Сегодня 18 августа 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Ты помнишь, как все начиналось?

⇣ Содержание

Говоря языком путешественников, девяностые для игровой индустрии были эпохой Великих географических открытий. Массовый переход на трехмерную графику дал толчок к развитию нескольких жанров: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, MMORPG — сейчас нельзя представить себе мир без них, а тогда они делали свои первые шаги. В начале девяностых SEGA была на острие прогресса — появились Virtua Racing (1992) и Virtua Fighter (1993), игры с фантастической по тем временам 3D-графикой. Видя такой успех, Sony повернула разработку PlayStation в соответствующую сторону — а ведь изначально консоль планировалось оснастить железом для 2D-игр. Для нас все это было чем-то далеким — на постсоветском пространстве безраздельно властвовали компьютеры.

И какое же это было замечательное время для ПК-игроков! 1997-й год выдался особенно сочным. id Software, годом ранее взорвавшая мир немыслимо технологичным, быстрым и красивым Quake, выкатила Quake II. В отличие от предшественника, на MS-DOS он уже не работал — всем, кто хотел приобщиться к хай-теку, пришлось ставить Windows 95 с пятнадцати «трешек» (или CD-диска, если такая роскошь была доступна). Как и с первой «квакой», мы снова не могли поверить в то, что видим на своих пузатых мониторах — такой фантастической графики просто не может быть, это какая-то черная магия! Первоначальный шок и наслаждение божественной картинкой сменились ожесточенными LAN-битвами в прокуренных интернет-кафе. Особым шиком считалось принести «конфиг» из дома на дискете и загрузить его через консоль — и все, создаем и рубимся, пока за окном не станет светло. Кто помнит лифт на Q2DM1, который можно заклинить удачно убитым соперником?

 За «рельсой», кажется, надо было прыгать в воду? Память уже не та…

За «рельсой», кажется, надо было прыгать в воду? Память уже не та…

RTS не отставали. Во времена, когда зеленый логотип Westwood Studios отождествлялся с жанром и воспринимался как гарантия качества, а Command & Conquer гордо восседала на вершине, дерзкие выскочки из Cavedog Entertainment, никогда не делавшие стратегий, выстрелили со своей Total Annihilation — первой RTS с трехмерными юнитами и ландшафтом. На поле боя в невероятном 3D сражались танки, двуногие боты, корабли, артиллерия и самолеты. И снова мы не могли поверить своим глазам. Но больше всего почему-то впечатлял тот факт, что искореженные остовы уничтоженной техники никуда не исчезали и оставались на карте навсегда — если, конечно, одна из воюющих сторон не перерабатывала их на металл.

 Total Annihilation поражала не только графикой, но и разнообразием боевых единиц. Как вам танки-амфибии?

Total Annihilation поражала не только графикой, но и разнообразием боевых единиц. Как вам танки-амфибии?

Понятия MMORPG как такового тогда не существовало, но разработчики уже экспериментировали с идеей постоянного окружения, которое живет своей жизнью, а игрок в нем — не пуп земли, а всего лишь один из обитателей. Результатом таких экспериментов стала Ultima Online, пришедшая на смену текстовым MUD (Multi-User Dungeon). Ричард Гэрриот и Origin Systems создали первую MMORPG в ее современном понимании — с постоянным миром, развитием и индивидуализацией персонажа, социальным взаимодействием. Двадцать лет назад каждый мог стать героем — а если были герои, значит, должны быть и злодеи. Безопасные зоны появились много позже, в расширении Renaissance (2000 год), а до этого каждый игрок в любой момент мог пасть жертвой другого игрока.

 1997 год. Тогда оскорбления в онлайне были далеко не такими затейливыми, как сейчас (скриншот mmorpg.com)

1997 год. Тогда оскорбления в онлайне были далеко не такими затейливыми, как сейчас (скриншот mmorpg.com)

Вообще, если бы мы составляли хит-парад годов, 1997-й подобрался бы очень близко к вершине, ведь за эти двенадцать месяцев вышло огромное множество интересных, важных, знаковых и просто памятных игр. Ряды шутеров от первого лица пополнили Blood, Shadow Warrior и Hexen II; появились новые точки отсчета: Age of Empires, Carmageddon, Dungeon Keeper, Fallout, GTA, MDK (не то, что вы подумали, а увлекательный и причудливый шутер от третьего лица); свет увидели ожидаемые продолжения: Need for Speed II, Riven (сиквел Myst), Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II, Tomb Raider II. До пришествия Half-Life, которая навсегда изменит мир интерактивных развлечений, еще год…

И все это — в лихие девяностые, при полном отсутствии лицензионного рынка в России и странах СНГ. Только в 99-м «Бука» совершит революцию и официально выпустит «Героев меча и магии III», положив начало легальной издательской деятельности на наших необузданных просторах. Но это еще впереди, а пока мы жадно скупаем и обмениваемся дисками от «Фаргуса», «Дядюшки Рисёча», «7-го волка» и других пиратских легенд, а логотип 3dfx на обложке вызывает волнительное предвкушение.

 Вместо тысячи слов

Вместо тысячи слов

Пожалуй, пора закругляться с этим стариковским бормотанием, а то становится неудобно печатать текст сквозь пелену ностальгических слез.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Психологический хоррор Bad Cheese с «жутковатым очарованием» мультфильмов 1920-х годов взял курс на релиз — дата выхода и новый трейлер 2 ч.
Дракона не остановить: Team Spirit стала чемпионом BLAST Bounty Season 2, разгромив The MongolZ 12 ч.
Новая статья: Mafia: The Old Country — возвращение привычной «Мафии». Рецензия 17-08 00:09
Мошенники начали заменять контакты на смартфонах жертв при помощи файлов VCF 16-08 18:59
Сэм Альтман рассказал о перспективах OpenAI, ИИ и других технологий 16-08 17:14
Meta проведёт масштабные изменения в структуре ИИ-подразделений — в четвёртый раз за полгода 16-08 15:23
Google Gemini был доступен для россиян всего несколько часов 16-08 15:03
GPT-5 пока не смогла порадовать потребителей, зато корпоративные клиенты пришли в восторг 16-08 13:11
В рамках вторичного размещения персонал OpenAI продаст акций на сумму $6 млрд 16-08 07:17
Волна интереса к ИИ порождает новых миллиардеров с рекордной скоростью 16-08 04:34
Rio AI City: Рио-де-Жанейро станет ИИ-городом при поддержке NVIDIA и Oracle 14 мин.
UGREEN запустила глобальные продажи 145-Вт пауэрбанка с беспроводной зарядкой, 200-Вт адаптера питания и беспроводных наушников 24 мин.
Медный век: глава Nvidia убеждён, что кремниевая фотоника получит распространение ещё очень не скоро 26 мин.
Blackview Active 12 Pro — сверхпрочный планшет с DLP-проектором и батареей на 30 000 мА·ч для работы и отдыха 30 мин.
SonicWall представила новые межсетевые экраны Generation 8 с защитой по подписке 46 мин.
Частичная национализация Intel и другие инициативы Трампа могут похоронить всю полупроводниковую промышленность США 48 мин.
Doogee V Max Play — сверхпрочный смартфон и карманный кинотеатр в одном устройстве 2 ч.
Необычные воздушно-алюминиевые генераторы Phinergy пропишутся в ЦОД США 2 ч.
За полгода SoftBank увеличила свой пакет акций Nvidia в три раза 3 ч.
В Китае государственные центры обработки данных должны использовать не менее половины местных ускорителей в своём составе 4 ч.