Сегодня 22 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Core i5-13400: это не Raptor Lake, и очень жаль

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Набор основных соперников для Core i5-13400 хорошо понятен. Главный вопрос, на который должно ответить тестирование, заключается в том, лучше ли этот процессор, чем шестиядерный Ryzen 5 7600X, который можно купить примерно по той же цене. Но помимо этого, интерес представляет и сравнение Core i5-13400 с Core i5-13600K, Core i5-12600K и Core i5-12400. В первом случае мы сможем понять, насколько различаются по производительности актуальные Core i5, во втором — насколько младший Core i5 нового поколения не дотягивает до старшего Core i5 12-го поколения, а в третьем — оценим величину прироста, который дало добавление в шестиядерник Intel четвёрки дополнительных энергоэффективных ядер Gracemont.

Также мы решили добавить в тест Ryzen 7 5800X, который можно отнести примерно к той же ценовой категории. Плюс в качестве ориентира на диаграммы помещены результаты флагманских Ryzen 9 7950X и Core i9-13900K — они позволят понять, как производительность процессоров с ценой около 20 тыс. руб. соотносится с быстродействием CPU, продающихся за 50 с лишним тысяч.

И чтобы быть максимально корректными, упомянем, что в действительности в тестах принимала участие модификация Core i5-13400 с отключённым графическим ядром — Core i5-13400F. Но на результаты тестов это никак не влияет.

В итоге перечень оборудования получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X (Raphael, 16 ядер, 4,5-5,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 7600X (Raphael, 6 ядер, 4,7-5,3 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13600K (Raptor Lake, 6P+8E-ядер, 3,5-5,1/2,6-3,9 ГГц, 24 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-13400 (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 2,5-4,6/1,8-3,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6 ядер, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению были активированы. Для процессоров Core i5-12400 и Core i5-13400 предел PL1 принимался равным PL2.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.3.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2022b (9.13.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.4.1) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

Младший Core i5 вряд ли может поразить кого-то своей производительностью в ресурсоёмких приложениях. Это откровенно компромиссное решение, которое отстаёт от актуальных флагманских CPU на 75-80 %. Именно такой результат получается, если усреднить относительное быстродействие Core i5-13400 по 13 задачам создания или обработки контента, которые мы используем для тестирования.

Более того, даже на фоне Core i5-13600K производительность Core i5-13400 выглядит довольно блекло — от старшего Core i5 главного героя этого обзора отделяет 32 %. Отстаёт Core i5-13400 и от шестиядерного Ryzen 5 7600X на архитектуре Zen 4. Причём количественное отставание от «красного» соперника довольно весомо, оно составляет в среднем 12 %.

Не оправдалось и ещё одно ожидание: Core i5-13400 нельзя назвать современным аналогом Core i5-12600K. Более старый процессор быстрее благодаря тактовой частоте, хотя его превосходство укладывается в несколько процентов.

Но зато Core i5-13400 демонстрирует существенный прирост производительности на фоне своего предшественника, Core i5-12400. Дополнительные четыре энергоэффективных ядра вместе с небольшой прибавкой в частоте смогли поднять производительность младшего Core i5 почти на четверть. И это позволило Core i5-13400 сравняться по быстродействию даже с восьмиядерным Ryzen на архитектуре Zen 3.

Если углубиться в результаты, полученные в конкретных приложениях, то можно заметить, что ситуация, в которой Core i5-13400 превосходил бы по производительности Ryzen 5 7600X, ровно одна. Это перекодирование 4K-видео в формат AV1. Зато случаев, где преимущество шестиядерника AMD выглядит подавляющим, сразу несколько. Такая картина наблюдается в Photoshop и Visual Studio, а ещё есть совсем особый пример: Topaz Video Enhance AI — приложение для ИИ-обработки видео, которое умеет извлекать выгоду из поддержки в Zen 4 набора инструкций AVX-512.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Не получится у Core i5-13400 блеснуть и впечатляющей игровой производительностью. Если старшие представители семейства Raptor Lake с лёгкостью обходили в игровых тестах процессоры Ryzen 7000, то младший Core i5-13400 подобными успехами похвастать не может. Сравнительно невысокая частота и дизайн Alder Lake без увеличенной кеш-памяти делают этот процессор лучшей версией Core i5-12400, но никак не удешевлённым Core i5-13600K. Разрыв в усреднённой частоте кадров между старшим и младшим представителем в серии Core i5 составляет 23 %, и это слишком много для того, чтобы Core i5-13400 можно было бы рекомендовать для игровых систем среднего уровня.

Дело в том, что Core i5-13400 заметно медленнее и по сравнению с шестиядерным Ryzen 5 7600X, который имеет сравнимую цену. Преимущество процессора AMD достигает 15 % в среднем и 8 % в минимальном FPS, а значит, быстрее, чем Core i5-13400, наверняка окажется и ещё более доступный Ryzen 5 7600, который почти не отличается от X-версии по характеристикам. Кстати, проигрывает шестиядерному Ryzen в том числе и Core i5-12600K, который находится на диаграмме выше, чем Core i5-13400.

Дополнительные штрихи в общую картину вносят развёрнутые результаты по отдельным играм. Core i5-13400 оказывается медленнее, чем Ryzen 5 7600X, во всех 11 играх нашего тестового набора. Исключений из этого правила нет. Но при этом есть такие игры, где преимущество решения AMD в FPS превышает и 25, и даже 30 %. В качестве примеров можно привести Shadow of the Tomb Raider или Serious Sam: Siberian Mayhem.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Лаборатория 3DNews проводит игровые тесты процессоров в платформе, оснащённой самой мощной графической картой из доступных. Это позволяет убрать узкие места, связанные с ограниченной мощностью видеоподсистемы, и измерить именно производительность процессоров, которая может проявиться в условиях, близких к идеальным. Поэтому наибольший интерес представляют тесты в разрешении Full HD — в этом случае влияние видеокарты ещё снижается. Тем не менее справочно мы проводим и тесты в разрешении 4K. В данном случае производительность процессоров уже не играет первоочередной роли, но тем не менее полученные результаты позволяют оценить, что произойдёт с частотой кадров, если бутылочным горлышком в игровой системе окажется не CPU, а GPU.

При выборе высокого разрешения во многих играх используемый процессор становится практически не важен — примерно одинаковый уровень FPS выдают и флагманы, и рассматриваемый Core i5-13400. Однако некоторые игры, тем не менее, сохраняют свою процессорозависимость и в 4K. В таких играх справедливыми остаются все те выводы, которые были сделаны выше. Отставание Core i5-13400 от Ryzen 5 7600X сохраняется, а основанный на дизайне Raptor Lake Core i5-13600K выдаёт существенно более высокий FPS.

#Выводы

К этому моменту становится совершенно ясно, что повторить успех младших Core i5 прошлых поколений у i5-13400 не получится. Процессоры подобного рода были хороши тем, что предлагали быстродействие, близкое к быстродействию старших Core i5, за существенно меньшие деньги. Но теперь Intel нарушила этот принцип. В то время как разрыв в игровой производительности Core i5-12400 и Core i5-12600K не превышал 15 %, аналогичная разница между Core i5-13400 и Core i5-13600K достигает уже почти 25 %.

Причина в том, что Intel не стала использовать в Core i5-13400 свежий процессорный дизайн Raptor Lake. Улучшенные производительные ядра Raptor Cove с увеличенным L2-кешем попали в Core i9 и Core i7 тринадцатого поколения, а в серии Core i5 они есть лишь у Core i5-13600K. Более дешёвый Core i5-13400 основывается на старых ядрах Golden Cove, и в результате по производительности он попадает в промежуток между Core i5-12400 и Core i5-12600K, чего для успешной конкуренции с актуальными процессорами AMD не хватает. Шестиядерный Ryzen 5 7600X, который сегодня так же, как и Core i5-13400, можно купить за сумму порядка 20 тыс. руб., опережает его на 10-15 % и по игровой, и по вычислительной производительности. И это — кардинальная перемена в среднем ценовом сегменте: с аналогичными процессорами прошлого поколения картина была зеркальной.

Правда, нельзя не упомянуть, что Core i5-13400 превосходит конкурирующее решение AMD с точки зрения энергоэффективности. Он не только имеет меньшее энергопотребление при простое и любых нагрузках, но и гораздо меньше нагревается. Поэтому подобрать для процессора Intel подобающий и недорогой кулер будет явно проще. А ещё Core i5-13400 позволяет сэкономить на платформе: цены на массовые LGA1700-материнские платы сегодня примерно вдвое ниже, чем на платы с разъёмом Socket AM5 (если говорить о российском рынке), а кроме того, его можно использовать с более дешёвой DDR4-памятью.

Исходя из этого, у Core i5-13400 вполне могут найтись свои приверженцы, однако нужно понимать, что по сравнению с Core i5-12400 прошлого поколения он имеет не так много плюсов. Дополнительные энергоэффективные ядра новинки могут быть интересны главным образом в ресурсоёмких приложениях, где производительность Core i5-13400 оказывается на 23 % выше. А в игровых нагрузках разрыв между младшими Core i5 12-го и 13-го поколений гораздо меньше и не превышает 10 %. Зато текущая стоимость Core i5-12400 ниже на четверть, а ещё, в отличие от Core i5-13400, его можно результативно разгонять на платах с внешним тактовым генератором.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Хардкорный режим, скачки и три сюжетных дополнения: Warhorse рассказала, как будет поддерживать Kingdom Come: Deliverance 2 после релиза 7 ч.
HPE проводит расследование в связи с заявлением хакеров о взломе её систем 7 ч.
«Мы создали CRPG нашей мечты»: продажи Warhammer 40,000: Rogue Trader превысили миллион копий 7 ч.
Создатели Lineage и Guild Wars отменили MMORPG во вселенной Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West 8 ч.
Instagram начал переманивать блогеров из TikTok денежными бонусами до $50 тысяч в месяц 9 ч.
Eternal Strands, Starbound, Far Cry New Dawn и ещё шесть игр: Microsoft рассказала о ближайших новинках Game Pass 10 ч.
ИИ превзойдёт человеческий разум в течение двух-трёх лет, уверен глава Anthropic 10 ч.
Keep Driving вышла на финишную прямую — новый трейлер и дата релиза ностальгической RPG о путешествии по стране на своей первой машине 10 ч.
Google стала на шаг ближе к ИИ, который думает как человек — представлена архитектура Titans 13 ч.
У «Ростелекома» произошла утечка данных — клиентам рекомендовано сменить пароли 13 ч.
GeForce RTX 5000 Kingpin не будет — легендарный оверклокер рассказал о планах на будущее, в которых есть место не только Nvidia 4 ч.
OpenAI, Oracle и Softbank вложат $100 млрд в ИИ-инфраструктуру США, а в перспективе — до $500 млрд 5 ч.
Новая статья: Обзор смартфона OPPO Find X8: очень удобный флагман 5 ч.
К мемкоинам приведут настоящих инвесторов — поданы заявки на крипто-ETF в Dogecoin и TRUMP 6 ч.
Fujifilm представила гибридную камеру мгновенной печати Instax Wide Evo с широкоугольным объективом 9 ч.
Новый Apple iPhone SE получит вырез Dynamic Island вместо чёлки 11 ч.
К 2035 году США смогут получать до 84 ГВт из источников возобновляемой энергии на федеральных землях 11 ч.
Maxsun выпустила новые видеокарты на чипах Nvidia Kepler десятилетней давности 12 ч.
«Транснефть» направила повторный иск к Cisco на 56 млн рублей 12 ч.
Sparkle представила видеокарту Arc B580 Titan Luna с белой печатной платой и подпоркой 12 ч.