Сегодня 14 июля 2024

Учёные впервые обнаружили воду на астероидах с помощью прямых наблюдений

Летающая обсерватория NASA SOFIA, оборудованная на самолёте Boeing 747SP, была списана полтора года назад, но собранные ею данные всё ещё приносят пользу науке. Используя собранную инфракрасным телескопом информацию, группа учёных впервые прямым наблюдением обнаружила воду на каменистых астероидах Солнечной системы. Эти данные послужат основой для уточнения модели эволюции планет системы и жизни на Земле.

Источник изображения: NASA

Несколько лет назад, когда SOFIA регулярно поднималась в стратосферу, одна из групп учёных с её помощью обнаружила молекулы воды в одном из кратеров на южном полюсе Луны. Согласно измерениям, воды там было 355 мл/м3. Вода была химически связана с минералами, но её молекулы отчётливо обнаруживались в среднем диапазоне инфракрасного спектра.

Используя прошлый опыт, учёные из Юго-Западного исследовательского института (США) решили поискать воду на четырёх каменистых астроидах главного пояса между Марсом и Юпитером. Для изучения были выбраны Ирис, Партенопа, Мельпомена и Массалия. Молекулы воды отчётливо распознавались в сигналах с Ириса и Массалии, тогда как сигналы с Партенопы и Мельпомены утонули в шумах.

Прямое наблюдение воды на каменистых астероидах указывает на то, что вода на планетах и Земле могла появиться также благодаря каменистым астероидам, ранее считавшимися совершенно безводными. Такие небесные тела формируются ближе к звёздам, и они считались безводными, тогда как на более далёких астероидах за счёт сохранения льда воды должно было быть достаточно много, чтобы это имело значение для формирования водной среды на планетах. Полученные с помощью SOFIA данные говорят, что каменистые астероиды также участвовали в пополнении планет водой.

Знание о распределении воды в планетарных системах поможет нам лучше понимать формирование условий для образования очагов зарождения биологической жизни. Эти же условия будут многократно повторяться в других звёздных системах, что направит поиск инопланетной жизни по наиболее вероятному пути, ведущему к результату. Учёные вдохновились результатами, полученными с помощью «Софии» и намерены воспользоваться возможностями «Уэбба» для поиска воды на других каменистых астероидах нашей системы.