Сегодня 08 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Minidisc FAQ

⇣ Содержание

Вопросы про MDLP (Long Play)


1. Что такое MDLP?
MiniDisc “Long Play”. Режим введен в сентябре 2000 на аппарате Sony MDS-JB940, представляет собой новой способ кодирования звука на минидиске, имеет два режима: первый дает 160 минут стерео (LP2), второй – 320 минут стерео (LP4). В LP2 стерео каналы кодируются независимо друг от друга, в LP4 реализуется объединенное стерео (joint stereo).

2. Какой кодер используется для MDLP?
Так называемый ATRAC3, который также применяется в Sony MemoryStick Walkman, Vaio Music Clip и Network Walkman.

3. ATRAC3? Это случайно не шаг назад? Я думал, что современные аппараты Sony должны использовать ATRAC 4 или что-то подобное?
Sony использовала запутывающую схему именования своих вариаций ATRAC. Все минидисковое оборудование до внедрения MDLP использовало ATRAC1 какого-либо поколения (обратите внимание на отсутствие пробела между ATRAC и цифрой 1). Правильно будет называть ATRAC на MZ-1 (первая MD машина Sony) ATRAC1 версии 1.0, а на MDS-501 (high-end MD аппарат) – ATRAC1 версии 2.0 и т.д. По этой номенклатуре современные стационары Sony (после 2001 года) используют ATRAC1 версии 4.5 и ATRAC1 тип R. MDLP использует новое несовместимое со старым кодирование ATRC3 версии 1.0, которое мы кратко будем называть просто ATRAC3 (еще раз обратите внимание на отсутствие пробела между ATRAC и 3).

4. Хорошо, пусть будет ATRAC3. А что случилось с ATRAC2?
Он был переименован в ATRAC3! Серьезно, аудио кодеры – это постоянно развивающиеся компьютерные программы, и между версиями у них обычно бывает немного различий. Вообще их следует серьезно переименовывать, когда форматы хранения становятся несовместимыми. ATRAC2 (описанный кратко и с немного большими деталями) серьезно отличается от оригинала, существующей системы ATRAC, окно трансформации у него в два раза больше (1024 семпла [23,2 мс] против 512 семплов [11,6 мс]), тоновые компоненты сигнала кодируются отдельно от остального спектра. то есть входящий сигнал разбивается на 4 диапазона частот, а не на 3. При этом на финальном битовом потоке используется кодирование Хаффмана для избавления от избыточности.
Хотя ATRAC2 никогда не был включен в состав экспортируемых продуктов Sony, в PlanetMG FAQ ATRAC2 упомянут “вторым форматом, также называемым ATRAC Data, используемым Sony в системах цифровой передачи музыки через спутниковый сервис SkyPerfecTV в Японии”. Формат “ATRAC Data” и есть, скорее всего, ATRAC2, хотя пресс-релиз Sony по поводу MDS-DL1 и SkyPerfectTV не упоминает “ATRAC Data” вообще, так что вся музыка на минидисках соответствует существующим ATRAC стандартам.
ATRAC3 (вкратце описанный на соответствующей информационной странице Sony и несколько более подробно в PDF статье TechnoWorld) очень похож на ATRAC2 по структуре. Единственное различие – ATRAC3 снова использует ATRAC1 QMF (Quadrature Mirror Filters) для разделения на диапазоны частот, в то время как ATRAC2 использует PQF (Polyphase Quadrature Filters). Учитывая популярность MP3, а также отсутствие потенциально несовместимого формата ATRAC2, скорее всего именно по маркетинговым соображениям Sony переименовала их кодек с высокой компрессией в ATRAC3.

5. Могут ли новые дорожки, записанные в режиме LP, быть проиграны на старых, не поддерживающих MDLP, аппаратах?
Нет

6. Что произойдет, если я попытаюсь проиграть LP дорожку на старом, не поддерживающем MDLP, аппарате?
Вы ничего не услышите. 20-минутная дорожка LP2 будет проигрываться как 10 минут полной тишины. 20-минутная LP4 дорожка будет проигрываться как 10 минут тишины (поскольку MD устройство считает такую дорожку SP моно).
Аппараты, не поддерживающие MDLP, скорее всего, покажут в начале названия дорожки “LP:”. Эти символы помещаются в название дорожки записывающими устройствами MDLP по умолчанию (эта функция, называемая “LPstamp”, может быть отключена). MDLP аппараты будут отсекать “LP:” (если LPstamp включен) при выводе названия на дисплей.

7. Будут ли новые MDLP проигрыватели воспроизводить старые (в режиме “SP”) диски?
Да.

8. Будут ли новые MDLP устройства записывать старые (в режиме “SP”) диски?
Да.

9. Могут ли старые аппараты, без поддержки MDLP, переименовывать MDLP дорожки?
Да.

10. Какие битовые потоки используются?
Стандартный ATRAC (“SP”) составляет 292 кбит/с, LP2 - примерно 132 кбит/с, LP4 – примерно 66 кбит/с. Битовые потоки LP режима не составляют 146 кбит/с (292/2) и 73 кбит/с (292/4) по простой причине: в режиме LP2 и LP4 добавляется 20 байт лишних данных на звуковую группу в 212 байт для сохранения совместимости с режимом SP, благодаря чему они представляются на старых устройствах нормальными звуковыми группами ATRAC, не содержащими никакого звука. Таким образом, при проигрывании LP2/LP4 дорожек на старых аппаратах, не поддерживающих MDLP, вы не услышите ничего. Благодаря этому подобные аппараты не воспроизводят режущий уши цифровой шум при проигрывании LP дорожек.

11. То есть 10% битового потока теряется в LP режиме только из-за этого?
Да. Sony выделила 2-битовое поле в оригинальной спецификации MD для индикации нестандартного кодирования дорожки, благодаря чему проигрыватели могут игнорировать дорожки с неизвестными типами данных. К сожалению, большинство не-MDLP проигрывателей просто игнорирует биты режима и проигрывает дорожку в любом случае.

12. Почему не существует монофонических LP режимов, которые смогли бы удвоить время записи?
ATRAC3 в режиме LP4 кодирует звук в режиме объединенного стерео (joint stereo), то есть правый и левый каналы кодируются одним фрагментом, затем следует кодирование разницы между этими двумя каналами для улучшения сжатия. По этой причине продолжительность монофонического сигнала не возрастет в два раза, а будет меньше. Таким образом, по причине существенного усложнения и лишь частичного увеличения емкости Sony отказалась от реализации монофонического режима LP4. ATRAC3 в режиме LP2, с другой стороны, может использоваться для кодирования монофонического сигнала, однако существующие аппараты Sony его пока не поддерживают.

13. Если в режиме LP4 правый и левый каналы кодируются совместно, то какой способ их разделения здесь используется?
Sony не дает спецификаций разделения каналов для режима LP4, но кодирование совершенно не связанных сигналов правого и левого каналов не приведет к хорошему результату.

14. Насколько качественный звук получается при записи в LP?
По сообщениям пользователей, LP2 режим очень близок к стандартному ATRAC. LP4 имеет заметные артефакты, но он вполне подходит для портативного применения. Брайан Юн собрал несколько мнений пользователей в своей статье по поводу качества MDLP режимов. Также некоторые комментарии можно почитать в статье к Sony MZ-R900.

15. Будет ли MDS-W1 переносить дорожки в режиме LP?
Сдвоенный MD стационар Sony MDS-W1 не будет переносить MD дорожки корректно. При переносе LP2 и LP4 дорожек на другой диск их SP биты в заголовке TOC изменяются, в результате чего на втором диске мы получаем преобразование LP4 дорожки в (тихую) SP моно дорожку, и LP2 – в (тихую) SP стерео дорожку. Аудио данные, с другой стороны, копируются правильно, поэтому возможное редактирование TOC может исправить ситуацию, и LP дорожки будут правильно воспроизводиться.

16. Какое MD оборудование поддерживает LP режим?
Смотрите соответствующую таблицу

17. Могу ли я прослушать несколько примеров ATRAC3 сжатия для оценки?
Пользователи Windows могут скачать файл ATRAC3.zip, распаковать его в папку, затем нажать правой клавишей мыши на atrac3.inf и выбрать “Установить/Install”. Это приведет к установке ATRAC3 кодека (файл .acm) в систему, что позволит проигрывать .wav файлы, содержащие ATRAC3 звук (кстати, позволит и записывать) через стандартные инструменты (Sound Recorder, Windows Media Player 7, Winamp, Goldwave [кодируйте ATRAC3 в Goldwave через выбор “File->Save As->Save as type: ‘Wave’, File Attributes: ‘ATRAC3’”]. На сайте PlanetMG вы можете найти файлы ATRAC3 и Windows Media, также вы можете там же скачать плагин ATRAC3 для Windows Media Player. Проигрыватель “RealPlayer” с поддержкой “RealAudio 8” также может проигрывать Sony ATRAC.

После скачивания вы можете прослушать отрывок “Sichia”. Отрывок подобран таким образом, чтобы выявить отличия в качестве звука на различных битовых потоках.

Отрывок: "Sichia" (de Lucia) дорожка 4, 2:00-2:35
CD: Passion Grace and Fire (McLaughlin, Di Meola, de Lucia)
Оригинальный CD звук 6 Мб
ATRAC3 @ 132 кбит/с 580 кб
ATRAC3 @ 105 кбит/с 460 кб
ATRAC3 @ 66 кбит/с 290 кб
MP3 Stereo @ 56 кбит/с / 24 кГц 245 кб
MP3 Stereo @ 56 кбит/с / 22 кГц 246 кб
MP3 Stereo @ 56 кбит/с / 16 кГц 244 кб

Примечания:
1. В Интернете можно скачать публично доступные ATRAC3 файлы, однако Sony использует свой формат вместо WAV: заголовок несовместим с форматом WAV, поэтому эти файлы нельзя проиграть с помощью стандартных инструментов. Впрочем, поток данных в них не отличается, так что вы можете просто поменять у этих файлов заголовок.
2. Аудио кодек был скомпилирован из публично доступных фрагментов, поэтому он может не соответствовать кодеку Sony, который поставляется с MDLP и MemoryStick устройствами. Кодек поставляется только в образовательных целях, поэтому по всем вопросам коммерческого использования обращайтесь на atrac3@Sony.co.jp.

18. А что насчет поддержки ATRAC3 в Real Networks?
Sony и Real Networks подписали сделку, в результате чего ATRAC3 был включен в аудио кодер RealAudio8. RealSystem Producer Basic доступен для свободного скачивания, он может кодировать ATRAC3 звук в потоках 352, 264, 176, 132, 105, 96, 64, 44, 32 и 20 кбит/с. Кодирование ATRAC3 с потоком 146 кбит/с доступно только в RealSystem Producer Plus за $200.
Использование версии RealProducer для ПК совсем не тривиально, поскольку интерфейс программы выполнен неудачно. Ниже приведена последовательность шагов для кодирования.

1. После того, как вы скачаете RealProducer, запустите его.

Программа выведет диалог “New Session”, где будет запрошено имя .wav файла для преобразования и имя выходящего “.rm” файла, который будет создан.

2. После ввода необходимой информации вам будет выведено основное диалоговое окно.

Битовый поток выбирается довольно оригинально – через указание целевой аудитории “Target Audience”. Соответствие целевой аудитории битовому потоку по умолчанию приведено чуть ниже.

3. Вы можете сами установить соответствие целевой аудитории битовому потоку через меню “Options -> Target Audience Settings -> for RealAudio Clips”.

Вам будет выведен диалог “Target Audience Settings”.

Здесь вы можете установить предпочитаемый битовый поток ATRAC3 для каждой предполагаемой скорости работы сети. Однако в “basic” версии вы не можете ничего здесь изменять. Так что подобный диалог будет полезен только лишь для просмотра соответствия битового потока ATRAC3 целевой аудитории. При кодировании стерео музыки соответствие показано ниже (мы включили ссылки на отрывок “Sichia”, закодированного при указанных битовых потоках).

512K DSL/Cable Modem 352 кбит/с стерео музыка Sichia@352 кбит/с
384K DSL/Cable Modem 264 кбит/с стерео музыка Sichia@264 кбит/с
256K DSL/Cable Modem 132 кбит/с стерео музыка Sichia@132 кбит/с
Corporate LAN 105 кбит/с стерео музыка Sichia@105 кбит/с
Dual ISDN 44 кбит/с стерео музыка Sichia@44 кбит/с
Single ISDN 20 кбит/с стерео музыка Sichia@20 кбит/с
56K Modem 20 кбит/с стерео музыка Sichia@20 кбит/с

4. Вернитесь в главное окно. Ниспадающее меню “Audio Format” позволяет вам выбрать формат музыки (стерео музыка, музыка и т.д.). Однако для каждого формата вам нужно вновь проверить соответствие битового потока в окне “Target Audience Settings”.

5. Наконец, нажмите “Start” в панели “Recording Controls” в левой нижней части окна для начала кодирования. Затем ваш .wav файл будет закодирован в ATRAC3. После завершения вы можете нажать клавишу “Statistics” для просмотра битового потока и времени длительности аудио отрывка.

6. Вам понадобится Real Network RealPlayer8 (доступен бесплатно) для проигрывания закодированных файлов.

19. Где я могу подробнее ознакомиться с ATRAC3?
Посмотрите эти ссылки:
Информационная страница Sony ATRAC3
Статья TechnoWorld
Статья про MDLP на корейском


Блоковая диаграмма ATRAC3.

20. Что случится, если привод MD начнет проигрывать MD аудио данные в ошибочном режиме?

Мы использовали технику клонирования TOC для изучения подобных ситуаций. Вы можете более подробно ознакомиться с расшифровкой содержания TOC здесь.

Режим записанных аудио данных Режим для дорожки, записанный в UTOC Результат проигрывания на MDLP аппарате Результат проигрывания на не-MDLP аппарате
SP стерео SP стерео SP стерео SP стерео
SP моно SP моно с половинной скоростью SP моно с половинной скоростью
LP2 тишина SP стерео
LP4 тишина SP моно с половинной скоростью
SP моно SP стерео SP моно с удвоенной скоростью SP моно с удвоенной скоростью
SP моно SP моно SP моно
LP2 тишина SP моно с удвоенной скоростью
LP4 тишина SP моно
LP2 SP стерео тишина тишина
SP моно тишина тишина
LP2 LP2 тишина
LP4 цифровой шум тишина
LP4 SP стерео тишина тишина
SP моно тишина тишина
LP2 LP4 с удвоенной скоростью тишина
LP4 LP4 тишина
Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Fortnite превратили в Counter-Strike — в игре появится новый режим, но россиян в него не пустят 3 ч.
Новая статья: The Rise of the Golden Idol — заполнять бумаги бывает весело. Рецензия 4 ч.
Новая статья: Gamesblender № 703: конкурент RTX 4060 от Intel, новый провал Ubisoft, A-Life 2.0 в S.T.A.L.K.E.R. 2 5 ч.
M1Cloud рассказала о тенденциях на облачном рынке России в уходящем году 10 ч.
Фонд Insight Partners продал $2-млрд долю в Veeam при оценке компании в $15 млрд 11 ч.
Meta утёрла нос OpenAI: её ИИ оказался вдвое популярнее ChatGPT 15 ч.
Парижский суд впервые допросил основателя Telegram Павла Дурова по существу предъявленных обвинений 07-12 00:22
Ubisoft пытается договориться с акционерами о выкупе компании — основатели боятся потерять контроль, а Tencent хочет больше власти 07-12 00:10
Новая статья: [REDACTED] — в тюрьме как в Тартаре. Рецензия 07-12 00:05
Бывший аниматор Rockstar объяснил, почему студия тянет со вторым трейлером GTA VI 06-12 23:08