Евросоюз выделил крупные субсидии на строительство новых мощностей по производству микрочипов в рамках реализации «Закона о чипах», что, как ожидается, позволит увеличить долю блока в глобальной цепочке поставок полупроводников до 20 % к 2030 году с нынешних 9 %. Ряд экспертов раскритиковали такой подход, называя его не лучшим использованием денег налогоплательщиков.
Уровень государственной поддержки может достичь такого уровня, который даже сторонники увеличения инвестиций в производство чипов считают чрезмерными, пишет Financial Times. Например, Intel предварительно согласовала выделение ей 6,8 млрд евро в качестве государственной поддержки строительства завода в Магдебурге (ФРГ). А теперь она рассчитывает на получение около 10 млрд евро в качестве субсидий в связи с ростом сметы проекта почти до 30 млрд евро. У экспертов возникает вопрос, почему Intel должна получать такую большую субсидию, особенно с учётом того, что внутренний спрос на передовые чипы, которые она будет выпускать в Германии, так мал.
«Это может привести к значительному нерациональному распределению ресурсов — говорит Рейнт Гропп (Reint Gropp), глава Института экономических исследований им. Лейбница (IWH). — Вероятно, было бы более эффективным просто покупать дешёвые субсидируемые чипы в США».
В правительстве ФРГ мнения по этому поводу разделились. Если Свен Шульце (Sven Schulze), министр экономики земли Саксония-Анхальт, столицей которой является Магдебург, поддержал требование Intel по поводу увеличения госсубсидий, то министр финансов Германии Кристиан Линднер (Christian Lindner) в интервью немецкой деловой газете Handelsblatt поинтересовался, «действительно нужны немецкой промышленности» эти чипы или они просто будут продаваться на мировом рынке.
Его мнение разделяет ряд экспертов. Ян-Петер Кляйнханс (Jan-Peter Kleinhans) из аналитического центра Stiftung Neue Verantwortung утверждает, что спрос на полупроводники в Германии наиболее высок в автомобильной промышленности, промышленной автоматизации и производстве медицинских устройств. «Ни одному из них не нужны современные чипы в больших количествах», — говорит он. По его словам, в автомобильной промышленности, например, используются чипы, изготовленные по «старым технологиям производства», которые давно присутствуют на рынке.
Такой подход (ставка на передовые чипы) «угрожает игнорированием реальных потребностей ключевых отраслей промышленности Европы», вторит эксперту ZVEI, торговая организация, представляющая электронный и цифровой секторы Германии.
Intel выразила несогласие с этим мнением. «Существует множество приложений для передовых технологий в автомобилях — автономное вождение, распознавание препятствий, развлекательная система, например», — заявил представитель компании в Европе Маркус Вайнгартнер (Markus Weingartner).
«Intel Magdeburg — это стратегическая инвестиция и ставка на будущее, — настаивает Лукас Клингхольц (Lukas Klingholz) из цифровой ассоциации Bitkom. — Мы точно не знаем, как будет развиваться спрос на передовые чипы в Европе, но в целом он определённо будет расти в ближайшие несколько лет. И пока у Европы нет ни мощностей, ни ноу-хау для их производства».
Источник: