Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Core i9-12900KS: процессор, который жрёт как GeForce RTX 3080

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Предполагалось, что Core i9-12900KS усилит позиции Intel после выхода Ryzen 7 5800X3D и не даст AMD перехватить звание производителя лучших игровых процессоров. Однако в действительности эта задача перед Alder Lake «специального назначения» и не стоит – с ней неплохо справляется обычный Core i9-12900K, если снабдить его быстрой DDR5-памятью. Поэтому главный вопрос, на который мы постараемся дать ответ в сегодняшнем тестировании, касается того, есть ли в покупке Core i9-12900KS хоть какой-то практический смысл. Разного рода проблем этот процессор доставляет немало, при этом кажется, что выдаваемые им дополнительные несколько сотен мегагерц того явно не стоят. Поэтому соревноваться в тестах Core i9-12900KS в первую очередь будет с Core i9-12900K, а не с флагманами «красного» лагеря.

Впрочем, это вовсе не означает, что мы исключим из тестов процессоры AMD. Напротив, на графиках ниже будут представлены все современные CPU, которые можно отнести к верхнему ценовому диапазону, начиная с Core i7-12700K и Ryzen 7 5800X и заканчивая самыми дорогими Core i9 и Ryzen 9.

В результате в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 5950X (Vermeer, 16 ядер + SMT, 3,4-4,9 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 5900X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,7-4,8 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900KS (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,4-5,5/2,5-4,0 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,2-5,2/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-12700K (Alder Lake, 8P+4E-ядер + HT, 3,6-5,0/2,7-3,8 ГГц, 25 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 40-40-40-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы Intel) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. Тесты Core i9-12900KS проводились со сниженным на 0,1 В напряжением питания, чтобы избежать температурного троттлинга.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR5-6000.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 4.03.03.431;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 512.16 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 — тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing — Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • Total War: Warhammer III. Разрешение 1920 × 1080: Quality = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Quality = Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

От Core i9-12900KS трудно ожидать какого-то особого прорыва в производительности. Этот процессор отличается от хорошо знакомого нам Core i9-12900K лишь дополнительными технологиями авторазгона и увеличенными на 4-6 % тактовыми частотами. Поэтому результаты, полученные в PCMark 10 – бенчмарке, который моделирует повседневную активность обычного пользователя, закономерны: преимущество специального процессора перед обычным выглядит довольно незначительным и составляет единицы процентов.

Такая же картина наблюдается и в 3DMark CPU Profile, который даёт оценку игровому потенциалу CPU. Как и в PCMark 10, новый флагманский Alder Lake обеспечивает не более чем 3-процентный прирост результатов по сравнению с Core i9-12900K. И это, естественно, качественнопрактически ничего не меняет. Там, где в тестах выигрывал Core i9-12900K, на первом месте теперь оказывается Core i9-12900KS. А в многопоточном варианте 3DMark CPU Profile, где побеждал Ryzen 9 5950X, на первом месте так и остаётся флагман AMD.

Иными словами, если судить по картине в комплексных бенчмарках, специальная версия флагманского Alder Lake реального практического интереса не представляет, особенно если вспомнить обо всех тех проблемах, которые сопряжены с её эксплуатацией. Впрочем, давайте посмотрим, что получается в реальных ресурсоёмких приложениях.

#Производительность в приложениях

Незначительность различий в характеристиках Core i9-12900KS и Core i9-12900K проявляется и в производительности в приложениях. Новый «специальный» процессор оказывается быстрее предшественника на единицы процентов во всех 12 задачах, которые мы используем в рамках тестирования. И это снова ничего не меняет в «общей картине мира»: среднестатистически Alder Lake остаётся немного более предпочтительным вариантом для рабочих станций, однако Ryzen 9 5950X лучше показывает себя в задачах чисто вычислительного характера, например при финальном рендеринге или при перекодировании видео.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность в 1080p

С момента своего анонса процессоры семейства Alder Lake перехватили лидерство в игровой производительности. Большинство носителей микроархитектуры Zen 3 на их фоне выглядят заметно слабее. И если говорить о средней частоте кадров в разрешении Full HD, то даже обычный Core i9-12900K превосходит флагманские Ryzen 9 на двузначное число процентов. Появление «специального» Core i9-12900KS ничего не меняет и в этом отношении– новый процессор почти не улучшает показатели FPS, добавляя к кадровой частоте предшественника символические 1-2 %.

Однако не так давно в модельном ряду AMD появился Ryzen 7 5800X3D – геймерский процессор с увеличенной кеш-памятью, который серьёзно сократил отставание от Core i9-12900K. Новый Core i9-12900KS в какой-то мере должен был стать ответом Intel на изменение конъюнктуры, но в действительности почти ничем не помог – видимого невооружённым глазом превосходства над прочими игровыми флагманами он не показывает.

В конечном итоге если говорить об абсолютных численных показателях FPS, то Core i9-12900KS допустимо назвать самым быстрым игровым процессором на данный момент. Но по сути и Core i9-12900KS, и Core i9-12900K, и Core i7-12700K, и Ryzen 7 5800X3D – четыре современных процессора с примерно равными игровыми возможностями, которые могут применяться в геймерских сборках с одинаковым успехом. Учесть тут следует разве только то, что современные процессоры Intel обеспечивают несколько более высокий уровень среднего минимального FPS, и это определённо может стать аргументом в их пользу. Однако знакомство с положением дел в отдельных тайтлах даёт понять, что речи о стабильном преимуществе не идёт. Всё зависит от особенностей реализации движка в каждой конкретной игре.

#Игровая производительность в разрешении 2160p

Графика современных игр становится всё сложнее, и в разрешении 4K эволюция постепенно идёт в сторону перераспределения нагрузки в пользу видеокарты. И чем дальше, тем меньше влияния на кадровую частоту в таком разрешении оказывает CPU, даже если в системе установлена одна из самых быстрых игровых видеокарт. Поэтому при выборе разрешения 4K производительность Core i9-12900KS и Core i9-12900K почти эквивалентна – с прицелом на высокие разрешения переплачивать за более высокочастотный CPU нет никакого смысла. И более того, практически такую же частоту кадров способны обеспечить ощутимо более дешёвые Ryzen 7 5800X3D и Core i7-12700K.

#Выводы

Опыт подсказывает, что процессоры, выпускаемые под маркой Special Edition, удачными не бывают почти никогда. В них производители пытаются в первую очередь решить какую-то важную лично для себя задачу, а интересы пользователей при этом отходят на второй план. Core i9-12900KS – отличная иллюстрация этого тезиса. Выпуском этого процессора Intel хотела подтянуть игровую производительность и укрепить свою репутацию поставщика самых быстрых на данный момент CPU для геймерских ПК. И эту задачу она отчасти решила – Core i9-12900KS действительно немного опережает в игровых тестах всех имеющихся соперников. Однако нормально пользоваться таким процессором, откровенно говоря, довольно затруднительно.

Всё дело в том, что Core i9-12900KS оказался первым побывавшим в нашей лаборатории потребительским чипом, который при обычном многопоточном рендеринге в номинальном режиме потребляет и рассеивает более 300 Вт. Получается, Intel удалось создать даже более горячий чип, чем приснопамятный Core i9-11900K, несмотря на то, что теперь она пользуется прогрессивным техпроцессом Intel 7, а не старой 14-нм технологией.

Почему так вышло — понятно сразу. В основе Core i9-12900KS лежит стабильный на повышенных частотах специально подобранный кремний с высокими токами утечки, который требует увеличенных напряжений по сравнению с массовыми Alder Lake. В результате Core i9-12900KS оказывается прожорливее обычного Core i9-12900K на внушительные 40 % в ресурсоёмких нагрузках и на колоссальные 80 % – в играх.

К сожалению, так же легко ответить на вопрос, зачем такой процессор может быть нужен пользователям, не получится. Всё дело в том, что при гигантском приросте энергопотребления и тепловыделения Core i9-12900KS может предложить малозаметное преимущество в производительности, которое не превышает жалких 2-4 % как в приложениях для работы с контентом, так и в современных играх. Причём ради этого пустякового выигрыша Intel просит доплатить к цене Core i9-12900K дополнительные 25 %.

В итоге портрет Core i9-12900KS получается довольно неприглядным. Но к сказанному нужно ещё добавить и то, что при настройках по умолчанию получить от Core i9-12900KS обещанную пару процентов дополнительного быстродействия без усилий не получится. На практике этот CPU перегревается даже при использовании мощных систем СЖО и нуждается либо в каком-то очень высокоэффективном охлаждении, либо в предварительной тонкой настройке посредством даунвольтинга. Иными словами, речь идёт о продукте-полуфабрикате, для раскрытия в котором обещанной производителем функциональности после покупки придётся потратить ещё некоторое количество сил, времени, а возможно даже и средств.

Поэтому мы не рекомендуем связываться с Core i9-12900KS. Это – явно неудачный продукт, которому не следовало бы попадать на массовый рынок. Обычный Core i9-12900K – прекрасный флагманский процессор: он до сих пор не растерял своих преимуществ и будет прекрасно смотреться в любой современной максималистской сборке. Рассмотренный же в этом обзоре «специальный» Core i9-12900KS только подчёркивает, насколько удачным сочетанием качеств обладает его «нормальный» сородич, при выпуске которого Intel не пыталась прыгнуть выше головы.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥