной операционной системой, нашедшей широкое применение в телекоммуникационных компаниях, банковских структурах и корпоративном секторе. Немало поклонников «полуоси» было и среди рядовых пользователей ПК, в числе которых наверняка присутствуют читатели 3DNews. Однако неправильная маркетинговая политика разработчиков, отсутствие должной поддержки и все возрастающее давление со стороны Windows предопределили будущее перспективной платформы, сделав ее сугубо нишевым продуктом. В настоящее время OS/2 живет и здравствует в вариантах под названиями eComStation и ArcaOS, поставляемых компаниями Serenity Systems и Arca Noae в рамках лицензионных соглашений с IBM на выпуск и продажу дистрибутива системы для современного аппаратного обеспечения. В 1997 году начала свой путь к всемирной известности «Лаборатория Касперского», дебютировавшая на рынке информационной безопасности с продуктом AVP — Antiviral Toolkit Pro by Eugene Kaspersky (помните его знаменитый свинячий визг при обнаружении вредоносного файла?). Антивирус был представлен в версиях для DOS, Windows 95, Novell NetWare и умел не только выявлять различные типы зловредов, но и выискивать их внутри архивов и упакованных файлов, а также в загрузочном секторе жесткого диска. Уже тогда в активе AVP фигурировал эвристический модуль Code Analyzer для детектирования неизвестных вирусов и прочие востребованные на тот момент функции, разработкой которых занималась команда из десяти человек. Сейчас компания ведет свою деятельность в 200 странах мира и имеет 37 региональных офисов в 32 странах. Штат сотрудников «Лаборатории Касперского» насчитывает свыше 3600 высококвалифицированных специалистов, аудитория пользователей продуктов и технологий компании составляет 400 млн человек и 270 тысяч корпоративных клиентов. В портфолио разработчика насчитывается более 30 ключевых продуктов и сервисов. Для софтверных разработчиков 1997-й стал годом бурного развития языка программирования Java и одноименной платформы компании Sun Microsystems (впоследствии поглощенной корпорацией Oracle). Свою популярность положенные в основу Java технологии получили благодаря возможности создавать приложения, функционирующие совершенно одинаково на разных аппаратных платформах вне зависимости от используемой в них машинной архитектуры. Идея кросс-платформенности довольно быстро нашла применение в IT-среде, и благодаря поддержке ведущих представителей компьютерной индустрии IBM, Apple Computer, Novell, Hewlett-Packard и Netscape Communications, включивших виртуальную машину Java Virtual Machine (JVM) в свои программные решения, язык Java приобрел широкую известность и до сих пор продолжает оставаться наиболее востребованным в профессиональной среде инструментом для создания приложений. Немало в далеком 1997-м произошло других интересных событий — всех не упомнишь. Из заслуживающих внимания стоит отметить выпуск компанией «Арсенал» обновленного текстового редактора «Лексикон 97», судебную тяжбу между Symantec и McAffee по поводу незаконного использования программного кода, релизы объектно-реляционной системы управления базами данных Oracle 8 и программной платформы Solaris 2.6, переход Sun Microsystems, IBM, Hewlett-Packard на 64-разрядные версии ОС Unix и появление первой версии медиапроигрывателя Winamp, ставшего на долгие годы непременным атрибутом любого работающего под управлением Windows компьютера. ⇡#ИнтернетНе менее жаркой вторая половина 90-х годов выдалась и для интернет-индустрии, в которой уже вовсю бушевали браузерные войны, где на одной стороне ринга был представлен производившийся компанией Netscape Communications и контролировавший львиную долю рынка (почти 80%) веб-обозреватель Netscape Navigator, а на другой — Microsoft Internet Explorer. Ход войны за господство на рынке браузеров переломил выпущенный в 1997 году Internet Explorer 4.0, который в отличие от Netscape Navigator был полностью бесплатным и благодаря тесной интеграции с операционной системой Windows функционировал намного стабильнее и быстрее конкурента. Браузер получил новый движок Trident, поддержку Dynamic HTML (DHTML), ActiveX, собственных расширений JavaScript и технологии групповой политики, позволявшей организациям контролировать доступ своих сотрудников ко многим аспектам конфигурации обозревателя. Netscape Communications не оставила это без ответа и сфокусировалась на разработке веб-клиента следующего поколения под названием Communicator. В компании не стали размениваться на мелочи и включили в продукт сразу несколько компонентов: браузер Netscape Navigator, программу для работы с электронной почтой и новостными группами Netscape Mail and Newsgroups, адресную книгу Netscape Address Book и HTML-редактор Netscape Composer. Однако инициатива по созданию универсального решения для работы с веб-ресурсами не нашла поддержки у пользовательской аудитории, и детище Netscape Communications стало стремительно терять долю рынка. Немалую роль в этом сыграл маркетинговый ход Microsoft, предполагавший включение IE в каждую копию операционной системы Windows, на то время уже доминировавшей на рынке персональных компьютеров и рабочих станций. Противостояние Netscape и Microsoft и стремление компаний привнести что-то свое оригинальное во Всемирную паутину не прошло незамеченным со стороны консорциума World Wide Web Consortium (W3C), в 1997 году представившего рабочий проект новой, четвертой версии языка гипертекстовой разметки HTML. Выпуск HTML 4.0 должен был стандартизировать элементы разметки и устранить создавшуюся на тот момент путаницу из различных веб-конструкций и тегов, используемых разными браузерами для отображения сетевого контента. Старожилы из числа веб-мастеров помнят, сколько сил тогда приходилось тратить на «заточку» сайтов под конкретный интернет-обозреватель. У кого-то зрительная память наверняка до сих пор еще хранит изображения информационных значков «лучше всего просматривать этот сайт в Netscape» или «этот сайт оптимизирован для просмотра в Internet Explorer». Впоследствии с монополизацией рынка Internet Explorer эта проблема перестала быть актуальной, и вновь о ней заговорили с последовавшей через несколько лет второй конфронтацией браузеров, начавшейся с открытия компанией Netscape Communications исходного кода своего веб-обозревателя, появления Mozilla Firefox и других альтернативных решений для работы в сетевой среде. В российском сегменте глобальной сети события двадцатилетней давности запомнились запуском поисковой системы «Яндекс», название которой придумали Илья Сегалович и Аркадий Волож. «Яндекс» образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. Робот поисковой системы (сетевой паук) обходил 5 тысяч серверов каждую неделю и при индексировании учитывал ряд параметров, включая проверку уникальности документов. Область поиска ограничивалась серверами доменов .SU и .RU, а также иностранными русскоязычными веб-площадками, в том числе — стран СНГ. Примечательно, что на тот момент индекс русскоязычного Интернета целиком умещался на одном SCSI-диске емкостью 4 Гбайт, а команда разработчиков сервиса составляла около десяти человек. Современный «Яндекс» очень далеко ушел от своего прародителя и продолжает эволюционировать с каждым годом, собирая и структурируя самую разнообразную информацию, не ограничиваясь поиском только по веб-страницам. Практически все сервисы компании в настоящий момент используют технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта на базе нейронных сетей — для ранжирования в поиске, показа рекламы, машинного перевода. «Яндекс» поддерживает крупнейшую в России сеть центров обработки и хранения данных — десятки тысяч серверов. При этом вычислительные возможности и алгоритмы сервиса также используются партнерами компании — научными организациями для проведения исследований. Сейчас у «Яндекса» есть офисы и представительства в восьми странах, в которых работают более 6 тысяч специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Сервисами компании пользуются почти 60 млн россиян в месяц. В настоящее время стало привычным вести повседневную активность в глобальной сети и исчислять пользовательскую аудиторию популярных онлайновых сервисов в миллионах, а тогда — 20 лет назад — для многих Интернет как средство коммуникации был в диковинку и только-только начинал свое развитие. Модемные соединения с вечно рвущейся связью и скоростью передачи данных 33,6 кбит/с, эйфория от общения в веб-форумах, гостевых книгах, чатах, IRC-сетях и по электронной почте, томительное ожидание загрузки страниц того или иного сайта и неописуемый восторг от предоставляемых вычислительной техникой и всемирной сетью новых возможностей. Интернет середины 90-х годов был молод и хаотичен, по-своему уникален и притягателен. Именно в то время в нем стали появляться рассчитанные на широкую аудиторию веб-площадки и медиаресурсы, зарождаться новаторские идеи вроде сервиса мгновенного обмена сообщениями ICQ, электронная коммерция, реклама и интернет-бизнес. Именно в то время наблюдались резкое возрастание интереса аудитории к сетевым технологиям и головокружительный взлет ценных бумаг высокотехнологических компаний, закончившийся, как мы помним, крахом доткомов и банкротством многих работавших на интернет-рынке фирм. Впрочем, это уже совсем другая история.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|