Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Историческое тестирование видеокарт 2012-2019 гг.: от Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 до RTX 2080 Ti

⇣ Содержание

Постоянные читатели 3DNews наслышаны о проблемах на рынке игровых видеокарт. Положение вещей, сложившееся на нем за последние четыре года, отчетливо напоминает то, что еще сравнительно недавно переживали центральные процессоры: темпы роста производительности упали, а цены флагманских устройств держатся на недоступном для большинства уровне. И это не говоря уже о чисто российской специфике, связанной с курсом валют.

К счастью для геймеров, аналогия с десктопными CPU в сфере графических процессоров все-таки не полная. В частности, благодаря AMD и новым чипам архитектуры RDNA не так давно произошли бурные изменения в мейнстримном ценовом сегменте. Но пока AMD не собралась с силами для того, чтобы расшевелить верхнюю, самую престижную категорию игровых ускорителей, покупателям придется мириться с новыми реалиями, когда лучшие плоды прогресса нельзя получить за сумму меньше $1 000, а FPS в играх не становятся дешевле, чем были раньше. Однако те, кто были с нами еще до этого периода застоя, прекрасно помнят, что так было далеко не всегда. Несколько лет тому назад считалось, что даже $700 — многовато для передовой видеокарты, а за тысячу можно было рассчитывать сразу на два графических чипа либо на одной плате, либо в связке SLI или CrossFire.

Глядя на то, что происходит с современными GPU, можно заметить и другую вполне закономерную и, возможно, даже неотвратимую тенденцию. Большинство геймеров ворчат на цены флагманских устройств, но понимают, что им, сидящим за экраном с разрешением 1080p и частотой обновления 60 Гц, в действительности не нужны топ-модели ускорителей. В былые времена такая покупка была не только вполне посильной, но и практически оправданной инвестицией, а теперь — едва ли, ведь быстродействия видеоадаптеров подешевле уже достаточно для современных игр, а лучшая из потребительских видеокарт, GeForce RTX 2080 Ti, просто не в состоянии работать с полной отдачей при разрешениях ниже 4К.

Все вышесказанное — далеко не новость. Но до сих пор, чтобы проиллюстрировать новейшую историю GPU, мы были вынуждены опираться на частные примеры, не имея перед глазами полной картины и не говоря на языке статистики. Именно это упущение мы собираемся наверстать в данной статье, собрав в одном сводном тесте все старшие одночиповые модели, которые NVIDIA и AMD выпустили за минувшие восемь лет. Кроме того, самое время узнать, чего добились современные бюджетные видеокарты, если столкнуть их с прежними чемпионами.

#Что и как мы тестировали

На основе графических процессоров с современной архитектурой (такими можно считать кристаллы, представленные на рубеже 2011–2012 годов, когда NVIDIA внедрила логику Kepler, а у AMD появилась GCN, и их последователей вплоть до сегодняшнего дня) оба чипмейкера произвели десятки различных устройств, охватить которые в одном обзоре — непосильное свершение. Поэтому для начала мы сфокусируемся на флагманских продуктах каждого семейства с несколькими исключениями: мы обошли стороной модели NVIDIA под маркой TITAN, «двухголовые» видеокарты обоих производителей и экзотические разновидности массовых устройств (такие как Radeon RX Vega 64 с водяным охлаждением). Зато к обзору мы добавили два современных продукта экономкласса — GeForce RTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT, которые выглядят идеальными кандидатами на замену GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. И наконец, коль скоро со стороны AMD в тестировании принимает участие Radeon RX 5700 XT (пусть временный, но де-факто флагман серии RX 5000), мы посчитали, что вполне уместно в списке соперников будет выглядеть аналогичное по быстродействию предложение NVIDIA, GeForce RTX 2060 SUPER.

Однако в задаче сравнить между собой современные ускорители и старые видеокарты, часть которых увидела свет еще в 2012 году, самое главное не то, какие устройства мы привлекли к тестам, а то, каким образом мы собираемся охватить в бенчмарках колоссальный диапазон производительности между GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition на одном конце и GeForce RTX 2080 Ti на другом. Первая сложность, которая встала на пути исследования, была связана с крайне ограниченным объемом локальной памяти у старых GPU. GeForce GTX 680 имеет всего два гигабайта, а Radeon HD 7970 и топ-модели NVIDIA семейства GTX 700 — три. При этом любая современная игра легко съедает не меньше 4 Гбайт VRAM и, как ни странно, это далеко не всегда можно исправить сниженными настройками детализации. По той же причине мы остановили экскурс в историю на указанных моделях и не смогли привлечь к тестированию еще более старые устройства — такие, как GeForce GTX 580 и Radeon HD 6970. 1,5 Гбайт памяти — уже приговор для первого, а рассматривать 2-гигабайтный HD 6970 без сравнения с его ровесником было бы некорректно.

Следующим препятствием стала сама способность игрового движка раскрывать потенциал современных ускорителей, наращивая кадровую частоту за пределы сотни, а то и двух сотен FPS. Именно это требуется в такой ситуации, когда старые устройства начинают с низких позиций, а нагрузку на GPU мы заранее сократили для того, чтобы уложиться в 2–3 Гбайт VRAM. Но к счастью, среди тех игр, которые мы постоянно используем для тестов GPU, несколько проектов обладают нужными свойствами: это Battlefield V, Borderlands 3, DiRT Rally 2.0, Far Cry 5 и Strange Brigade. Но несмотря на все ухищрения , нам все равно пришлось ограничить тесты разрешением 1080p.

И наконец, у нас нет гарантии, что актуальные версии драйверов NVIDIA и AMD, как и сами игры, хорошо оптимизированы для устаревшего кремния. Чтобы компенсировать этот фактор, мы добавили в подборку бенчмарков несколько старых проектов 2011–2013 года — Crysis 2, Metro Last Light и Tomb Raider, а для того, чтобы обеспечить корректное масштабирование фреймрейта, в них пришлось, наоборот, увеличить графические параметры до максимума и задействовать ресурсоемкое полноэкранное сглаживание.

Игры
Игра (в порядке даты выхода) API Настройки, метод тестирования Полноэкранное сглаживание
Crysis 2 Direct3D 11 Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool. Макс. качество графики, HD-текстуры MSAA 4x + Edge AA
Tomb Raider Direct3D 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики SSAA 4x
Metro Last Light Direct3D 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики SSAA 4x
Far Cry 5 Direct3D 11 Встроенный бенчмарк. Низкое качество графики Выкл.
Strange Brigade Direct 3D 12/Vulkan Встроенный бенчмарк. Низкое качество графики AA Low
Battlefield V Direct3D 11/12 OCAT, миссия Liberte. Низкое качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA High
DiRT Rally 2.0 Direct3D 11 Встроенный бенчмарк. Среднее качество графики MSAA 4x + TAA
Borderlands 3 Direct3D 11/12 Встроенный бенчмарк. Очень низкое качество графики Выкл.

Тестирование производительности в Crysis 2 выполнено благодаря функции timedemo и утилите Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool. В играх DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Metro Last Light и Strange Brigade для тестирования и сбора результатов использовался встроенный бенчмарк, а в Borderlands 3 и Tomb Raider — встроенный бенчмарк в сочетании с программой OCAT. Battlefield V потребовала тестирования в ручном режиме при помощи OCAT на повторяющемся отрезке миссии Liberte.

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.4.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 445.87

#Участники тестирования

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16, а также GeForce RTX Founders Edition) используются настройки производителя.

#Результаты тестирования (старые игры)

Crysis 2

Старейшая игра в нашей тестовой обойме, несмотря на почтенный возраст (она вышла в далеком 2011 году), продемонстрировала уверенное масштабирование быстродействия от GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 до GeForce GTX 1080 Ti. Лишь действующий флагман NVIDIA, GeForce RTX 2080 Ti, не настолько превосходит GTX 1080 Ti в бенчмарке Crysis 2, как должен бы в соответствии с его характеристиками (и как подтвердят последующие тесты). Если закрыть глаза на этот «дефект» графика производительности устройств NVIDIA, можно сказать, что в течение неполного десятилетия она нарастала по практически линейной траектории. То же справедливо для ускорителей компании AMD, если не портить картину двумя продуктами, которые вынужденно занимали флагманскую позицию модельного ряда в тот или иной год, но в действительности являются предложениями среднего звена, послужившими «красным» инженерам для освоения новой архитектуры или техпроцесса, — сначала Radeon RX 480, а потом Radeon RX 5700 XT. Тем не менее даже настолько древняя игра, как Crysis 2, данными которой мы ни в коем случае не намерены ограничивать наше исследование, обозначила тенденцию, которой в той или иной степени последуют остальные тесты: начиная с Radeon R9 Fury X производительность видеокарт AMD отстает от достижений NVIDIA, а на том этапе, когда на рынке сосуществуют GeForce RTX 2080 Ti и Radeon VII, разрыв между конкурирующими чипмейкерами достигает максимума.

Как бы то ни было, задача данного обзора не сводится к наблюдениям за глобальными трендами. Мы собирались не только построить график производительности топовых видеокарт разных лет, но и узнать, на что способны флагманские ускорители прошлых лет по сравнению со свежими предложениями эконом-класса. Как выяснилось, две недорогие видеокарты, представленные NVIDIA и AMD в конце прошлого года, — GeForce GTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT — практически вдвое превосходят по кадровой частоте лучшие продукты четырьмя поколениями старше (Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680) и стояли бы на границе флагманской зоны пять лет тому назад, когда лидировали GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X, хотя полностью заменить последние новинки все-таки не в силах.

Что касается предложений мейнстримной категории, то им рано или поздно предстоит свернуть другую глыбу, GeForce GTX 1080 Ti, но среди актуальных моделей ни GeForce RTX 2060 SUPER, ни и Radeon RX 5700 XT не располагают нужным запасом быстродействия. Кроме того, в результатах теста Crysis 2, да и большинства других бенчмарков бросается в глаза, что Radeon RX 5700 XT не слишком эффективно работает при кадровых частотах выше 150 FPS, заметно уступая Radeon VII. Хотя, казалось бы, именно при сравнительно легкой нагрузке, да еще и в режиме 1080p, все должно быть ровно наоборот. Впрочем, этот казус можно в очередной раз списать на издержки драйверов для чипов архитектуры RDNA.

Metro Last Light и Tomb Raider

Две следующих игры появились на PC в 2013 году — и по всем параметрам их можно считать вполне современным ПО. Единственное, что нам пришлось сделать, чтобы защитить мощные видеокарты от пресловутой процессорозависимости, угрожающей чистоте тестирования при условно низком разрешении 1080p, — это включить полноэкранное сглаживание по ресурсоемкому алгоритму SSAA. Результаты не заставили себя ждать: обе игры демонстрируют эталонное масштабирование кадровой частоты и, по самым скромным оценкам, линейный рост производительности флагманских GPU на временнóй шкале. Графики, построенные по результатам бенчмарков Metro Last Light и Tomb Raider, похожи — поэтому мы рассматриваем их вместе — и позволяют сделать несколько важных заметок. Посмотрите, как близко проходят красная и зеленая линии в периоде от GeForce GTX 680 до GeForce GTX 980 Ti. В эти годы, когда AMD выпустила сначала Radeon HD 7970, а затем Radeon R9 290X и наконец Radeon R9 Fury X, среди чипмейкеров нельзя было выделить явного фаворита. Но в то время как дальнейшая траектория развития ускорителей NVIDIA больше напоминает экспоненту, нежели линейную функцию, все, что удалось сделать «красным», — это удержать курс, заданный первыми образцами архитектуры GCN. С закономерным итогом в виде катастрофического отставания флагманских устройств AMD от предложений конкурента.

Как мы уже заметили, Metro Last Light и Tomb Raider — вполне современные игры с технической точки зрения. И это проявляется не только в том, что даже GeForce RTX 2080 Ti смог раскрыть в них свой потенциал производительности, избежав ограничений со стороны центрального процессора. При увеличенной нагрузке ни GeForce GTX 1650 SUPER, ни Radeon RX 5500 XT не выдерживают сравнения с топ-моделями пятилетней давности — GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Наши подозрения о том, что Radeon RX 5700 XT испытывает трудности в легковесных играх, располагающих к высокому фреймрейту, также остаются в силе.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 6 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 10 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 12 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 13 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 14 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 15 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 16 ч.
Китайская Agibot запустила серийное производство человекоподобных роботов раньше Tesla 18 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 20 ч.
Американских субсидий на сумму $6,75 млрд удостоятся Samsung, Texas Instruments и Amkor 21 ч.