Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Xeon E5-1660 v3 c AliExpress: разгон по-китайски

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Мы уже исследовали производительность нескольких распространённых серверных процессоров для платформы LGA2011-3. Однако их рабочие частоты не превышали 3,4 ГГц даже при некотором разгоне с помощью турбобуста. Xeon E5-1660 v3 – другое дело. Этот процессор поддерживает настоящий разгон и способен работать на частотах, которые похожи на частоты современных процессоров куда сильнее. И это позволяет надеяться, что данный восьмиядерник родом из 2014 года окажется способен противостоять хотя бы современным бюджетным CPU.

Все Xeon E5 v3 и v4, которые были протестированы ранее, так и не смогли стать достойными соперниками ни шестиядерным Ryzen 5, ни четырёхъядерным Core i3 актуальных поколений. А теперь мы попробуем сопоставить с современными недорогими процессорами Xeon E5-1660 v3 и посмотрим, может быть, этот китайский Xeon как-то выделится из ряда своих собратьев. Иными словами, в этом тестировании восьмиядерный Xeon E5-1660 v3 в номинале и разгоне попробует одолеть AMD Ryzen 5 5600X, Ryzen 5 5500, а также Core i3-12100.

Для полноты картины в число участников тестирования были добавлены и некоторые другие современные и старые процессоры, в результате чего полный список задействованных в тестах комплектующих выглядел следующим образом.

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 5 5700X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,4-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5500 (Cezanne, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-12100 (Alder Lake, 4P-ядра + HT, 3,3-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Xeon E5-2682 v4 (Broadwell-EP, 16 ядер + HT, 2,5-3,0 ГГц, 40 Мбайт L3);
    • Intel Xeon E5-2678 v3 (Haswell-EP, 12 ядер + HT, 2,5-3,3 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Xeon E5-1660 v3 (Haswell-EP, 8 ядер + HT, 3,0-3,5 ГГц, 20 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • Huahahzhi X99-F8 Gaming (LGA2011-3, Intel C612).
  • Память:
    • 4 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Главный герой обзора Xeon E5-1660 v3 тестировался как в номинальном состоянии, так и при описанном выше разгоне до 4 ГГц, а при тестировании Xeon E5-2678 v3 применялась «блокировка турбобуста». Все LGA2011-3-процессоры тестировались с четырёхканальной небуферизованной DDR4-2133 с таймингами 10-11-11-32-1T либо (в разгоне) с DDR4-2400 с таймингами 14-14-14-34-1T.

Современные процессоры работали с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы Socket AM4) и PL1/PL2 (для платформы LGA1700) игнорировались, вместо чего использовались предельно возможные частоты в целях получения наилучшей производительности.

Тесты выполнялись в системе с максимально быстрой видеокартой GeForce RTX 3090 с тем, чтобы производительность графической подсистемы не ограничивала сверху быстродействие сравниваемых процессоров и результаты, полученные в игровых приложениях, максимально иллюстрировали предельные возможности CPU, а не что-то ещё.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 4.06.10.651;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 516.40 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2525 — тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7359 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с одним и восемью активными потоками, а также при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2022 23.4.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется скорость выполнения тестового скрипта Procyon Photo Editing, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 11.4 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Измеряется скорость выполнения тестового скрипта Procyon Photo Editing, моделирующего цветокоррекцию и редактирование набора из 130 фото.
  • Adobe Premiere Pro 2022 22.4.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Измеряется скорость выполнения тестового скрипта Procyon Video Editing, моделирующего подготовку к публикации на YouTube ролика, составленного из 4K-фрагментов, снятых на камеру GoPro.
  • Blender 3.2.0 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.0 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.2.5) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • POV-Ray 3.7 — тестирование скорости рендеринга методом трассировки лучей. Измеряется производительность выполнения встроенного бенчмарка.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • Total War: Warhammer III. Разрешение 1920 × 1080: Quality = Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Ситуация с производительностью любых процессоров Xeon E5 v3 и v4 в комплексном тесте PCMark 10 примерно одинакова. Этот бенчмарк оценивает интегральную производительность платформ при обычной пользовательской работе в распространённых приложениях, и любой из старых серверных процессоров показывает значительно более низкий результат по сравнению с современными CPU. Дело в том, что определяющее значение здесь имеет отзывчивость (время реакции) системы на действия пользователя, которая складывается из одноядерной производительности, максимальной частоты CPU в турборежиме, латентности памяти и кеш-памяти, скорости межъядерного взаимодействия и проч. Все эти параметры в последних поколениях процессоров заметно подтянулись, и поэтому совершенно неудивительно, что даже разогнанный до 4 ГГц Xeon E5-1660 v3 на архитектуре Haswell заметно проигрывает бюджетным Core i3-12100 и Ryzen 5 5500 с архитектурами Golden Cove и Zen 3.

Отдельно стоит упомянуть, что восьмиядерный Xeon E5-1660 v3 проигрывает четырёхъядерному Core i3-12100 не только в сценариях Productivity и Essential, но и в Digital Content Creation, нагрузки в котором распараллеливаются значительно лучше. Тем не менее факт остаётся фактом: многоядерность старых серверных CPU нельзя считать достаточным противовесом прогрессивности современных процессорных архитектур.

Ещё интереснее выглядят результаты в 3DMark CPU Profile – тесте, который создаёт максимально распараллеливаемую нагрузку, связанную с моделированием физической среды и расчётом действий неигровых персонажей и характерную для современных крупномасштабных игровых проектов. Здесь Xeon E5-1660 v3 как в номинальном, так и в разогнанном состоянии оказывается способен на соперничество с четырёхъядерным Core i3-12100 только в случае полной многопоточности. Во всех же остальных вариантах теста Xeon E5-1660 v3 результатами не блещет. А значит, в реальных играх, которые редко создают более восьми потоков, этот процессор вряд ли сможет отличиться высокими показателями.

#Производительность в приложениях

Частоту Xeon E5-1660 v3 в разгоне удалось увеличить чуть больше чем на 20 %. Если судить по ресурсоёмким приложениям, это подняло его производительность в среднем на 13 %. Но это не та величина, которая может что-то изменить принципиально. Похвастать современным уровнем производительности Xeon E5-1660 v3 не может даже при разгоне: шестиядерному Core i5-12400 он проигрывает практически всегда. Правда, нельзя не заметить, что восьмиядерный серверный процессор в достаточно большом числе случаев может предложить лучшую производительность по сравнению с Core i3-12100. В счетных задачах, при рендеринге, компиляции кода и перекодировании видео восемь четырёхгигагерцевых ядер Haswell оказываются сильнее четырёх ядер Golden Cove, работающих на 4,1 ГГц. И это кажется неплохим аргументом в пользу серверного CPU, поскольку Core i3-12100F и Xeon E5-1660 v3 стоят плюс-минус одинаково.

Впрочем, не стоит забывать, что среди китайских Xeon есть процессоры с существенно большим, чем у Xeon E5-1660 v3, количеством ядер, которые при этом стоят заметно дешевле. И с расчётом на ресурсоёмкие нагрузки любителям сэкономить лучше выбрать, например, 12-ядерные Xeon E5-2600 v3, цена на некоторые модели которых опустилась до 1-2 тыс. руб. Однако в любом случае все такие варианты по своей максимальной многопоточной производительности не быстрее актуальных CPU с шестью ядрами.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Хорошая новость заключается в том, что Xeon E5-1660 v3, если принимать во внимание возможность его разгона, — это действительно лучший вариант среди всех китайских Xeon для сборки игровой системы. То, что его тактовую частоту можно заметно повысить, положительно сказывается на скорости обновления кадров в играх. Так, разница в FPS в системах с неразогнанным и разогнанным Xeon E5-1660 v3 составляетв среднем 11 %.

Однако есть и плохая новость: такого прироста всё равно недостаточно, чтобы Xeon E5-1660 v3 можно было поставить в один ряд с современным процессорами для платформ Socket AM4 и LGA1700. Даже Ryzen 5 5500, к игровой производительности которого есть серьёзные претензии, оказывается на 14 % быстрее разогнанного до 4 ГГц Xeon E5-1660 v3. При этом младший вариант из лагеря Alder Lake, Core i3-12100, превосходит Xeon E5-1660 v3 с искусственно повышенной частотой в среднем на 20 %.

Добавить к графику со средними показателями FPS особо нечего. Как и в прошлых тестах китайских серверных процессоров, Xeon E5-1660 v3 заметно проигрывает современным конкурентам в любой игре из выбранной нами дюжины. Такая картина наблюдается и в номинальном режиме, и в разгоне. Впрочем, при этом можно увидеть примеры, где разогнанный Xeon E5-1660 v3 отстаёт от самых слабых современных процессоров не слишком сильно. В Watch Dogs Legion он приближается по производительности к Core i3-12100, а в Cyberpunk 2077, Marvel’s Guardian of the Galaxy и The Riftbreaker его с определёнными допущениями можно сопоставить с Ryzen 5 5500.

#Выводы

Вопросов о том, на что в сегодняшних условиях способна реанимированная китайцами старая платформа LGA2011-3, больше оставаться не должно. Ранее мы убедились, что в современном мире многоядерные Xeon E5-2600 v3 и v4 могут быть интересны лишь в очень небольшом числе случаев – при необходимости получить максимальную многопоточную производительность с минимальными финансовыми затратами. А сегодня к этому выводу можно добавить и ещё один важный штрих. Хотя среди китайских Xeon есть модели с поддержкой разгона, они тоже не могут встать в один ряд с современными процессорами серий Core i3 и Ryzen 5. Доступное серверным процессорам Haswell-EP увеличение частоты действительно повышает их производительность, но качественно это картину не меняет. Подобраться по быстродействию к Core i5-12400 и Ryzen 5 5600X им удаётся лишь в очень небольшом числе ситуаций – при выполнении хорошо распараллеливаемых задач счётного характера.

В этом обзоре был протестирован Xeon E5-1660 v3 – восьмиядерный процессор, аналогичный Core i7-5960X Extreme Edition. Среди процессоров Xeon для LGA2011-3, способных к разгону, эта модель имеет максимальное число ядер. Поэтому по итогам сегодняшнего обзора можно утверждать, что теперь мы увидели предельные возможности китайской платформы LGA2011-3 в смысле производительности в играх. И они совершенно не впечатляют. Даже в разогнанном состоянии восемь ядер с архитектурой Haswell не могут обеспечить такую же частоту кадров, как современные платформы, даже если в них используются недорогие процессоры Core i3 и Ryzen 5 с ценой в интервале $100-150.

В результате покупка Xeon E5-1660 v3 кажется малорентабельной затеей. Это довольно дорогой вариант китайского Xeon для платформы LGA2011-3, при этом он не даёт никаких принципиальных преимуществ. Если покупку многоядерных Xeon E5-2600 v3 и v4 ещё можно было оправдать их дешевизной и наличием двузначного числа вычислительных ядер, которые могут пригодиться при рендеринге или обработке видео, то восьмиядерный Xeon E5-1660 v3 имеет стоимость на уровне Ryzen 5 5500 и Core i3-12100F, но при этом не лучше их даже с учётом потенциального разгона.

Причём разгон этот к тому же и не гарантируется. Представленные на рынке китайские LGA2011-3-материнские платы полны сюрпризов, и получить возможность изменять на них коэффициент умножения Xeon E5-1660 v3 даже при выполнении всех необходимых условий – целая история, которая не всегда заканчивается успехом. Иными словами, несмотря на то, что Core i7-5960X Extreme Edition в 2014 году был пределом мечтаний энтузиастов, сегодня аналогичный Xeon E5-1660 v3 совсем не вызывает позитивных эмоций, и связываться с ним нет совершенно никакого смысла.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥