⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем компактный игровой ПК мощнее консоли и наслаждаемся Cyberpunk 2077
На нашем сайте уже вышли обзоры Xbox Series X и PlayStation 5, которые (пока что на бумаге) начали отсчет так называемых игр нового поколения. В конце года были представлены и новые комплектующие AMD и NVIDIA, а потому сравнения двух игровых платформ не избежать. Так, некоторые интернет-ресурсы, подводя итоги уходящего года, не стесняются в различных голосованиях вклинивать между «коробоксом» и «плойкой» еще и продукцию мистера Хуанга. Этот материал является дополнением к статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: тестируем сборку с GeForce RTX 3070 и сравниваем ее с игровыми системами прошлых лет», ведь за непродолжительное время в продажу (пусть и в очень ограниченном количестве) поступило новое железо AMD, а именно центральные процессоры Ryzen 5000 и видеокарты Radeon RX 6000. Как видите, конкуренция между AMD, Intel и NVIDIA вышла новый уровень, и за ней очень интересно следить. Но только за ней и приходится следить, ведь курс биткоина бьет новые рекорды, а значит, видеокарты исчезают с полок компьютерных магазинов. На момент написания статьи в продаже было тяжело найти даже бюджетные «затычки» уровня GeForce GTX 1650 SUPER. Что уж и говорить о новинках AMD и NVIDIA? Чипмейкеры вновь оказались не готовы к такому развитию событий, и есть мнение, что не особо-то они и старались. Скажу честно: я жутко расстроен. Написана большая и, хочется верить, полезная статья, проведено множество различных тестов, а ощущения хорошо проделанной работы нет — потому что я опять вынужден рассказывать вам про виртуальные сборки, которые тяжело (а то и нереально) купить сейчас. Грустно, конечно, и остается надеяться, что ситуация изменится в следующем году — хотя бы весной. Примечательно, что купить по адекватной цене игровую приставку тоже не получится. В конце декабря ту же PlayStation 5 реально было достать за 75-85 тысяч рублей, что заметно превышает рекомендованную цену консоли. Конец года откровенно расстроил — будем считать этот факт одним из выводов сегодняшней статьи. ⇡#Консоль или ПК?Никогда такого не было — и вот опять: открываешь обзор любой приставки, а в комментариях снова развернулось полномасштабное сражение консольщиков с «пекарями». И вновь в докладах спикеров мы слышим: про эксклюзивы (которых становится с каждым годом все меньше); про оптимизацию («Киберпанк» передает пламенный привет всем обладателям PS4 и Xbox One, хотя таких примеров можно привести гораздо больше); про ненужность каких-либо настроек (ведь за тебя все сделал разработчик игры); про превосходство геймпада над клавиатурой и мышью (и наоборот); про удобство игры на диване, а не за столом (и наоборот); про цены и, конечно же, про то, что ПК — это не только ценный мех игры, но и выполнение других задач, включая рабочие (как будто у владельцев игровых приставок в 2020 году нет компьютера). В общем, неблагодарное это дело — сравнение консолей с ПК, а добрая часть подобных дискуссий скатывается в банальную вкусовщину. Реальных доводов «за» принятие той или иной стороны оказывается всего два, да и то если рассматривать исключительно PlayStation: это наличие эксклюзивов, которые есть у приставок SONY, и более высокие уровень быстродействия и качество графики в играх, которые предлагают современные настольные компьютеры. Проблема в том, что «более высокие уровень быстродействия и качество графики в играх» после выхода PS5 и Xbox Series X даются ПК-боярам большей ценой. Представим, что мы проснулись 1 января и… майнинг-лихорадки нет, дефицита консолей, видеокарт и процессоров — тоже. Чтобы одно место не слиплось совсем, пусть в моих мечтах нефть все еще будет дешевой, а рубль — слабым. Однако даже в такой (параллельной) реальности версию PlayStation 5 с дисководом можно купить за 47 000 рублей, а GeForce RTX 3070 — на тысячу рублей дешевле. Если вы заглянете в декабрьский выпуск «Компьютера месяца», то увидите, что по цене консоли можно собрать систему с 4-ядерным Ryzen 3 3100, 16 Гбайт ОЗУ, 512 Гбайт SSD и видеокартой уровня 8-гигабайтной Radeon RX 5500 XT. Такой сборки в начале 2021 года будет достаточно, чтобы включать в большинстве ААА-проектов высокое (но не максимальное) качество графики в разрешении Full HD. При этом: никаких «лучей» независимо от того нужны они вам или нет; никакого комфортного времяпрепровождения в высоком разрешении без кардинального уменьшения качества изображения на экране монитора или ТВ-панели. По-хорошему, в обозначенный бюджет еще нужно вписать операционную систему и периферию, но такой подход превратит нашего «конкурента» PlayStation 5 и Xbox Series X в… посмешище. Напомню, что в новых консолях (кроме Xbox Series S) используются 8-ядерный аналог Ryzen 7 3700X, работающий на меньшей частоте, 16 Гбайт общей памяти GDDR6, быстрый NVMe-накопитель и графический чип AMD, основанный на микроархитектуре RDNA 2 (у SONY — 36 исполнительных блоков и 10,3 Тфлопс, у Microsoft — 52 исполнительных блока и 12 Тфлопс, у дискретной Radeon RX 6800 — 16,2 Тфлопс и 60 вычислительных блоков). Да, производители продают консоли себе в убыток, сполна отыгрываясь за счет продажи игр и предоставления различных сервисов, но конечного потребителя это мало волнует, правда? Если ты покупаешь ту или иную приставку, то автоматически соглашаешься с правилами игры SONY и/или Microsoft. «Но ведь игры для консолей стоят заметно больше!» — справедливо воскликнут читатели и будут, конечно же, правы. Так, например, «Assassin's Creed: Вальгалла» для PS5 стоила на момент написания статьи 3 149 рублей (новогодняя скидка — 30 %), а ПК-версия в сервисе Epic Games обошлась бы вам в 2 074 рубля (со скидкой в 17 %). Cyberpunk 2077 для Xbox Series X стоит 3 990 рублей, а в Steam — 1 999 рублей. Предзаказ на стандартное издание HITMAN 3 в PlayStation Store можно сделать за 4 999 рублей, а в Epic Games... за 1 549 рублей! В последнем случае, сравнивая полную стоимость игр, можно смело говорить о серьезной ценовой разнице. Вот так сэкономишь десять раз по 3 500 рублей — и почти накопишь на новенькую GeForce RTX 3060 Ti. Только вот все большую популярность получают такие сервисы, как PlayStation Plus (3 299 рублей в год, список игр) и Xbox Game Pass (7 188 рублей в год, список игр). Игровые абонементы (в том числе и для мультиплеера), правда, не дадут вам возможность сразу же играть в только-только вышедшие новинки: хотите скорее окунуться в мир «Вальгаллы», «Киберпанка» (ха-ха) и Watch Dogs: Legion — покупайте полноценные версии или ждите, пока они появятся в PlayStation Plus и Xbox Game Pass. И все же (особенно во втором случае) поиграть будет во что и на первых порах. Что мы получаем в итоге? С одной стороны, игровых эксклюзивов становится все меньше, что не может не радовать ПК-бояр. С другой стороны, сервисы Microsoft и SONY становятся гибче (чего только стоит обратная совместимость Xbox Series X), особенно в плане распространения игр, что не может не радовать консольщиков. Поэтому многое зависит от ваших предпочтений. Так, кому-то будет вполне достаточно недорогого Xbox Series S и годовой подписки Xbox Game Pass. Другие геймеры желают играть только в самые современные проекты, а третьи — исключительно в игры с приставкой Torrent Edition. Могу лишь с уверенностью сказать, что с выходом Xbox Series X и PlayStation 5 производительность современных игровых консолей заметно подтянулась, а потому среднестатистический игровой ПК (по данным Steam, самой популярной видеокартой является GeForce GTX 1060) отныне смотрится, откровенно говоря, неубедительно. Вы наверняка читали новость про производительность PlayStation 5 в Assassin's Creed Valhalla. Изображение динамически варьируется от 1440p до 1728p, но игра выдает стабильные 60 FPS. Оказалось, что при схожих качестве графики и разрешении ПК с GeForce RTX 2060 SUPER уступил «плойке» 20 %, а сопоставимой по быстродействию стала сборка с GeForce RTX 2080 SUPER. А вот Watch Dogs: Legion на обеих приставках работает с частотой 30 FPS — при этом разрешение экрана так же динамически меняется от 2160p до 1080p в зависимости от сцены. Рейтресинг работает, и в целом, по всей видимости, быстродействие PS5 и Xbox Series X в этой игре сопоставимо с ПК, в котором установлена графика уровня GeForce RTX 2060 SUPER. Выходит, по рекомендованной цене в 47 000 рублей и меньше (версия PlayStation 5 без дисковода вообще должна стоить 38 000 рублей) консольщики получили… весьма добротный ПК. На фоне PlayStation 4 (PRO) и Xbox One прогресс очевиден — это заметят даже ярые хейтеры приставок. Не могу не отметить, что десктоп со схожим уровнем производительности в играх можно было собрать больше четырех лет назад, купив полупрофессиональную видеокарту TITAN X. Ну а уже весной 2017 года был представлен безусловный флагман NVIDIA в семействе Pascal — GeForce GTX 1080 Ti. Сейчас же, в 2020 2021 году, если мы хотим заполучить игровую станцию, которая в современных играх будет гарантированно стабильнее масштабироваться, выдавать больше FPS и радовать более детализированной и качественной картинкой, то нужно собирать систему с видеокартой Radeon RX 6800 или GeForce RTX 3070. Чем я и занялся в рамках этого материала. ⇡#История одного ПККак уже было сказано в самом начале статьи, сегодня мы продолжим изучать потенциал продвинутой сборки. В материале «Компьютер месяца. Спецвыпуск: тестируем сборку с GeForce RTX 3070 и сравниваем ее с игровыми системами прошлых лет» была рассмотрена производительность системы с GeForce RTX 3070 и 8-ядерным Core i7-10700(F). В той статье был подробно рассмотрен выбор всех комплектующих, поэтому не вижу смысла в очередной раз повторяться. Тем не менее за прошедшее время (неполные 2 месяца) AMD презентовала чипы Ryzen 5000 и Radeon RX 6000. Вот так выглядели рекомендации по продвинутой сборке в декабрьском выпуске «Компьютера месяца».
Партнером спецвыпуска выступает компьютерный магазин «Регард», а потому ссылки в таблице ведут на категории товаров спонсора. В таблице указаны актуальные на момент написания статьи цены, округленные в большую сторону до значения, кратного 500 рублям. Естественно, за время «жизненного цикла» материала стоимость определенных товаров может как увеличиться, так и уменьшиться. Увы, видеокарты полностью исчезли из продажи. Когда я начал собирать все необходимые комплектующие, такой аховой ситуации с игровыми адаптерами не наблюдалось. В один момент даже показалось, что цены на некоторые новинки NVIDIA поползли вниз. Но — только показалось. В итоге я вынужден констатировать, что сегодня речь пойдет, в общем-то, о виртуальной сборке ПК, так как ни GeForce RTX 3070, ни Radeon RX 6800 в конце декабря даже с переплатой в 5-7 тысяч рублей от рекомендованной цены не купить. Если вы следите за компьютерной техникой, то знаете, что переход с Ryzen 5 3600 на Ryzen 5 5600X и с Core i5-10400F на Core i7-10700F дается за счет практически двукратного увеличения цены. Причем в случае с платформой AM4 мы «остаемся зимовать» все с той же ядерной формулой — 6/12. На нашем сайте уже вышел обзор Ryzen 5 5600X. Новые чипы AMD оказались чертовски хороши в играх, и 6-ядерник Zen 3 не стал исключением. Наши тесты констатируют рост кадровой частоты в разрешении Full HD при переходе от Zen 2 к Zen 3 сразу на 25-30 % при использовании мощной видеокарты, такой как GeForce RTX 3080. Собственно говоря, именно поэтому я делаю ставку в рамках продвинутой сборки на Ryzen 5 5600X, а не, скажем, более доступный Ryzen 7 PRO 3700. Впрочем, во второй части статьи вы сами во всем убедитесь. Изучение производительности Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070 в связке с разными ЦП — фокусное в рамках этого материала, а потому возможности видеокарт будут подробно рассмотрены во второй части статьи. Рекомендованная цена новинки AMD составляет 53 600 рублей. Что примечательно, «красным» наконец-то удалось навязать конкуренцию NVIDIA в топовом сегменте — и Radeon RX 6800 можно в целом назвать удачным продуктом. Так, в нашем обзоре в равных условиях младший Big Navi опередил GeForce RTX 3070 на 8 % в играх, не использующих трассировку лучей. Как всегда, в рамках спецвыпусков «Компьютера месяца» я стараюсь наглядно показать, как может выглядеть та или иная сборка. Этот выпуск не вышел бы без поддержки компаний Cooler Master, GIGABYTE и компьютерного магазина «Регард». При этом я никогда не настаиваю, что нужно брать только предлагаемые комплектующие. Приведенный пример сборки — это всего лишь ориентир. Тем и прекрасен самосбор ПК: вы можете собрать систему так, как считаете нужным, уделяя внимание тем или иным мелочам и экономя на том или ином компоненте. И все же, представляя на суд наши варианты системных блоков, мы гарантируем, что все комплектующие в них совместимы и полностью работоспособны. В этот раз акцент сделан на платформе AM4:
Новые консоли потеряли, как мне кажется, еще одно достоинство — они стали громоздкими. Мы помним, что объем PlayStation 4 Slim составляет всего 3 литра, PlayStation 4 PRO — 5 литров. А вот PlayStation 5 стала гораздо больше, ее объем составляет уже 11 литров. Xbox Series X оказалась несколько меньше — всего 7 литров. В любом случае теперь собрать настольный ПК сопоставимого объема оказывается проще некуда. Подробнее эта тема освещена в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем мощный, но компактный игровой системный блок» — и я специально в рамках данного материала привожу пример компактной игровой сборки, которая в то же время будет работать не шумнее «плойки» и «коробокса», а скорее даже тише. И это при том, что мы установим туда карту уровня Radeon RX 6800! Основой такой системы стал миниатюрный корпус Cooler Master NR200P — его объем составляет всего 20 литров, но визуально устройство выглядит меньше той же PlayStation 5. Устройство — массивное (4,5 кг), потому что большая часть деталей выполнена из металла. Качество сборки меня порадовало — как фанат компактных ПК, однозначно рекомендую присмотреться к Cooler Master NR200P. Так, в комплекте с корпусом идут разные боковые стенки. Металлическую перфорированную крышку можно заменить панелью из закаленного стекла. Здесь, на мой взгляд, надо исходить из производительности комплектующих. Все же мощным видеокарте и процессору будет комфортнее в более «дырявом» кейсе. Cooler Master NR200P
Корпус — вместительный. Во-первых, в зависимости от расположения видеокарты высота процессорного кулера может достигать 75 или 155 мм. Длина графического адаптера тоже варьируется: 260 мм, если используется БП форм-фактора SFX-L, а видеокарта расположена горизонтально; 330 мм во всех остальных случаях. Корпус поддерживает установку матплат форм-фактора Mini-ITX, хотя умельцы смогли «запихнуть» в него и mATX-плату (правда, усеченную — со сторонами 244 × 226 мм). На фотографиях выше хорошо видно, что графический ускоритель можно установить в Cooler Master NR200P в разных положениях — короткий гибкий райзер прилагается. Производитель ответственно предупреждает, что переходник соответствует стандарту PCI Express 3.0, а потому если ваша матплата поддерживает PCI Express 4.0, то надо предварительно зайти в BIOS и выставить параметры работы единственного PEG-порта в режим PCI Express 3.0. Что ж, в случае с платформой AM4 и использованием матплаты B550 при отказе от режима PCI Express 4.0 мы потеряем поддержку функции Smart Access Memory (SAM). Так что я во время тестирования использовал стандартную компоновку железа с горизонтальной установкой видеокарты. Cooler Master NR200P отлично масштабируется в плане установки системы охлаждения. К днищу вы можете прикрепить пару 120-мм вентиляторов или даже необслуживаемую СЖО. Сзади, если использовать видеокарту в горизонтальном положении, можно закрепить один 92-мм «карлсон». Сверху по умолчанию установлена пара 120-мм ветродуев. Наконец, на боковой стенке есть специальная рамка, в которой можно закрепить 240-мм радиатор «водянки». В целом перемещение воздушных потоков в Cooler Master NR200P продумано хорошо, а потому сборка в таком корпусе работает эффективно и не очень шумно. Тем, кто надумает собирать в Cooler Master NR200P систему с СЖО, рекомендую брать «водянку» с хорошо сгибаемыми шлангами. За шасси корпуса свободного места нет, так что все провода придется прокладывать между отсеком блока питания и материнской платой. За питание нашей сборки отвечает 650-ваттный блок Cooler Master V650 SFX Gold. Серия этих устройств насчитывает модели мощностью 550, 650, 750 и даже 850 Вт. Как нетрудно догадаться, все БП соответствуют стандарту эффективности 80 PLUS Gold, то есть их КПД не опускается ниже 90 %. Кабель-менеджмент — полностью модульный, а комплектные провода выполнены в виде тонких черных шлейфов, которые хорошо гнутся и легко прячутся. За охлаждение компонентов БП отвечает тихий 92-мм вентилятор с гидродинамическим подшипником. В целом перед вами очень качественный блок, не просто так производитель дает на него 10-летнюю гарантию. Я могу посоветовать Cooler Master V650 SFX Gold тем, кто будет собирать систему в различных корпусах форм-фактора Mini-Tower. В комплекте с БП идет переходник SFX-to-ATX. Наконец, нельзя не рассказать про материнскую плату GIGABYTE B550I AORUS PRO AX, которая отлично вписалась в наш компактный вариант продвинутой сборки. Как видно из названия, устройство оснащено беспроводным модулем Wi-Fi и Bluetooth 5.0. Причем речь идет о контроллере Intel Wi-Fi 6 AX200, поддерживающем стандарт связи 802.11ax с пропускной способностью до 2,4 Гбит/с. Проводное подключение за счет чипа Realtek обеспечивает быстродействие на уровне 2,5 Гбит/с. Форм-фактор Mini-ITX накладывает ряд ограничений касаемо подключаемых устройств. Единственный PEG-порт будет занят видеокартой, а в два порта DIMM будут установлены модули оперативной памяти — в игровой ПК такого класса я рекомендую ставить сразу 32 Гбайт «мозгов». А еще к GIGABYTE B550I AORUS PRO AX можно подключить до трех вентиляторов, поэтому если вы задумаете собрать систему с большим количеством «карлсонов», то заранее обзаведитесь нужным количеством переходников. Зато GIGABYTE B550I AORUS PRO AX получила сразу два M.2-порта. К основному разъему подведены четыре процессорные линии PCI Express 4.0, поддерживается установка SSD длиной 60 и 80 мм. Второй M.2 работает в режиме PCI Express 3.0. Наконец, внушает доверие и конвертер питания материнской платы. VRM-зона GIGABYTE B550I AORUS PRO AX насчитывает честные 8 фаз, управляемые контроллером Intersil RAA229004. Шесть фаз, отвечающих за работу ядер центрального процессора, включают силовые каскады Intersil ISL99390FRZ — каждая такая сборка выдерживает нагрузку в 90 А. Еще две фазы в конвертере предназначены для работы SoC-составляющей чипов Ryzen. Что ж, такая подсистема питания выдержит работу любого существующего процессора AMD, поддерживаемого платформой AM4, — даже в разгоне. На скриншотах выше показано, как работает сборка в различных условиях. Что касается охлаждения ЦП, то вместе с Ryzen 5 5600X и Core i7-10700(F) нужно использовать весьма качественные кулеры — горячие это чипы, ничего не поделать. В случае с чипом AMD использовался режим PBO. В результате средняя частота всех его ядер составила 4,5 ГГц. Интересно, что все вентиляторы, подключенные к GIGABYTE B550I AORUS PRO AX, работали в режиме Silent. В результате даже в играх уровень шума сборки, измеренный с расстояния в 30 см, не превысил 37 дБА. Та же PlayStation 5 работает громче. ⇡#Методика и стендГромадное число тестирований было проведено при помощи следующего оборудования и программного обеспечения:
Тестирование сборок проводилось в 18 играх в трех популярных разрешениях: Full HD, WQHD и Ultra HD. Полный перечень приложений и настроек графики приведен ниже:
Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы MSI Afterburner. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы. ⇡#Результаты тестированияИтак, продвинутая сборка подразумевает четыре (виртуальные) конфигурации, в которых процессоры Ryzen 5 5600X и Core i7-10700(F) совмещаются с графикой Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070. Я протестировал следующие вариации железа:
В случае с чипами AMD использовалась функция PBO. Частота Ryzen 5 5600X в играх менялась в диапазоне 4,55-4,75 ГГц, а частота Ryzen 7 3800X — 4,2-4,4 ГГц. Для восьмиядерного Core i7 10700 были отключены все лимиты энергопотребления. Во всех случаях применялся комплект памяти ADATA XPG Spectrix D41 RGB (AX4U3600316G18A-DT41) с загрузкой XMP-профиля — это самый недорогой набор DDR4-3600 объемом 32 Гбайт, который продавался в «Регарде» в декабре. Radeon RX 6800 официально не поддерживает Rage Mode — эта функция авторазгона доступна только для XT-версий новых видеокарт AMD. А еще Cyberpunk 2077 тестировался после установки патча 1.05. Следовательно, игра адекватно работала с чипами Ryzen. Результаты тестирования представлены на графиках и в таблице ниже.
Как видите, я протестировал сборку AMD на предмет того, насколько эффективно работает функция Smart Access Memory (SAM). Напомню, что первоначально она поддерживалась платами AMD 500-й серии, процессорами Ryzen 5000 и видеокартами Radeon RX 6000. Есть у SAM и другое название — Re-Size BAR. Именно под таким названием ищите эту функцию в BIOS материнской платы. Технология изменения регистров, являющаяся частью спецификации PCI Express, действительно способствует росту FPS в некоторых играх. Довольно заметная прибавка кадровой частоты наблюдается в Red Dead Redemption 2, Shadow of the Tomb Raider, Gears 5, Battlefield V и Cyberpunk 2077. Однако в целом, если брать средний результат по 18 играм, прирост от активации Re-Size BAR составил всего 3 %. Причем речь идет в основном о низких разрешениях, в которых мы наблюдаем процессорозависимость. С одной стороны, это хорошие новости. Кто-то из вас откажется от «бесплатной» прибавки FPS в некоторых играх? С другой стороны, мы столкнулись с весьма неоднозначной ситуацией, ведь после анонса SAM стало известно, что технология регистров уже давно могла применяться в игровых компьютерах. Я не верю, что такие чипмейкеры, как AMD, Intel и NVIDIA, не знали о существовании Re-Size BAR, поддерживаемой со времен PCI Express 2.0. Однако наступил 2020 год, и вот уже производители матплат для платформы LGA1200 выпускают соответствующие прошивки BIOS и Radeon RX 6000 становятся быстрее вместе с чипами Comet Lake. Известно и то, что «камни» Ryzen прошлых поколений тоже поддерживают технологию Re-Size BAR, а NVIDIA в скором времени внедрит поддержку технологии изменения регистров в видеокартах поколения Ampere. Что? Вы все еще делите мегакорпорации на добрые и злые? Ну да ладно. Тем, кто хочет купить мощный игровой ПК, нужно из чего-то выбирать. Появление чипов Zen 3 действительно уровняло массовые платформы AMD и Intel, когда мы говорим об играх. Да, есть проекты, в которых лучше смотрится Core i7-10700(F), но есть и обратные примеры. При этом важно понимать, что платформы AM4 и LGA1200 в нынешнем виде — это законченный продукт. Для первой выпущены чипы Ryzen 5000, и если AMD расширит модельный ряд, это в любом случае будут процессоры с мизерным бустом производительности. Поэтому сейчас можно говорить о потенциальной смене Ryzen 5 5600X, например, на Ryzen 9 5900X, если вам нужна такая вычислительная мощность, конечно. В играх удвоение ядер и потоков еще долгое время не будет давать заметного прироста. По сути, сейчас мы живем в эпоху, когда 6-ядерного чипа оказывается достаточно в любых современных приложениях. С ростом популярности PlayStation 5 и Xbox Series X эта «достаточность» сместится в сторону 8-ядерных моделей, но случится это, полагаю, года через два. Опять же, говоря о том, что когда-то там 8-ядерники станут заметно лучше 6-ядерных чипов в играх, подразумеваются схожие устройства: например, Ryzen 5 5600X и Ryzen 7 5800X. Это важный нюанс, и он хорошо освещен при сравнении сборок с 6-ядерным Zen 3 и 8-ядерным Zen 2. Я уже приводил результаты тестирования Ryzen 5 5600X вкупе с более мощной графикой — вместе с GeForce RTX 3080 разница в кадровой частоте между новым и старым чипами становится еще заметнее. Разница в производительности между сборками с Ryzen 5 5600X и Ryzen 7 3800X (7-10 % в среднем, но в некоторых играх доходит и до 14 %) наглядно показывает, что менять Core i7-10700(F) на еще не представленный Core i9-11900 нет особого смысла, даже если прибавка за счет микроархитектурных улучшений составит внушительные 20 %. А ведь чипы Rocket Lake для платформы LGA1200 будут максимум 8-ядерными. Разницу в быстродействии между Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070 вы видите сами. Интересно, что в некоторых (преимущественно — старых) играх все же интереснее смотрится модель NVIDIA. Есть приложения, в которых обе видеокарты демонстрируют практически одинаковые результаты, но такое положение дел мы наблюдали в недавнем обзоре этих устройств. Обе видеокарты, на мой взгляд, отлично проявляют себя в разрешениях Full HD и WQHD, да и в Ultra HD можно заставить систему работать со стабильно более высоким FPS (а не так, как это реализовано в NextGen-консолях). Этого у мощных настольных ПК не отнять. И все же Radeon RX 6800 оказывается чуточку быстрее: на 7-10 % в разрешении Ultra HD в зависимости от режима работы материнской платы GIGABYTE. Полагаю, подобное отставание не отпугнет потенциальных покупателей GeForce RTX 3070. К тому же на бумаге эта видеокарта стоит меньше: 46 000 рублей против 53 600. Получается, на одной чаше весов (Radeon RX 6800) лежат в среднем более высокий FPS в играх без трассировки лучей и 16 Гбайт видеопамяти. На другой — более низкая цена, более эффективная реализация трассировки лучей и поддержка DLSS, которая позволит заметно увеличить производительность системы в некоторых играх в том же Ultra HD. Я не стал подробно рассматривать игровые тесты Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070 с трассировкой лучей — детально эта тема рассмотрена здесь. Думаю, каждый разберется сам, насколько ему нужны эти самые «лучи» и готов ли он переплатить (на бумаге) 7 600 рублей за дополнительные +10 % FPS, которые в низких разрешениях, в принципе, можно и не увидеть из-за процессорозависимости. А вот определиться с объемом видеопамяти оказывается гораздо сложнее. Тем более что NVIDIA не спешит добавлять своим новинкам чипов GDDR6-памяти — ее вдруг стало не хватать, понимаешь. Результаты тестирования показывают, что проблем у сборки с GeForce RTX 3070 нет — особенно в низких разрешениях, таких как Full HD и WQHD. И все же некоторые современные игры уже сейчас потребляют больше 8 Гбайт VRAM. Впрочем, не стоит забывать, что «выделить память подо что-либо» — не равно «использовать эту память». Я не раз в своих статьях указывал на то, что в современных игровых движках используются текстурные атласы, виртуальное текстурирование и стриминг текстур — они могут выделить любое количество памяти под текстуры, которые будут просто храниться в видеопамяти, пока не потребуются через некоторое время в игре. Получается, при нормальной реализации стриминга текстур, их последующая подкачка никак не блокирует отрисовку текущего кадра и, следовательно, не влияет на производительность в игре. Простой пример приведен на скриншоте выше: в ряде игр память Radeon RX 6800 забивается, что называется, под завязку. Проблема заключается еще и в том, что метрики с демонстрацией 1 % и 0,1 % FPS не всегда показывают нехватку видеопамяти. Во-первых, любая компиляция шейдеров может приводить к повышению времени построения кадра, что будет выражаться в кратковременных скачках времени построения кадра. Чтобы избежать этого, я обычно совершаю пробный пробег по локации в игре, чтобы драйвер закешировал скомпилированные шейдеры, хотя сейчас многие игры делают это еще до загрузки уровня. Во-вторых, после загрузки уровня игра все еще может выделять память и подкачивать текстуры в видеопамять — для исключения этого фактора включение программ мониторинга фреймрейта осуществляется через 10-15 секунд после загрузки уровня в игре. В-третьих, сама активация замеров в том или ином приложении может приводить к кратковременным снижениям фреймтайма — собственно говоря, именно поэтому мы в тестовой лаборатории используем только показатель 99-го процентиля. Нехватка памяти в видеоиграх проявляется в виде статтеринга. И он в случае с GeForce RTX 3070 присутствует в некоторых играх — это хорошо видно на графиках времени кадра, закрепленных ниже. Это заметно вживую, хотя микрофризы на глаз видят далеко не все. Так, в Horizon Zero Dawn при среднем фреймрейте 55 кадров в секунду наблюдаются просадки до 41 FPS. Стенд с Radeon RX 6800 работает плавнее, хотя показатели FPS у видеокарты AMD не сильно-то выше. Похожая ситуация наблюдается и в Watch Dogs: Legion — при этом видно, что использование более медленной оперативной памяти DDR4-2666 приводит к увеличению времени кадра, хотя видеокарта в обоих случаях загружена на 100 %. Так что в случае с 6- и 8-гигабайтными адаптерами на оперативной памяти лучше не экономить. В общем, выбирая между Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070 и ориентируясь на объем VRAM, я бы руководствовался следующими принципами. Уверен, что в 2021 и 2022 годах адаптер NVIDIA отлично проявит себя в играх в низких разрешениях, даже если ему иногда не будет хватать видеопамяти. Однако дальше разница между Ampere и Big Navi будет только расти. Так что Radeon RX 6800 я смело советую всем тем, кто не занимается постоянным апгрейдом и кто инвестирует в свой ПК, что называется, вдолгую. Примеров, подтверждающих мою правоту, я могу привести массу. В той же статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: тестируем сборку с GeForce RTX 3070 и сравниваем ее с игровыми системами прошлых лет» наглядно показано, что из себя в 2020 году представляет GeForce GTX 980. И вроде средний фреймрейт в 13 случаях из 16 в разрешении Full HD оказывается выше 40 кадров в секунду, но вот комфортно играть на такой системе получается в лучшем случае в семи играх. * Время кадра получено при помощи программы NVIDIA GeForce FrameView. ⇡#ВыводыК сожалению, очередная статья, связанная со сборкой игрового системного блока, из руководства по применению превратилась в беллетристику о том, какими бывают мощные настольные компьютеры. Конец года, видеокарты (не только лишь все) исчезли из продажи — грусть, печаль, тоска… Надо признать, что новые приставки заметно прибавили в «мышечной массе». Рецепт успеха оказался прост: Microsoft и SONY взяли хорошую по меркам 2020 года конфигурацию игрового ПК, но подали ее пользователям под своим «соусом». Пройдет несколько лет, прежде чем на сцене появится идейный последователь Cyberpunk 2077, который под крики «А чего вы ожидали от консолей 7-летней давности?!» положит на лопатки и Xbox Series X, и PlayStation 5. Сейчас же новинки Microsoft и SONY выглядят интереснее большинства настольных компьютеров, пусть и в том числе потому, что продаются в убыток изготовителю. Это ли не повод обновить свою «старушку» (как консоль, так и сборку), когда вся эта чертовщина наконец-то закончится? Мы видим, что системы с графикой класса Radeon RX 6800 и GeForce RTX 3070 обеспечивают стабильный и высокий фреймрейт при высоком качестве графики хотя бы в разрешении Full HD во всех современных играх. И такие сборки выглядят лучше NextGen-консолей уже сейчас.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|