К руководству Google приходит понимание, что новое поколение основанных на искусственном интеллекте (ИИ) чат-ботов создаёт ощутимую угрозу для поискового бизнеса компании. Эти системы дают простые ответы на большинство вопросов и не предусматривают онлайн-рекламы.
За последние три десятилетия появились несколько продуктов, каждый из которых совершил настоящую революцию в технологической отрасли: это браузер Netscape, поисковая служба Google и Apple iPhone. Очередным таким прорывом может стать чат-бот ChatGPT — он даёт простые и понятные ответы на пользовательские вопросы, не ограничиваясь набором ссылок, и даже помогает людям генерировать различные идеи от бизнес-стратегии до тем для публикаций в блогах.
ChatGPT обязательно продолжит совершенствоваться, но даже в теперешнем виде он представляет ощутимую угрозу для Google, и руководство компании было вынуждено объявить «красный код». Есть мнение, что поисковый гигант оказался на пороге того, чего так опасаются крупнейшие игроки кремниевой долины — глобальных технологических изменений, способных разрушить бизнес. Вот уже более 20 лет поисковая служба Google служит крупнейшей в мире точкой входа пользователей в интернет, и терять такой актив в компании не хотят.
Проект ChatGPT был выпущен исследовательской лабораторией OpenAI, и Google когда-то стала одним из разработчиков лежащей в его основе технологии. Технологией, которая оказалась доступной для множества новых, более мелких компаний, каждая из которых может создать угрозу для поиска Google. У Google есть и собственная альтернатива ChatGPT — система LaMDA, которая привлекла к себе внимание, когда один из инженеров компании провозгласил, что она обрела сознание. Это пока ещё далеко от истины, но ситуация демонстрирует, насколько чат-боты продвинулись за последние месяцы. К сожалению, альтернативой поисковой машины Google её сделать не сможет — LaMDA не подходит для размещения рекламы, приносящей компании более 80 % доходов.
Ещё одним важным недостатком современных чат-ботов является их неспособность различать «добро» и «зло»: при анализе больших объёмов данных и подготовке ответов на вопросы ИИ часто смешивает факты с вымыслом и допускает высказывания, способствующие разжиганию ненависти. А это может оказать негативное влияние и на репутацию Google.
Но даже в своём теперешнем виде ИИ-системы вызывают обеспокоенность в руководстве Google. На днях глава компании Сундар Пичаи (Sundar Pichai) провёл несколько рабочих совещаний, на которых призвал подчинённых определить стратегию Google в отношении платформ искусственного интеллекта, узнали в New York Times. Он также поставил новые задачи ряду подразделений в ответ на угрозу со стороны ChatGPT. Кроме того, распорядился усилить разработку ИИ-продуктов, направленных на создание изображений — они будут альтернативой технологии OpenAI DALL-E. Для решения поставленных задач были выделены дополнительные кадровые ресурсы, а первые результаты работы поручено подготовить к майской конференции. Приоритетным направлением при этом называют «этического» ИИ, ограждающего пользователей от ложной и «токсичной» информации.
В качестве финального продукта планируется выпуск платформы чат-бота на основе ИИ, предназначенной для клиентов облачных служб Google, которые смогут использовать её при организации техподдержки своих пользователей — эта платформа будет отвечать всем этическим нормам. Параллельно будет выпущен прототип системы без искусственных ограничений, и клиенты смогут выбрать его добровольно, приняв, что она может делать ложные или оскорбительные заявления — число клиентов этого прототипа предложено ограничить 500 тыс.
Эксперты придерживаются мнения, что Google будет постепенно совершенствовать свою поисковую службу, не внося революционных изменений. Так, если раньше она не понимала простых вопросов, то сейчас достаточно точно их интерпретирует и даже показывает рекламу в контексте разговора. Проблема в том, что общедоступные платформы искусственного интеллекта побудили мелких игроков начать работу над собственными поисковыми сервисами, искореняя ложные сведения и «токсичные» высказывания, и если конечные пользователи будут довольны работой с ними больше, чем взаимодействием с Google, это может означать свершившуюся технологическую революцию.
Источник: