⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Компьютер месяца. Спецвыпуск: на что способны самые быстрые игровые системы 2021 года
Подобные материалы постоянно выходят на нашем сайте и вызывают довольно большой интерес среди читателей. Согласен, самые топовые и дорогие игровые ПК покупают единицы, но в то же время остальным пользователям становится интересно, что же такого демонстрируют лучшие сборки, что за них готовы отвалить не одну сотню тысяч рублей. Так, в 2018 году на нашем сайте вышла статья «Очень приятно, царь: собираем игровой ПК с Core i9-9900K и GeForce RTX 2080 Ti» — в конце года практически одновременно были представлены Core i9-9900K и GeForce RTX 2080 Ti. На тот момент времени речь шла о самых производительных и дорогих комплектующих, присутствующих в массовом сегменте. Так сложилось, что в 2019 году было затишье, и лучше одной GeForce RTX 2080 Ti могло быть только две GeForce RTX 2080 Ti — в минимальном числе игр, правда. И все же мы выпустили статью «Компьютер месяца. Спецвыпуск: на что способны самые быстрые игровые системы 2019 года», приуроченную к выходу чипов поколения Zen 2. В конце 2020 года были представлены чипы Ryzen 5000, а также адаптеры серии GeForce RTX 3000 и Radeon RX 6000. А в начале этого года появилось 11-е поколение процессоров Core и массовые платформы AMD AM4 и LGA1200 вышли, образно выражаясь, на финишную прямую. Именно этот факт и побудил меня сделать очередной обзор топ-систем, которые в свете дефицита видеокарт и твердотельных накопителей не просто стоят много, а оказываются безобразно дорогими. Но таков 2021 год, увы. ⇡#Выбор комплектующихКак всегда, спецвыпуски «Компьютера месяца» раскрывают какую-либо тему, связанную с основными выпусками рубрики. В этом материале мы рассматриваем возможности и варианты максимальной сборки — самой навороченной конфигурации в рубрике. В майском выпуске в общих чертах она выглядела следующим образом:
Как известно, в максимальной сборке я рекомендую лучшее, что могут предложить массовые платформы AMD и Intel. Даже в «сытые» времена позволить себе такое железо могли далеко не все. Правда, и необходимость в столь мощном железе есть не у всех. В этом году мы наблюдаем закат серий AM4 и LGA1200 — быть может, для этих платформ еще будут выпущены новые модели процессоров, но кардинальным образом ситуация на рынке не изменится. Решения принципиально иного уровня быстродействия и функциональности обзаведутся новыми процессорными гнездами и наборами логики — это факт. В таблице не указаны цены на категории товаров — они есть в обычном выпуске «Компьютера месяца». Скрывать и как-то отрицать очевидное нет смысла: из-за дефицита видеокарт, накопителей и серьезного подорожания оперативной памяти стоимость таких системных блоков оказывается серьезно раздута — и это еще мягко сказано. Некоторое железо еще надо поискать в продаже — таким непростым складывается 2021 год. И вряд ли ситуация сильно улучшится во второй его половине. В связи с этим было принято решение все равно рассмотреть производительность самых лучших комплектующих для платформ AM4 и LGA1200. В рамках спецвыпусков «Компьютера месяца» я стараюсь наглядно показать, как может выглядеть та или иная сборка. Этот выпуск не вышел бы без поддержки компаний ASUS, Fractal Design, Seasonic и компьютерного магазина «Регард». При этом я никогда не настаиваю, что нужно брать только предлагаемые комплектующие. Приведенный пример сборки — это всего лишь ориентир. Тем и прекрасен самосбор ПК: вы можете сконструировать систему так, как считаете нужным, уделяя внимание тем или иным мелочам и экономя на том или ином компоненте. И все же, представляя на суд наши варианты системных блоков, мы гарантируем, что все комплектующие в них совместимы и полностью работоспособны. В качестве наглядной иллюстрации топ-ПК предлагаем вам систему, базирующуюся на платформе LGA1200:
Я неоднократно повторял, что 2021 год стал бы отличным временем для покупки нового игрового ПК, если бы не дефицит видеокарт. Мы получили две мощные платформы, для которых в большинстве случаев выпущены конкурентоспособные процессоры. Теперь, например, нельзя сказать, что чипы AMD не подходят для игр, ведь есть микроархитектура Zen 3 и соответствующий модельный ряд Ryzen-устройств. Наконец-то и на рынке High-end-видеокарт есть конкуренция, ведь серия Radeon RX 6000 достойно ответила новым GeForce RTX 3000 — по крайней мере в играх без использования трассировки лучей. Казалось бы, собирай новенький ПК на базе многоядерника AMD или Intel, «втыкай» понравившуюся видеокарту — и радуйся жизни энное количество лет (и еще некоторое — после планомерного апгрейда видеокарты). Но… Уже который выпуск в сборках «Компьютера месяца» рекомендуются системы под апгрейд видеокарты — полностью работоспособной сборки, в которую вы со временем установите подходящий игровой ускоритель. Такой подход критикуют некоторые читатели, но 2021 год наглядно показывает, что практика ожидания лучших времен порой играет с нами злую шутку. Почти за полгода дефицита видеокарт мы столкнулись с заметным ростом цен на оперативную память, а в начале мая исчезли из продажи многие интересные модели твердотельных накопителей. Тем не менее люди вкладываются в мощную платформу в тех случаях, когда у них нет возможности купить полноценный игровой системный блок или рабочую станцию с производительной графикой. Косвенно об этом говорит, например, статистика продаж центральных процессоров. Смотрите сами: по данным «Яндекс.Маркета», в апреле 2021 года в топ-10 самых продаваемых CPU вошли Ryzen 9 5900X, Ryzen 9 5950X и Core i9-10850K — причем 12-ядерник AMD занимает лидирующую позицию в списке. Ну да хватит лирики. Определиться с процессором для платформы AM4 оказывается проще простого, потому что интересующих нас моделей набирается не очень-то и много. Так, в начале мая в продаже доступны были только четыре чипа, относящиеся к микроархитектуре Zen 3. Характеристики этих моделей приведены в таблице ниже.
Мы долгое время наблюдали за тем, как топовые ПК собирались преимущественно на базе 4-ядерных процессоров. Выход чипов Ryzen, а точнее возрождение конкуренции на рынке ПК, серьезно изменил ситуацию и индустрию в целом. Достаточно быстро 6-ядерники стали мейнстримом в игровых сборках, и разработчики начали этим активно пользоваться. Судите сами, в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем системный блок под будущий апгрейд видеокарты» рассмотрены результаты тестирования различных сборок, использующих графику Radeon RX 5700 XT — крепкого середнячка по сегодняшним меркам. Но даже с такой видеокартой системный блок с 4-ядерным Core i3-10100 уступает стенду с Core i5-10400 приличные 14 % в разрешении Full HD. К чему это я? Да к тому, что современные игры очень быстро адаптируются под реалии рынка настольных игровых компьютеров. Вот и консоли нового поколения наконец-то обзавелись полноценными 8-ядерными гибридными процессорами. Так что — в этом нет никаких сомнений — в скором времени 8-ядерные чипы серьезно оторвутся от своих 6-ядерных собратьев (при прочих равных характеристиках, конечно же). А потому в сборку AMD, (потенциально) использующую топ-видеокарту, надо брать минимум Ryzen 7 5800X. Как уже было сказано, определение «максимальная сборка» не означает, что в таких системах будет установлено только самое навороченное железо. Я, например, не вижу смысла использовать здесь Ryzen 9 5950X из-за его очень высокой цены, хотя в играх этот 16-ядерник мало в чем уступает Ryzen 9 5900X и Ryzen 7 5800X (а в некоторых случаях и превосходит их), даже несмотря на более низкую тактовую частоту при многопоточной нагрузке. И конечно же, флагман платформы AM4 оказывается очень хорош в профессиональных приложениях. Определиться с процессором для сборки Intel оказывается заметно сложнее — в том числе и потому, что чипмейкер раздул модельный ряд 8- и 10-ядерных «камней» до колоссальных размеров. В таблице ниже указаны характеристики и цены 17 представителей семейства Core.
Впрочем, разнообразие чипов Intel, если присмотреться, оказывается мнимым, так как многие процессоры имеют схожие характеристики. Выбор F-серии актуален, если у вас уже есть видеокарта либо она обязательно будет куплена. В таком случае реально сэкономить несколько тысяч рублей. Нет смысла и гнаться за K-процессорами, оснащенными разблокированным множителем, если вы не собираетесь его разгонять. А разница в 200-300 МГц особой погоды не делает. Изучая возможности платформы LGA1200, замечаешь одну интересную вещь, о которой было известно довольно давно. Чипы Rocket Lake имеют максимум 8 ядер, и внедрения микроархитектуры Sunny Cove оказывается недостаточно, чтобы в ресурсоемких приложениях опередить 10-ядерные Comet Lake с ядрами Skylake. При этом 8-ядерные Core i9 стоят заметно больше 10-ядерных Core i9. Увы, рассматривать покупку какого-либо i9-«камня» с ядрами Sunny Cove нет смысла. В статье «Обзор процессора Core i9-11900K: лидерство в игровой производительности возвращается к Intel» наглядно показано, что благодаря технологии Intel Adaptive Boost, когда чип работает в определенном температурном режиме (по умолчанию — 70 градусов Цельсия, но этот параметр может меняться) и с определенным энергопотреблением, частота Core i9-11900K при загрузке всех ядер достигает 5,1 ГГц. Десятиядерный Core i9-10900K, как известно, держит только 4,9 ГГц. В таких реалиях чипы демонстрируют довольно схожие результаты: где-то чуть быстрее оказывается Rocket Lake (Visual Studio, VEGAS PRO, Photoshop 2021), где-то — Comet Lake (Blender, V-Ray, Topaz Video, VeraCrypt). В играх же в разрешении Full HD система с Core i9-11900K и GeForce RTX 3090 оказалась быстрее сборки с Core i9-10900K всего на 5 %. При этом Core i9-11900K — это самая настоящая печка, с которой стенд в приложениях, использующих AVX-инструкции, может потреблять больше 400 Вт (!) электроэнергии. Даже Core i9-10900K оказывается менее прожорливым, хоть разница и составляет ничтожные 13 Вт. Все это уже сейчас позволяет сделать один довольно глобальный вывод: нет никакого смысла покупать Core i9 нового поколения даже в максимальную сборку, а идеальным (на фоне Core i9-11900K) кандидатом для максимальной сборки Intel становится Core i7-11700K — он обладает теми же характеристиками, пусть и не поддерживает функцию Intel Adaptive Boost. Так, чип при загрузке всех ядер работает на частоте 4,6 ГГц, однако разницу в мегагерцах легко компенсировать, самостоятельно разогнав процессор. При этом младший 8-ядерник Rocket Lake потребляет меньше электроэнергии и меньше греется, хотя из-за недостачи в 500 МГц Core i7-11700K стабильно проигрывает Core i9-10900K в ресурсоемких задачах несколько процентов. И все же среди 10-ядерных Comet Lake в системе координат «цена — производительность» наиболее интересно смотрится модель Core i9-10850K. Она работает на меньшей частоте, чем Core i9-10900K, а потому уступает 10-ядерному флагману Comet Lake в рабочих приложениях в среднем 2 %. Нивелировать эту разницу очень просто при помощи разгона. В максимальной сборке используются разгоняемые процессоры, и остальные комплектующие подобраны таким образом, чтобы выжать еще немного из этого железа. Но даже без оверклокинга, какую бы платформу мы ни взяли, мы имеем дело с довольно горячими чипами. А потому уже довольно давно в «Компьютере месяца» для самой продвинутой конфигурации рекомендуется необслуживаемая система жидкостного охлаждения — и речь идет об устройстве с 3-секционным радиатором. В нашей (наглядной) сборке применена «водянка» Fractal Design Celsius+ S36 Prisma, оснащенная ARGB-подсветкой 120-мм вентиляторов и корпуса водоблока. Радиатор — 3-секционный и выполнен из алюминия. Как и в большинстве случаев, шасси СЖО собирает компания ASETEK. Мне больше понравилось, что устройство оснащено отдельным хабом, позволяющим подключить все вентиляторы и подсветку в одном месте. В результате, если вы не планируете настраивать каждый элемент отдельно, к матплате требуется подключить всего два провода. Второй интересной фишкой Fractal Design Celsius+ S36 Prisma является наличие двух режимов работы вентиляторов и помпы. Первый (интеллектуальный, Auto) регулирует скорость вращения вентилятора и насоса автоматически, добиваясь идеального баланса между тишиной и охлаждением. Второй режим (ручной PWM) работает согласно алгоритмам материнской платы, которые можно настроить вручную. Приведу наглядный пример, воспользовавшись 8-ядерным Ryzen 7 5800X. Как известно, 8-ядерный Zen 3 является одним из самых горячих процессоров современности, а потому удивляться таким результатам не приходится. Показатель в 90 градусов Цельсия — это максимум, разрешенный AMD, и при достижении такой температуры частота чипа начинает постепенно снижаться. Celsius+ S36 Prisma держит температуру Ryzen 7 5800X около обозначенных 90 градусов Цельсия, но в режиме Auto средняя частота всех ядер опускается до 4,3 ГГц. Правда, уровень шума, измеренный с расстояния в 30 см, составил всего 36,1 дБА — «водянка» работает очень и очень тихо. В режиме PWM вентиляторы под управлением автоматических алгоритмов матплаты раскручиваются сильнее, а потому и уровень шума оказывается заметно выше — 43,9 дБА. Но зато средняя частота 8-ядерника увеличилась на 200 МГц. Естественно, в играх Ryzen 7 5800X греется меньше, чем в Blender, — максимальная температура даже в режиме Auto не превышает 80 градусов Цельсия. Приведу еще один пример: работу Core i7-11700K в тех же условиях с СЖО Fractal Design в режиме Auto. При очень низком уровне шума максимальный нагрев самого горячего ядра чипа составил всего 75 градусов Цельсия. В играх этот показатель был ниже еще на 10 градусов Цельсия. Так что эту «водянку» вполне можно настроить на эффективную работу и даже заняться разгоном — для этого у нее все есть. Традиционно в максимальной сборке «Компьютера месяца» рекомендуются наборы оперативной памяти на 32 Гбайт, работающие с эффективной частотой 3466-3600 МГц. С объемом все понятно — такого количества ОЗУ будет достаточно для любых игр еще очень и очень долго. Определиться с частотой комплекта тоже несложно, хотя и здесь есть свои особенности. Точнее, особенности есть у контроллеров памяти современных процессоров AMD и Intel. В случае с платформой AM4 и процессорами Ryzen использование памяти с эффективной частотой больше 3600 МГц не приводит к увеличению FPS и даже оказывает негативное влияние, если не разгонять шину Infinity Fabric. При этом современные матплаты заявляют о поддержке комплектов DDR-4000+. Создание процессоров по технологии чиплетов привело к тому, что ядра процессора и контроллер памяти теперь разделены. При этом связь чиплетов друг с другом обеспечивает хорошо знакомая нам шина Infinity Fabric — ее частота для Ryzen 3000 и Ryzen 5000 по умолчанию составляет 1800 МГц. Частоты Infinity Fabric и ОЗУ не привязаны друг к другу, однако частота шины должна быть либо равна реальной частоте оперативной памяти, либо меньше нее. Вот и получается, что при использовании комплектов ОЗУ, работающих на эффективной частоте выше 3600 МГц, тактовый генератор контроллера памяти начинает работать в режиме 2:1, то есть его частота уменьшается вдвое. Как итог, более быстрая (по частоте) оперативная память работает неэффективно — и это хорошо проиллюстрировано в статье «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)». Частоту Infinity Fabric можно увеличить самостоятельно, но здесь мы сталкиваемся с лотереей. Приведу простой пример. Для этой статьи я взял центральные процессоры в магазине «Регард». Образец Ryzen 7 5800X — обычный серийный ЦП, который может достаться каждому, — заработал в режиме 1:1 только при частоте 3666 МГц — это очень мало для чипа Zen 3. Серийный Ryzen 9 5900X заработал с памятью DDR4-3733 без перевода тактового генератора контроллера в режим 2:1. А вот 6-ядерный Ryzen 5 5600X спокойно заработал с памятью DDR4-3800. То есть три разных процессора показали три разных результата. Схожим образом работает и контроллер памяти чипов Rocket Lake, который получил два режима: Gear 1 и Gear 2. В первом случае контроллер и сама память работают на одинаковой частоте, то есть в режиме 1:1. Во втором случае ОЗУ работает на частоте, удвоенной относительно частоты контроллера. Я протестировал магазинный Core i7-11700K с тремя Z590-платами, и везде мне удалось запустить память в режиме Gear 1 только при эффективной частоте 3733 МГц. А в режиме Gear 2 заметно растет латентность памяти, система работает медленнее — от него есть толк при использовании комплектов ОЗУ стандарта DDR4-4400 и выше. Для тестов я использовал комплект G.Skill Trident Z F4-3600C17D-32GTZ с уровнем задержек 17-19-19-39. Судя по каталогу «Регарда», это самая распространенная комбинация для модулей DDR4-3600 (на втором месте стоит 18-22-22-42). Ради эксперимента сборки были протестированы и с памятью DDR4-4000 с «подкрученными» первичными, вторичными и третичными таймингами. К сожалению, в последнее время оперативная память серьезно подорожала. Не в 2 раза, конечно, как это было в 2018 году, но сегодня тяжело найти 8-гигабайтный модуль DDR4-3200 дешевле 3 500 рублей, а DDR4-3600 — дешевле 4 000 рублей. Такие же модули, но работающие на частоте 4000 МГц, стоят уже больше 7 000 рублей. С учетом всего описанного выше особого смысла переплачивать за такую память нет. На чем точно не стоит экономить в рамках максимальной сборки — так это на материнской плате. Естественно, основа наших топовых ПК должна выдерживать любые нагрузки — это касается обеих платформ. Покупать самое дорогое или экономить — исключительно ваш выбор. В рамках «Компьютера месяца» даже для навороченных систем я не рекомендую платы дороже 25 000 рублей. В той же сборке AMD используется плата на младшем наборе логики B550, однако в сборку берется что-то крутое — уровня ASUS ROG STRIX B550-E GAMING, например. Отказываясь от X570, мы не связываемся с горячим набором логики, для которого необходимо активное охлаждение. При этом функциональность максимальной сборки мало страдает от этого, так как, пожалуй, единственным недостатком B550-плат — малозначимым, впрочем, — является возможность подключить всего один накопитель PCI Express 4.0. Для этого тестирования российское представительство ASUS предложило взять модель ASUS ROG STRIX B550-XE GAMING WIFI —очень схожую с ASUS ROG STRIX B550-E GAMING, но немного более навороченную плату. Я не стал отказываться, так как оба устройства вполне вписываются в концепт максимальной сборки. Так, XE-версия оснащена контроллером питания с восемью сдвоенными фазами, семь из которых предназначены для стабильной работы вычислительных ядер Ryzen-процессора. В состав каждого канала входят по две сборки Texas Instruments X95410RR, каждая из которых выдерживает нагрузку до 90 А. В общем, плата подойдет даже для разгона Ryzen 9 5950X под жидким азотом. ASUS ROG STRIX B550-XE GAMING WIFI получила два слота PCI Express 4.0 x16 и поддерживает технологию SLI — бесполезную в наше время, впрочем. Есть здесь и два порта M.2 — один из них, как уже было сказано, работает в режиме PCI Express 4.0. А еще в комплекте идет дискретное устройство Hyper M.2 X16 Gen 4 Card, позволяющее установить сразу четыре SSD длиной от 42 до 110 мм включительно. Устройство поддерживает беспроводную сеть стандарта 802.11ax и оснащено 2,5-гигабитным Ethernet-контроллером. ASUS TUF GAMING Z590-PLUS WIFI тоже получилась классной — плата поддерживает Wi-Fi 6 и Ethernet-соединение с пропускной способностью до 2,5 Гбит/с. Подсистема питания устройства насчитывает 16 сдвоенных фаз, но реальное число каналов оказывается вдвое меньше. Такого конвертера питания будет достаточно для разгона любого Rocket Lake и Comet Lake. С выходом последних 14-нм чипов платформа LGA1200 обзавелась поддержкой PCI Express 4.0 — теперь она выступает на равных с AM4 в этом аспекте. В ASUS TUF GAMING Z590-PLUS WIFI новый интерфейс есть у слота PCI Express x16, предназначенного для установки видеокарты, а также одного из трех портов M.2. В общем, с функциональностью и надежностью у этой платы проблем нет. Кстати, скоро на нашем сайте выйдет подробный обзор ASUS TUF GAMING Z590-PLUS WIFI. Раз уж теперь обе платформы поддерживают стандарт PCI Express 4.0, то не грех в самую навороченную сборку «Компьютера месяца» установить соответствующий SSD. По мнению редакции, сейчас лучшим представителем в классе является WD BLACK SN850 — ссылка ведет на наш подробнейший обзор этой модели. Можно много рассуждать о том, какой накопитель ставить в свой ПК. Банально прозвучит, но, на мой взгляд, любой вариант будет правильным, если он вас устраивает. К сожалению, в мае многие интересные модели накопителей для ПК попросту исчезли из продажи, а то, что осталось, заметно подорожало за последние дни. Особенно досталось жестким дискам, стоимость которых увеличилась в несколько раз. Многие связывают это с запуском новой криптовалюты Chia. Еще хуже обстоят дела с видеокартами, но что-то мне подсказывает, что даже далекие от компьютерной тематики люди уже в курсе этих событий. Дефицит начался в декабре, а сейчас рынок графических ускорителей находится уже в самом настоящем упадке. Как шутят в комментариях, никогда еще понятие «ПК-боярин» не было таким буквальным. Впервые новые видеокарты появились в максимальной сборке «Компьютера месяца» в ноябре прошлого года — на старте продаж GeForce RTX 3080 можно было выцепить за 85-90 тысяч рублей. Сейчас же за эту видеокарту просят в среднем 260 000 рублей, а потому переплата в 20-25 тысяч (относительно рекомендованной цены, установленной NVIDIA) сегодня выглядит очень даже гуманно. А вот и другие цены:
Надо ли говорить, что сейчас не лучшее время покупать игровую видеокарту? И все же перечисленные модели появляются в московской рознице (а затем очень быстро исчезают) — кто-то покупает их и по таким ценам. Уже в конце мая в продажу должны поступить две новинки NVIDIA: GeForce RTX 3070 Ti и GeForce RTX 3080 Ti. Уровень производительности этих моделей будет достаточно прогнозируемым, но главное другое. Уже известно, что эти ускорители будут первыми продуктами «зеленых», обладающими аппаратным ограничением майнинга криптовалюты Ethereum. В июне же в продаже появятся и другие обновленные версии Ampere-ускорителей — тоже с ограничением майнинга. Сейчас слабо верится, что новинки NVIDIA в одночасье исправят ситуацию с доступностью видеокарт, но вдруг нам повезет. Пусть нам повезет! А пока в сегодняшнем тестировании приняли участие GeForce RTX 3080, GeForce RTX 3090 и Radeon RX 6900 XT — по сути, они и занимают весь пьедестал среди игровых видеокарт. Самой же быстрой на сегодняшний день считается флагманская модель NVIDIA — в нашем случае она представлена платой ASUS ROG Strix RTX 3090 Gaming OC — одной из самых быстрых, холодных и тихих версий GeForce RTX 3090. На нашем сайте уже выходил обзор версии ROG STRIX GeForce RTX 3080 Gaming OC. Старшая модификация получила схожую систему охлаждения, функциональность и набор фирменных фишек, таких как объемная подсветка, два режима работы и наличие сразу двух четырехконтактных коннекторов для подключения вентиляторов. Подсистема питания — такая же и насчитывает 22 фазы: 9 слева и 13 справа. Каждый канал состоит из силового каскада и дросселя. Часть фаз набрана сборками ON Semiconductor NCP303151, а часть — Texas Instruments CSD95481RWJ. 18 фаз предназначены для работы GPU и управляются парой 10-канальных ШИМ-контроллеров Monolithic Power Systems MP2888A. Еще четыре канала отвечают за работу GDDR6X-памяти. Системы, о которых идет речь сегодня, не назовешь энергоэффективными. Энергопотребление тех же Core i7-11700K и Core i9-10850K в приложениях, задействующих AVX2-инструкции, превышает 300 Вт. При этом и любая из троицы предлагаемых видеокарт потребляет больше 300 Вт электроэнергии. А если сюда добавить еще и разгон, то получится, что при одновременной загрузке всех компонентов на 100 % энергопотребление сборки легко перевалит за 650 Вт. Если честно, я не знаю таких ресурсоемких приложений, но в максимальной сборке нам в любом случае нужен качественный блок питания. Обычно для этой категории рекомендуются источники мощностью от 750 Вт, но я вообще не имею ничего против БП на киловатт, ведь больше — не меньше. В сборке установлен Seasonic PRIME TX-1000, и это — потрясающий кормилец наших комплектующих. Блок обладает честным киловаттом, так как по 12-вольтовой линии способен передать 996 Вт электроэнергии. При этом устройство имеет сертификат 80 PLUS Titanium — следовательно, его КПД не опускается ниже 90 %, а при 50-процентной загрузке в сети 230 В достигает 95 %. Гарантия на устройство составляет 12 лет. Seasonic PRIME TX-1000 предполагает полностью модульную конструкцию — все кабели отстегиваются. Большая часть проводов имеет плоскую форму — так их проще укладывать за шасси корпуса. Примечательно, что набор кабелей позволяет подключиться сразу к двум 8-контактным разъемам питания центрального процессора. В наличии есть сразу шесть проводов PCI-E 6+2, которые позволят запитать хоть две GeForce RTX 3090 — было бы желание. За охлаждение компонентов БП отвечает 135-мм вентилятор с гидродинамическим подшипником. Он начинает вращаться только при 40 % нагрузки, но даже в активном режиме Seasonic PRIME TX-1000 работает бесшумно. Fractal Design DEFINE 7 BLACK/WHITE TG
Подход к сборке игрового ПК может быть разным, и здесь при наличии внушительного бюджета можно развернуться в любую сторону. Например, в конце прошлого года я предложил вариант продвинутой сборки, установленной в компактном корпусе. Подробнее об этом читайте в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем компактный игровой ПК мощнее консоли и наслаждаемся Cyberpunk 2077». Сейчас же предлагаю посмотреть на классический вариант, в основе которого лежит Full Tower-корпус Fractal Design DEFINE 7 BLACK/WHITE TG. Эту модель можно охарактеризовать всего одним словом: вещь! Это вещь, которую создали люди, явно любящие качественные игровые ПК. Как видно из названия, устройство оснащено боковой стенкой, выполненной из закаленного стекла. В целом дизайн корпуса можно назвать строгим. Передняя крышка оснащена дверцей с шумоизоляцией, а верхняя панель может быть заменена, если вы планируете использовать СЖО. Есть у DEFINE 7 и отдельный контроллер Nexus +2, к которому подключаются корпусные вентиляторы — до трех крыльчаток с ШИМ и шести трехконтактных «ветродуев». Две 140-мм вертушки Dynamic X2 GP-14 работают на постоянной частоте 1000 об/мин — это довольно тихие элементы в системе. Еще один Dynamic X2 GP-14 установлен на задней стенке, и все вращающиеся элементы не имеют подсветки. Зато «карлсоны» хвастают наличием LLS-подшипника, рассчитанного на 100 000 часов непрерывной работы. Корпус — просторный, основной отсек лишен корзины для жестких дисков (она спрятана в нижней части, где располагается блок питания). В результате устройством поддерживается установка E-ATX-матплат, видеокарт длиной до 491 мм и процессорных кулеров высотой до 185 мм. Видеокарту можно расположить и в вертикальном положении. Место установки блока питания скрыто металлической шторкой. Само посадочное место поддерживает устройства длиной до 220 мм. Передняя панель поддерживает установку 360-мм радиатора СЖО, а верхняя — 420-мм. При желании можно еще установить 280-мм радиатор снизу. ⇡#Методика и тестовый стендТесты проводились на следующем компьютерном оборудовании:
Сборки в играх тестировались в разрешении Full HD, WQHD и Ultra HD:
Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы CapFrameX. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных колебаний производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы. ⇡#Результаты тестированияГлавные действующие лица описаны в первой части статьи. Здесь вы познакомитесь с результатами тестирования нескольких комбинаций железа — в том числе и в разгоне. Оверклокинг чипов производился с достижением стабильной работы и отсутствия перегрева в играх. Вместе с тем проводилось тестирование с более быстрой оперативной памятью с настройкой таймингов. В то же время в номинальном режиме чипы работали с отключенными функциями энергосбережения, включенной технологией Re-Size BAR и PBO (для чипов AMD). Видеокарты GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 3090, принявшие участие в тестировании, были перепрошиты новыми BIOS, поддерживающими Re-Size BAR.
Результаты тестирования в разрешении Full HD
Вообще, максимальная сборка «Компьютера месяца» во времена, когда не было никаких проблем с доступностью видеокарт, рекомендовалась в основном для игр в разрешении Ultra HD. В более легких условиях мы всенепременно сталкиваемся с процессорозависимостью, хотя и используем довольно мощные чипы. Вот и сейчас, если изучить быстродействие сборок в разрешении Full HD, видно, что GeForce RTX 3080, GeForce RTX 3090 и Radeon RX 6900 XT, по сути, демонстрируют очень похожие результаты — максимальная разница достигает всего 13 %. Плюс не стоит забывать про такую модель, как Radeon RX 6800 XT, которая мало в чем уступает GeForce RTX 3080. Правда, ее очень тяжело найти в продаже. Но представим на секунду, что никакого дефицита нет: GeForce RTX 3080 можно купить за 65 тысяч рублей, Radeon RX 6900 XT — за 80 тысяч, а GeForce RTX 3090 — за 140. Очевидно, что при таком раскладе нет никакого смысла брать флагманы AMD и NVIDIA — уж слишком дорого дается каждый дополнительный FPS, особенно в случае с, чего скрывать, имиджевой «три тысячи девяностой». С другой стороны, мы сталкиваемся с такой ситуацией постоянно: в свое время GeForce RTX 2080 Ti опережала GeForce RTX 2080 в играх в среднемна 30 %, но стоила почти вдвое больше. Однако сейчас, возвращаясь в реальность, мы отмечаем, что GeForce RTX 3080 стоит больше Radeon RX 6900 XT, причем разница в цене достигает нескольких десятков тысяч рублей. В такой реальной диспозиции на High-end-рынке адаптер AMD смотрится гораздо интереснее, если так можно выразиться про видеокарты, чья стоимость — всех без исключения — выросла даже не в 2 раза, а еще больше. Знаете, мне иногда даже кажется, что «красные» очень вовремя сумели вернуться в игру под названием «У кого видеокарта круче». Конечно, по мере выхода новых, более требовательных игр разница между , например,GeForce RTX 3080 (Radeon RX 6800 XT) и GeForce RTX 3090 будет увеличиваться. Это значит, что покупка более быстрой видеокарты даст определенный запас прочности, но рассчитывать приходится в среднемна 13 % прибавки FPS, если мы посмотрим на результаты тестирования в разрешении Ultra HD. Бросается в глаза и то, что в разрешении Full HD при прочих равных Radeon RX 6900 XT обходит GeForce RTX 3090. Да и вообще флагман AMD серьезно подтянулся к GeForce RTX 3090, если брать другие разрешения. Например, в прошлом году референс (в нашем тесте используется кастомная версия с очень приличным фабричным разгоном — это тоже надо учитывать) Radeon RX 6900 XT в разрешении Ultra HD уступал GeForce RTX 3090 18 % в играх без использования трассировки лучей. Сейчас же речь идет всего о 6 %, и такая тенденция наблюдается не только в этом тестировании (смотрим на наши тесты в HITMAN 3 и «Киберпанке-2077»). При изучении же низких разрешений напрашиваются сразу несколько выводов:
С учетом неадекватных цен на видеокарты сегодняшнее тестирование лично меня больше интересует с точки зрения сравнения современных центральных процессоров и массовых платформ. Мы видим, что в разрешении Full HD — самом процессорозависимом режиме — все стенды демонстрируют схожие результаты и среди четырех процессоров нет такого, который отстал хотя бы на 5 %. Условным победителем же прогнозируемо стал Ryzen 9 5900X, который я неоднократно нарекал лучшим игровым чипом. С другой стороны, это и самый дорогой «камень», принявший участие в сегодняшнем тестировании. Но здесь надо делать поправку на то, что 12-ядерник Zen 3 деклассирует своих 8- и 10-ядерных конкурентов в многопоточных ресурсоемких программах. Так что его стоит брать в сборки, которые необходимы не только для развлечений, но и для работы. А так для игр оказывается более чем достаточно Ryzen 7 5800X и Core i7-11700K. Разрешение Full HD — довольно процессорозависимое для топовой графики AMD и NVIDIA, но мы видим, что в большинстве случаев небольшой разгон (а большего и не получить без систем охлаждения принципиально иного уровня) CPU и памяти дает в среднемнебольшой же прирост FPS. Есть и частные случаи: например, в Shadow of the Tomb Raider минимальный FPS после оверклокинга стенда с Ryzen 9 5900X вырос сразу на 15 %, в Watch Dogs: Legion — на 14 %, в Gears 5 — на 16 %. А вот в разрешении Ultra HD толку от разгона чипа и памяти оказывается откровенно мало.
Результаты тестирования в разрешении WQHD
На мой взгляд, идеальным разрешением — даже для систем с самыми быстрыми игровыми видеокартами — является WQHD. В таком разрешении, имея под рукой любую из перечисленных видеокарт, мы можем смело выкручивать ползунки качества графики в современных играх на максимум — в случае с GeForce RTX 3090 речь идет даже о трассировке лучей. А вот в Ultra HD есть игры, в которых придется подрезать качество графики, если хочется получить стабильные 60 FPS. Это касается Cyberpunk 2077 и Assassin's Creed Valhalla. Подобная ситуация не нова, и всегда будут выходить игры с низким FPS даже на самых навороченных видеокартах. Даже покупка GeForce RTX 3090 не убережет вас от того, что через 2-3 года в новинки ААА-класса придется играть с использованием преимущественно высокого качества графики, а также с включением всевозможных ухищрений типа DLSS.
Результаты тестирования в разрешении Ultra HD
Мы в 3DNews, как всегда, разделяем игры с трассировкой лучей и без, хотя и AMD, и NVIDIA представили свои видеокарты, поддерживающие эту технологию. Вокруг лучей все еще много дискуссий, и среди спорщиков есть как сторонники чего-то нового, так и ярые противники. Истина же, как всегда, где-то между этими полярными мнениями. Вот, на мой взгляд, трассировка отлично преображает такие проекты, как Cyberpunk 2077 и Control, но в то же время и без лучей эти игры смотрятся очень и очень красиво. И все же мы имеем дело с максимальной сборкой, а потому хочется иметь в арсенале своего ПК поддержку передовых технологий. Адаптеры AMD здесь смотрятся очень неубедительно — даже без учета того, что аналог DLSS так и не был представлен. Впрочем, даже GeForce RTX 3090 привязана к DLSS — без этой функции нереально играть в тот же Cyberpunk 2077 уже в разрешении WQHD. Ну и обращу ваше внимание на то, что в 4K-разрешении при использовании максимального качества трассировки лучей в Watch Dogs: Legion у стенда с GeForce RTX 3080 наблюдается систематический статтеринг, связанный с нехваткой VRAM — лучи без DLSS требуют очень много ресурсов.
⇡#ВыводыСегодняшняя статья — пример материала, который не нуждается в каких-либо выводах. Все всё прекрасно понимают. Из-за острого дефицита видеокарт желающих собрать себе системы, рассмотренные в статье, будет крайне мало даже среди тех пользователей, которые были готовы расстаться с парой сотен тысяч рублей. А между тем у нас давно не было такой сильной конкуренции на рынке консьюмерской техники. Теперь речь не идет об одной какой-то платформе и видеокарте, как это было в 2018 и 2019 годах. Вот мы и показали, как, по мнению редакции, могут выглядеть максимально прокачанные игровые ПК в 2021 году и на что они способны. Выражаем благодарность российским представительствам компаний ASUS, Fractal Design, Seasonic, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|