Сегодня 14 июля 2024

Астероид Диморф стал похож на продолговатый арбуз после удара по нему зондом NASA DART

В рамках уникальной миссии NASA в 2022 году космический аппарат умышленно столкнули с астероидом Диморф (Dimorphos). Эксперимент Double Asteroid Redirection Test (DART) продемонстрировал возможность корректировки орбиты астероидов, чтобы предотвратить их потенциальное столкновение с Землёй. Теперь специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA рассказали, что стало с астероидом после исторического столкновения.

Источник изображений: NASA, JPL-Caltech, Johns Hopkins APL

Диморф, выбранный в качестве цели, представляет собой астероид диаметром около 170 метров, вращающийся вокруг более крупного астероида Дидим (Didymos). Мониторинг изменений его орбиты вокруг основного тела позволил специалистам с высокой точностью оценить результаты воздействия DART.

Опубликованное в Planetary Science Journal исследование описывает изменения, произошедшие с формой и орбитой Диморфа после столкновения. Шантану Найду (Shantanu Naidu), инженер JPL и ведущий автор исследования, указывает на то, что орбита астероида перестала быть круглой, а его период обращения сократился на 33 минуты и 15 секунд. Астероид приобрёл форму трёхосного эллипсоида, напоминающего продолговатый арбуз.

До столкновения (слева) астероид имел форму приплюснутого шара. После столкновения (справа) он приобрёл более вытянутую форму, похожую на арбуз

До столкновения (слева) астероид имел форму приплюснутого шара. После столкновения (справа) — форма вытянулась

Исследование основывалось на данных из трёх источников. Первый источник — это сам космический аппарат DART, который делал снимки Диморфа с высоким разрешением по мере приближения. Это позволило команде учёных точно измерить расстояние между Диморфом и Дидимом и определить все физические параметры Диморфа до столкновения.

Вторым был 70-метровый радар GSSR, расположенный в Калифорнии, который измерял положение и скорость обоих объектов. Третьим и основным источником данных о кривой блеска стали наземные телескопы, расположенные по всему миру. В сумме, эти данные позволили с высокой точностью определить, как столкновение повлияло на движение и форму астероида в космическом пространстве.

Фотография астероида Диморфос за две секунды до столкновения DART с его поверхностью 26 сентября 2022 года

Фотография астероида Диморф за две секунды до столкновения DART с его поверхностью 26 сентября 2022 года

Анализ показал, что изменения в орбите Диморфа происходили не мгновенно. Сразу после столкновения период его обращения уменьшился на 32 минуты и 42 секунды, а затем ещё на 33 секунды в результате потери составляющего его каменистого материала. В итоге Диморф уменьшил орбиту обращения вокруг Дидима на 37 метров, чем до столкновения с DART.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что структура Диморфа представлена слабо связанной между собой «кучей обломков». Этот вывод находит отражение в аналогичных данных, полученных в ходе миссии OSIRIS-REx NASA к астероиду Бенну (Bennu) в 2020 году, который чуть было не поглотил аппарат во время сбора образцов грунта.

Миссия Hera Европейского космического агентства (ESA), запланированная на октябрь 2024 года, является следующим этапом исследования последствий столкновения DART с Диморфом. Hera будет изучать астероид с целью получения дополнительных данных о его структуре и поведении в космосе.