Наиболее значительным достижением графического подразделения AMD за долгие годы стала разработка микроархитектуры Radeon DNA, которой предстоит целиком вытеснить заслуженную, но уже не соответствующую конкурентной обстановке логику Graphics Core Next из потребительских видеокарт. RDNA превосходно зарекомендовала себя в средне-высоком сегменте производительности и цены благодаря удачным моделям Radeon RX 5700 и RX 5700 XT. Главный вопрос, который встал перед болельщиками красной команды и аналитиками IT-индустрии, это в каком направлении AMD будет двигаться дальше.
С того момента, как в распоряжении AMD появились сравнительно компактные чипы Navi 10, никто не сбрасывает со счетов появление флагманских продуктов на основе RDNA, а на днях глава компании Лиза Су лично подтвердила, что работы над высокопроизводительным кристаллом Navi (предположительно, уже с логикой RDNA2 внутри) идут полным ходом. Однако на ближайшее время цели «красных» выглядят иначе. Дело в том, что Advanced Micro Devices — не настолько большая компания, как кажется, и среди трех лидирующих чипмейкеров в сфере серверных и потребительских ПК располагает наименьшей рабочей силой. Если отталкиваться от актуальных публичных данных, в AMD работает чуть больше 10 тыс. человек, в то время как персонал NVIDIA на треть больше, а у Intel число сотрудников перевалило за 110 тыс. Причем в отличие от сфокусированной на графике NVIDIA, AMD занимается разработкой и производством еще и центральных процессоров.
В таких условиях приходится тщательно устанавливать приоритеты. А если говорить о совокупной экономике дискретных GPU, то какая категория устройств наиболее востребована геймерами? Правильно, это ускорители для игр в разрешении 1080p, и даже устройства класса Radeon RX 5700 XT, формально ориентированные на режим 1440p, по большей части покупают для того, чтобы гарантировать запас кадровой частоты в народном 1080p. Топовые графические процессоры для 4К-экранов имеют высокое статусное значение, но это вовсе не та категория, благодаря которой компания может быстро нарастить долю пользователей, и даже не та, из которой поступает основной доход.
Неудивительно, что сразу после Radeon RX 5700 (XT) AMD начала подготовку к запуску бюджетных устройств серии Radeon RX 5500 — сначала для сборщиков готовых систем, а затем и для частников. Не сказать, что нас особо впечатлила розничная модель Radeon RX 5500 XT, но то же самое относится к ее главному сопернику — GeForce GTX 1650 SUPER. Обе видеокарты были бы хороши для своей рыночной ориентации, если бы не объем оперативной памяти в 4 Гбайт, который прямо на старте поставил их на грань устаревания. У Radeon RX 5500 XT существует разновидность с удвоенным объемом RAM, но у нее, в свою очередь, есть явные проблемы с ценой.
Как бы то ни было, благодаря Radeon RX 5700 (XT) и двум модификациям Radeon RX 5500 XT AMD сформировала основу новой продуктовой линейки, а теперь настало время заполнить широкий промежуток, существующий между ними. Пока этого не случилось, в диапазоне между 8-гигабайтной версией Radeon RX 5500 XT (рекомендованная цена $199) и Radeon RX 5700 ($349) благоденствовали ускорители NVIDIA серии GeForce 1660 . Новый Radeon RX 5600 XT при цене в $279 настроен на прямую конфронтацию с GeForce GTX 1660 Ti и, по плану AMD, должен сподвигнуть на апгрейд экономных геймеров, цепляющихся за железо предыдущего поколения (GeForce GTX 1060 и Radeon RX 590). Увы, на рынке дискретных видеокарт, которому не чужды резкие ценовые перестановки, инициативы производителей далеко не всегда завершаются по плану. Реальным конкурентом Radeon RX 5600 XT будет вовсе не GeForce GTX 1660 Ti, а более дешевый, но почти столь же производительный GTX 1660 SUPER . Кроме того, NVIDIA в качестве ответного хода на анонс Radeon RX 5600 XT объявила скидку на GeForce RTX 2060 . Все эти видеокарты находятся в довольно тесном диапазоне быстродействия и не предполагают колебаний в объеме оперативной памяти. Похоже, что и в этот раз среди соперников будет непросто выбрать фаворита. Но мы попытаемся.
⇡#Технические характеристики, цены
Про Radeon RX 5600 XT было заранее известно, что AMD не приготовила для новинки отдельный GPU, который соответствует по быстродействию TU116 от NVIDIA, обслуживающему всю серию GeForce GTX 1660. Компактный чип Navi 14, дебютировавший в Radeon RX 5500 (XT), не располагает достаточной вычислительной мощностью для этой задачи даже в полностью разблокированной конфигурации (пока что эксклюзивной для лэптопов Apple). Вместо него пришлось еще раз пустить в дело кристалл Navi 10, только соответствующим образом урезанный. AMD очень редко выпускает на основе одного и того же графического процессора сразу три модели в рамках одного семейства, если не брать в расчет продукты OEM и специфические ответвления продуктовой линейки для локальных рынков. Однако таким образом компания может убить двух, а то и трех зайцев сразу — поставить на службу отбракованные при производстве Radeon RX 5700 кристаллы GPU и создать новое предложение в богатой рыночной шине между 199 и 349 долларами. А еще AMD оставила себе и партнерам по производству конечных продуктов широкое пространство для манипуляции техническими характеристиками (которая началась еще до официального запуска новинки на рынок, но об этом чуть позже).
Производитель | AMD |
Модель |
Radeon RX 5500 (OEM) |
Radeon RX 5500 XT |
Radeon RX 5600 (OEM) |
Radeon RX 5600 XT |
Radeon RX 5700 |
Radeon RX 5700 XT |
Radeon RX 5700 XT Anniversary Edition |
Графический процессор |
Название |
Navi 14 XT |
Navi 14 XTX |
Navi 10 XE |
Navi 10 XLE |
Navi 10 PRO |
Navi 10 XT |
Navi 10 XT |
Микроархитектура |
RDNA |
RDNA |
RDNA |
RDNA |
RDNA |
RDNA |
RDNA |
Техпроцесс, нм |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
Число транзисторов, млн |
6 400 |
6 400 |
10 300 |
10 300 |
10 300 |
10 300 |
10 300 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Game Clock / Boost Clock |
1 500/1 670/1 845 |
1 607/1 717/1 845 |
1 130/1 375/1 560 |
1 130/1 375/1 560 |
1 465/1 625/1 725 |
1 605/ 1755/1 905 |
1 680/1 830/1 980 |
Шейдерные ALU |
1 408 |
1 408 |
2 048 |
2 304 |
2 304 |
2 560 |
2 560 |
Блоки наложения текстур (TMU) |
88 |
88 |
128 |
144 |
144 |
160 |
160 |
Блоки операций растеризации (ROP) |
32 |
32 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
Оперативная память |
Разрядность шины, бит |
128 |
128 |
192 |
192 |
256 |
256 |
256 |
Тип микросхем |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
GDDR6 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) |
1 750 (14 000) |
1 750 (14 000) |
1 500 (12 000) |
1 500 (12 000) |
1 750 (14 000) |
1 750 (14 000) |
1 750 (14 000) |
Объем, Мбайт |
4 096 |
4 096/8 192 |
6 144 |
6 144 |
8 096 |
8 096 |
8 096 |
Шина ввода/вывода |
PCI Express 4.0 x8 |
PCI Express 4.0 x8 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
PCI Express 4.0 x16 |
Производительность |
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) |
5 196 |
5 196 |
6 390 |
7 188 |
7 949 |
9 754 |
10 138 |
Производительность FP64/FP32 |
1/16 |
1/16 |
1/16 |
1/16 |
1/16 |
1/16 |
1/16 |
Производительность FP16/FP32 |
2/1 |
2/1 |
2/1 |
2/1 |
2/1 |
2/1 |
2/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с |
224 |
224 |
288 |
288 |
448 |
448 |
448 |
Вывод изображения |
Интерфейсы вывода изображения |
DL DVI-D, DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DL DVI-D, DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b |
TBP/TDP, Вт |
150 |
130 |
150 |
150 |
185 |
225 |
235 |
Розничная цена (США, без налога), $ |
НД |
4 Гбайт: 169 8 Гбайт: 199 (рекомендованная) |
НД |
279 (рекомменд.) |
349 (рекомменд.) |
399 (рекомменд.) |
449 (рекомменд.) |
Розничная цена (Россия), руб. |
НД |
4 Гбайт: 12 999 8 Гбайт: 14 299 (рекомендованная) |
НД |
20 990 (рекомменд.) |
25 499 (рекомменд.) |
29 499 (рекомменд.) |
НД |
Вопрос, в каких именно функциональных блоках оказался урезан Navi 10, и насколько сильно. Похоже, ампутационная бригада AMD была в хорошем настроении, и чип Navi 10 XLE в составе Radeon RX 5600 XT не просто сохранил большую часть «ядерной» вычислительной мощности полнофункциональной версии, а полностью воспроизводит конфигурацию Radeon RX 5700, включая 36 Compute Unit’ов и 64 блока операций растеризации (ROP). Число последних, таким образом, стало константой для всех трех видеокарт на базе Navi 10. Единственное, чего лишился Radeon RX 5600 XT, — это четверти всех контроллеров оперативной памяти и связанных с ними секций кеша второго уровня. В дополнение к суженной до 192 бит шине RAM новинке полагаются по спецификациям чипы GDDR6 с пропускной способностью 12 Гбит/с вместо 14-гигабитных микросхем Radeon RX 5700 (XT), что оставляет в распоряжении GPU лишь 64 % полного канала связи с набортной памятью видеокарты.
Как нетрудно догадаться, 192-битная шина означает, что видеокарта получит безальтернативные 6 Гбайт оперативки (3 Гбайт было бы слишком мало, а 12 слишком много). К такому объему в современных ускорителях мы не настроены настолько критично, как к видеокартам с 4 Гбайт RAM, однако есть опасения по поводу жизнеспособности Radeon RX 5600 XT (а также всей серии GeForce GTX 1660, не говоря уже об RTX 2060) в долговременной перспективе. Позднее в текущем году выйдут игровые консоли нового поколения, и системные требования игр одним махом увеличатся, поставив под угрозу любые ускорители с объемом оперативной памяти меньше 8 Гбайт.
Дополнительным фактором, дифференцирующим Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 5700, стали различные тактовые частоты графического процессора. Параметр Boost Clock (оппортунистическая частота при «холодной» нагрузке) AMD понизила с 1725 до 1560 МГц, а Game Clock (типичная частота в играх) — с 1625 до 1375. Что касается потребляемой мощности новинки, то большой чип, позаимствованный у более дорогой модели, совсем не обязательно является препятствием для достижения высоких показателей производительности на ватт. Особенно в том случае, когда производительность регулируется преимущественно тактовыми частотами, нежели отключением вычислительных блоков. Конфигурация внутренних секций ядра Navi 10 XLE в составе Radeon RX 5600 XT не отличается от таковой у Navi 10 PRO из Radeon RX 5700, но рабочие частоты резко снижены, а значит чип должен пользоваться сниженным напряжением питания. Отсюда и проектное сокращение мощности кристалла, и меньше токов утечки. AMD оценивает полную мощность платы Radeon RX 5600 XT в 150 Вт и в то же время дала намек, что перестраховалась в спецификациях, а на практике ускоритель будет еще экономнее. В это охотно верится, ведь сократить мощность Radeon RX 5700 cо штатных 185 до 160 Вт путем андерволтинга — довольно тривиальная задача даже при очень консервативном уменьшении реальных тактовых частот.
Прямым соперником Radeon RX 5600 XT по рекомендованной розничной цене является GeForce GTX 1660 Ti. Обе видеокарты предлагаются за сумму от $279 (здесь и далее мы вынуждены оперировать цифрами для рынка США, т. к. рублевые цены новинки еще не были обнародованы во время подготовки обзора, да и с действительностью они всегда коррелируют хуже долларовых), однако если верить результатам внутренних тестов производителя, покупателям красной марки светят дополнительные 20 % производительности в требовательных играх. Но давайте будем откровенны: в актуальном каталоге GTX 1660 Ti (да и «просто» GTX 1660) — практически мертвая позиция, утратившая всякую привлекательность в глазах осведомленного покупателя. Очевидным спойлером для Radeon RX 5600 XT является GeForce GTX 1660 SUPER, который — уже по нашим собственным оценкам — обеспечивает в играх 96 % среднего фреймрейта GTX 1660 Ti и будет соперничать с новинкой пусть не по чистому быстродействию, зато по удельным FPS на доллар. Однако AMD достаточно уверена в потенциале RX 5600 XT, чтобы назначить ему именно такую цену, при том что GTX 1660 SUPER — уже давно не сюрприз и поступил в продажу два месяца тому назад.
Что действительно стало неожиданностью и потребовало оперативной реакции от AMD сотоварищи, так это скидка на GeForce RTX 2060, объявленная «зелеными» сразу после анонса Radeon RX 5600 XT. Младшая видеокарта на основе одного из «чистокровных» GPU семейства Turing (с аппаратной трассировкой лучей и тензорными ядрами) теперь фигурирует в прайс-листах американских торговых площадок по минимальной цене $299 вместо стартовых $349. К слову, в наших бенчмарках GeForce RTX 2060 почти настолько же опережает GeForce GTX 1660 Ti по быстродействию, как Radeon RX 5600 XT (со слов AMD) — 17 %. Да и официальные оценки потребляемой мощности у них сопоставимы: 150 Вт у RX 5600 XT и 160 Вт у RTX 2060. Как знать, может Navi все-таки достигает уровня энергоффективности чипов Turing (увы, все еще с расстоянием в один шаг технологической нормы), когда проектировщики устройств на его основе не жадничают с таковыми частотами и напряжением питания.
Как мы уже заметили выше, возможности графического процессора проще отрегулировать под изменившуюся конкурентную обстановку, двигаясь сверху вниз, чем наоборот. Урезанные спецификации всегда можно откатить назад, что с успехом продемонстрировала NVIDIA в устройствах GeForce GTX и RTX SUPER. Таким же образом поступила AMD в ответ на внезапно подешевевший GeForce RTX 2060, но спешные изменения в технических характеристиках Radeon RX 5600 XT пока носят неофициальный характер. Так, ускорители SAPPHIRE PULSE, которые AMD распространила для тестирования новинки, заранее получили обновление BIOS с увеличенными тактовыми частотами. Radeon RX 5600 XT под маркой PULSE был изначально разогнан с референсных 1375/1560 до 1560/1620 МГц, а теперь на сайте производителя указаны 1615 и 1750 МГц в качестве Game Clock и Boost Clock соответственно (последняя даже выше референсной для Radeon RX 5700). Кроме того, пропускная способность оперативной памяти была увеличена с 12 до 14 Гбит/с на контакт — явный признак того, что первые партии SAPPHIRE PULSE комплектуются более скоростными чипами, чем Radeon RX 5600 XT положено по паспорту. Но это совсем не удивительно, ведь партнерам AMD проще пустить на второй круг существующие платы и системы охлаждения от Radeon RX 5700 (XT) вместо того, чтобы готовить новые — наверняка только с урезанным регулятором напряжения, хотя cо временем не исключено появление PCB, изначально спроектированных под 192-битную шину Navi 10 XLE.
Не знаем, собирается ли AMD узаконить санкционированный самой компаний апгрейд Radeon RX 5600 XT в официальных спецификациях, и распространяется ли он на другие версии, помимо SAPPHIRE PULSE, но если честно, для компетентного пользователя эти игры не имеют практически никакого значения. Учитывая, как низко выставили референсные частоты, производители конечных продуктов в любом случае получили карт-бланш на агрессивный заводской разгон. А в руках энтузиастов любая разновидность Radeon RX 5600 XT — это всего лишь заготовка для дальнейшего оверклокинга, единственным существенным отличием которой от RX 5700 остается конфигурация оперативной памяти. Другой вопрос, каким образом устройство SAPPHIRE укладывается в заявленное TBP 160 Вт. Мы по-прежнему ожидаем увидеть в тестах более низкое напряжение питания графического процессора, чем у изначально перегретых Radeon RX 5700 и Radeon RX 5700 XT.
Как бы то ни было, мы прошили тестовую видеокарту новым BIOS, но пока референсные спецификации RX 5600 XT не придут в соответствие с данными SAPPHIRE PULSE, будем рассматривать последние как заводской оверклокинг и проведем дополнительные тесты быстродействия на частотах, максимально приближенных к официальным. И разумеется, для бенчмарков в разгоне мы собираемся найти для Radeon RX 5600 XT максимальные параметры, какие только позволит зафиксировать GPU, система охлаждения и BIOS видеокарты. Впрочем, нет никакой гарантии, что из RX 5600 XT выйдет мечта оверклокера. Частоты частотами, но предыдущие эксперименты с разгоном Radeon RX 5700 и RX 5700 XT показали, что рост быстродействия Navi 10 в игровых FPS очень плохо подчиняется мегагерцам. Что-то сдерживает масштабирование производительности, и главный подозреваемый — это как раз пропускная способность оперативной памяти, которой у RX 5600 XT еще меньше, чем у старших моделей.
Как бы то ни было, потенциал новинки уже получил косвенное признание от NVIDIA, да и сторонники «зеленых» автоматически выигрывают от скидки на GeForce RTX 2060. Основная категория пользователей, симпатии которой в данном случае стремится заслужить AMD, это владельцы «красных» и «зеленых» видеокарт прошлого поколения, которые не нашли достаточно убедительными предложения NVIDIA из серии GeForce GTX 1660. Действительно, пока ни один из продуктов на чипах Turing не обеспечил такого же прироста быстродействия на доллар, какого мы привыкли ожидать в прошлые годы от синхронной смены микроархитектуры GPU и производственной нормы. В семействе Radeon 500 прямым предшественником Radeon RX 5600 XT на ценовом посту $279 является RX 590, по сравнению с которым AMD обещает на 42 % увеличить чистое быстродействие и в 2,1 раза — быстродействие на ватт. Впрочем, именно в данном случае от предложения AMD отнимает привлекательность тот факт, что ради апгрейда GPU придется поступиться двумя гигабайтами оперативной памяти из восьми, положенных RX 590 по паспорту. А вот если взять за отправную точку 6-гигабайтный GeForce GTX 1060, поступивший на рынок по цене $249, то налицо чистая выгода в 55 % FPS (опять-таки, по собственным оценкам компании).
Однако по той же логике, и внезапно подешевевший GeForce RTX 2060, столкновение с которым теперь неотвратимо для Radeon RX 5600 XT, открывает заманчивое направление апгрейда старых систем, особенно в свете аппаратно-ускоренной трассировки лучей, DLSS и других алгоритмов на основе нейросетей. Впрочем, с каждым месяцем, который проходит без анонса новых проектов с поддержкой DXR, запросы игр к быстродействию железа возрастают, а ценность этих, все еще эксклюзивных, функций для GeForce RTX 2060 падает. Другое дело — профессиональные приложения. Распространенные программные пакеты для 3D-рендеринга уже научились применять RT-ядра в чипах Turing для обращений к массивам BVH, и мы включили такой бенчмарк (Blender) в нашу методику вычислений общего назначения. Да и в целом, новые видеокарты AMD с логикой RDNA уже не настолько хороши в задачах GP-GPU по сравнению с их быстродействием в играх, как чипы на основе GCN, что бы ни было тому причиной — сама архитектура или издержки драйвера, оптимизированного в первую очередь под игры. Устройства класса GeForce RTX 2060 и Radeon RX 5600 XT вполне можно рассматривать в качестве недорогих ускорителей рабочих приложений, а какое из них лучше и для какого типа задач, заранее далеко не очевидно.
Картина анонса была бы не полной, если бы мы умолчали о том, что AMD представила под маркой Radeon RX 5600 не одну новую видеокарту, а панель продуктов различного назначения — розничный RX 5600 XT, «просто» Radeon RX 5600 для сборщиков готовых систем и RX 5600M для распайки в мобильных ПК. OEM-версия Radeon RX 5600 работает на одинаковых тактовых частотах с RX 5600 XT и в таком же резерве мощности 150 Вт, однако ей разработчики оставили всего лишь 33 Compute Unit’а из 40 CU в составе полнофункционального ядра Navi 10 и, как следствие, 89 % теоретического быстродействия XT. Что касается ноутбучного ускорителя Radeon RX 5600M, то он совпадает с десктопным XT по всем параметрам, включая тактовые частоты. Последние, естественно, допускают широкую вариативность в зависимости от термопакета конкретной системы, но минимальное энергопотребление Radeon RX 5600M оценивается в 60 Вт. Это по-прежнему довольно много, хотя преимущество крупных чипов, работающих на низких тактовых частотах, по энергоэффективности еще более востребовано в лэптопах, нежели в настольных ПК. И в любом случае, RX 5600M — теперь второе по старшинству мобильное решение от AMD после RX 5700M. В прошлые годы большинство производителей ноутбуков избегали связываться с горячими или, при равной потребляемой мощности, недостаточно производительными чипами архитектуры GCN, но коль скоро Radeon RX 5500M уже нашел место под солнцем, то RX 5600M тоже не останется без дела. Впрочем, в мобильном секторе стартовая позиция «красных» ниже, чем в десктопах. OEM-партнеры привыкли использовать и более крупные GPU, но при условии, что это чипы NVIDIA. Чтобы решиться на такой же труд ради Radeon RX 5600M, от «вендоров» требуется большая уверенность в деле AMD, особенно вопреки активному маркетингу NVIDIA в этой сфере.
В завершение нехарактерно длинной для устройства на уже известном GPU теоретической части обзора отметим, что AMD не предлагает вместе с новой видеокартой бесплатных игр, но открывает доступ к подписке Xbox Game Pass на три месяца. Теперь, наконец, приступим к осмотру тестового образца Radeon RX 5600 XT за авторством SAPPHIRE и тестам его производительности.
⇡#SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT: конструкция
Если вы увидели на фотографиях Radeon RX 5600 XT от SAPPHIRE что-то знакомое, то вам не показалось. Прошлой осенью мы рассматривали Radeon RX 5700 XT того же производителя, и по всем внешним признакам эти видеокарты являются двумя разновидностями одной и той же конструкции, пусть и не точными копиями друг друга. Другие партнеры AMD наверняка последуют такому же рецепту, чтобы сделать из уже существующих устройств на базе Radeon RX 5700 (XT) подходящую обвязку для урезанного чипа Navi 10 XLE, а нам осталось выяснить, какие именно компоненты в каждом случае попали под скальпель экономии. Учитывая, какой размах в тактовых частотах и, следовательно, реальной потребляемой мощности могут иметь различные модификации Radeon RX 5600 XT, мы ожидаем увидеть широкую вариативность в устройстве системы охлаждения и компонентах печатной платы — в отличие от продуктов разных фирм на чипе Navi 10 старших градаций, которые не так уж сильно различаются между собой в эксплуатационных характеристиках. Кроме того, если оправдаются надежды на отличный разгон RX 5600 XT — главное, чтобы не только по тактовым частотам GPU, но и по частоте смены кадров в играх — на кулер и VRM партнерских устройств придется обращать повышенное внимание.
Однако вернемся к нашему подопытному. Судя по фотографиям первой волны устройств, представляющих свежую модель AMD, SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT относится к экономным версиям новинки. В то время как другие «вендоры» не пожалели для RX 5600 XT трехвентиляторной системы охлаждения, PULSE довольствуется двумя крыльчатками диаметром 95 мм. Но, к счастью, SAPPHIRE по-прежнему использует специальные вентиляторы, которые при необходимости снимаются без полного демонтажа системы охлаждения (они запитаны через контактные площадки в раме кожуха), а с недавних пор не только на AliExpress, но и в избранных российских интернет-магазинах можно получить замену. При температуре GPU ниже 50 °C вращение вентиляторов прекращается вне зависимости от того, какая из двух версий BIOS, распаянных на плате PULSE, активна — стандартная или «тихая». Однако прошивка влияет на тактовые частоты GPU и RAM (причем, как мы успеем убедиться, весьма существенно), а значит и на шум системы охлаждения.
Из необязательных украшений у новинки есть светящийся логотип на борту кожуха, а вот металлическая панель на задней поверхности печатной платы (в отличие от пластиковых имитаций, которые любит другой производитель — не будем говорить, какой именно) выполняет вполне себе утилитарную функцию, участвуя в охлаждении отдельных компонентов ускорителя: с другой стороны текстолита от ключей VRM и одного из ШИМ-контроллеров приклеены термопрокладки.
При почти полном внешнем сходстве между SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT и RX 5700 XT мы надеялись, что и под кожухом у них смонтирован один и тот же радиатор охлаждения. В действительности это не так. Радиатор RX 5600 XT, на первый взгляд, не уступает в площади оребрения, однако потерял две из пяти теплотрубок диаметром 6 мм. Но, как ни странно, есть позитивные отличия, и вот в чем именно. Новый API ускорителей AMD, заведующий телеметрией компонентов и контролем системы охлаждения, дал доступ к температурным датчикам чипов GDDR6, и производители «красных» видеокарт вряд ли оказались этому рады (партнеры NVIDA по-прежнему в безопасности). Как показывают тесты, значительная доля устройств на основе Radeon RX 5700 (XT) удерживает температуру памяти на грани допустимых 90 °C, а после андерволтинга, когда потребляемая мощность GPU и приток воздуха уменьшается, возникает просто-напросто перегрев. А ведь новый Radeon RX 5600 XT, не считая 192-битной шины памяти, — это и есть RX 5700, только с пониженными частотами.
Кулер Radeon RX 5700 XT под маркой PULSE тоже охлаждает чипы RAM далеко не идеально, особенно при андерволтинге. У старшей модели для них есть собственный, при том внушительно выглядящий, радиатор, но на практике от него мало толку. И наоборот, в PULSE Radeon RX 5600 XT (а также PULSE RX 5700) эта пластина, которой накрыты микросхемы GDDR6 и компоненты регулятора напряжения, превратилась из отдельной детали в неотъемлемую часть основного радиатора GPU. Такая конструкция, надеемся, поможет держать RAM в холоде даже при низких оборотах вентиляторов и в условиях дальнейшего андерволтинга.
⇡#SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT: печатная плата
Тестовый образец SAPPHIRE PULSE обладает единственным восьмиконтактным разъемом дополнительного питания, но по пустующей площадке для еще одного шести-восьмиконтактника можно безошибочно определить, что Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 5700 XT этого производителя собраны на основе одной печатной платы. Для младшего ускорителя это вдвойне полезно, поскольку, во-первых, силовая часть PCB изначально спроектирована под более высокую потребляемую мощность, а во вторых, SAPPHIRE использовала в регуляторе напряжения PULSE Radeon RX 5600 XT довольно серьезные компоненты: 50-амперные силовые каскады (Vishay Siliconix SiC632A) под управлением ШИМ-контроллера International Rectifier IR 35217 для питания GPU и такая же микросхема в цепи, обслуживающей оперативную память (контроллер ON Semiconductor NCP81022). Только число фаз VRM графического процессора, в соответствии с пониженным TBP новинки, урезали с полных семи до пяти штук, а фазы RAM — с двух до одной. Кроме того, инженеры SAPPHIRE поставили предохранители в линиях 12 и даже 3,3 В. Их номинал по току нам неизвестен, но для подстраховки в случае короткого замыкания предохранители точно не помешают.
Оперативная память ускорителя набрана чипами GDDR6 c номинальной пропускной способностью 14 Гбит/с на контакт шины вместо паспортных 12 Гбит/с — обычно это признак ранних партий устройства, но судя по обновленным спецификациям SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT, так будет и впредь. Отметим, что микросхемы памяти в данном случае произвела Micron, а они на платах с графическими процессорами Navi, как правило, лучше разгоняются, нежели аналогичные чипы Samsung.
И наконец, о средствах вывода изображения. SAPPHIRE воспроизвела типовую конфигурацию средне- и высокопроизводительных графических адаптеров, которая включает три разъема DisplayPort и один HDMI. Мы считаем, что равное количество выходов обоих типов лучше подходит Radeon RX 5600 XT, ведь трехмониторые сборки для игр давно вышли из моды и в любом случае не по зубам даже полнокровному чипу Navi 10. А коль скоро речь идет о сравнительно недорогом устройстве, не помешал бы и выход DVI, который есть даже на некоторых версиях GeForce RTX 2060.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд |
CPU |
Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота) |
Материнская плата |
ASUS MAXIMUS XI APEX |
Оперативная память |
G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 x 8 Гбайт (3200 МГц, CL14) |
ПЗУ |
Intel SSD 760p, 1024 Гбайт |
Блок питания |
Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU |
Corsair Hydro Series H115i |
Корпус |
CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор |
NEC EA244UHD |
Операционная система |
Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD |
AMD Radeon RX 5600 XT, RX 5700 |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.1.1 RC5 |
Остальные видеокарты |
AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.1.2 |
ПО для GPU NVIDIA |
Все видеокарты |
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 441.87 |
Синтетические тесты 3D-графики |
Тест |
API |
Разрешение |
Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike 1.1 |
DirectX 11 (feature level 11_0) |
1920 × 1080 |
Выкл. |
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme |
2560 × 1440 |
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra |
3840 × 2160 |
3DMark Time Spy 1.1 |
DirectX 12 (feature level 11_0) |
2560 × 1440 |
3DMark Time Spy Extreme 1.1 |
3840 × 2160 |
Игровые тесты |
Игра (в порядке даты выхода) |
API |
Настройки, метод тестирования |
Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
3840 × 2160 |
Far Cry 5 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Strange Brigade |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra |
AA Ultra |
Shadow of the Tomb Raider |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
SMAA 4x |
SMAAT 2x |
Forza Horizon 4 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + FXAA |
FXAA |
Assassin's Creed Odyssey |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA High (TAA) |
AA High (TAA) |
Battlefield V |
DirectX 12 |
OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. |
TAA High |
TAA High |
Metro Exodus |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл, Shading Rate 100% |
TAA |
TAA |
DiRT Rally 2.0 |
DirectX 11 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
MSAA 4x + TAA |
TAA |
Tom Clancy's The Division 2 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
AA Ultra (TAA) |
AA Ultra (TAA) |
Total War: THREE KINGDOMS |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Borderlands 3 |
DirectX 12 |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA |
TAA |
Red Dead Redemption 2 |
Vulkan |
Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики |
TAA High |
TAA High |
В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).
Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.
Исключениям в этой методике являются четыре игры со встроенным бенчмарком — DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Forza Horizon 4 и Red Dead Redemption 2. Бенчмарк Far Cry 5 сам по себе записывает в файл количество кадров в отдельную секунду теста — среднее значение FPS и 1-й процентиль рассчитываются по этих числам, а не времени рендеринга отдельных кадров. Бенчмарк DiRT Rally 2.0 записывает только среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Forza Horizon 4 не выводит никаких параметров быстродействия в файл и также сообщает итоговые значения средней и минимальной кадровой частоты. Наконец, бенчмарк Red Dead Redemption 2 регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.
Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео |
Программа |
Настройки |
AMD |
NVIDIA |
Adobe Premiere Pro CC 2019 (Puget Systems Adobe Premiere Pro CC Benchmark v.03 Beta) |
4K Heavy GPU Effects, живое воспроизведение (ProRes 422 59,94 FPS) |
OpenCL |
CUDA |
4K Heavy GPU Effects, экспорт в H.264 40 Мбит/с UHD и ProRes 422HQ UHD (59,94 FPS) |
Blender 2.81a (Cycles) |
Classroom Demo (Feature Set: Supported, размер тайла: 256 × 256) |
OpenCL |
CUDA/OptX |
CompuBench 2.0 |
Ocean Surface Simulation |
OpenCL |
CUDA |
N-Body Simulation 1024K |
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark |
H.264 |
1920 × 1080 (High Profile, L4.1), 3840 × 2160 (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder |
H.265 |
1920 × 1080 (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0), 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0). Microsoft HEVC Video Extensions |
VP9 |
1920 × 1080, 3840 × 2160, 7680 × 4320. Microsoft VP9 Video Extensions |
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.264 |
1920 × 1080 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M |
-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M |
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.265 |
1920 × 1080 |
-c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M |
3840 × 2160 |
-c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M |
7680 × 4320 |
Недоступно |
-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M |
SiSoftware Sandra Titanium (2018) SP3b |
GPGPU Processing (FP16/FP32/FP64) |
OpenCL |
CUDA |
GPGPU Scientific Analysis (FP16/FP32/FP64) |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра JUNTEK VAT-1050. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.
В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики без полноэкранного сглаживания, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT (различные тактовые частоты, 8 Гбайт);
- SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 590 SE(1469/1545 МГц, 8000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX Vega 56 (1156/1471 МГц, 1600 Мбит/с, 8 Гбайт);
- PowerColor Red Dragon Radeon RX 5500 XT (1607/1845 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт);
- ASUS GeForce GTX 1060 OC (1506/1721 МГц, 9028 Мбит/с, 6 Гбайт);
- GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC (1530/1830 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт);
- GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti OC (1500/1800 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/1680 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрам (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16, а также GeForce RTX Founders Edition) используются настройки производителя.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Чем бы ни завершилось тестирование новинки, в одном мы уверены заранее. Radeon RX 5600 XT окажется самым скандальным из «красных» продуктов этого поколения, а пользователи никогда не придут к согласию о том, что это было — заслуженное возмездие для алчной NVIDIA, а может грязный ход и сплошной обман со стороны AMD. У нас есть сразу четыре варианта очень разных тестовых условий для карты SAPPHIRE PULSE, среди которых нужно сделать сложный выбор: две прошивки, с которыми ускоритель попал к нам в руки и две новые, которые AMD отправила вдогонку.
Оригинальный BIOS сам по себе предполагает заводской разгон с референсных параметров 1375/1560 МГц до 1560/1620 (Game и Boost Clock соответственно), а «тихая» и «производительная» разновидности накладывают различные ограничения на потребляемую мощность GPU — 135 и 150 Вт. Свежие прошивки тоже устанавливают идентичные тактовые частоты GPU, но уже на уровне 1615/1750 МГц с лимитом мощности в 135 и 160 Вт соответственно. Напомним, что ускорители AMD не умеют контролировать полную мощность платы, и эти ватты относится исключительно к мощности на выходе VRM графического процессора. Кроме того, Performance BIOS теперь заставляет микросхемы GDDR6 работать с пропускной способностью 14 Гбит/с вместо штатных 12 Гбит/с — благо, видеокарта изначально укомплектована именно 14-гигабитными чипами.
Можно ли считать такие настройки адекватным отражением возможностей Radeon RX 5600 XT, которые прописаны в его официальных ТХ? Определенно нет. С другой стороны, новинка так и просит о разгоне, который с радостью обеспечат и производители, и покупатели. В итоге мы отказались от попыток найти среди четырех различных спецификаций какое-то подобие эталонного Radeon RX 5600 XT. Видеокарту, приближенную к референсным параметрам, в тестах быстродействия будет представлять старая «тихая» прошивка SAPPHIRE PULSE, а новый «производительный» BIOS покажет, на что способен фабричный оверклокинг, которым после SAPPHIRE наверняка не побрезгуют другие партнеры AMD.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT (-50 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт) UV |
Старый Silent BIOS, -100 мВ vCore |
1570 |
1576 |
1600 |
0,749 |
0,818 |
779 (25%) |
НД |
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT (1235/1620 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
Старый Silent BIOS |
1613 |
1620 |
1650 |
0,912 |
0,912 |
782 (25%) |
НД |
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT (1420/1750 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
Новый Performance BIOS |
1744 |
1748 |
1780 |
0,850 |
0,85 |
787 (25%) |
НД |
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT (+40 МГц, 14880 Мбит/с, 6 Гбайт) |
Новый Performance BIOS, +20 % TDP |
1783 |
1788 |
1820 |
0,993 |
0,993 |
809 (26%) |
НД |
PowerColor Red Dragon Radeon RX 5500 XT (1607/1845 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
|
1839 |
1843 |
1885 |
1,126 |
1,131 |
1358 (49%) |
НД |
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
Термопаста ARCTIC MX-2 |
1631 |
1652 |
1750 |
0,950 |
0,987 |
1465 (30%) |
НД |
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 590 SE(1469/1545 МГц, 8000 Мбит/с, 8 Гбайт) |
WattMan: Balanced, Silent BIOS |
1543 |
1545 |
1545 |
1,140 |
1,181 |
1252 (28%) |
НД |
AMD Radeon RX Vega 56 (1156/1471 МГц, 1600 Мбит/с, 8 Гбайт) |
WattMan: Balanced |
1312 |
1319 |
1590 |
0,940 |
1,075 |
1868 (38%) |
НД |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Графический процессор SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT даже под управлением «тихого» BIOS старой версии работает практически на тех же тактовых частотах, как ядро референсного Radeon RX 5700 — замеры колеблются вокруг 1613 МГц под нагрузкой в Crysis 3. Тем не менее, мы с удовлетворением обнаружили, что энергопотребление карты на практике с большим запасом укладывается в проектную полную мощность 150 Вт. 123 Вт в играх — это совсем немного по сравнению со 187 Вт, характерными для Radeon RX 5700, и даже слегка разогнанные «вендорами» разновидности GeForce GTX 1660 SUPER и GTX 1660 Ti (107–111 Вт) не кажутся на фоне RX 5600 XT таким уж эталоном энергоэффективности. Да что там говорить, у Radeon RX 5500 XT с 8 Гбайт RAM мощность выше!
Кроме того, SAPPHIRE PULSE в «тихом» режиме и вправду работает практически бесшумно, а система охлаждения держит GPU и, главное, микросхемы RAM, в идеальных температурных условиях. Инженеры SAPPHIRE, определенно, сделали правильный выбор в пользу модифицированного кулера, который накрыл все горячие компоненты единым радиатором.
Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3) |
Видеокарта |
Настройки |
Тактовая частота GPU, МГц |
Напряжение питания GPU, В |
Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) |
Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) |
Средн. |
Макс. |
Предел |
Средн. |
Макс. |
Средн. |
Средн. |
ASUS GeForce GTX 1060 OC (1506/1721 МГц, 9028 Мбит/с, 6 Гбайт) |
|
1848 |
1848 |
1898 |
1,050 |
1,050 |
1431 (39%) |
НД |
GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC (1530/1830 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
|
1887 |
1890 |
1965 |
0,998 |
1,012 |
1988 (71%) |
НД |
GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC (+100 МГц, 15500 Мбит/с, 6 Гбайт) |
+20% TDP |
1995 |
1995 |
2055 |
1,031 |
1,031 |
2147 (77%) |
НД |
GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti OC (1500/1800 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
|
1870 |
1905 |
1980 |
0,939 |
0,975 |
1950 (64%) |
НД |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/1680 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
|
1836 |
1875 |
1950 |
0,991 |
1,031 |
1661 (45%) |
1661 (45%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (+125 МГц, 16500 Мбит/с, 6 Гбайт) |
+18 % TDP |
1968 |
1980 |
2115 |
1,016 |
1,031 |
1915 (52%) |
1916 (52%) |
Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.
Новая «производительная» микропрограмма для SAPPHIRE PULSE подняла стабильную частоту графического процессора при такой «горячей» нагрузке, как в Crysis 3, к новым высотам — с 1613 до 1744 МГц. Пускай это еще не уровень Radeon RX 5700 XT, но уже явно за пределами референсных параметров RX 5700. Тем не менее, ускоритель все еще не исчерпал резерв полной мощности в 150 Вт и потребляет меньше энергии, чем новая жертва AMD — GeForce GTX 2060. Даже температура чипов и акустические параметры кулера совсем не пострадали — все благодаря тому, что заводской разгон (пожалуй, впервые на нашей практике) SAPPHIRE сопроводила агрессивным андерволтингом чипа. Остается надеяться, что новый BIOS, которым производитель теперь вынужден прошить все серийные экземпляры PULSE Radeon RX 5600 XT, прошел хоть какой-то контроль качества и не повредит стабильности, а сама AMD прекратит жарить чипы завышенным напряжением питания и в будущих продуктах.
Далее с позиций, очерченных старой и новой версиями BIOS, мы попытаемся сместить Radeon RX 5600 XT в двух противоположных направлениях — адерволтинг и оверклокинг. Хотя SAPPHIRE PULSE под управлением «тихого» BIOS вряд ли нуждается в дальнейшем снижении потребляемой мощности, в порядке эксперимента нам удалось добиться стабильной работы GPU при удивительно низком напряжении питания около 0,75 В в обмен на 43 МГц тактовой частоты под нагрузкой, а энергопотребление карты в таких условиях упало со 123 до 100 Вт. Акустика и температуры в результате андерволтинга практически не изменились, но на них и без того было грех жаловаться.
А вот наполеоновские планы по разгону Radeon RX 5600 XT до частот флагманского RX 5700 XT придется оставить на будущее. BIOS позволил увеличить пиковую тактовую частоту GPU с 1780 до 1820 МГц и довести пропускную способность чипов RAM с 14 до 14,88 Гбит/с, а система охлаждения без труда освоила лишние 8 Вт мощности. Но в данный момент это предел возможностей оверклокерского ПО — известная утилита More Power Tool и прямые изменения таблиц PowerPlay в реестре оказались бессильны перед программными ограничениями нашего экземпляра RX 5600 XT. Попытки прошить BIOS от старших версий SAPPHIRE PULSE — RX 5700 и RX 5700 XT — также не увенчались успехом.
⇡#3DMark
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
После истории с неофициальным апгрейдом характеристик Radeon RX 5600 XT у нас возникло подозрение, что на частотах, близким к референсным, новый ускоритель AMD далеко не так хорош, как обещает рекламная кампания производителя — иначе зачем все эти игры в последние дни перед запуском в продажу? Забегая вперед, скажем, что Radeon RX 5600 XT и вправду засиял новыми красками после обновления BIOS, но и более консервативные параметры позволили видеокарте отработать свою программу-минимум. В среднем Radeon RX 5600 XT на 4 % превосходит самую производительную (и в то же время самую бесполезную) из видеокарт NVIDIA серии GeForce 16 — GTX 1660 Ti — по частоте смены кадров в дюжине требовательных игр. Что более существенно, на стороне RX 5600 XT есть преимущество в 8 % перед настоящим фронтменом зеленой команды — GeForce GTX 1660 SUPER. Ну а, пожалуй главное достижение AMD в том, что быстродействие новинки в целевом разрешении 1080p составляет 91 % от совокупных результатов GeForce RTX 2060. В трех из двенадцати тестовых игр (Borderlands 3, Far Cry 5, Metro Exodus и Tom Clancy’s The Division 2) Radeon RX 5600 XT и вовсе движется на одной скорости с формально более сильным конкурентом.
А вот на вопрос, удалось ли AMD благодаря Radeon RX 5600 XT восстановить давно утраченные темпы роста быстродействия по сравнению с видеокартами прошлого поколения, мы скорее ответим «нет», нежели «да». По сравнению с Radeon RX 590, который поступил в продажу по точной такой же цене в $279, как Radeon RX 5600 XT, последний увеличил игровое быстродействие всего лишь на 33 % FPS. Только если сопоставить RX 5600 XT со старшей версией GeForce GTX 1060, мы получим более внушительные 44 %. Конечно, все познается в сравнении. NVIDIA старается убедить своих покупателей принять за норму еще более скромные достижения (в обмен на трассировку лучей в реальном времени), однако у AMD в этом отношении тоже нет больших поводов для гордости.
И наконец, внутри красной команды Radeon RX 5600 XT находится на расстоянии в 30 % FPS от следующей по старшинству модели — восьмигигабайтного RX 5500 XT, но уступает 15 % RX 5700. Ускоритель Radeon RX Vega 56, который, в отличие от старших моделей своей серии, по-прежнему можно без труда найти в продаже за деньги, сравнимые с рекомендованной стоимостью Radeon RX 5600 XT, держит марку и в большинстве бенчмарков: эти видеокарты более-менее эквивалентны по игровому быстродействию — в зависимости от симпатий конкретного графического движка к старой или новой микроахитектуре.
Radeon RX 5600 XT позиционируется как «ультимативное» решение для игр при разрешении 1080p, но значит ли это, что потенциальный владелец новинки сможет не глядя выкручивать настройки качества графики и все равно получит заветные 60 FPS? В большинстве тестовых игр это действительно так, а иные легковесные проекты (Battlefield V, Far Cry 5, Strange Brigade) работают на киберспортивных частотах выше сотни FPS. Однако игроделы постоянно наступают на пятки производителям железа. Assassin’s Creed Odyssey, Metro Exodus, Shadow of the Tomb Raider, Total War: THREE KINGDOMS и, разумеется, самая ресурсоемкая игра года, Red Dead Redemption 3 — в этих играх 60 FPS новинке не дались.
Впрочем, AMD еще не сказала своего последнего слова. Впереди у нас тесты SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT на резко повышенных частотах, которые задала обновленная прошивка. А для справедливости мы вручную разгоним двух соперников RX 5600 XT, которые зажали новинку с двух сторон — GeForce GTX 1660 SUPER и GeForce RTX 2060.
⇡#Производительность в разгоне (1920 × 1080)
Новая прошивка SAPPHIRE PULSE Radeon RX 5600 XT увеличила рабочие частоты GPU примерно на 8 % в таких требовательных к быстродействию и потребляемой мощности ускорителя играх, как Crysis 3. Поначалу мы сомневались, поможет ли это новинке, ведь чип Navi 10 на старших платах довольно вяло реагирует на подъем тактовых частот. Тем не менее, в случае Radeon RX 5600 XT невидимый сдерживающий фактор — будь то пропускная способность RAM или что-либо еще — не так силен. В среднем по игровым тестам фабричный разгон принес видеокарте еще 11 % FPS, а если добавить вручную еще несколько десятков мегагерц, и главное, разогнать оперативную память, то можно рассчитывать на все 14 % и, таким образом, почти целиком отыграть отставание от Radeon RX 5700.
А вот GeForce GTX 1660 SUPER, ядро которого изначально оперирует на высоких тактовых частотах, не подлежит продуктивному разгону. Дополнительные 4 % FPS не угрожают Radeon RX 5600 XT даже в том случае, когда последний работает с параметрами, близкими к референсным. А вот у GeForce RTX 2060 есть неплохой по современным меркам задел для оверклокинга, причем как GPU, так и чипов GDDR6. Обновленные частоты SAPPHIRE PULSE уравняли производительность RX 5600 XT и GeForce RTX 2060 Founders Edition, но если последний разогнать вручную, NVIDIA восстанавливает лидерство с отрывом на уровне 5–8 % средней частоты смены кадров — в зависимости от того, была ли карта SAPPHIRE дополнительно разогнана вручную.
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
AMD Radeon RX 5600 XT (1235/1620 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5600 XT (1420/1750 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5600 XT (+40 МГц, 14880 Мбит/с, 6 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1660 SUPER (1530/1830 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
NVIDIA GeForce GTX 1660 SUPER (+100 МГц, 15500 Мбит/с, 6 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 (1365/1680 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 (+125 МГц, 16500 Мбит/с, 6 Гбайт) |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
44 / 51 |
51 / 57 |
52 / 58 |
43 / 51 |
45 / 52 |
55 / 63 |
58 / 67 |
Battlefield V |
TAA High |
97 / 112 |
107 / 125 |
107 / 128 |
97 / 108 |
87 / 107 |
104 / 126 |
112 / 135 |
Borderlands 3 |
TAA |
49 / 60 |
57 / 66 |
52 / 67 |
42 / 49 |
45 / 52 |
51 / 58 |
56 / 65 |
DiRT Rally 2.0 |
MSAA 4x + TAA |
61 / 75 |
70 / 87 |
73 / 90 |
45 / 65 |
47 / 68 |
56 / 79 |
60 / 87 |
Far Cry 5 |
TAA |
98 / 108 |
109 / 120 |
112 / 124 |
83 / 95 |
86 / 96 |
89 / 107 |
102 / 119 |
Forza Horizon 4 |
MSAA 4x + FXAA |
73 / 77 |
74 / 79 |
74 / 78 |
73 / 87 |
75 / 88 |
77 / 81 |
77 / 81 |
Metro Exodus |
TAA |
21 / 40 |
23 / 44 |
24 / 46 |
19 / 31 |
19 / 34 |
23 / 39 |
25 / 43 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
28 / 31 |
30 / 34 |
31 / 35 |
23 / 28 |
26 / 29 |
30 / 34 |
32 / 36 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
41 / 55 |
46 / 61 |
48 / 63 |
43 / 55 |
43 / 57 |
51 / 65 |
55 / 72 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
88 / 119 |
96 / 133 |
99 / 137 |
90 / 116 |
94 / 123 |
111 / 142 |
123 / 157 |
Tom Clancy's The Division 2 |
TAA Ultra |
57 / 69 |
62 / 76 |
63 / 77 |
47 / 58 |
50 / 61 |
58 / 70 |
64 / 77 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
26 / 36 |
29 / 40 |
30 / 42 |
27 / 35 |
28 / 36 |
38 / 47 |
42 / 51 |
Макс. |
|
|
+16% |
+20% |
+13% |
+14% |
+31% |
+42% |
Средн. |
|
|
+11% |
+14% |
−7% |
−4% |
+10% |
+20% |
Мин. |
|
|
+3% |
+1% |
−23% |
−15% |
−3% |
+5% |
⇡#Вычисления общего назначения
Обычно мы не допускаем к тестам профессиональных приложений видеокарты с большим заводским разгоном, но при таком разброде в спецификациях, как у Radeon RX 5600 XT, придется сделать исключение. В любом случае, бенчмарки GP-GPU намного чувствительнее к архитектуре графического процессора, нежели к тактовым частотам. Как известно, логика RDNA не способна на такой рывок быстродействия в рабочих задачах по сравнению с игровыми, как GCN, а Radeon RX Vega 56 — старший представитель устаревшей архитектуры в этом тестировании — попросту нельзя сравнить с RX 5600 XT по сырой вычислительной мощности (о чем красноречиво говорят замеры в SiSoftware Sandra). Тем не менее, RX 5600 XT не только в играх, но и в дисциплине GP-GPU стабильно превосходит Radeon RX 590, эквивалентный новинке в гигафлопсах, а безоговорочное преимущество Vega 56 сохраняется лишь в Blender и одном из синтетических бенчмарков CompuBench. Напротив, в Adobe Premiere Pro новинку легко вывести на уровень «Веги» за счет повышенных частот.
Что касается ускорителей NVIDIA, то в такой прямолинейной задаче, как Path Tracing в Blender без привлечения RT-блоков, Radeon RX 5600 XT оставил позади как GeForce GTX 1660 Ti, так и GeForce RTX 2060. Однако последний не даром называется RTX. В актуальную сборку Blender наконец-то вошел движок Cycles с поддержкой аппаратного ускорения трассировки лучей, которая сократила время рендеринга кадра силами RTX 2060 сразу на 43 %. Radeon RX 5700 достиг сопоставимых результатов грубой силой более мощного GPU, но урезанному RX 5600 XT подобная скорость уже не светит. Видеоредактор Premiere Pro тоже остается вотчиной ускорителей NVIDIA, к которым особенно располагает фреймрейт в ходе живого монтажа. А вот скорость экспорта в H.264 у Radeon RX 5600 XT на вполне достойном уровне.
⇡#Кодирование/декодирование видео
Выделенный мультимедийный ASIC, одинаковый во всех графических процессорах семейства Navi, обладает серьезным резервом производительности для декодирования потока стандарта H.264, который полезен, главным образом, в задачах скоростной конвертации видеофайлов. Работа с HEVC и VP9 не дается Navi так же хорошо, как чипам NVIDIA семейства Turing, хотя просто декодировать фильмы для воспроизведения, поддерживая достаточно высокую частоту смены кадров, Radeon RX 5600 XT способен при разрешении вплоть до 8К.
А вот с кодированием H.264 и HEVC у Navi по-прежнему есть проблемы. Драйверы для устройств 5000-й серии, изначально откровенно сломанные в части ускорения видео, уже пошли на поправку, но в тестах при помощи FFmpeg ни один из новых ускорителей AMD все еще не отрабатывает заявленных кадровых частот на уровне 360 FPS в разрешении 1080p при том, что в 4К наблюдаются положенные 90 и 60 FPS (для H.264 и HEVC соответственно). А ведь в данном случае важна не столько максимальная скорость, которую демонстрирует бенчмарк, сколько потенциал быстродействия для записи потока в повышенном качестве, который у «Тьюрингов» на голову выше, чем у Navi. Впрочем, если вы не стример или все-таки стример, но один из тех, что предпочитают захватывать видеопоток из игр на CPU, производительность мультимедийного блока видеокарты вряд ли будет важным фактором при выборе железа для апгрейда.
⇡#Результаты игровых тестов, энергоэффективность и цены
Производитель | AMD | NVIDIA |
Модель |
Radeon RX 5600 XT (частоты, приближенные к референсным) |
Radeon RX 5600 XT (заводской разгон) |
Radeon RX 590 |
Radeon RX Vega 56 |
Radeon RX 5500 XT (8 Гбайт) |
Radeon RX 5700 |
GeForce GTX 1060 (6 Гбайт, 9 Гбит/с) |
GeForce GTX 1660 SUPER |
GeForce GTX 1660 Ti |
GeForce RTX 2060 |
Графический процессор |
Navi 10 XLE |
Navi 10 XLE |
Polaris 30 XT |
Vega 10 XL |
Navi 14 |
Navi 10 PRO |
GP106 |
TU116 |
TU116 |
TU106 |
Микроархитектура |
RDNA |
RDNA |
GCN 4 поколения |
GCN 5 поколения |
RDNA |
RDNA |
Pascal |
Turing |
Turing |
Turing |
Техпроцесс, нм |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
14 нм FinFET |
14 нм FinFET |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
16 нм FinFET |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
Число транзисторов, млн |
10 300 |
10 300 |
5 700 |
12 500 |
6 400 |
10 300 |
4 400 |
6 600 |
6 600 |
10 800 |
Площадь чипа, кв. мм |
251 |
251 |
221 |
495 |
158 |
251 |
200 |
284 |
284 |
445 |
Средняя потребляемая мощность (Crysis 3), Вт |
123 |
147 |
224 |
225 |
137 |
187 |
120 |
107 |
130 |
154 |
Производительность/Вт |
100% |
−7% |
−59% |
−43% |
−31% |
−23% |
−29% |
+7% |
−8% |
−12% |
Производительность/млн транзисторов |
100% |
+11% |
+36% |
−15% |
+23% |
+18% |
+62% |
+45% |
+51% |
+5% |
Производительность/кв. мм |
100% |
+11% |
−14% |
−48% |
+22% |
+18% |
−13% |
−18% |
−15% |
−38% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производительность/Вт (обратное сравнение) |
100% |
+8% |
+141% |
+77% |
+45% |
+29% |
+41% |
−7% |
+9% |
+14% |
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) |
100% |
−10% |
−27% |
+17% |
−19% |
−15% |
−38% |
−31% |
−34% |
−5% |
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) |
100% |
−10% |
+17% |
+91% |
−18% |
−15% |
+15% |
+22% |
+17% |
+61% |
Прим. Для Radeon RX 5600 XT указана рекомендованная стоимость, для остальных видеокарт — минимальные цены на newegg.com
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание
|
AMD Radeon RX 5600 XT (1235/1620 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
AMD Radeon RX 5600 XT (1420/1750 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
AMD Radeon RX 590 (1469/1545 МГц, 8000 Мбит/с, 8 Гбайт)
|
AMD Radeon RX Vega 56 (1590 МГц, 1600 Мбит/с, 8 Гбайт) |
AMD Radeon RX 5500 XT (1607/1845 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт)
|
AMD Radeon RX 5700 (1465/1725 МГц, 14000 Мбит/с, 8 Гбайт)
|
NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/1721 МГц, 9028 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
NVIDIA GeForce GTX 1660 SUPER (1530/1830 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti (1500/1800 МГц, 12000 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
NVIDIA GeForce RTX 2060 (1365/1
680 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт)
|
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
44 / 51 |
51 / 57 |
35 / 40 |
44 / 54 |
34 / 41 |
49 / 59 |
38 / 43 |
43 / 51 |
47 / 55 |
55 / 63 |
Battlefield V |
TAA High |
97 / 112 |
107 / 125 |
77 / 90 |
100 / 114 |
72 / 86 |
114 / 135 |
66 / 80 |
97 / 108 |
92 / 112 |
104 / 126 |
Borderlands 3 |
TAA |
49 / 60 |
57 / 66 |
37 / 43 |
58 / 64 |
44 / 49 |
64 / 74 |
32 / 37 |
42 / 49 |
44 / 51 |
51 / 58 |
DiRT Rally 2.0 |
MSAA 4x + TAA |
61 / 75 |
70 / 87 |
42 / 51 |
59 / 74 |
43 / 56 |
76 / 94 |
32 / 48 |
45 / 65 |
47 / 67 |
56 / 79 |
Far Cry 5 |
TAA |
98 / 108 |
109 / 120 |
71 / 79 |
96 / 107 |
74 / 83 |
103 / 120 |
67 / 73 |
83 / 95 |
90 / 99 |
89 / 107 |
Forza Horizon 4 |
MSAA 4x + FXAA |
73 / 77 |
74 / 79 |
57 / 68 |
81 / 96 |
59 / 70 |
74 / 78 |
53 / 62 |
73 / 87 |
77 / 91 |
77 / 81 |
Metro Exodus |
TAA |
21 / 40 |
23 / 44 |
16 / 27 |
22 / 39 |
15 / 28 |
26 / 47 |
14 / 25 |
19 / 31 |
19 / 33 |
23 / 39 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
28 / 31 |
30 / 34 |
20 / 24 |
27 / 31 |
21 / 25 |
34 / 38 |
16 / 19 |
23 / 28 |
25 / 28 |
30 / 34 |
Shadow of the Tomb Raider |
SMAA 4x |
41 / 55 |
46 / 61 |
32 / 42 |
38 / 53 |
32 / 41 |
49 / 66 |
31 / 39 |
43 / 55 |
45 / 57 |
51 / 65 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
88 / 119 |
96 / 133 |
71 / 95 |
89 / 127 |
64 / 89 |
104 / 146 |
64 / 80 |
90 / 116 |
92 / 119 |
111 / 142 |
Tom Clancy's The Division 2 |
TAA Ultra |
57 / 69 |
62 / 76 |
43 / 51 |
56 / 67 |
39 / 49 |
63 / 77 |
33 / 40 |
47 / 58 |
50 / 60 |
58 / 70 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
26 / 36 |
29 / 40 |
19 / 26 |
28 / 37 |
17 / 26 |
33 / 45 |
21 / 27 |
27 / 35 |
28 / 35 |
38 / 47 |
Макс. |
|
|
+16% |
−12% |
+25% |
−9% |
+25% |
−16% |
+13% |
+18% |
+31% |
Средн. |
|
|
+11% |
−25% |
+3% |
−23% |
+18% |
−31% |
−7% |
−3% |
+10% |
Мин. |
|
|
+3% |
−33% |
−4% |
−30% |
+1% |
−42% |
−23% |
−18% |
−3% |
⇡#Выводы
Radeon RX 5600 XT успел наделать много шума за пару недель, которые миновали со дня официальной премьеры новинки на CES. Вы уже знаете, что произошло. AMD планировала выпустить ускоритель с такими характеристиками, которые гарантируют превосходство в играх над GeForce GTX 1660 Ti, и не более того. Но теперь вместо GTX 1660 Ti, который удерживает формальный титул флагманской видеокарты 16-й серии, но в действительности больше никому не интересен, Radeon RX 5600 XT предстоит выдержать сравнение с совсем другими продуктами NVIDIA. С одной стороны RX 5600 XT подпирает заведомо более доступный GeForce GTX 1660 SUPER, а с другой — резко подешевевший RTX 2060.
AMD пришлось на ходу менять характеристики новинки, отталкиваясь от изначально заниженных тактовых частоты урезанного чипа Navi 10. Можно как угодно относиться к этому решению (которое уж точно не облегчило жизнь нам, обозревателям «железа»), ведь санкционированный чипмейкером разгон до сих пор не зафиксирован в официальных спецификациях, и пытаться понять, каков он, Radeon RX 5600 XT — более мощный аналог GeForce GTX 1660 Ti или, наоборот, дешевая альтернатива RTX 2060. Наше мнение состоит в том, что референсные частотные параметры RX 5600 XT с самого начала не имели никакого значения. Это видеокарта, рожденная для оверклокинга — либо еще на фабрике производителя, либо в руках владельца, а старые и новые тактовые частоты просто разметили диапазон быстродействия между вариантами RX 5600 XT попроще и «премиальными» версиями, которым достанется PCB и система охлаждения прямиком от Radeon RX 5700 (XT).
В любом случае, даже консервативные рабочие параметры, приближенные к референсным, не дают повода жаловаться на быстродействие новинки. Да, RX 5600 XT заметно дороже GeForce GTX 1660 SUPER, но вместе с тем быстрее на 8 % среднего FPS в дюжине игр и предлагает 91 % быстродействия GeForce RTX 2060 за 93 % его цены. Ну а заводской разгон, который исчерпывает лишь небольшую долю частотного потенциала Navi 10, уже способен вывести «красный» ускоритель аккурат на уровень RTX 2060. Сторонникам AMD будет вдвойне приятно узнать и то, что когда чип Navi не мучают завышенными частотами и не жарят избыточным напряжением питания, то RTX 2060 лишается преимущества не только в быстродействии, но и в энергоэффективности. Конечно, GeForce RTX 2060 — на то и RTX, что у него есть функция трассировки лучей на аппаратном уровне, которая, по плану NVIDIA, должна перевесить не слишком выгодное отношение FPS на доллар стоимости. Однако у каждого геймера есть свое мнение насчет того, нужны ли пресловутые «лучи», к которому мы вряд ли сможем что-либо добавить (вот в профессиональном ПО с рейтрейсингом — точно нужны).
В любом случае, из Radeon RX 5600 XT выйдет неплохая замена формально устаревшему железу NVIDIA и AMD. Он не вернул те времена, когда инновационная архитектура GPU и переход к более «тонкой» технологической норме чуть ли не удваивали производительность на доллар, однако и 33-процентный рост по сравнению с Radeon RX 590 — уже большой прогресс для застоявшегося в последние годы рынка недорогих игровых видеокарт. Единственное больное место Radeon RX 5600 XT, как и GeForce RTX 2060, это объем оперативной памяти 6 Гбайт. Несмотря на все преимущество RX 5600 XT перед старыми устройствами в энергоэффективности, нам вновь придется если не предостеречь покупателей, то хотя бы напомнить о том, что Radeon RX Vega 56 с 8 Гбайт RAM по-прежнему продается. Не исключено, что под давлением игр, адаптированных к характеристикам консолей нового поколения с щедрым объемом оперативки, новые видеокарты сойдут с дистанции раньше своих предшественников.
Мы редко выдаем награды видеокартам, когда речь идет о новых позициях в каталоге NVIDIA и AMD, а не конкретных партнерских устройствах, но сейчас уместно сделать исключение — в силу наших симпатий к оверклокингу, который среди достоинств Radeon RX 5600 XT занимает первое место. А детище SAPPHIRE заслужило медаль «3DNews рекомендует» без всяких оговорок. На первый взгляд, производитель упростил систему охлаждения, позаимствованную у RX 5700 XT, а в действительности улучшил, полностью устранив перегрев чипов RAM. Да и в целом PULSE Radeon RX 5600 XT оказался одним из самых тихих и холодных ускорителей (даже при разгоне до уровня RX 5700!) с приличным быстродействием, которые прошли через лабораторию 3DNews. Только советуем после покупки новинки обязательно проверить, что в ней уже прошит BIOS с увеличенными тактовыми частотами. Отказываться от него нет никакого смысла, но далеко не факт, что SAPPHIRE заранее успела переоснастить все ранние партии SAPPHIRE PULSE.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.