⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Историческое тестирование видеокарт 2012-2019 гг.: от Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 до RTX 2080 Ti
Постоянные читатели 3DNews наслышаны о проблемах на рынке игровых видеокарт. Положение вещей, сложившееся на нем за последние четыре года, отчетливо напоминает то, что еще сравнительно недавно переживали центральные процессоры: темпы роста производительности упали, а цены флагманских устройств держатся на недоступном для большинства уровне. И это не говоря уже о чисто российской специфике, связанной с курсом валют. К счастью для геймеров, аналогия с десктопными CPU в сфере графических процессоров все-таки не полная. В частности, благодаря AMD и новым чипам архитектуры RDNA не так давно произошли бурные изменения в мейнстримном ценовом сегменте. Но пока AMD не собралась с силами для того, чтобы расшевелить верхнюю, самую престижную категорию игровых ускорителей, покупателям придется мириться с новыми реалиями, когда лучшие плоды прогресса нельзя получить за сумму меньше $1 000, а FPS в играх не становятся дешевле, чем были раньше. Однако те, кто были с нами еще до этого периода застоя, прекрасно помнят, что так было далеко не всегда. Несколько лет тому назад считалось, что даже $700 — многовато для передовой видеокарты, а за тысячу можно было рассчитывать сразу на два графических чипа либо на одной плате, либо в связке SLI или CrossFire. Глядя на то, что происходит с современными GPU, можно заметить и другую вполне закономерную и, возможно, даже неотвратимую тенденцию. Большинство геймеров ворчат на цены флагманских устройств, но понимают, что им, сидящим за экраном с разрешением 1080p и частотой обновления 60 Гц, в действительности не нужны топ-модели ускорителей. В былые времена такая покупка была не только вполне посильной, но и практически оправданной инвестицией, а теперь — едва ли, ведь быстродействия видеоадаптеров подешевле уже достаточно для современных игр, а лучшая из потребительских видеокарт, GeForce RTX 2080 Ti, просто не в состоянии работать с полной отдачей при разрешениях ниже 4К. Все вышесказанное — далеко не новость. Но до сих пор, чтобы проиллюстрировать новейшую историю GPU, мы были вынуждены опираться на частные примеры, не имея перед глазами полной картины и не говоря на языке статистики. Именно это упущение мы собираемся наверстать в данной статье, собрав в одном сводном тесте все старшие одночиповые модели, которые NVIDIA и AMD выпустили за минувшие восемь лет. Кроме того, самое время узнать, чего добились современные бюджетные видеокарты, если столкнуть их с прежними чемпионами. ⇡#Что и как мы тестировалиНа основе графических процессоров с современной архитектурой (такими можно считать кристаллы, представленные на рубеже 2011–2012 годов, когда NVIDIA внедрила логику Kepler, а у AMD появилась GCN, и их последователей вплоть до сегодняшнего дня) оба чипмейкера произвели десятки различных устройств, охватить которые в одном обзоре — непосильное свершение. Поэтому для начала мы сфокусируемся на флагманских продуктах каждого семейства с несколькими исключениями: мы обошли стороной модели NVIDIA под маркой TITAN, «двухголовые» видеокарты обоих производителей и экзотические разновидности массовых устройств (такие как Radeon RX Vega 64 с водяным охлаждением). Зато к обзору мы добавили два современных продукта экономкласса — GeForce RTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT, которые выглядят идеальными кандидатами на замену GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. И наконец, коль скоро со стороны AMD в тестировании принимает участие Radeon RX 5700 XT (пусть временный, но де-факто флагман серии RX 5000), мы посчитали, что вполне уместно в списке соперников будет выглядеть аналогичное по быстродействию предложение NVIDIA, GeForce RTX 2060 SUPER. Однако в задаче сравнить между собой современные ускорители и старые видеокарты, часть которых увидела свет еще в 2012 году, самое главное не то, какие устройства мы привлекли к тестам, а то, каким образом мы собираемся охватить в бенчмарках колоссальный диапазон производительности между GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition на одном конце и GeForce RTX 2080 Ti на другом. Первая сложность, которая встала на пути исследования, была связана с крайне ограниченным объемом локальной памяти у старых GPU. GeForce GTX 680 имеет всего два гигабайта, а Radeon HD 7970 и топ-модели NVIDIA семейства GTX 700 — три. При этом любая современная игра легко съедает не меньше 4 Гбайт VRAM и, как ни странно, это далеко не всегда можно исправить сниженными настройками детализации. По той же причине мы остановили экскурс в историю на указанных моделях и не смогли привлечь к тестированию еще более старые устройства — такие, как GeForce GTX 580 и Radeon HD 6970. 1,5 Гбайт памяти — уже приговор для первого, а рассматривать 2-гигабайтный HD 6970 без сравнения с его ровесником было бы некорректно. Следующим препятствием стала сама способность игрового движка раскрывать потенциал современных ускорителей, наращивая кадровую частоту за пределы сотни, а то и двух сотен FPS. Именно это требуется в такой ситуации, когда старые устройства начинают с низких позиций, а нагрузку на GPU мы заранее сократили для того, чтобы уложиться в 2–3 Гбайт VRAM. Но к счастью, среди тех игр, которые мы постоянно используем для тестов GPU, несколько проектов обладают нужными свойствами: это Battlefield V, Borderlands 3, DiRT Rally 2.0, Far Cry 5 и Strange Brigade. Но несмотря на все ухищрения , нам все равно пришлось ограничить тесты разрешением 1080p. И наконец, у нас нет гарантии, что актуальные версии драйверов NVIDIA и AMD, как и сами игры, хорошо оптимизированы для устаревшего кремния. Чтобы компенсировать этот фактор, мы добавили в подборку бенчмарков несколько старых проектов 2011–2013 года — Crysis 2, Metro Last Light и Tomb Raider, а для того, чтобы обеспечить корректное масштабирование фреймрейта, в них пришлось, наоборот, увеличить графические параметры до максимума и задействовать ресурсоемкое полноэкранное сглаживание.
Тестирование производительности в Crysis 2 выполнено благодаря функции timedemo и утилите Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool. В играх DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Metro Last Light и Strange Brigade для тестирования и сбора результатов использовался встроенный бенчмарк, а в Borderlands 3 и Tomb Raider — встроенный бенчмарк в сочетании с программой OCAT. Battlefield V потребовала тестирования в ручном режиме при помощи OCAT на повторяющемся отрезке миссии Liberte.
⇡#Участники тестирования
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16, а также GeForce RTX Founders Edition) используются настройки производителя. ⇡#Результаты тестирования (старые игры)Crysis 2 Старейшая игра в нашей тестовой обойме, несмотря на почтенный возраст (она вышла в далеком 2011 году), продемонстрировала уверенное масштабирование быстродействия от GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 до GeForce GTX 1080 Ti. Лишь действующий флагман NVIDIA, GeForce RTX 2080 Ti, не настолько превосходит GTX 1080 Ti в бенчмарке Crysis 2, как должен бы в соответствии с его характеристиками (и как подтвердят последующие тесты). Если закрыть глаза на этот «дефект» графика производительности устройств NVIDIA, можно сказать, что в течение неполного десятилетия она нарастала по практически линейной траектории. То же справедливо для ускорителей компании AMD, если не портить картину двумя продуктами, которые вынужденно занимали флагманскую позицию модельного ряда в тот или иной год, но в действительности являются предложениями среднего звена, послужившими «красным» инженерам для освоения новой архитектуры или техпроцесса, — сначала Radeon RX 480, а потом Radeon RX 5700 XT. Тем не менее даже настолько древняя игра, как Crysis 2, данными которой мы ни в коем случае не намерены ограничивать наше исследование, обозначила тенденцию, которой в той или иной степени последуют остальные тесты: начиная с Radeon R9 Fury X производительность видеокарт AMD отстает от достижений NVIDIA, а на том этапе, когда на рынке сосуществуют GeForce RTX 2080 Ti и Radeon VII, разрыв между конкурирующими чипмейкерами достигает максимума. Как бы то ни было, задача данного обзора не сводится к наблюдениям за глобальными трендами. Мы собирались не только построить график производительности топовых видеокарт разных лет, но и узнать, на что способны флагманские ускорители прошлых лет по сравнению со свежими предложениями эконом-класса. Как выяснилось, две недорогие видеокарты, представленные NVIDIA и AMD в конце прошлого года, — GeForce GTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT — практически вдвое превосходят по кадровой частоте лучшие продукты четырьмя поколениями старше (Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680) и стояли бы на границе флагманской зоны пять лет тому назад, когда лидировали GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X, хотя полностью заменить последние новинки все-таки не в силах. Что касается предложений мейнстримной категории, то им рано или поздно предстоит свернуть другую глыбу, GeForce GTX 1080 Ti, но среди актуальных моделей ни GeForce RTX 2060 SUPER, ни и Radeon RX 5700 XT не располагают нужным запасом быстродействия. Кроме того, в результатах теста Crysis 2, да и большинства других бенчмарков бросается в глаза, что Radeon RX 5700 XT не слишком эффективно работает при кадровых частотах выше 150 FPS, заметно уступая Radeon VII. Хотя, казалось бы, именно при сравнительно легкой нагрузке, да еще и в режиме 1080p, все должно быть ровно наоборот. Впрочем, этот казус можно в очередной раз списать на издержки драйверов для чипов архитектуры RDNA. Metro Last Light и Tomb Raider Две следующих игры появились на PC в 2013 году — и по всем параметрам их можно считать вполне современным ПО. Единственное, что нам пришлось сделать, чтобы защитить мощные видеокарты от пресловутой процессорозависимости, угрожающей чистоте тестирования при условно низком разрешении 1080p, — это включить полноэкранное сглаживание по ресурсоемкому алгоритму SSAA. Результаты не заставили себя ждать: обе игры демонстрируют эталонное масштабирование кадровой частоты и, по самым скромным оценкам, линейный рост производительности флагманских GPU на временнóй шкале. Графики, построенные по результатам бенчмарков Metro Last Light и Tomb Raider, похожи — поэтому мы рассматриваем их вместе — и позволяют сделать несколько важных заметок. Посмотрите, как близко проходят красная и зеленая линии в периоде от GeForce GTX 680 до GeForce GTX 980 Ti. В эти годы, когда AMD выпустила сначала Radeon HD 7970, а затем Radeon R9 290X и наконец Radeon R9 Fury X, среди чипмейкеров нельзя было выделить явного фаворита. Но в то время как дальнейшая траектория развития ускорителей NVIDIA больше напоминает экспоненту, нежели линейную функцию, все, что удалось сделать «красным», — это удержать курс, заданный первыми образцами архитектуры GCN. С закономерным итогом в виде катастрофического отставания флагманских устройств AMD от предложений конкурента. Как мы уже заметили, Metro Last Light и Tomb Raider — вполне современные игры с технической точки зрения. И это проявляется не только в том, что даже GeForce RTX 2080 Ti смог раскрыть в них свой потенциал производительности, избежав ограничений со стороны центрального процессора. При увеличенной нагрузке ни GeForce GTX 1650 SUPER, ни Radeon RX 5500 XT не выдерживают сравнения с топ-моделями пятилетней давности — GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Наши подозрения о том, что Radeon RX 5700 XT испытывает трудности в легковесных играх, располагающих к высокому фреймрейту, также остаются в силе.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|