Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 4090: время монстров

⇣ Содержание

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер)
Материнская плата ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.)
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL17)
ПЗУ Intel SSD 760p, 2048 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair iCUE H115i RGB PRO XT
Корпус Открытый стенд
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 22.10.1
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 522.25
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Assassin's Creed Valhalla DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Shading Rate 100% TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Total War: WARHAMMER III DirectX 11 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA High
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание/масштабирование
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/DLSS Balanced/FSR Balanced
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA/DLSS Balanced
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/FSR Balanced
Metro Exodus Enchanced Edition DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x TAA/DLSS Balanced
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers Макс. дальность рендеринга Н/Д / DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения)
Quake II RTX Vulkan (расширения VK_KHR) Timedemo, demo1.dm2 Макс. качество графики TAA/FSR Balanced
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/DLSS Balanced

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.

Рабочие приложения
Приложение Настройки API
AMD Intel NVIDIA
Adobe Premiere Pro 2022 (22.x) PugetBench for Premiere Pro 0.95.4 (состав тестов по ссылке) Воспроизведение MultiCam H.264, ProRes 422, RED R3D (4K@59,94 FPS) OpenCL OpenCL CUDA
Heavy GPU Effects: экспорт в ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS)
Blender 3.x Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender Рендерер Cycles HIP oneAPI CUDA/OptX
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 18.x Puget Systems DaVinci Resolve Studio Benchmark 0.93.1 (состав тестов по ссылке) Standard Benchmark (4K GPU Effects, 4K Media). Use GPU for RED R3D: Debayer OpenCL OpenCL CUDA
Кодирование/декодирование видео (ffmpeg 5.x)
Задача Настройки API
AMD Intel NVIDIA AMD Intel NVIDIA
Декодирование H.264 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) D3D11VA
HEVC 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0)
VP9 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320
AV1
Кодирование H.264 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_qsv -preset veryfast -cavlc 0 -level 4.1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M AMF Intel Media SDK NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_qsv -preset veryfast -cavlc 0 -level 5.1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
Кодирование HEVC 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -level 6 -b:v 20M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Миграция кремния NVIDIA с нормы 8 нм на 5 нм привела к значительному росту тактовых частот. Как и в предыдущих поколениях «зеленых» GPU, Boost Clock 2 520 МГц оказался весьма консервативной оценкой возможностей чипа. На самом деле даже в такой ресурсоемкой игре, как Cyperpunk 2077, процессор AD102 поддерживает частоту выше 2,7 МГц, а если сравнить ее с параметрами GA102 на плате GeForce RTX 3090, прибавка составляет ни много ни мало 913 МГц, или ровно 50 %! При этом чип довольствуется питающим напряжением 1,05 В, которое является нормой для многих партнерских ускорителей 30-й серии.

Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (+200 МГц, 23 Гбит/с, 24 Гбайт) OC BIOS 2925 2925 1,05 1,05 2026 (77%) 1824 (80%)
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт) OC BIOS 2730 2730 1,05 1,05 1914 (75%) 1744 (78%)
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт) Silent BIOS 2730 2730 1,05 1,05 1610 (75%) 1481 (82%)
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) 1817 1830 0,90 0,91 1141 (43%) 1141 (43%)
NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti FE (1365/1665 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) Термопрокладки GELID GP-Extreme 1726 1740 0,89 0,91 2108 (58%) 2108 (62%)
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) 1822 1830 1,00 1,01 1747 (49%) 1747 (52%)
AMD Radeon RX 6900 XT (1825/2250 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) 2267 2282 1,02 1,04 1331 (40%) Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Кстати, об играх: GeForce RTX 4090 стал видеокартой, окончательно сломавшей Crysis 3 в качестве нагрузочного теста, которым мы пользовались десять лет подряд. Любопытно, что Crysis 3 даже на GeForce RTX 4090 выдает немногим больше 60 FPS при разрешении 4К и сглаживании MSAA 4x, тем не менее уже не загружает GPU таким образом, чтобы видеокарта приблизилась к лимиту потребляемой мощности. Штатная TBP GeForce RTX 4090, напомним, составляет 450 Вт, а у слегка разогнанной модификации GIGABYTE Gaming OC энергопотребление под стрессовой нагрузкой достигает 459 Вт. В Cyberpunk 2077 жор поменьше — 410–411 Вт. Впрочем, если сравнить с GeForce RTX 3090, который расходует в играх 390 Вт, оказывается, что мощность выросла не так уж сильно.

Неспроста GIGABYTE пришлось использовать кулер монументальных размеров, чтобы обеспечить безопасную температуру GPU и одновременно удовлетворительный уровень шума. Но приоритетной характеристикой все-таки является температура: кристалл не нагревается выше 68 °С ценой достаточно высокого звукового давления (около 44 дБА). К счастью, у GeForce RTX 4090 Gaming OC есть «тихий» BIOS, который снижает уровень шума до 39 дБА. При этом не происходит заметных изменений в энергопотреблении, тактовых частотах GPU и почти не страдает температура чипа: существенный рост — с 79 до 89 °С по датчику горячей точки — наблюдается только в стресс-тесте. Рады отметить, что и новые чипы GDDR6X объемом 16 Гбит нагреваются куда меньше по сравнению со своими предшественниками: если для ускорителей 30-й серии, оборудованных 8-гигабитной памятью, привычны температуры от 90 °С, температура VRAM на плате RTX 4090 не превышает 64 °С.

Как и следовало ожидать от флагманской модели, графический процессор GeForce RTX 4090 посредственно разгоняется. При увеличенном на 33 % резерве мощности (то есть до 600 Вт) нам удалось поднять планку Boost Clock на 200 МГц, а в действительности частота увеличилась на 195 МГц, что составляет 7 % от исходного значения. Впрочем, теперь лишь 75 МГц отделяют чип AD102 от психологического рубежа 3 ГГц, который наверняка еще покорится другим версиям RTX 4090. С другой стороны, оперативная память GDDR6X разгоняется превосходно — со штатной пропускной способности 21 вплоть до 23 Гбит/с.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Игры при разрешении 1080p без трассировки лучей уже давно не способны полностью загрузить мощные GPU, и в результате кадровую частоту сдерживает производительность центрального процессора. GeForce RTX 4090 довел эту тенденцию до предела, а результаты нескольких тестов в режимах 1080p и 1440p настолько похожи, что и в 1440p потенциал RTX 4090 наверняка упирается в CPU. Более мощные процессоры, нежели Ryzen 9 5950X, который мы используем для тестов, помогут добиться большего от RTX 4090, но вряд ли в корне изменят ситуацию. Дело в том, что среднего фреймрейта большинства игр при разрешении 1080p и так за глаза хватает для казуального гейминга (как минимум 127 FPS в самых сложных случаях), однако лишь самые легкие тайтлы способны приблизиться к частоте обновления современных игровых мониторов. Вот 442 FPS в DOOM Eternal — это, безусловно, впечатляет.

Как следствие «процессорозависимости», RTX 4090 в режиме 1080p не так уж далеко ушел от старших видеокарт прошлого поколения: среднее преимущество новинки перед GeForce RTX 3090 составляет 25 % FPS, а по сравнению с GeForce RTX 3080 Ti и Radeon RX 6900 XT — 30 и 26 % соответственно. С другой стороны, владельцы GeForce RTX 2080 Ti могут рассчитывать на очень существенную прибавку игрового быстродействия даже при разрешении 1080p — в среднем 73 % FPS.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 5 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 5 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 6 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 14 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 18 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 20 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 21 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 22 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 23 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 21-12 08:39