Сегодня 03 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор Intel Core i7-13700K: как Core i9-12900K, только лучше

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Естественный соперник Core i7-13700K — флагманский Alder Lake, Core i9-12900K. Эти процессоры не только похожи по характеристикам, но и примерно одинаково стоят. Однако проведённое тестирование гораздо обширней. В дополнение к сравнению с Core i9-12900K мы посмотрим, насколько производительность Core i7-13700K стала выше, чем была у аналогичного по позиционированию процессора прошлого поколения. А ещё сопоставим Core i7-13700K с представителями конкурирующего семейства компании AMD, хотя после того, как все Ryzen 7000 уступили в игровой производительности Core i5-13600K, такое сравнение будет иметь чисто номинальный характер.

Строго говоря, достойным кандидатом для борьбы с Core i7-13700K мог бы стать усиленный 3D-кешем Ryzen 7 7800X3D, однако его мировые продажи начнутся только 6 апреля, а российские – вообще неизвестно когда.

В итоге перечень оборудования получился таким:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X (Raphael, 16 ядер, 4,5-5,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 9 7900X (Raphael, 12 ядер, 4,7-5,6 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 7700X (Raphael, 8 ядер, 4,5-5,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5800X3D (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,4-4,5 ГГц, 96 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер, 3,5-5,2/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-13700K (Raptor Lake, 8P+8E-ядер, 3,4-5,4/2,5-4,2 ГГц, 30 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-12700K (Alder Lake, 8P+4E-ядер, 3,6-5,0/2,7-3,8 ГГц, 25 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS TUF Gaming Z690-Plus WiFi (LGA1700, Intel Z690);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32).
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Socket AM5 и LGA1700 – с DDR5-6000. Установленные спецификациями ограничения процессоров по максимальному потреблению были активированы.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.3.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2022b (9.13.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.4.1) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing. Разрешение 3840 × 2160: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = Ultra.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High. Разрешение 3840 × 2160: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Сравнение IPС: Raptor Lake против Alder Lake

До сих пор мы не занимались практическим сравнением процессорных дизайнов Raptor Lake и более старого Alder Lake «в чистом виде». Однако на самом деле это довольно любопытно: насколько новые процессоры стали быстрее предшественников на одинаковой тактовой частоте? На первый взгляд представители семейства Raptor Lake превосходят Alder Lake за счёт количества ядер и более высоких частот, которые стали возможны благодаря достижению техпроцессом Intel 7 высокой степени зрелости. Однако экстенсивные улучшения — далеко не единственные. В новых процессорах стало больше кеш-памяти второго уровня плюс Intel разогнала кольцевую шину и улучшила алгоритмы предварительной выборки данных. Следовательно, определённый прирост производительности новинок обуславливается и развитием микроархитектуры.

В тестировании Core i9-13900K мы установили, что этот процессор стал быстрее флагмана образца 2021 года на 15 % в играх и на 25 % в ресурсоёмких приложениях. Очевидно, что такой внушительный прирост не может опираться на один только 600-МГц рост тактовой частоты и удвоение числа энергоэффективных ядер. Сегодняшний герой, Core i7-13700K, позволяет разобраться в происхождении прироста подробнее. Он имеет одинаковую с Core i9-12900K ядерную формулу 8P+8E, поэтому, если этим процессорам установить одну и ту же тактовую частоту, мы сможем увидеть, насколько Raptor Lake быстрее, чем Alder Lake, при прочих равных.

Именно это и было проделано: мы провели подробное сравнение быстродействия Core i7-13700K и Core i9-12900K, когда производительные ядра обоих процессоров работали на частоте 5,0 ГГц, а энергоэффективные — на 4,0 ГГц. Абсолютные показатели производительности в данном случае вряд ли представляют большой интерес, поэтому сразу перейдём к итоговой диаграмме относительного быстродействия Core i7-13700K и Core i9-12900K, полученного в задачах тестового пакета.

Оказывается, преимущества микроархитектуры Raptor Lake не столь уж и значительны. Средний прирост производительности, который она может обеспечить без увеличения числа ядер и тактовых частот, составляет в среднем 4,3 %. Однако нужно заметить, что существуют задачи, которые на увеличение объёма L2-кеша и прочие улучшения реагируют более чутко, чем основная масса приложений. Например, при архивации файлов или компиляции исходного кода Raptor Lake оказывается быстрее аналогичного по ядерной формуле Alder Lake на двузначное число процентов.

В то же время в игровых приложениях такого сильного разброса в результатах не наблюдается. Core i7-13700K выигрывает в частоте кадров у работающего на такой же тактовой частоте Core i9-12900K около 4,5 %.

Преимущество в игровой производительности, обеспечиваемое улучшенной архитектурой CPU, примерно одинаково почти на всём наборе используемых игр. Но есть и исключения — производительность Raptor Lake ниже, чем у Alder Lake, в Serious Sam. Списать это можно на то, что вместе с ростом объёма кеш-памяти второго уровня в новом процессоре Intel увеличилась её латентность.

Более наглядно проиллюстрировать это можно графиком, построенным в синтетическом бенчмарке CacheMem, который показывает зависимость латентности кеша и основной памяти от размера блока запрошенных данных.

Увеличение размера L2-кеша в Raptor Lake (с 1,25 до 2 Мбайт на каждое P-ядро) привело к росту её латентности на один такт (с 15 до 16 тактов). Но зато благодаря увеличению частоты кольцевой шины на пять тактов снизилась латентность кеша L3. Однако в некоторых ситуациях скорость L2 оказывается важнее, и потому удельная производительность Raptor Lake может оказаться хуже, чем была у процессоров прошлого поколения. Впрочем, как показывают результаты практических измерений, случается такое крайне редко.

Для справки приведём таблицы с абсолютными показателями производительности, по которым построены диаграммы выше.

#Производительность в приложениях

К этому моменту уже ясно, что Core i7-13700K — это такой «Core i9-12900K на стероидах». И его преимущество перед флагманским Alder Lake малозаметным не назовёшь — в ресурсоёмких приложениях оно составляет в среднем 10 %. Таким образом, по вычислительной производительности Core i7-13700K способен конкурировать даже с Ryzen 9 7900X, проигрывая 12-ядернику AMD разве только в приложениях, которые используют AVX-512-инструкции.

Но при этом производительность Core i7-13700K всё-таки заметно недотягивает до уровня, заданного флагманским Raptor Lake. Несмотря на то, что Core i9-13900K и Core i7-13700K располагают одинаковым количеством производительных ядер Raptor Cove, процессор более высокого класса в среднем быстрее на 12 %.

Трудно сказать, хотела ли того Intel, но по быстродействию Core i7-13700K оказался ближе к Core i9-13900K, нежели к Core i5-13600K, в то время как его стоимость ближе к стоимости последнего. В результате Core i7-13700K выглядит определённо выгоднее флагманского Raptor Lake по отношению производительности к цене. Привлекательнее он и очень похожего по средневзвешенной производительности в приложениях Ryzen 9 7900X — Core i7-13700K можно купить дешевле.

Однако, выбирая процессор для рабочей системы, нужно не упустить из виду, что обусловленное вдвое большим числом E-ядер превосходство Core i9-13900K над Core i7-13700K в отдельных ситуациях проявляется значительно сильнее, чем среднестатистически. Эти ситуации можно охарактеризовать собирательным термином «многопоточные вычисления»: хороший пример такой нагрузки — финальный рендеринг или перекодирование видео.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p

Если в ресурсоёмких приложениях Core i7-13700K отстаёт от флагманского Raptor Lake на двухзначное количество процентов, то в игровых нагрузках ситуация иная. Разница в производительности Core i7-13700K и Core i9-13900K составляет всего 4 %, а значит, рассматриваемый CPU субфлагманского уровня может стать прекрасной заменой для заметно более дорогого старшего представителя семейства Raptor Lake. И более того, Core i7-13700K в этой роли выглядит куда убедительнее по сравнению с флагманской моделью Alder Lake — его среднее преимущество в частоте кадров перед Core i9-12900K достигает почти 10 %.

Иными словами, Core i7-13700K — отличный вариант для игровых систем, который мы рекомендуем в качестве приоритетного для максимальных сборок в «Компьютере месяца» не просто так. Дизайн Raptor Lake с ядерной формулой 8P+8E и высокими тактовыми частотами отлично подходит для того, чтобы не сдерживать FPS даже в самых требовательных AAA-играх. При этом процессоры Ryzen 7000 на фоне героя этого обзора выглядят откровенно блекло, отставая от него более чем на 10 %.

#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p

Как это обычно и бывает, повышение разрешения ведёт к уменьшению разброса между игровыми результатами процессоров ввиду того, что основная часть нагрузки переносится на графическую подсистему. Тем не менее даже в 4K заметное невооружённым глазом преимущество Core i7-13700K перед Core i9-12900K никуда не исчезает.

#Выводы

Похоже, особенно удачных моделей в семействе Raptor Lake оказалось две. Не так давно мы хвалили Core i5-13600K, но и Core i7-13700K оказался не промах. Посудите сами: этот процессор с рекомендованной ценой $409 обеспечивает 96 % игровой производительности Core i9-13900K, стоимость которого на 44 % выше. Более того, он громит любые конкурирующие CPU: его превосходство в играх над представителями семейства Ryzen 7000 превышает 10 % в среднем FPS и 15 % — в минимальном.

Но и это далеко не всё. Быстродействие Core i7-13700K в приложениях тоже весьма убедительно. Пусть он в некоторых случаях и отстаёт от Core i9-13900K на двухзначное число процентов, но зато он существенно быстрее, чем флагманский процессор прошлого поколения, и как минимум не проигрывает более дорогому 12-ядерному Ryzen 9 7900X.

Таким образом, Core i7-13700K выглядит как хорошо сбалансированное решение для производительных систем разной направленности и как отличный выбор для игровых сборок. Однако есть довольно существенный нюанс: по своему энергопотреблению и тепловыделению Core i7-13700K вплотную приближается к Core i9-13900K. А это значит, что такому процессору нужно очень мощное охлаждение, особенно если платформу на его основе предполагается использовать в многопоточных ресурсоёмких приложениях. Отделаться воздушным кулером в данном случае, скорее всего, не получится, и ориентироваться придётся на производительные СЖО, что в конечном итоге усложнит сборку ПК и сделает его дороже.

Но это вряд ли можно считать серьёзным препятствием для настоящих энтузиастов, да и к тому же рендерить 3D-модели или монтировать видео нужно далеко не всем. Поэтому после оговорки о необходимости особого охлаждения мы готовы выдать Core i7-13700K наш фирменный знак «Выбор редактора». В конце концов, этот процессор заметно быстрее, чем Core i9-12900K, который всего полгода назад занимал в модельном ряду Intel место самого лучшего и самого производительного потребительского решения.

 
← Предыдущая страница
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Commandos: Origins не выйдет в 2024 году из-за отзывов игроков — что улучшат к релизу 35 мин.
Intel представила технологию XeSS2 с генерацией кадров — FPS вырастет до четырёх раз 2 ч.
Глава FromSoftware подтвердил, что студия делает не Elden Ring 2, а «несколько проектов широкого круга жанров» 2 ч.
К Microsoft подали иск на £1 млрд за то, что Windows Server в облаках конкурентов стоит дороже 4 ч.
Владелец «Спаса» обвинил Google в сокрытии от акционеров штрафа в 8 ундециллионов рублей 5 ч.
«Добро пожаловать»: постоянную цену «Смуты» в VK Play снизили, «не мелочась, на тысячу рублей» 5 ч.
Apple грозит групповой иск на $1 млрд из-за 30-процентной комиссии в приложениях 5 ч.
Глава разработки новой Mass Effect назвал дополнение к Mass Effect 2, в которое «обязательно стоит сыграть» перед следующей частью 6 ч.
Интерпол арестовал более 5500 подозреваемых в киберпреступлениях и онлайн-мошенничестве 6 ч.
Blizzard скоро снимет Warcraft и Warcraft 2 с продажи в GOG, но магазин CD Projekt их не бросит 8 ч.