Процессоры и память

Обзор процессора Core i7-11700K: Rocket Lake без надрыва

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Если исходить из ценовой политики Intel, то Core i7-11700K логично считать более современной заменой для восьмиядерника прошлого поколения, Core i7-10700K. Главным же конкурентом Core i7-11700K со стороны AMD, по-видимому, будет выступать современный восьмиядерник Ryzen 7 5800X, хотя он и на $50 дороже. Но справедливости ради стоит заметить, что более близкую к Core i7-11700K цену имеет Ryzen 7 3800XT, относящийся к прошлому поколению, поэтому его тоже не стоит списывать со счетов.

Упомянутые абзацем выше четыре процессора стали «костяком» сегодняшнего тестирования, но только ими мы решили не ограничиваться. В тест были вовлечены и процессоры соответствующих поколений, стоящие на ступеньку выше. В частности, и новый флагман Core i9-11900K, участие которого позволит сделать вывод о том, какой потерей в производительности обернётся 140-долларовая экономия при установке в ПК не его, а Core i7-11700K.

Таким образом, в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 5900X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,7-4,8 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 3900XT (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-11900K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,5-5,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7-5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-11700K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Crosshair VIII Hero (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Maximus XIII Hero (Wi-Fi) (LGA1200, Intel Z590).
  • Память: 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с настройками, принятыми производителями плат «по умолчанию». Это значит, что для платформ Intel обозначенные в спецификациях ограничения по энергопотреблению игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. В таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей, поскольку включение лимитов по тепловыделению и энергопотреблению в большинстве случаев требует специальной настройки параметров BIOS.

Оперативная память в системах AMD и Intel конфигурировалась в режиме DDR4-3600 с таймингами по XMP-профилю. Это также означает, что для процессоров Ryzen использовался синхронный режим контроллера памяти и частота Infinity Fabric 1800 МГц, а для процессоров Core последнего поколения — режим Gear 1 и частота контроллера памяти 1800 МГц.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (20H2) Build 19042.572 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 2.13.27.501;
  • Intel Chipset Driver 10.1.31.2;
  • NVIDIA GeForce 461.40 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.17.7173 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

Приложения:

  • 7-zip 19.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.2.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.11 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2020 14.9.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.91.2 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Cinebench R23 – стандартный бенчмарк для тестирования скорости рендеринга в Cinema 4D R23.
  • Magix Vegas Pro 18.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.33) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 12 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v1.7.1 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis LQ v7.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • VeraCrypt 1.24 – тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование Kuznyechik-Serpent-Camellia.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra High.
  • Borderlands 3. Разрешение 1920 × 1080: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass. Разрешение 3840 × 2160: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Crysis Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Settings = Very High, RayTracing Quality = Very High, Anti-Aliasing = TSAA. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Settings = Very High, RayTracing Quality = Very High, Anti-Aliasing = TSAA.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = Off, Motion Blur = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Metro Exodus. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.
  • World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных тестах

Симуляция обычных потребительских сценариев, которую проводит тест PCMark 10, ставит Core i7-11700K выше представителей поколения Comet Lake, но ниже Ryzen 7 5800X. Напрашивается вывод, что Core i7-11700K отстаёт от Core i9-11900K на значимую величину, поскольку флагманский Rocket Lake превосходил по быстродействию не только предшественников, но и конкурентов со стороны AMD. Но в действительности разрыв составляет всего лишь от 3 до 5 %, что кажется не таким уж и большим значением, если вспомнить, что по тактовой частоте при полной нагрузке Core i9-11900K превосходит Core i7-11700K на 10 %.

В обзоре Core i9-11900K мы говорили, что 3DMark Time Spy Extreme считает флагманский Rocket Lake самым быстрым восьмиядерником на данный момент. Core i7-11700K в этом тесте оценивается тоже позитивно, хотя по общему индексу производительности его всё-таки немного обходит конкурирующий Ryzen 7 5800X. Но зато в процессорном бенчмарке Core i7-11700K удаётся отыграться и занять более высокую позицию по сравнению с актуальным восьмиядерным процессором AMD.

#Производительность в приложениях

В среднем в ресурсоёмких приложениях Core i7-11700K оказывается на 6,5 % медленнее флагманского процессора в новой серии Rocket Lake. На первый взгляд это представляется не таким серьёзным отставанием, но в действительности такого разрыва хватает, чтобы рассматриваемый процессор в существующей иерархии занял несколько иное место. Во-первых, Core i7-11700K очевидным образом проигрывает флагману прошлого поколения, Core i9-10900K. Во-вторых, он уступает и актуальному восьмиядернику AMD, процессору Ryzen 7 5800X. Отрыв в обоих случаях не такой уж и большой, всего в пределах нескольких процентов, но в результате Core i7-11700K отстаёт как от Core i9-10900K, так и от Ryzen 7 5800X в 11 приложениях из 13, в которых мы проводим тесты.

Впрочем, это, конечно, никакая не катастрофа, ведь Core i7-11700K и дешевле обоих этих процессоров. Нужно просто иметь в виду, что, во-первых, Core i7-11700K медленнее предложений с большим числом вычислительных ядер как актуальных, так и прошлых поколений. Во-вторых, микроархитектура Zen 3 даже после появления Cypress Cove сохраняет лидерство по удельной производительности. Поэтому, если речь идёт о чипах с близкой тактовой частотой, как в случае с Core i7-11700K и Ryzen 7 5800X, вариант AMD будет быстрее, по крайней мере если говорить о работе в ресурсоёмких приложениях для создания и обработки цифрового контента.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Шифрование:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

По результатам игровых тестов становится хорошо понятно, почему Core i9-11900K и Core i7-11700K, которые похожи по многим базовым характеристикам, оказались разнесены по различным сериям. Дело попросту в том, что Core i9 отправлен Intel на миссию с названием «самый быстрый процессор для игр». Перед Core i7-11700K никакой подобной задачи не стоит, его тактовая частота оставлена в разумных рамках, и в результате он уступает по среднему FPS своему старшему собрату примерно на 3,5 %.

Всё это хорошо видно по следующему графику, который обобщает результаты тестирования производительности в дюжине популярных игровых приложений.

Вообще, большинство современных процессоров AMD и Intel обладает довольно близкой игровой производительностью. Серьёзные претензии в этом отношении можно высказать разве только в адрес представителей серии Ryzen 3000. Однако если уж быть точными до конца, то придётся сказать, что игровая производительность Core i7-11700K немного лучше, чем у процессоров поколения Comet Lake, но хуже, чем у процессора Ryzen 9 5900X. Что же касается восьмиядерного процессора Ryzen 7 5800X, то он по средней игровой производительности с Core i7-11700K оказывается практически идентичен.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Увеличение разрешения приводит к более сильной загрузке видеоподсистемы, поэтому влияние процессоров на кадровую частоту в 4K не так выражено. И в этом случае между Comet Lake, Rocket Lake, а заодно и Zen 3, фактически можно поставить знак равенства, по крайней мере до тех пор, пока на рынок не придут новые графические карты с более высокой, чем у GeForce RTX 3090, производительностью.

#Энергопотребление

Формально для Core i7-11700K заявлены такие же тепловые и энергетические характеристики, как и для флагманского Core i9-11900K. Однако его более низкие тактовые частоты дают надежду, что он всё-таки не столь прожорлив, как его старший собрат. Для проверки мы провели серию измерений полного потребления тестовой платформы (без монитора) при различных вариантах нагрузки. Результаты представлены на диаграммах.

Тут можно увидеть как позитивные, так и негативные моменты. С одной стороны, Core i7-11700K – существенно более экономичный восьмиядерник на фоне Core i9-11900K. Система с ним потребляет под нагрузкой на все ядра на 60-80 Вт меньше по сравнению с аналогичной платформой с установленным флагманом. Однако такое сокращение потребления не приводит к принципиальному изменению ситуации: Core i7-11700K всё равно намного прожорливее, чем Core i7-10700K и уж тем более чем Ryzen 7 5800X. Впрочем, до уровня потребления десятиядерного Comet Lake восьмиядерный Core i7-11700K всё-таки не дотягивает.

#Выводы

Не углубляясь в детали, про Core i7-11700K можно сказать: «То же самое, что и Core i9-11900K, только немного медленнее и заметно дешевле». И в целом в этой характеристике заложено практически всё, что на потребительском уровне достаточно знать о рассмотренном сегодня процессоре. Технически от флагмана в семействе Rocket Lake он отличается лишь более низкими тактовыми частотами и более бедным набором турборежимов, в остальном — никаких важных отличий нет. Это такой же полноценный восьмиядерник, как и Core i9-11900K, его точно так же можно разгонять, и он не имеет никаких ограничений в части работы контроллера памяти (о чём можно было бы подумать, исходя из высказываний Intel).

Скидка в 25 %, которая заложена в цену Core i7-11700K относительно Core i9-11900K, очевидно, связана исключительно с отсутствием на Core i7-11700K налёта статусности и премиальности, потому что та разница в производительности, которая существует между этими процессорами, в действительности малозначительна. Как показали тесты, Core i7-11700K проигрывает старшему собрату всего 4-6 % в приложениях и играх. И более того, учитывая возможности разгона и имеющийся частотный потенциал, энтузиасты смогут без особого труда минимизировать этот разрыв. Иными словами, если к выбору наиболее выгодного в семействе Rocket Lake восьмиядерника подходить с позиций рациональности, то выиграет, конечно, Core i7-11700K — по соотношению производительности и цены он выглядит наиболее привлекательно.

Впрочем, другая надежда, которую мы связывали с Core i7-11700K, всё же не оправдалась. Казалось, что более сдержанная частотная формула сделает его не таким прожорливым и горячим и позволит сравнивать этот процессор по нагреву хотя бы с восьмиядерными представителями поколения Comet Lake. Но нет, пусть Core i7-11700K и греется не так сильно, как Core i9-11900K, все остальные восьмиядерники по тепловыделению он оставляет далеко позади. Иными словами, это тоже очень горячий чип, который нуждается в применении производительных, причём желательно жидкостных, систем охлаждения.

Тем не менее в конечном итоге Core i7-11700K всё-таки можно (с определёнными оговорками) назвать приемлемой альтернативой актуальному восьмиядерному процессору AMD, Ryzen 7 5800X. За счёт преимуществ, которые принесла микроархитектура Cypress Cove, процессоры Rocket Lake стали заметно быстрее своих предшественников поколения Comet Lake с тем же числом вычислительных ядер. В результате по игровой производительности Core i7-11700K и Ryzen 7 5800X сопоставимы, а по производительности в приложениях преимущество предложения AMD составляет всего лишь единицы процентов. Зато это небольшое отставание вместе с высоким тепловыделением Intel готова щедро компенсировать ценой. По официальным данным, Core i7-11700K дешевле Ryzen 7 5800X на $50, плюс не стоит забывать и о существовании ещё более доступного варианта рассмотренного процессора, Core i7-11700KF, в котором деактивировано графическое ядро.

Таким образом, в сегменте восьмиядерных процессоров появление Rocket Lake даёт Intel некоторый шанс сдержать натиск конкурента. О перемене лидера, конечно, речь сегодня не идёт, но замедлить наблюдающуюся в последнее время миграцию пользователей с платформы Intel на платформу AMD новые процессоры, пожалуй, способны.

Редакция 3DNews благодарит компанию «iRU» за предоставленный процессор Core i7-11700K.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Tesla увеличила производительность предприятия в Берлине до 2000 кроссоверов Model Y в неделю 3 ч.
Firefly Aerospace провела первый успешный орбитальный пуск ракеты Alpha 11 ч.
Соседние карликовые галактики укрылись от Млечного Пути в коконе горячего газа, выяснили учёные 16 ч.
Tesla резко нарастит объёмы производства Model Y и Model 3 в последнем квартале — до почти полумиллиона машин 19 ч.
Разработчика аэротакси Joby Aviation обвинили в завышенных обещаниях — компания не сможет выпустить достаточно машин 21 ч.
Глава Yangtze Memory подал в отставку — его уход связывают с «большой коррупцией» в хайтек фондах Китая 21 ч.
Разработчик автопилота Intel Mobileye подал заявку на размещение акций — планируется привлечь до $50 млрд 21 ч.
Процессорные планы AMD: скоро выйдут Ryzen 7000 c 3D-кешем, а Threadripper и APU на Zen 4 — к концу следующего года 22 ч.
Kioxia сократит выпуск флеш-памяти на 30 % — это сигнал о падении всей индустрии 22 ч.
NASA снова попытается запустить лунную ракету SLS только в ноябре 23 ч.