Первый день календарной осени не ограничился формальным дебютом обновлённой Model 3, компания Tesla в очередной раз снизила цены на флагманские Model S и Model X, причём на китайском рынке — на величину до 20 %. В США эти машины тоже заметно подешевели, а ещё Tesla сделала более доступной для клиентов в США и Канаде опцию FSD, которая позволяет водителю минимально вмешиваться в процесс управления.
Около года назад Tesla подняла стоимость опции FSD с $12 000 до $15 000, и тогда Илон Маск (Elon Musk) пытался оправдать этот шаг возросшей ценностью программных обновлений, реализованных данным программно-аппаратным комплексом. Сейчас стоимость FSD в США вернулась к прошлогодним $12 000, хотя вариант подписки на её использование с ежемесячным платежом стоит прежние $199 в месяц. Кроме того, владельцы электромобилей Tesla, выпущенных в период с конца 2016 года до середины 2019 года, должны доплачивать единовременно $1000 за модернизацию бортового компьютера. В Канаде опция FSD подешевела на сопоставимую величину, с 19 500 до 16 000 канадских долларов. В Европе стоимость опции не изменилась, но в этих регионах возможности данного комплекса гораздо скромнее, поскольку Tesla пока не приступила к тренировке своих нейронных сетей на автоматизацию управления машинами применительно к особенностям местных дорожных условий.
Если вернуться к ценовой политике Tesla в отношении электромобилей, то в Китае Model 3 после обновления всё же подорожала на 12 % в базовой версии. Если учесть возросший запас хода и улучшенную, предположительно, шумоизоляцию, подобный рост стоимости можно было бы признать справедливым, но китайский рынок весьма конкурентен, и нет гарантий, что Tesla скоро не придётся снижать стоимость новинки. Электромобили Model S и Model X в структуре поставок Tesla занимают не более 3 %, поэтому снижение цен на них вряд ли может существенно влиять как на выручку, так и на норму прибыли, но этот шаг наверняка носит символический характер. В Китай обе модели импортируются из США, поэтому снижение цен на величину до 20 % со стороны Tesla выглядит неслыханной щедростью. Базовые версии Model S и Model X в Китае подешевели на 14 и 18 % соответственно.
Первого сентября Tesla снизила стоимость флагманских электромобилей и в США. Седан Model S потерял в цене $3500 и теперь предлагается за $74 990, а кроссовер Model X подешевел сразу на $8500, уложившись в диапазон цен «до $80 000», который открывает ему доступ к участию в американской программе субсидирования. Теперь определённая категория покупателей Tesla Model X в США сможет претендовать на получение от государства до $7500. Если учесть, что в начале года Tesla Model X в США стоила $120 990, то к началу сентября она подешевела на внушительные $41 000, и это без учёта возможной субсидии в $7500.
В целом мотивация снижения цен на флагманские модели электромобилей Tesla понятна: в США компания подгоняет их базовую стоимость под требования локальной программы субсидирования с целью стимулирования спроса, а в Китае она просто старается удерживать рыночные позиции в отсутствие планов по локализации выпуска конкретных моделей и под ярым натиском многочисленных местных конкурентов.
Источники: