⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей
Трассировка лучей, особенно при разрешениях 1440p и 4К, помогла GeForce RTX 3080 дальше всего оторваться старших «Тьюрингов» по кадровой частоте в играх. Если взять за точку отсчета именно топовые видеокарты на чипе TU102, GeForce RTX 2080 Ti и TITAN RTX, преимущество новой архитектуры никуда не делось и предсказуемым образом возросло. GeForce RTX 3090 обеспечивает рост фреймрейта на величину от 33 до 45 % по сравнению с уровнем GeForce RTX 2080 Ti и от 29 до 40 % по сравнению с TITAN RTX.
RTX 3090 даже не нуждается в DLSS для того, чтобы поднять средний фреймрейт выше 60 FPS на экране c разрешением 1440p в таких играх, как Metro Exodus, а полностью трассированный Minecraft и Quake II RTX в 1440p на нем просто летают. Пожалуй, если бы игр с поддержкой трассировки лучей было больше, чем в данный момент, можно было бы сказать, что GeForce RTX 3080 и RTX 3090 — вполне рациональная покупка не только для обладателей мониторов 1440p и 4K, но и для основной массы геймеров, сидящих за экранами Full HD.
В режиме 2160p нашлась только одна игра, в которой GeForce RTX 3090 выдает больше 60 FPS без масштабирования кадров силами DLSS, — Battlefield V, а в Shadow of the Tomb Raider ему не хватило 6 кадров в секунду до критической отметки. В других проектах с рейтрейсингом обе новые видеокарты вырвались за предел 30 FPS, что само по себе является важным достижением, но по большому счету игры с трассировкой лучей в 4К и без DLSS еще не являются в полной мере рабочим сценарием даже для GPU такого класса, как GA102. В свою очередь, с DLSS новый флагман по-прежнему значительно, но уже не так сильно превосходит по быстродействию своих предшественников: он на 36 % быстрее GeForce RTX 2080 Ti и на 30 % FPS опередил TITAN RTX.
В таких условиях идет борьба за разницу в единицы FPS, не ослабевающая даже на верхушке самого 30-го семейства. В игровой трассировке лучей GeForce RTX 3090, может быть, лишь на 11 % лучше RTX 3080 (и это самый благоприятный исход), но другой видеокарты, которая сделает, к примеру, Control безоговорочно играбельным в 4К на максималках (пусть и с DLSS, которая в этой игре работает весьма качественно), пока просто не существует.
⇡#Вычисления общего назначения
Хотя GeForce RTX 3090 формально отделен от прочих моделей 30-й серии только высокой ценой, по объему оперативной памяти и, если честно, по скромной прибавке FPS в играх можно понять, что это устройство предназначено скорее для работы в профессиональных приложениях, нежели для развлечения. Пока не появились устройства Quadro на базе GA102, которым, по слухам, достанется 48 Гбайт оперативной памяти, видеокарты с более широкими возможностями для рабочих станций просто не существует.
Первой сферой применения GeForce RTX 3090, в которой дополнительные 20 % вычислительной мощности FP32 могут иметь решающее значение даже без учета вдвое большего объема VRAM по сравнению с GeForce RTX 3080, является видеомонтаж и кодирование видео высокого разрешения. Живое воспроизведение роликов, отягощенных сложными эффектами, в Adobe Premiere Pro по-прежнему невозможно в полном разрешении 4К с кадровой частотой 60 FPS, но RTX 3090 уже вплотную приблизился к отметке 50, в то время как GeForce RTX 2080 Ti и TITAN RTX ограничены 41–42 FPS. Но основное преимущество почти целиком функционального чипа GA102 состоит в ускорении кодирования. В то время как GeForce RTX 3080 в этой задаче оказался ничем не лучше TITAN RTX, RTX 3090 удалось нарастить скорость рендеринга в ProRes на 19 %. Другая, и довольно неожиданная, находка состоит в том, что активация выделенного кодировщика NVENC для экспорта в H.264 не принесла никаких преимуществ всем участвующим в сравнении картам NVIDIA, за исключением RTX 3090. Похоже, в остальных случаях быстродействие просто упирается в шейдерный массив GPU, а дополнительные CUDA-ядра RTX 3090 устраняют бутылочное горлышко и позволяют выполнить задачу на 19% быстрее, чем без помощи NVENC. Заметим, что речь идет о тестах с тяжелыми эффектами, рассчитанными на максимальную загрузку GPU. В других условиях кодирование на NVENC может ускорить рендеринг еще сильнее — конечно, при условии, что пользователь готов пойти на компромисс в качестве изображения, так как программный метод здесь по-прежнему вне конкуренции.
GeForce RTX 3090 произвел еще более сильное впечатление в задачах оффлайновой трассировки лучей. Бенчмарк тайлового рендерера Cycles оценил производительность RTX 3090 на 25 % выше, чем RTX 3080, а по сравнению с TITAN RTX скорость прорисовки увеличилась более чем вдвое — независимо от того, используется ли целиком программный рейтрейсинг под API CUDA или аппаратные RT-ядра под OptX.
В бенчмарке на движке ProRender новый флагман выступил не настолько ярко, но ощутимый рост быстродействия по-прежнему имеет место: GeForce RTX 3090 на 15% опередил RTX 3080 и на 40 % — TITAN RTX.
Прим. Для тестов новых видеокарт мы перешли на актуальную релизную версию Blender — 2.9 — и обнаружили, что Radeon RX 5700 XT снова потерял возможность работать с движком Cycles.
Наконец, библиотеки REDCINEX-PRO, предназначенные для аппаратного декодирования и дебайеринга файлов RED R3D с привлечением тензорных ядер чипов NVIDIA, уже не особенно чувствительны к разнице между GeForce RTX 3080 и RTX 3090. Благо любая из двух видеокарт более чем в два раза ускоряет обработку записей в разрешении 4К, а в 6К GeForce RTX 3090 на 25 % быстрее по сравнению с TITAN RTX.
⇡#Кодирование/декодирование видео
В тестах GeForce RTX 3080, которые были опубликованы на прошлой неделе, мы обошли стороной одну из новых функций кремния Ampere — аппаратное декодирование видеопотока AV1. Дело в том, что бесплатные программные кодировщики нового стандарта AV1, которыми мы пытались воспользоваться, пока не вышли из экспериментального статуса и работают настолько медленно, что на создание тестового файла с разрешением 8К (которое, собственно говоря, и требует высокой компрессии, возможной в рамках AV1) ушло бы столько времени, что материал для бенчмарка не успел бы и к обзору RTX 3090. Такое происходит именно при кодировании в 8К, причем дело не в производительности центрального процессора. К счастью, мы отыскали в Сети запись AV1 примерно с таким же битрейтом, как у тестовых 8К-роликов в HEVC и VP9, и можем смело сравнивать скорость обработки разных форматов силами обновленного модуля NVDEC.
Кодек AV1 предназначен в первую очередь для стриминга видео с высоким разрешением и HDR по сети и призван заменить в этой роли VP9. Однако ценой высокой степени сжатия при одновременно высоком качестве изображения является вычислительная мощность, необходимая для декодирования потока. Видео AV1 в 8К с кадровой частотой 30 FPS загружает восьмиядерный CPU тестового стенда (Intel Core i9-9900K, работающий на постоянной частоте 4,8 ГГц с применением инструкций AVX) на 50 %, когда файл воспроизводится из локального хранилища, и на 60 % через браузер. Конечно, большинству пользователей попросту не на чем смотреть видео в 8К, но, с другой стороны, и такие компьютеры есть далеко не у всех.
Как показали тесты, аппаратный декодер NVDEC в чипах Ampere обрабатывает AV1 даже быстрее прочих методов компрессии и достигает пропускной способности 110 кадров в секунду при разрешении 8К без HDR. Кроме того, новая версия NVDEC еще эффективнее обращается с потоком HEVC и VP9, чем ASIC, встроенный в процессоры Turing. Не сомневаемся, что способность декодировать AV1 приобретут все будущие продукты 30-й серии на основе младших чипов Ampere, которые со временем найдут применение не только в дискретных видеокартах для ПК, но и в мобильных устройствах.
Что касается аппаратного кодировщика H.264 и HEVC, то в GA102 используется та же версия NVENC, что в «Тьюрингах», но жаловаться на ее производительность не приходится — в быстром режиме можно кодировать хоть 8К при 60 FPS в реальном времени.
⇡#Производительность на ватт и площадь GPU
Теперь, когда мы можем оперировать результатами тестов GeForce RTX 3090, в котором используется графический процессор с минимальными потерями активных вычислительных блоков и полной 384-битной шиной памяти, вернемся к оценке энергоэффективности чипа GA102. Перед нами открылась довольно любопытная картина. Ни один продукт на чипах Turing не дает в сравнении с RTX 3090 таких чисел, как 90-процентная разница в производительности на ватт, о которой говорят презентации NVIDIA. Если отталкиваться от GeForce RTX 2080 SUPER на полностью активном чипе TU104, речь идет о росте энергоэффективности на 27 %. Однако чем меньше внутри чипа вычислительных блоков, оказывающих прямое влияние на быстродействие (потоковых мультипроцессоров и шейдерных ALU), тем больше вклад в потребляемую мощность тех частей GPU, которые не настолько хорошо масштабируются.
Стоит перейти к GeForce RTX 2080 Ti и TITAN RTX, и преимущество GeForce RTX 3090 в энергоэффективности падает до 9 и 5 % соответственно. Кроме того, мы обнаружили, что по удельному игровому быстродействию на число транзисторов RTX 3090 уступает 11 % в пользу TITAN RTX. Теоретически полностью функциональный кристалл GA102 мог бы дать немного иные числа, но в RTX 3090 чип утратил всего лишь 2 % потенциальной вычислительной мощности. Нельзя сослаться и на игры с трассировкой лучей, ведь при разрешении 4К соотношение в производительности между рассматриваемыми устройствами от этого фактора зависит слабо.
Производитель | NVIDIA | AMD |
Модель |
GeForce RTX 3090 |
GeForce RTX 3080 |
GeForce GTX 1080 Ti |
GeForce RTX 2080 SUPER |
GeForce RTX 2080 Ti FE |
TITAN RTX |
Radeon VII |
Radeon RX 5700 XT |
Графический процессор |
GA102 |
GA102 |
GP102 |
TU104 |
TU102 |
TU102 |
Vega 20 XL |
Navi 10 XT |
Микроархитектура |
Ampere |
Ampere |
Pascal |
Turing |
Turing |
Turing |
GCN 5 поколения |
RDNA |
Техпроцесс, нм |
8 нм (8N) |
8 нм (8N) |
16 нм FFN |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
Число транзисторов, млн |
28 300 |
28 300 |
12 000 |
13 600 |
18 600 |
18 600 |
13 200 |
10 300 |
Площадь чипа, кв. мм |
628 |
628 |
471 |
545 |
754 |
754 |
331 |
251 |
Средняя потребляемая мощность (Crysis 3), Вт |
337 |
314 |
227 |
248 |
255 |
262 |
280 |
213 |
Производительность/Вт |
100% |
−4% |
−31% |
−21% |
−8% |
−5% |
−39% |
−29% |
Производительность/млн транзисторов |
100% |
−10% |
+9% |
+20% |
+5% |
+12% |
+9% |
+23% |
Производительность/кв. мм |
100% |
−10% |
−38% |
−33% |
−42% |
−39% |
−4% |
+12% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производительность/Вт (обратное сравнение) |
100% |
+4% |
+45% |
+27% |
+9% |
+5% |
+64% |
+41% |
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) |
100% |
+12% |
−8% |
−17% |
−5% |
−11% |
−8% |
−19% |
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) |
100% |
+12% |
+62% |
+50% |
+73% |
+63% |
+4% |
−11% |
Прим. Игры при разрешении 3840 × 2160 без трассировки лучей и DLSS.
Почти удвоенная оценка энергоэффективности не выглядит адекватно даже в сравнении GA102 с флагманским GPU, который NVIDIA использовала в потребительских видеокартах серии GeForce 10: RTX 3090 обеспечивает только на 45 % больше FPS на ватт, чем GeForce GTX 1080 Ti, хотя переход чипов с конвейера 16 нм TSMC на самсунговские 8 нм представляет собой один полный шаг производственной нормы. Как ни крути, Ampere (по крайней мере, в его потребительской версии на базе техпроцесса 8N) покорил новые высоты быстродействия в первую очередь за счет простого наращивания вычислительных блоков, которое позволила осуществить передовая фотолитография и новая компоновка логики внутри SM, а не за счет повышенной энергоэффективности. Впрочем, мы все еще далеки от того, чтобы поставить точку в этом вопросе: если фокусироваться именно на быстродействии на ватт, лучше всего взять для сравнения будущий GeForce RTX 3070, который ближе всего стоит к продуктам на базе TU102 по количеству транзисторов GPU и потребляемой мощности.
Кроме того, NVIDIA по-прежнему находится в выгодном положении по сравнению с продуктами конкурента: чип Navi 10 не догнал по энергоэффективности даже Turing, а GeForce RTX 3090 опережает Radeon RX 5700 XT уже на 41 % удельного быстродействия. Следует вновь сделать поправку на разный масштаб сравниваемых процессоров, но AMD явно предстоит выполнить определенную работу над ошибками, чтобы сократить или, в идеале, устранить технологическое отставание своего кремния.
⇡#Результаты игровых тестов и рекомендованные цены
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
81 / 106 |
78 / 100 |
55 / 62 |
67 / 76 |
70 / 81 |
74 / 90 |
75 / 90 |
56 / 68 |
51 / 67 |
Battlefield V |
TAA High |
154 / 175 |
153 / 177 |
107 / 127 |
124 / 140 |
147 / 159 |
142 / 167 |
150 / 171 |
133 / 154 |
125 / 151 |
Borderlands 3 |
TAA |
130 / 156 |
124 / 142 |
55 / 63 |
72 / 83 |
83 / 94 |
98 / 111 |
106 / 120 |
80 / 89 |
81 / 89 |
Control |
TAA |
153 / 168 |
137 / 152 |
59 / 63 |
78 / 83 |
96 / 105 |
118 / 129 |
117 / 131 |
87 / 95 |
78 / 87 |
DOOM Eternal |
TAA |
201 / 321 |
189 / 295 |
71 / 122 |
87 / 156 |
141 / 221 |
165 / 253 |
176 / 266 |
102 / 167 |
106 / 171 |
Metro Exodus |
TAA |
63 / 109 |
56 / 96 |
25 / 45 |
32 / 58 |
39 / 69 |
47 / 80 |
51 / 87 |
30 / 54 |
30 / 54 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
85 / 94 |
77 / 84 |
29 / 31 |
38 / 41 |
49 / 54 |
53 / 63 |
63 / 67 |
40 / 44 |
38 / 42 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
111 / 167 |
111 / 162 |
65 / 84 |
89 / 117 |
107 / 140 |
113 / 150 |
113 / 155 |
84 / 115 |
89 / 114 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
292 / 376 |
264 / 346 |
106 / 137 |
136 / 178 |
176 / 228 |
207 / 269 |
220 / 287 |
123 / 186 |
119 / 168 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
94 / 112 |
86 / 102 |
38 / 46 |
47 / 57 |
60 / 71 |
71 / 85 |
75 / 89 |
44 / 52 |
39 / 47 |
Макс. |
|
|
+1% |
−27% |
−20% |
−9% |
−5% |
−2% |
−12% |
−14% |
Средн. |
|
|
−8% |
−56% |
−45% |
−33% |
−23% |
−19% |
−43% |
−45% |
Мин. |
|
|
−12% |
−67% |
−56% |
−43% |
−33% |
−29% |
−54% |
−58% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
73 / 94 |
77 / 92 |
44 / 49 |
56 / 62 |
54 / 64 |
66 / 77 |
66 / 80 |
43 / 53 |
47 / 56 |
Battlefield V |
TAA High |
137 / 168 |
143 / 160 |
80 / 99 |
98 / 115 |
113 / 130 |
126 / 145 |
136 / 149 |
111 / 129 |
100 / 124 |
Borderlands 3 |
TAA |
102 / 117 |
92 / 105 |
37 / 42 |
50 / 57 |
58 / 65 |
69 / 78 |
75 / 84 |
57 / 62 |
57 / 62 |
Control |
TAA |
114 / 119 |
99 / 103 |
36 / 39 |
51 / 55 |
64 / 71 |
85 / 88 |
82 / 90 |
60 / 64 |
51 / 57 |
DOOM Eternal |
TAA |
187 / 281 |
168 / 251 |
59 / 92 |
74 / 123 |
116 / 175 |
139 / 202 |
149 / 214 |
90 / 138 |
90 / 135 |
Metro Exodus |
TAA |
55 / 92 |
49 / 81 |
21 / 36 |
27 / 47 |
33 / 56 |
40 / 66 |
44 / 70 |
27 / 45 |
26 / 44 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
77 / 81 |
68 / 74 |
24 / 27 |
33 / 35 |
43 / 47 |
45 / 54 |
54 / 58 |
35 / 38 |
34 / 36 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
114 / 147 |
110 / 139 |
44 / 55 |
62 / 78 |
77 / 96 |
89 / 111 |
93 / 118 |
61 / 81 |
61 / 76 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
232 / 289 |
210 / 262 |
77 / 94 |
102 / 127 |
135 / 164 |
159 / 196 |
169 / 208 |
99 / 138 |
93 / 121 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
68 / 79 |
60 / 70 |
25 / 29 |
32 / 38 |
40 / 47 |
49 / 57 |
52 / 61 |
30 / 34 |
26 / 31 |
Макс. |
|
|
−2% |
−41% |
−32% |
−23% |
−14% |
−11% |
−23% |
−26% |
Средн. |
|
|
−9% |
−61% |
−49% |
−38% |
−27% |
−23% |
−47% |
−49% |
Мин. |
|
|
−13% |
−67% |
−57% |
−44% |
−33% |
−28% |
−57% |
−61% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
56 / 66 |
58 / 65 |
26 / 30 |
36 / 40 |
40 / 46 |
48 / 54 |
52 / 57 |
35 / 41 |
33 / 37 |
Battlefield V |
TAA High |
115 / 130 |
100 / 114 |
44 / 55 |
55 / 68 |
67 / 80 |
77 / 91 |
84 / 99 |
64 / 76 |
55 / 68 |
Borderlands 3 |
TAA |
60 / 68 |
53 / 60 |
20 / 22 |
27 / 31 |
32 / 35 |
38 / 43 |
41 / 46 |
29 / 32 |
29 / 34 |
Control |
TAA |
62 / 64 |
53 / 55 |
17 / 19 |
25 / 27 |
32 / 36 |
43 / 45 |
41 / 46 |
31 / 33 |
25 / 28 |
DOOM Eternal |
TAA |
133 / 180 |
118 / 159 |
38 / 52 |
49 / 69 |
73 / 98 |
90 / 117 |
95 / 125 |
62 / 85 |
47 / 62 |
Metro Exodus |
TAA |
41 / 63 |
36 / 55 |
14 / 23 |
20 / 31 |
24 / 37 |
28 / 44 |
31 / 47 |
20 / 31 |
19 / 29 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
56 / 60 |
51 / 54 |
18 / 19 |
24 / 25 |
31 / 34 |
35 / 40 |
40 / 42 |
26 / 28 |
24 / 26 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
73 / 87 |
66 / 79 |
23 / 28 |
33 / 41 |
42 / 51 |
50 / 61 |
53 / 64 |
34 / 44 |
30 / 39 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
149 / 174 |
134 / 155 |
44 / 52 |
60 / 71 |
83 / 93 |
98 / 113 |
106 / 122 |
70 / 88 |
61 / 72 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
37 / 42 |
33 / 38 |
13 / 15 |
16 / 19 |
21 / 24 |
26 / 30 |
28 / 32 |
15 / 18 |
12 / 15 |
Макс. |
|
|
−2% |
−55% |
−39% |
−30% |
−18% |
−14% |
−38% |
−44% |
Средн. |
|
|
−10% |
−66% |
−54% |
−42% |
−31% |
−26% |
−49% |
−55% |
Мин. |
|
|
−14% |
−71% |
−62% |
−49% |
−37% |
−32% |
−57% |
−66% |
⇡#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
103 / 125 |
95 / 117 |
67 / 87 |
86 / 105 |
84 / 103 |
Control |
TAA |
93 / 98 |
85 / 91 |
54 / 58 |
69 / 72 |
69 / 75 |
Metro Exodus |
TAA |
53 / 84 |
47 / 75 |
34 / 54 |
41 / 64 |
43 / 68 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
114 / 127 |
103 / 115 |
61 / 70 |
75 / 85 |
76 / 88 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 131 |
Н/Д / 119 |
Н/Д / 72 |
Н/Д / 88 |
Н/Д / 93 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
94 / 126 |
90 / 121 |
62 / 89 |
75 / 105 |
79 / 109 |
Макс. |
|
|
−4% |
−29% |
−16% |
−13% |
Средн. |
|
|
−8% |
−38% |
−25% |
−22% |
Мин. |
|
|
−11% |
−45% |
−33% |
−31% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
81 / 102 |
72 / 95 |
49 / 66 |
63 / 82 |
62 / 82 |
Control |
TAA |
66 / 70 |
59 / 64 |
36 / 38 |
45 / 48 |
48 / 51 |
Metro Exodus |
TAA |
42 / 64 |
38 / 57 |
26 / 39 |
32 / 47 |
34 / 50 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
73 / 80 |
66 / 72 |
37 / 42 |
45 / 51 |
49 / 55 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 77 |
Н/Д / 71 |
Н/Д / 42 |
Н/Д / 51 |
Н/Д / 55 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
71 / 96 |
67 / 90 |
42 / 60 |
51 / 72 |
54 / 76 |
Макс. |
|
|
−6% |
−35% |
−20% |
−20% |
Средн. |
|
|
−8% |
−42% |
−29% |
−25% |
Мин. |
|
|
−11% |
−48% |
−36% |
−31% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
49 / 67 |
43 / 61 |
27 / 39 |
35 / 50 |
37 / 50 |
Control |
TAA |
34 / 37 |
31 / 34 |
18 / 20 |
23 / 25 |
24 / 26 |
Metro Exodus |
TAA |
28 / 38 |
23 / 34 |
14 / 21 |
19 / 27 |
20 / 28 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
35 / 38 |
30 / 34 |
17 / 18 |
21 / 24 |
23 / 26 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 36 |
Н/Д / 33 |
Н/Д / 19 |
Н/Д / 23 |
Н/Д / 24 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
41 / 54 |
38 / 50 |
21 / 30 |
28 / 39 |
30 / 41 |
Макс. |
|
|
−7% |
−42% |
−25% |
−24% |
Средн. |
|
|
−9% |
−46% |
−31% |
−28% |
Мин. |
|
|
−11% |
−53% |
−37% |
−33% |
3840 × 2160 (DLSS) |
|
Полноэкранное сглаживание (без DLSS) |
Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC |
Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
65 / 80 |
59 / 72 |
41 / 51 |
51 / 64 |
53 / 65 |
Control |
TAA |
57 / 60 |
53 / 56 |
33 / 35 |
41 / 43 |
43 / 45 |
Metro Exodus |
TAA |
39 / 54 |
34 / 48 |
23 / 33 |
29 / 41 |
31 / 43 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
96 / 106 |
87 / 95 |
49 / 56 |
61 / 69 |
67 / 74 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
60 / 75 |
55 / 69 |
36 / 47 |
44 / 57 |
46 / 60 |
Макс. |
|
|
−7% |
−36% |
−20% |
−19% |
Средн. |
|
|
−9% |
−40% |
−26% |
−23% |
Мин. |
|
|
−11% |
−47% |
−35% |
−30% |
⇡#Выводы
Можно сколько угодно возмущаться тем, как дорого стоит GeForce RTX 3090, но боль утихнет, если поместить чемпионское устройство NVIDIA в исторический контекст. В действительности компания просто вернулась к старой сегментации потребительской линейки видеокарт, в которой место флагмана для геймеров занимал ускоритель на базе соответствующим образом урезанного GPU первого эшелона (GK110, GM200, GP102) по цене от 649 до 699 долларов США. В то же время для тех, кому требовалась максимально высокая производительность или специфические преимущества для профессиональных задач (таких как удвоенный массив оперативной памяти), Санта-Клара предлагала очередной «Титан». Только теперь он называется по-другому и формально является частью игровой серии GeForce. Впрочем, не исключено, что NVIDIA планирует выпустить в будущем полноправный TITAN — возможно, с полностью функциональным чипом GA102 и 48 Гбайт памяти GDDR6X на борту (как только Micron наладит производство 16-мегабитных чипов нового типа).
Но если рассматривать GeForce RTX 3090 именно в качестве преемника марки TITAN, о полном возврате к прежней ценовой политике, которую сломало поколение видеокарт на чипах Turing, речи не идет. При рекомендованной цене в $1 499 новинка значительно дешевле TITAN RTX, который NVIDIA отпускала за $2 499. Но корни серии TITAN уходят к устройствам за $999. И все же послабления, которые вслед за младшими моделями из первой троицы «Амперов» — GeForce RTX 2070 и RTX 2080 — распространились на RTX 3090, можно только приветствовать.
Тем более что геймерам, которым посчастливилось купить GeForce RTX 3080 в первую неделю после релиза, вопреки названию обзора совершенно нечему завидовать в RTX 3090. Сверх производительности RTX 3080 вы могли бы получить около 12 % FPS в самом благоприятном случае, при игре на 4К-экране, за доплату в $800. И это при условии, что розничные цены новинок NVIDIA хотя бы через некоторое время подтянутся к рекомендованным. Если RTX 3080 мгновенно оказался дефицитным товаром, то купить RTX 3090, тем более за выгодную сумму, будет еще сложнее.
С другой стороны, попробуйте назвать еще одну видеокарту, которая располагает производительностью на 12 % больше, чем у GeForce RTX 3080. Последнему не хватило именно этих 12 % FPS, чтобы можно было запускать практически любые тайтлы, включая такие чрезвычайно требовательные, как Control, Metro Exodus и Red Dead Redemption 2 (первые два без трассировки лучей), на максималках и в 4К с фреймрейтом 60 FPS или полностью избавиться от необходимости в DLSS при игре в режиме 1440p c рейтрейсингом. Масштабирования кадров при помощи DLSS по-прежнему не избежать, чтобы получить все и сразу: разрешение 4К, максимальные настройки детализации, трассировку лучей и твердые 60 FPS. Но если учесть, что в своих последних итерациях DLSS работает практически безупречно, эта и подобные технологии обосновались в играх надолго, если вообще куда-либо денутся в обозримом будущем.
И все-таки будем честны: GeForce RTX 3090 очень трудно назвать рациональным приобретением исключительно для развлечений. Даже аргумент в виде 24 Гбайт оперативной памяти пока имеет вес только в контексте игры на телевизорах и мониторах с разрешением 8К, которыми владеет исчезающе малый процент геймеров. А гипотетический вариант RTX 3080 с 20 Гбайт VRAM все равно обойдется дешевле. Зато GeForce RTX 3090 сполна отрабатывает свою стоимость в тех ситуациях, когда время равно деньгам, то есть в профессиональных задачах, которым требуется максимум вычислительной мощности и большой объем оперативной памяти графического процессора. В программах для монтажа видео с высоким разрешением и сложными эффектами RTX 3090 может значительно уменьшить время рендеринга даже по сравнению с RTX 3080. Рейтрейсинг в Blender он выполняет на 25 % быстрее RTX 3080 или более чем вдвое быстрее, если сравнивать с предыдущим просьюмерским решением NVIDIA — TITAN RTX. Кроме того, есть ряд задач, которые по большому счету закрыты для ускорителей с меньшим объемом локальной памяти, — например, 3D-моделирование сложных проектов или монтаж видео с наложением эффектов в разрешении 8К. Наконец, GeForce RTX 3090 остается единственной видеокартой NVIDIA, которая формально относится к потребительской серии, но сохранила разъем NVLink, который теперь, в связи с прекращением работ над новыми профилями SLI, утратил игровую ценность, но может быть полезен для специфических приложений GP-GPU.
Напоследок скажем пару слов о видеокарте Palit GamingPro OC, которая представляет GeForce RTX 3090 в нашем обзоре. Palit использовала одну и ту же конструкцию системы охлаждения и похожие печатные платы в своих версиях RTX 3080 и RTX 3090, только усилила VRM в соответствии с повышенным энергопотреблением старшей модели. Как следствие, почти все, что мы уже сказали про Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC, относится к родственному RTX 3090. Видеокарта производит впечатление качественного продукта и обеспечивает чипу GA102 адекватное охлаждение. Тем не менее рост потребляемой мощности не прошел бесследно для уровня шума (350 Вт — это не шутки), а на вентиляцию компьютера покупателю флагманской модели нужно обратить самое пристальное внимание, так как почти весь горячий воздух кулер оставляет внутри корпуса.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.