⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Историческое тестирование видеокарт 2012-2019 гг.: от Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 до RTX 2080 Ti
⇡#Результаты тестирования (новые игры)Battlefield V Несколько безоговорочно современных проектов, которые мы привлекли для мониторинга производительности видеокарт на протяжении последних девяти лет, отличаются от игр недавнего прошлого не столько увеличенной нагрузкой на GPU (это легко изменить за счет настроек детализации, что мы и сделали для того, чтобы уложиться в крайне ограниченный объем оперативной памяти устаревших ускорителей), сколько разнообразием графических API. Сегодня большинство ААА-проектов поддерживают две версии Direct3D (11 и 12), а некоторые — еще Vulkan, что считается (и не безосновательно) признаком наилучшей оптимизации. Тем не менее обратной стороной «близости к железу», которую проповедуют API нового поколения, нередко становится однобокая оптимизация исключительно под современные устройства. Кроме того, бытует мнение, тоже не лишенное оснований, что старые графические процессоры NVIDIA на логике Kepler и Maxwell с трудом пережили миграцию на Direct3D 12 и Vulkan, в то время как чипы AMD, наоборот, всегда остаются в плюсе. В прошлом мы провели масштабное расследование на этот счет, но с тех пор сильно изменились и сами игры, и доступная геймерам мощность центральных процессоров, которая в быстродействии 3D-графики под разными интерфейсами программирования играет немаловажную роль. Сегодня мы не претендуем на то, чтобы повторить охват наших предыдущих опытов, но для того, чтобы увидеть, как изменилась вычислительная мощность GPU на долгой дистанции, проигнорировать фактор API тоже нельзя. Действительно, две игры в сегодняшнем тестовом наборе, обладающие поддержкой двух версий API Microsoft, — Battlefield V и Borderlands 3 — ведут себя по-разному под управлением Direct3D 11 и Direct3D 12. Так, переключение на D3D 12 в Battlefield V дало громадную прибавку кадровой частоты всем участникам теста, за исключением Radeon HD 7970 GHz Edition. Но вместе с тем прогрессивный API настолько разогнал Battlefield V, что игра уже не способна прежними темпами наращивать фреймрейт за пределами 200 FPS (что, кстати, является для нее официальным потолком, который мы приподняли с помощью конфигурационного файла). В результате GeForce RTX 2080 Ti, Radeon VII и новый Radeon RX 5700 XT оказались в непосредственной близости друг от друга на вершине графика. Результаты тестов в Battlefield V примечательны еще и тем, что дали бюджетным ускорителям современности новую возможность побороться с флагманами прошлых лет. Благодаря Direct3D 12 Radeon RX 5500 XT и GeForce GTX 1650 SUPER почти на равных соревнуются с GeForce GTX 980 Ti и близки по производительности к Radeon R9 Fury X, хотя в режиме Direct3D 11 новинки совсем не ровня бывшим чемпионам. Borderlands 3 В отличие от Battlefield V, производительность видеокарт в Borderlands 3 под двумя различными версиями графического API полностью соответствует распространенным стереотипам про Direct3D 12. Последний благотворно повлиял на быстродействие и без того мощных ускорителей на чипах AMD — Radeon RX Vega 64, Radeon VII и Radeon RX 5700 XT, а среди видеокарт NVIDIA от смены API выиграли только образцы современной архитектуры: GeForce GTX 1080 Ti и GeForce RTX 2080 Ti. Старым чипам NVIDIA прогрессивный API только вредит. В общей сложности смена API привела к тому, что под Direct3D 12 Radeon R9 290X и Radeon R9 Fury X по производительности эквивалентны их соперникам того времени — GTX 780 Ti и GTX 980 Ti, хотя в режиме Direct 3D 11 это совсем не так. Кроме того, только под Direct3D 12 GeForce RTX 2080 Ti показал ожидаемое преимущество перед GeForce GTX 1080 Ti, а Radeon VII и Radeon RX 5700 XT — перед Vega 64. При этом под Direct3D 11 кадровая частота в этом диапазоне уже совсем не масштабируется. Благодаря новому API Microsoft можно считать Borderlands 3 самой выгодной средой для графических процессоров AMD среди всех игр, которые мы использовали в ретроспективном тесте, и даже неминуемое отставание «красной» команды от лучших чипов NVIDIA на временном отрезке от Radeon RX Vega 64 до Radeon RX 5700 XT не выглядит таким катастрофическим. Что касается того, как новые бюджетные продукты NVIDIA и AMD выглядят на фоне бывших флагманов обоих производителей, то Direct3D 12 в данном случае не слишком помогает новому железу: GeForce GTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT опередили GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X, но в бенчмарке с Direct3D 11 обе новинки тоже близки по результатам к первому и уверенно превосходят второй. DiRT Rally 2.0 DiRT Rally 2.0 оказалась не самым лучшим инструментом для того, чтобы построить график быстродействия графических ускорителей на дистанции в восемь лет, но это относится исключительно к продуктам AMD. Так, среди двух старейших моделей — Radeon HD 7970 GHz Edition и Radeon R9 290X — максимальных результатов парадоксальным образом достиг именно Radeon HD 7970 GHz Edition, что явно не отражает действительных различий между ними. Лишь на отрезке с Radeon R9 Fury X до Radeon VII результаты устройств AMD в бенчмарке DiRT 2.0 выглядят адекватно, в то время как Radeon RX 5700 XT опять пасует перед Radeon VII при, казалось бы, выгодном для новинки низком разрешении экрана. А вот на всех устройствах NVIDIA игра работает идеально. Невзирая на то, что частота смены кадров в конце графика превышает 200 FPS, DiRT Rally 2.0 демонстрирует скорее экспоненциальный, нежели линейный рост быстродействия «зеленых» чипов. В силу того, что один из мощных «красных» ускорителей прошлых лет — Radeon R9 Fury X — в DiRT Rally 2.0 довольно-таки слаб, единственным из старых флагманов, сравнение с которым по-прежнему имеет смысл для современных бюджетных ускорителей, остался GeForce GTX 980 Ti. Увы (возможно, не в последнюю очередь из-за отсутствия поддержки Direct3D 12), обе новинки начального уровня в этот раз не смогли повторить достижения NVIDIA пятилетней давности. Far Cry 5 Far Cry 5 — еще одна игра, которая при низких настройках качества графики (необходимых для того, чтобы вписаться в жесткие требования к потреблению VRAM) довольно быстро исчерпывает свой измерительный потенциал. Так, Far Cry 5 не видит никакой разницы между GeForce GTX 1080 Ti и GeForce RTX 2080 Ti, а расстояние между Radeon RX Vega 64 и Radeon VII оказалось аномально коротким. Результаты тестов, адекватные быстродействию конкурирующих устройств, были получены только в периоде с 2012 до 2016 год — сперва они явно смещены в пользу AMD (Radeon HD 7970 GHz Edition и Radeon R9 290X доминируют над GeForce GTX 680 и GeForce GTX 780 Ti соответственно), но в сравнении Radeon R9 Fury X с GeForce GTX 980 Ti бенчмарк признал паритет между двумя чипмейкерами. Если выбирать между одним из старых флагманских ускорителей (Radeon R9 Fury X или GeForce GTX 980 Ti) и недорогой видеокартой на современном GPU, то Far Cry 5 симпатизирует современному железу. Обе новинки ненамного, но превосходят как GeForce GTX 980 Ti, так и Radeon R9 Fury X. Strange Brigade Серию тестов завершает Strange Brigade — определенно одна из самых оптимизированных игр современности, которая на подходящем железе способна выдать фреймрейт свыше 350 FPS без всяких признаков того, что быстродействие сдерживают возможности CPU. Надо признать, что тестовый стенд с центральным процессором Core i9-9900K, который мы используем для тестов графических карт, — это, если не считать новейших интеловских чипов десятого поколения, самая лучшая платформа, которую сегодня может позволить себе геймер. Тем не менее мы не рассчитывали получить настолько безупречные графики экспоненциального роста производительности на чипах NVIDIA, как в Strange Brigade. Игра работает под управлением Direct3D 12 или Vulkan, но для большинства участников тестирования выбор графического API лишен большого практического значения. Тем не менее Vulkan благотворно влияет на быстродействие Radeon HD 7970 GHz Edition, а вот для Radeon R9 290X и Radeon R9 Fury X лучше подходит Direct3D 12. Но главное, благодаря Vulkan GeForce RTX 2080 Ti прорвался через отметку в 400 (!) FPS — подобных результатов мы, кажется, не видели за все время тестирования видеокарт на 3DNews. На стороне AMD бенчмарк Strange Brigade в очередной раз наглядно проиллюстрировал, что то, как изменялось быстродействие флагманских ускорителей Radeon (к которым не относятся Radeon RX 480 и Radeon RX 5700 XT), хорошо описывает линейная функция, которую сложно противопоставить зеленой экспоненте. Кроме того, в Strange Brigade особенно печальное впечатление производит Radeon RX 5700 XT. При настолько высоких кадровых частотах ускоритель нового поколения с трудом преодолел границу, отмеченную Radeon RX Vega 64, не говоря уже о Radeon VII. Strange Brigade отлично работает на старых мощных GPU: ни Radeon RX 5500 XT, ни GeForce GTX 1650 SUPER не станут равноценной заменой даже для GeForce GTX 980 Ti и уж тем более для Radeon R9 Fury X, которая в силу известных симпатий Strange Brigade к чипам AMD возглавляет в этой игре рейтинг видеокарт на 28-нанометровых GPU. ⇡#ВыводыВ заключении ретроспективного обзора GPU мы расположили на комбинированном графике результаты бенчмарков и провели линии средней частоты смены кадров через позиции знаковых устройств NVIDIA и AMD, появившихся на рынке за восьмилетний исторический отрезок. Нам пришлось внести единственную поправку — исключить данные игр, в которых грубо нарушается масштабирование фреймрейта (например, нет разницы между GeForce GTX 1080 Ti и RTX 2080 Ti или происходит катастрофический обрыв графика между Radeon VII и Radeon RX 5700 XT). Посмотрите на аккуратные кривые, отражающие развитие быстродействия топовых дискретных GPU, где AMD движется по практически идеальной линейной траектории (опять-таки исключая «псевдофлагманские» модели Radeon RX 480 и Radeon RX 5700 XT), в то время как их конкуренты наращивали производительность экспоненциально вплоть до GeForce GTX 1080 Ti. То, что последняя битва на равных между двумя чипмейкерами произошла в эпоху Radeon R9 Fury X и GeForce GTX 980 Ti, — тривиальный факт, но мы, если честно, не рассчитывали увидеть на графике настолько элегантную иллюстрацию развернувшихся в последствии событий. Тем не менее, мы видим, что даже NVIDIA была вынуждена сбавить обороты на последней итерации своей архитектуры. Действительно, по среднему фреймрейту GeForce RTX 2080 Ti лишь на 17 % превзошел GeForce GTX 1080 Ti, что, кстати, ненамного отличается от наших оценок в обзоре действующего флагмана, в то время как сам GeForce GTX 1080 Ti располагает производительностью на 56 % больше, нежели у GTX 980 Ti. Недаром многие называют GTX 1080 Ti лучшей видеокартой, которую когда-либо выпускала NVIDIA, и теперь этому есть математическое подтверждение — после GTX 1080 Ti у «зеленых» просто «сломалась экспонента» (естественно, дело еще и в ценах, которые после 10-й серии, наоборот, полетели вверх, но об этом чуть позже). Конечно, игры при разрешении 1080p, да еще с такой легковесной нагрузкой, — далеко не самая благоприятная среда для GeForce RTX 2080 Ti, который раскрывает своей потенциал только в 4К или проектах с трассировкой лучей. Но мы рады, что в принципе смогли реализовать такую затею, как сводное тестирование современных GPU и ускорителей восьмилетней давности в реальных играх, а не в синтетических бенчмарках, и получили данные, которые сходятся с нашими регулярными обзорами. Кроме того, вывод о скромных 17 % FPS, которые может предложить GeForce GTX 2080 Ti сверх выдаваемого GeForce GTX 1080 Ti, быть может, и не отражает его потенциальных возможностей, но имеет вполне себе практическую ценность для тех, кто играет на мониторе стандарта 1080p. Таких пользователей по-прежнему большинство, и в полный рост поднимается вопрос: сможет ли грядущее поколение железа вообще дать какое-либо осязаемое преимущество широким геймерским массам? Похоже, чипмейкеры смогут выйти из трудного положения только за счет повального внедрения трассировки лучей в играх, которая одним махом срежет быстродействие флагманских моделей и позволит вновь наращивать FPS с низких позиций. Но в этом деле, что уже совершенно очевидно спустя полтора года после выхода GeForce RTX 2080 Ti, недостаточно усилий одной компании. Придется подождать как минимум того, чтобы за дело взялась AMD и производители игровых консолей. Другой проблемный фактор, который бросается в глаза на тестовых графиках, связан с тем, насколько, оказывается, трудно добиться по-настоящему высоких кадровых частот, которые отвечают показателям передовых экранных матриц с разверткой 240 или 360 Гц. Далеко не каждая игра (из-за процессорозависимости или же посредственной оптимизации кода) позволяет приблизиться к таким числам, а соотношение сил между видеокартами, на которое мы привыкли ориентироваться в требовательных условиях с высокими настройками качества графики, совершенно не обязательно повторится в легких киберспортивных дисциплинах (кстати, все сказанное в полной мере относится еще и к VR, которая тоже требует высокого фреймрейта). К примеру, Radeon RX 5700 XT нередко уступает Radeon VII, хотя именно при разрешении 1080p от последнего не приходится ждать высокой эффективности в силу особенностей логики GCN. Ну а в целом напрашивается вывод, что с высокопроизводительными видеокартами довольно скоро произойдет то же самое, что уже давно переживают центральные процессоры. Гигафлопсы GPU по-прежнему растут бурными темпами, но реализовать их в играх с каждым годом все труднее. Большинству геймеров, сидящих за экранами 1080p, не нужен флагманский ускоритель, а все самое интересное теперь будет происходить в мейнстримном и бюджетном ценовом сегменте. Как двигался прогресс среди недорогих видеокарт, мы намерены выяснить в следующей серии ретроспективного тестирования, но в завершение флагманской темы проверим, как изменилась долларовая цена, которую покупатели передового железа отдают за каждый FPS в игре. Сразу отметим, что Radeon RX 5700 XT, как и следовало ожидать, является источником самых дешевых кадров среди всех устройств, на которых мы сфокусировались сегодня, но это лишь из-за того, к какой ценовой категории относится эта видеокарта: чем выше абсолютная производительность, тем больше придется заплатить даже за мизерное превосходство над альтернативным железом. Что касается настоящих, а не временных топ-моделей, то, похоже, 2017 год, когда появились GeForce GTX 1080 Ti и Radeon RX Vega 64, был временем самых выгодных покупок, а вот GeForce RTX 2080 Ti отбросил прогресс на уровень GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Здесь можно придраться к тому, что мы использовали Founders Edition, за который NVIDIA просит на $200 больше рекомендованной стоимости, но и цена $4,6 (долларов 2012 года с учетом инфляции) за FPS, соответствующая сумме в $999 — это явный регресс. Да, если честно, и AMD больше не может похвастаться заботой о кошельке геймера: тот же Radeon RX 5700 XT по цене FPS выглядит куда привлекательнее Radeon VII, но при этом мало отличается от Radeon RX 480. Впрочем, подробный анализ ценовой динамики мы отложим на потом, когда проведем такое же тестирование на устройствах средней и низкой категории быстродействия.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|